Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.
Общение – это объективное взаимодействие социальных индивидов. Дюркгейм скажет: единица анализа общества есть взаимодействие между по крайней мере двумя людьми. Взаимодействие суть объективный факт. В экономике, социологии тоже рассматривают взаимодействие между социальными индивидами, но там оно объективно, существует даже, когда люди не знают друг друга. Это взаимодействие социальных позиций. А для психолога взаимодействие требует личного контакта, взаимной активности субъектов. Общение понимают как отношение между людьми. Необходимость понимания людьми друг друга. У Роджерса группы открытого общения. Открытое – значит откровенное. И открытое есть условие взаимного понимания людей. У Роджерса есть термин интерперсональное знание. Есть знание субъективное и оно может быть неверным (мнение о каком-то предмете, человеке и т.д.). Объективное знание по Роджерсу совокупное мнение экспертов. Можно собрать мнения специалистов, обобщить и в результате возникнет объективное знание. Но даже оно может быть неверным, коллективной ошибкой. И только интерперсональное знание Роджерс считает адекватным, как результат взаимного понимания людей. В группах есть элементарное упражнение. Один участник сказал что-то другому (мнение, отношение и т.д.). Адресат сообщения должен его повторить. Повторяет и возможно первый скажет, что он совсем не то имел ввиду. И первый уточняет мысль, высказываясь иначе. И так до тех пор, пока люди не поймут друг друга. Если общение это деятельность, то она целостна, не сводится к сумме составляющих её действий, к сумме целей индивидов. У общения как деятельности всегда есть особое новое качество, которое возникает в процессе. Им может быть и сам факт интимной беседы, особое эмоциональное состояние субъектов, некий новый способ действия, новый способ понимания реальности. Общение нужно не только для вступления в отношения, но и чтобы по новому воспринимать окружающий мир. Общение – это взаимная активность по крайней мере двух индивидов, понимающих друг друга, в результате которой появляются новые качества. Интерперсональное знание, эмоциональные состояния, способы поведения и, наконец, новое восприятие и понимание реальности. Общение как деятельность. Первый ответ: общение суть необходимое условие любой деятельности человека. И поэтому само общение деятельностью не считают. Второй ответ: если общение это деятельность у неё есть особый мотив, за которым стоит соответствующая потребность. Конечно, общение технологическое требование к любой совместной деятельности. Скажем, игроки в футбол или хоккей общаются друг с другом и это есть условие. Но вот одна из команд забивает гол и что видим. Футболисты или хоккеисты осуществляют бессмысленную для технологии деятельность (ударяют друг друга по плечам, радуются и т.д.). Потребность в общении и её развитие[335]. Как всякая потребность имеется две стороны объективная и субъективная. Две составляющих комплексной структуры выделил ещё Джемс, а разъяснил Маслоу. Первый аспект – это объективная необходимость индивида в принадлежности своему социальному целому. Субъективный эквивалент именуется чувством сопричастия группе, своему обществу. Леви-Брюль: существовать для человека значит быть сопричастным. Бывает человек принадлежит обществу, но не принят им. Второй аспект - объективная необходимость быть принятым, признанным в обществе, потребность быть замеченным (в чувствах, поступках и т.д.). Субъективный эквивалент сформулировал Маслоу как чувство самоуважения. Есть факты когда дети попадали к животным и их социальное и психическое развитие было существенно замедленно. Едва ли возможно жить человеку не среди себе подобных. Сюда же относятся факты детского госпитализма[336]. Дефицит общения является гибельным для человека. Дети в домах для сирот от 50 до 90% погибали, формально от разного рода заболеваний, но суть в том, что причиной подверженности заболеваниям был дефицит общения. Комплекс оживления[337] – эмоциональная реакция на лицо взрослого человека. Это и есть первый крайне важный эмоциональный контакт, обычно с матерью, но может быть и с другим взрослым человеком. Каково предметное содержание потребности в общении. Ответ дают популярные эксперименты Харлоу – опыты с матерчатой мамой. 