Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие ценностных ориентаций




Особенности ценностных ориентаций подростков

 

 

Выполнила: студентка I курса

группы ПИсОб-11

очной формы обучения:

Козлова Юлия Дмитриевна

____________/Подпись/

Научный руководитель:

канд.психол.наук., доцент

Валентина Петровна Кузьмина

____________/Подпись/

 

КИРОВ

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Постановка проблемы ценностных ориентаций подростков в психологической науке. 5

1.1 Понятие ценностных ориентаций. 5

1.2 Особенности психического развития в подростковом возрасте. 8

1.3 Изучение ценностных ориентаций подростков в возрастной и педагогической психологии. 13

Глава 2. Экспериментальное изучение ценностных ориентаций подростков. 16

2.1 Организация экспериментального исследования. 16

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования. 19

2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию ценностных ориентаций подростков. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 34

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Ценности – один из главных аспектов жизни человека, сочетание целей, идеалов, взглядов личности. Ценности как таковые являются представлением о том, что важно и значимо для коллектива, группы или отдельного человека, они несут определенный личностный или общественный смысл. Основной их функцией является оценка, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий, таким образом, ценности выступают регулятором социального порядка.

 Социальные (общественные)  ценности являются исторически и культурно обусловленными (т.к. большинство ценностей, моральных и нравственных установок было сформировано в процессе развития общества). Ценности конкретной личности во многом формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Каждое общество имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру (в зависимости от культуры, традиций и развития общества в целом). Так как набор тех или иных ценностей, которые усваивает человек в процессе социализации, ему диктует именно окружающее его общество, исследование ценностных ориентаций является весьма актуальным, в особенности в эпоху серьезных социальных изменений и преобразований, в ситуации переоценки норм морали и прежних ценностей общества.

Одной из самых неустойчивых и нравственно неподготовленных групп в такие кризисные периоды общества становятся подростки. Именно в подростковом возрасте интенсивно формируются мировоззрение, система оценочных суждений, нравственная сфера, идеалы и убеждения развивающегося человека. Все это усложняется отсутствием базовых ценностных ориентиров у подростков. В будущем ценностные ориентации, сформированные в подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.

Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, предмет и объект исследования.

Цель исследования: изучение  ценностных ориентаций подростков

Объект: мировоззрение и нравственная сфера подростков

Предмет: особенности ценностных ориентаций в подростковом периоде

Гипотеза: мы предполагаем, что подростки владеют сформированной системой ценностных ориентаций, которая имеет определенную структуру и является индивидуальной для каждого ребенка.

На основе поставленной цели и гипотезы решаются следующие задачи:

1) Изучение источников по проблеме исследования;

2) Подбор методик исследования;

3) Анализ и интерпретация полученных результатов;

4) Психолого-педагогические рекомендации по проблеме исследования;

Методы исследования: методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» Б.С.Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича), диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

База исследования: МКОУ СОШ с. Ильинска Советского района Кировской области, ученики 8 класса.

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, приложениями.


Глава 1. Постановка проблемы ценностных ориентаций подростков в психологической науке

Понятие ценностных ориентаций

Что же такое ценностные ориентации? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить значение такого понятия как «ценности».

Начнем с того, что это понятие является междисциплинарным. В основном понятие «ценность» встречается в философии и аксиологии (теории ценностей). Эти науки изучают структуру ценностей, их взаимосвязь между собой. В психологии рассматривается иерархия ценностей и ориентация личности в ней. Педагогическая наука занимается вопросами формирования ценностных установок и управления процессом ориентации личности в мире ценностей.

Существует большое множество определений понятия «ценность». «Привлекательность целевого объекта», - такое определение дал ценности Э.Толмен, т.е. он определил ее как потребность, нужность и необходимость цели.

Следующее определение дает в своих работах В.П.Тугаринов: «Ценности - суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного сообщества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала»[16].

Обобщая вышесказанное,  мы можем сказать, что ценности - это вещественные или невещественные (идеальные) предметы, которые обладают важностью для человека, удовлетворяют его потребности и интересы.

В современной науке существует несколько классификаций ценностей.

Например, М.Рокич выделяет два вида ценностей:

· терминальные ценности (ценности-цели, к которым, по мнению личности и общества, стоит стремиться);

· инструментальные (ценности-средства, т.е. убеждения личности или общества в том, что какой-то образ действий является наиболее предпочтительным в любых ситуациях).

Другую классификацию предлагает С.Ф.Анисимов, в которой ценности бывают двух видов:

· абсолютные, которые сохраняют свое значение неизменно (например, жизнь, здоровье, знание, справедливость и др.);

· релятивные, т.е. относительные, основными качествами которых являются непостоянность, зависимость от мировоззрения и исторических позиций человека.[11]

Ценностные ориентации отдельного человека во многом зависят от мировосприятия других людей, от идеалов и представлений социума. Таким образом, отдельный человек может пользоваться только теми ценностями, которые имеются в обществе. Направленность личности на  те или иные ценности  и составляет ее ценностные ориентации.

Как и «ценность», понятие «ценностные ориентации» имеет множество, оно является междисциплинарным, поэтому по-разному понимается в произведениях различных авторов.

Впервые в отечественной социальной психологии и социологии определение понятия «ценностные ориентации» дали  А.Г. Здравомыслов и В.А.Ядов. Они уделили большое внимание  психологическому содержанию понятия. Под ценностными ориентациями они понимают установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. [9]

В Большом психологическом словаре Б.Мещерякова и В.Зинченко ценностные ориентации определяются так: «Ценностные ориентации (от англ. value orientations) – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, труд, творчество и др.)»[4].

Понятие ценностных ориентаций было введено в социальной психологии как аналог понятия ценностей в философии. Ценностные ориентации – это сложный социально-психологический феномен, который характеризует направленность и содержание деятельности личности, определяет общий подход человека к миру и к себе. Ценностные ориентации придают смысл и направление позициям человека, его поведению и поступкам.[2]

Под термином «ценностные ориентации» А. И. Кравченко описывает ценности, на которые ориентируются люди. Ценности, по его мнению, принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации – индивиду. Идею о том, что ценностные ориентации человека формируются под влиянием общества (т.е. под влиянием экономических и социальных отношений, морали, культуры, идеологии  и потребностей общества) разделяют Минц Г. и Непомнящий А.[17]

Система ценностных ориентаций является значимым регулятором деятельности человека. Она позволяет соотносить потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами общества [18]. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...