2 группы для контроля, третья основная. Первая группа воспитывается в обычных условиях со своими матерями. Вторая – в полной изоляции [338]без матерей. Третья – в искусственных условиях, когда мать подменяется копией. Были муляжи из проволоки, картона, других материалов. Оказалось, что новорожденный[339] детеныш предпочитает определенную сенсорную стимуляцию. Проволочный муляж должен быть обтянут пушистой ворсистой материей. Необходимость телесного сенсорного контакта. Конечно, успешнее развивались со своими матерями. Трудности были в сенсорной изоляции. А воспитанники матерчатой мамы были в промежуточном положении. С возрастом детеныши отходили на всё большее расстояние от мам, но время от времени возвращались чтобы потереться и зарядиться эмоциональным зарядом. Чем старше детеныш, тем больше расстояния, на которые он отходит. Мать есть помимо прочего условие познания окружающей среды. Через какое-то время животные экспериментальной группы стали отставать в своем развитии даже от тех, кто был в изоляции. Реальная мать как бы подталкивает детеныша к обследованию, к познанию окружающей среды. Реальная мать активна, а матерчатая – пассивна. Обеспечивает эмоциональную поддержку, но не стимулирует к контакту с окружающими. То что является условием развития может стать причиной его задержки[340]. Мать есть условие, мир, но этот мир со временем должен расширяться. Если мать не выведет, то будет излишняя эмоциональная опека и она станет преградой, причиной задержек развития. Следующим социальным целым является семья ребенка. Здесь можно было бы адресоваться к классикам психоанализа, где существует понятие семейная триада. Условием психического развития является заполненность этой триады, чтобы будущая социальная жизнь имела конкретизацию, свои эталоны. Если в семьи отсутствуют родители, то и дальнейшие представления о мужчине или женщине могут стать размытыми. Любой взрослый человек может заполнить недостающее место. Ребенок в детдоме ожидает любого взрослого как своего потенциального родителя. Это первый положительный аспект, который затем может смениться негативным. Если ребенок так и не находит человека, который бы заполнил указанные места, он не принимает других людей, относится к ним негативно, попадает в условия социальной изоляции. Для мальчиков семейная триада комплекс Эдипа, для девочек – комплекс Электры. Семейная триада возможный источник личностных проблем. Это условие первого рождения личности и иногда оно выходит не удачным. Отец для мальчика – это конкретный образец мужской социальной роли, материал для эмоциональной идентификации. С другой стороны как всякий ребенок мальчик стремится и к эмоциональному контакту с матерью. Фрейд рассуждал предельно: если мальчик стремится стать как отец (стать отцом), значит стать мужем матери. И тогда отец начинает восприниматься как соперник, как препятствие на пути эмоционального общения с матерью. Амбивалентное отношение к отцу и блокада эмоционального контакта с матерью. Если этот комплекс не разрешен, то и в дальнейшем начальник на работе (учитель, любой руководитель, старший товарищ) психологически является для человека копией отца. Бывает взрослая женщина конфликтует с матерью, не замечая того, что она ведет себя точно так же как мать. Семья это и условие социального развития и возможное препятствие ему. Надо выйти из семьи, в которой родился, чтобы создать собственную. По Юнгу один из архетипов возникает, когда человек перестал бороться с тенью. На пути встречается архетип анимы или анимуса. Анима – представление мужчины о женщине, анимус – женщины о мужчине. А если человек уже взрослый и давно женат, но по Юнгу с анимой (анимусом) контакта пока не было. Данные архетипы должны выражать собственное представление, независимое от той семьи, в которой родился и вырос. Если встречи с этим архетипом не было, то жена мужчины – это психологическая копия матери. И можно сказать, что он находится у жены под каблуком. Может быть ему там очень удобно и хорошо и тогда не надо трогать, но такая ситуация суть преграда для социального и дальнейшего личностного развития. Ну и девушки могут искать психологическую копию отца – это тоже остатки не преодоленных семейных связей и идентификаций. Следующий уровень где человек входит в социальный мир и контакт со сверстниками. Первые контакты со сверстниками происходят с необходимым участием взрослого. И лишь в подростковом возрасте именно сверстники становятся той социальной средой, которая способствует личностному развитию человека. Подростковый напоминает сразу два быстро сменяющихся периода. Человеку необходимо быть сопричастным социальному целому, необходимо побывать в коллективном «мы». Здесь моделируются простые законы традиционных обществ «мы» и «они». Знаменитый эксперимент Шерифа о групповых взаимодействиях детей. Дети приехали в летний лагерь. 2-3 дня их не разбивали на отряды и между ними сложились какие-то пусть поверхностные дружеские отношения. Спустя 2-3 дня исследователи предпринимают следующее. Смысл исследования: какие факторы повлияют на образование группы, социальной единицы, коллективного «мы», которое противостоит некоему «они». Так вот оказывается, что роль такого фактора может выполнить все что угодно, любая деталь. Детей проверяли на остроту зрения и сообщили им о том, что теперь их разделили по данному признаку. На самом деле это было не так, разделили совершенно случайным образом. Но сообщение о том, что есть какой-то признак разделения влияет на образование и консолидацию этих групп. Такой консолидации а потом и взаимной вражде способствуют любые соревнования и оформляется группа тогда, когда появляется собственная символика, собственное коллективное название, собственные предметные символы (например, флаг). Прекращали эксперимент тогда, когда дело доходило до уничтожения символики. И группа тоже может быть преградой личностного развития. Эльконин утверждал о подростках, что подлинная ведущая деятельность это не просто общение со сверстниками. А интимно-личное общение. Обязательно надо побывать в группе и принадлежать ей это необходимо, но нельзя на этом задерживаться иначе так всю жизнь будешь делить на своих и чужих, на наших и ваших и т.д. Среди сверстников подросток ищет друга для интимно-личного общения. На фоне коллективного «мы» создается возможность для второго рождения личности, собственного я. Человек вышел из подросткового возраста. Это одна из тех потребностей, по развитию которой можно многое сказать о личности. Известны так называемые гурманы общения. Это явно Ноздрёв у Гоголя, когда ясно, что нет природной потребности общаться с такой интенсивностью и нет социальной. Нередко мы находим факты, когда человек намеренно или нет как бы уходит от общения, от социальных контактов. И здесь различают одиночество и уединение. Одиночество, наверное, всё-таки связано с занятием определенной социальной позиции. Общественный изгой, мизантроп (как у Мольера или в Горе от ума), намеренно одинокий человек. А уединение нечто более тонкое. Пруст был по социальным меркам был нарочитый мизантроп. Все дни проводил взаперти и появлялся из дому только ночью. Даже со своими друзьями (которые с уважением относились к его творчеству) общался крайне редко, лишь переписываясь. А в комнате, где он жил и творил вообще не бывал никто. Когда друзья вошли в эту комнату, увидели на столе стопку тетрадей. Это был роман «В поисках утраченного времени». Общался ли Марсель Пруст и если да то с кем в своем уединении? Он общался с человечеством, с потенциальными читателями его романа. Общался и с нами через создаваемый им текст, культурный предмет. Личностное общение – это диалог с помощью культурных предметов и уже не обязательно быть в социальном контакте со своим партнером. Здесь удобно вспомнить Робинзона Крузо. С одной стороны эта фигура как социальный индивид вроде бы лишена всяких контактов, остров необитаем. Но с другой стороны как личность это несомненно субъект общения с миром культуры. Почему этот маленький герой выжил на необитаемом острове. А именно потому что он активно общался, работал с культурными предметами. Он воссоздавал культуру, как бы находил новые способы применения тем орудиям труда, культурным предметам, которые сумел спасти и благодаря которым выжил. Вопрос второй. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение[341]. Человек существо экспериментальное, знаковое. Появляется в контакте. Надо вспомнить имя Жане, который сказал о том, что психические функции человека становятся таковыми тогда, когда они связаны с речью. Они изменяются, преобразуются с помощью знаковых средств. Он назвал память-рассказ. Язык есть совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь есть процесс использования языка. В психолингвистике [342]выделяют различия языка и речи. Во-первых, язык относительно стабилен, а речь (поскольку она процесс) динамична. Речь есть резерв развития языка. Человек не просто присваивает смыслы, но и активно работает по их производству сам. Подросток входя в культуры, осваивая язык модифицирует его, ищет его новые смыслы. Леви-Стросс словоблудие сравнивает с супружеской изменой. Неверное использование значений языка. Но есть периоды, когда человеку необходимо поиграть словами. Ещё полезно экспериментировать с языком писателям. Чтобы сохранять язык, его необходимо преобразовывать. У Солженицына удивительно красивый образ языка. Он говорит: все слова, которые включает в себя современный русский язык, я представляю себе в виде сферы. Эта сфера сегодня очень узкая (в ХХ в. русский язык претерпел немало печальных изменений; аббривеатуры, слова неудобные для выражения своих чувств и т.д.). Надо что-то делать. Может быть издать декрет о языке, ввести в обязательное употребление термины из словаря Даля. Нет, таким образом язык сохранен не будет, это будет мертвый язык. На языке для сохранения необходимо говорить. А себя я представляю на пределах этой сферы и там я пытаюсь создавать новые слова. Все глаголы с различными приставками сочетаются. Там на пределе беру глагол и приставляю к нему новую приставку. Возможно, такое новое слово не приживется, отойдёт в сор. Но возможно и станет новой единицей языка. Это называется сменой контекста. Во-вторых, язык есть совокупность общественных значений, а речь индивидуальна. Язык зафиксирован в толковом словаре. Часто бывает, что индивидуальная речь обогащает общественные значения. Яркие примеры тому названия литературных произведений. Скажем «Мертвые души» - формально значение полтора века назад было одно. Писатель создал поначалу индивидуальный смысл и именно он вошел в нашу культуру и уже может быть даже кто-то и не помнит, в чем состояло значение словосочетания. В-третьих, язык и речь отличаются по способу овладения ими. Иностранным языком овладеваем в такой последовательности. Сначала изучаем термины, лексикон, правила оперирования ими, а лишь затем начинаем пользоваться языком. А родной речью человек овладевает в обратной последовательности – сначала говорит, а лишь зачем изучаем родной язык. Изучаем по Выготскому для того, чтобы осознавать не только языковые правила, но и себя как носителя языка, как социального индивида, человека своей страны и в конце-концов человека, осознающего свою социальную позицию, а тем самым свои мотивы. Виды и функции речи. У сигнальной и знаковой речи функция коммуникативная. Сигнальная это речь животных, сигнал это выражение эмоционального состояния. Которое в свою очередь есть переживание актуального состояния потребности. Аффект не специфически человеческое свойство, в отличие от чувства. Сигнальная речь выполняет экспрессивную функцию (выражение эмоционального состояния; обеспечение психологического контакта). Сигнальная речь невербальная. Знак позволяет заменить предмет и действие с ним. Адлер говорит: человек занимается именно той областью, в которой у него есть пусть маленькие проблемы. Самый сложный язык, сложные термины мы встречаем именно в психолингвистике. Там удивительно любят использовать иностранные слова и редко их переводят. Внешняя знаковая речь имеет как минимум 4 функции. 1. Указание на предмет (индикация). 2. Знак есть имя предмета, называние (номинация). 3. Любой знак обязательно имеет значение иногда их несколько, означивание (сигнификация). 4. Речь и язык есть форма сохранения знания о мире, о других людях и самом себе (гнозис). Внутренняя речь также является знаковой, но у ней возникают дополнительные функции. Речь для себя. У ребенка мы впервые находим особый феномен звучащей внутренней речи, которая по своей форме является внешней, а по функциям уже внутренней (эгоцентрическая речь). Когда Выготский прочел переведенную на русский книгу Пиаже, то вступил с ним в полемику. Сказал, что эгоцентрическая речь происходит из внешней. Хотя ребенок говорит для себя ему необходимо присутствие другого. Пиаже прочел критику Выготского и полностью согласился с высказыванием Выготского и сказал так. Было бы очень хорошо, если бы в СССР сначала перевели первую мою книжку и только затем вторую. Эгоцентрическую речь Пиаже решил назвать не речью для себя, а речью соответственно себе, своим возможностям, развитию своего мышления. Функций внутренней речи две. Планирующая и регулирующая. У перечисленных видов речь есть признак, по которому они изменяются. Есть текст и контекст. Виды внешней речи различаются по степени развернутости контекста. Наиболее развернутой является письменная речь. В ней буквально все контексты должны быть выявлены и пояснены. Руководители могут вежливо отодвинуть текст курсовой и сказать «это внутренняя речь, а требуется письменная с развернутыми контекстами». Дальше устная монологическая речь, в частности речь лектора, является уже более свернутой. Старинная мечта любого преподавателя – записать свои лекции на диктофончик и издать их в качестве учебного пособия. И тогда устная речь будет отличаться от письменной. Нужно будет разворачивать контекст, который лектор пытается развернуть с помощью интонаций, пауз, жестов и т.д. Диалогическая речь является ещё более свернутой, потому что предмет разговора часто понятен партнерам и они могут его опускать. Наиболее свернутой, сокращенной конечно является внутренняя речь. Что же всё-таки в речи для себя остается, а что исчезает. Исчезают по Выготскому психологические подлежащие (логический субъект), то есть то, что является предметом речи, который ясен субъекту. А остаются психологические сказуемые (предикаты), остается суть, вербальность. Роджерс требовал, чтобы состояние было межперсональным знанием, условием контакта. Полностью выразить свое состояние едва ли возможно в обыденном общении. Наверное, это очень важно для интимной беседы, для групп открытого общения. Роджерс давал в нашей стране два массовых больших сеанса техники. Он с некоторыми психологами проводил марафон и с тех пор побывавшие там интересно и позитивно изменились личностно. Одна из них – Ю.Б.Гиппенрейтер изменилась, сменила тематику. Она общается с вами и вдруг приостанавливается и говорит «Простите, я должна высказать вам свое эмоциональное переживание». Функция сигнальной речи, но в данном случае выражается словами. Это целое искусство выражения своих эмоциональных состояний. Наши высказывания нередко несут невербальные функции передачи эмоциональных состояний. Метафоры «счастлив как ребенок», «устал как загнанная лошадь» нужны для этого. Ссылка на физическое состояние. Знакомый вдруг говорит «у меня болит голова». Один вариант вербальный, но возможен и невербальный. Высказывание это степень готовности к общению и в данный момент он хочет воздержаться от общения. Неверные ошибочные обобщения «ты всегда опаздываешь» (не может человек всегда опаздывать) имеют невербальный смысл. Иронические, саркастические фразы свидетельствуют о том, что человек едва ли способен к полноценной коммуникации, он уходит от контакта. И наконец, самым последним сообщением о своей готовности коммуницировать является аффект. Ссора, речевая агрессия[343] как последняя мера, после которой общение уже невозможно. Экспрессия своего эмоционального состояния. Третий вопрос. Возможности описания и анализа процесса общения. Грубо их две. Общение можно описывать как поведение, которое можно наблюдать извне – это внешняя точка зрения. И можно вскрывать (моделировать) внутреннюю структуру общения. Два автора соответственно. Общение извне может описать не только психолог. Это примерно как диагност, описывающий свойства человека. Нужно взять толковый словарь по толще, выписать из него все те возможные свойства, которые позволяют описать человека в общении и затем их использовать для описания, подвергая математической обработке, факторному анализу. Первый автор – психолог диагност Лири. Ему удалось извне описать индивидуальные стили общения. Выделяют ещё иногда симпатию или антипатию. Человека можно не принимать как партнера по общению, но он тебе не симпатичен. А может быть наоборот. Внутреннюю структуру общения моделирует Бёрн. Он вскрывает прежде всего структуру субъекта общения, в котором Бёрн выделяет три инстанции. Это ребёнок (субъект неуправляемых желаний; неконтролируемых эмоциональных состояний), взрослый (субъект принятия решений в конкретных социальных ситуациях) и родитель (носитель культурных принципов, ценностей, установок). У Бёрна особый язык. Если общение это игра, то отдельный акт общения он назовёт сделкой. И самое общее правило, что сделало популярными его книги. Акт общения должна быть параллельной. Но подобные примеры довольно редки и идеальны, а реальное общение будет продолжаться также только тогда, когда родитель обращается к ребенку и ребенок же обращается к нему. Это позитивный вариант. А негативный: семейное общение муж жене «где мои запонки?» (взрослый к взрослому), ответ надо дать «по ищи на столе», но не так отвечает жена, а «вечно ты разбрасываешь свои вещи». Взрослый получил в ответ получил связь родитель-ребенок. Три базовых правила анализа общения как действия. Более точный термин Бёрна транзакция[344]. Первое – общение в принципе может протекать на трех уровнях по тому, что субъект общения является сложным. Второе – процесс общения осуществляется тогда, когда транзакция является параллельной или дополнительной. Если транзакция является пересекающейся, то общение нарушается или прекращается совсем. Третье – транзакция может осуществляться одновременно на нескольких уровнях. Бёрн обычно приводит примеры таких транзакций, которые осуществляются сразу на двух уровнях. И если это так, то один уровень социальный (обычно уровень взрослых), а второй – психологический (касается обычно ребенка). Типовой пример хитроумного обращения коммивояжера к некой хозяйке: «Этот товар хорош, но дорог и весьма возможно, может быть не стоит его покупать, он слишком дорог для вас» (человек обращается не к взрослому, а ещё и задевает ребенка, у социального уровня есть подоснова). На уровне взрослого нужно было ответить: «Товар дорог, я воспользуюсь вашим советом», но отвечает не взрослый, а ребенок: «Вы считаете что это мне не по карману, так вот именно это я и возьму». Данная транзакция считается успешной, совершившейся. На самом деле взрослый обращался к ребенку и получил ответ от него. Далее эти единицы общения складываются в развернутые игры, но это материал социальной психологии[345]. В первой части курса в основном говорили об индивиде природном и социальном. Социальная среда необходима для первого рождения личности. Но она же иногда может препятствовать второму рождению личности. Когда она должна выйти за пределы социального индивида и стать в точном смысле, то есть субъектом культуры. Социальный индивид и личность в точном смысле живут во многом по разным законам. Дюркгейм: социальный факт тотален, а личность целостна. Тотальность имеет отношение к обществу, целостность – к культуре. Второе рождение есть вхождение в культуру. Общества можно условно разделить на традиционные и современные. В традиции личность внутри социального индивида, в современном – может стать субъектом культуры. Житейски самое дорогое, что есть у человека как социального индивида – это его Родина. И всё-таки как сказал Сократ: «Истина выше Родины». Личность в точном смысле так сказать выше, чем социальный индивид. Культура выше социума. Этот философ когда-то читавший лекции на факультете во многом сделал так, что слушавшие его действительно стали общими психологами, позволил многим понять собственный предмет. Это М.К.Мамардашвили. Он всю свою жизнь был очень спокойным социальным индивидом. Живя в советской стране, никогда не был диссидентом, не вставал в позу, никогда не ждал каких-то удивительных перемен. Точнее знал, что они будут, их предсказывал, но был спокоен и не протестовал против властей. Но вот ситуация изменилась, возможность перехода. Из Москвы в середине 70-х ему пришлось уехать. Так вот когда на его Родине в Грузии стали происходить изменения, переходная болезнь. У многих социальных индивидов есть соблазн остаться в своём социуме, не переходить в культуру. Национальные чувства долгое время были блокированы и теперь казалось бы пора их проявить. Грузия была охвачена национализмом и под предлогом освобождения от России появился человек, который на короткое время был президентом. И тогда философ вынужден был сказать подобное сократовскому: вместе с Гамсахурдия на арену вышел большевизм, это повторение уже случившихся ошибок. Если мой народ выберет Гамсахурдия я должен буду пойти против моего народа, истина выше Родины. Он подвергся репрессиям, сердце не выдержало и он погиб. Пример из дневников Достоевского. У него есть достаточно точное высказывание, посвященное социализму. И он переболел этой болезнью, был членом социалистического кружка, был осужден за эту свою деятельность, был на каторге. И когда он давал показания, сказал: социализм – это, наверное, какая-то удивительная радостная детская мечта, но мне кажется, что социализм это алхимия прежде химии, астрология прежде астрономии. Я уверен что когда-нибудь вместо социализма, этой детской мечты, появится наука. Ну и он оказался прав, вместо социализма в начале века во Франции появилась наука социология. Ну и если это возникло, то социализм уже не нужен. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |