Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура и быт в XIV-XVI вв⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Негативные последствия для развития экономики и культуры Руси имело монголо-татарское нашествие, которому страна подверглась и середине ХШ в., а также установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго. Современные археологические данные говорят о том, что из 74 городок Руси XII-XIII вв. монголо-татарами было разрушено 49, при .-лом 14 городов не были впоследствии восстановлены, а 15 со временем превратились в села. В течение же первых 50 лет ига в русских землях не появилось ни одного нового города. Истребление и увод в плен ремесленников привели к резкому падению уровня ремесленного производства. Исчезли многие уникальные древнерусские ремесленные специальности, в том числе стеклоделие и различные техники ювелирного искусства. Значительно пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Во второй половине XIII в. повсеместно на Руси, включая и не подвергнувшиеся разорению псковские и новгородские земли, прекратилось каменное строительство. В основном это было вызвано отсутствием материальных средств и мастеров-строителей. Построенные с конца XIII в. здания оказались недолговечны из-за потери основных видов используемых ранее строительных материалов и техники. Резко снизился образовательный уровень древнерусского населения. Погибло большое количество памятников письменности. Пришли в упадок летописание, живопись, прикладное искусство и другие области культуры. В огне пожаров были утеряны библиотеки. Со второй половины XIV в. русская культура начинает переживать этан возрождения. Этот процесс направляли идея единства русской земли и борьба с иноземным игом. Мотивы этих двух процессов отчетливо проявились is устном народном творчестве1, летописании, политической мысли, литературе, в живописи и зодчестве. Главной темой, как бы переживающего свое второе рождение, устного народного творчества стала борьба против монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига. Темой многих появившихся эпических и литературных произведений стал патриотизм и подвиги простых русских людей в борьбе с захватчиками. Многие прежние сюжеты былинного эпоса были переосмыслены, место печенегов и половцев в них заняли татары. В XIV в. оформился новый жанр устного народного творчества ~ исторические песни. Как правило, они отражали конкретные события, рассказывая о подвигах простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя («Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Ду-дептьевиче» и др.). Исторические песни более позднего времени повествовали о событиях, сыгравших заметную роль в истории страны. Они были посвящены борьбе с крымским ханом, взятию Казани, походам Ермака в Сибирь, обороне Пскова от войск Стефана Батория и т.д.
В XIV-XVI вв. дальнейшее развитие получило распространение грамотности и книжного дела. Найденные во время археологических раскопок в Новгороде берестяные грамоты свидетельствуют о большом количестве грамотного торгово-ремесленного населения города. Существуют многочисленные факты о деятельности специальных училищ для детей и об учителях - «книжниках». Крупнейшими центрами книжного дела были монастыри и среди них, прежде всего: Троицко-Сергиев, Кирнлло-Бслозерскпй, Соловецкий. Изменилась и техника создания книг. На смену пергаменту в XIV в. пришла бумага. Вместо строгого «уставного» письма появился «полуустав» и «скоропись», что значительно ускорило процесс создания книг. В XVI в. в стране появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари. Важнейшим событием культурной жизни страны стало начало книгопечатания. Первые попытки книгопечатания в России были предприняты в 1553 г., однако, лишь спустя десятилетия после открытия в столице Печатного двора, созданного на средства казны В следующем году в свет вышел «Часослов». Спустя какое-то время по неясным до сих пор причинам, издатели первой русской книги вынуждены были уехать па Украину, где продолжили свою деятельность, выпустив в свет несколько книг, включая и первый русский Букварь (1574 г.). Книгопечатание явилось событием огромного культурного значения, сыграв важную роль в распространении знаний па Руси. В XIV-XV1 вв. продолжали существовать и развиваться разнообразные литературные жанры. В XIV в. в Москве был составлен общерусский летописный свод, а в середине XV в. - «Хронограф», в котором рассказ об истории русских земель был включен в обзор всемирной истории.
В середине XVI столетия появился еще более совершенный летописный свод - Никоновская летопись, вобравший в себя все летописные данные по истории Руси вплоть до 60-х гг. XVI в. В него были включены и материалы, не встречавшиеся в других источниках. Со-
ставленный в 70-е гг. XVI в. Лицевой летописный свод, состоявший из 12 томов, включал в себя более 16 тыс. миниатюр. Одним из распространенных литературных жанров стала воинская повесть - светское произведение, близкое к устному творчеству. Наиболее известными памятниками повествовательной литературы воинского жанра стали «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке». Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г. привела к созданию так называемого Куликовского никла. Наиболее известными произведениями этого цикла стати «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и сто брате князе Владимире Андреевиче» (или «Задонщина»), а также «Сказание о Мамаевом побоище». Существовали в рассматриваемый период и другие литературные произведения. В первую очередь это были так называемые «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, а также «хождения» - описание путешествий русских людей в страны Азии и Европы. Наиболее известным сочинением этого жанра стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о его пребывании в Индии. В первой четверти XVI в. появились первые публицистические работы, формирующие политическую теорию Российского государства. Ряд изложенных в публицистических работах легенд обосновывали право московских великих князей па самодержавную власть. В «Сказании о князьях Владимирских» обосновывались идеи происхождения русской княжеской династии от римского императора Августа и прямой преемственности ее власти от византийских монархов (передача киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царских регалий от византийского императора Константина Мономаха). В это же время игуменом псковского Елизарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III была сформулирована теория о Москве, как о «третьем Риме»: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В конце XV в. в ряде городов Руси возникли первые кружки еретиков, стремившихся выйти за рамки традиционных религиозных представлений о природе и обществе. Центральное место в светской публицистике середины XVI в. занимает творчество дворянина Ивана Пересветова. В челобитных, адресованных Ивану IV, он предложил целую программу для укрепления российского государства. Ярким мыслителем середины XVI в. был Ермолай-Еразм, предложивший царю облегчить положение крестьян, регламентировать их повинности, заменить все поборы единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода. В центре внимания знаме-
тый полемики и переписки князя Андрея Курбского и Ивана Грозного также была затронута проблема создания сильного государства. В отличие от царя, считавшего, что его власть может быть только деспотичной, т. к. он ее получил от бога, Андрей Курбский считал, что царь в своих действиях ответственен как перед богом, так и перед людьми. Большую роль в создании историко-литературных произведений имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Большой коллектив писателей, переписчиков и редакторов более чем за 20 .чет работы создал грандиозный свод оригинальных и переводных литературных произведений. «Великие Четьи Минеи» — самое цепное собрание1 произведений литературы до середины XVI в. Появилось и первое яркое произведение бытового жанра XVI в. -«Домострой», написанный протопопом Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром. В нем содержались советы по приготовлению пищи, приему гостей, ведению хозяйства, воспитанию детей и т. д. В конце XIV в. на Руси стало возрождаться ремесленное производство. Наибольшего развития достигли железоделательные и ювелирные мастерские, резчики по кости и дереву, литейщики. Лучшие мастера великокняжеского пушечного двора превосходили своих западных коллег в умении делать мощные орудия со сложными украшениями. Андрей Чохов отлил «Царь-пушку» весом в сорок тонн п диаметром ствола 89 см. В X1V-XVI вв. сложились иконописные школы отдельных земель. Еще более высокого уровня достигла фресковая живопись. Большой вклад в развитие живописи второй половины XIV - начала XV вв. внес Феофан Грек, приехавший па Русь из Византии уже сложившимся мастером. Он работал вначале в Новгороде, а затем в Москве. К го творчество оказало огромное влияние на русских живописцев. Лучшей работой Феофана Грека, раскрывающей самобытность и мощь ею творчества, стала фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Ф. Грек принимал участие и в создании одною из первых сохранившихся иконостасов в Благовещенском соборе Московскою Кремли. Высшего расцвета русская национальная школа живописи достигла в конце XIV - начале XV вв. Наиболее ярким ее представителем был гениальный художник /Андрей Рублев. В начале XV в. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписал степы Благовещенского собора в Московском Кремле. Затем вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, полдне!4 в Звенигороде. Украсил фресками и иконами Троицкий собор Трои-
це-Сергиева монастыря. В конце своей жизни Андрей Рублев расписал собор Андроникова монастыря. Самой известной его иконой стала «Троица», написанная им для иконостаса Троицкого собора. Круп пейhi им представителем древнерусской живописи последней четверти XV - начала XVI вв. был Дионисий. Он и его ученики расширили своим искусством границы влияния московской живописи па ряд вошедших в состав московского княжества новых земель. Кисти Дионисия принадлежит часть фресок Успенского собора Московского Кремля, собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а также ряд икон - «житийные» митрополитов Петра и Алексея, «Оди-гитрия», «Распятие» и др. С середины XVI в. в живописи наступил период своеобразного застоя, связанный с введением Стоглавым собором (1551 г.) жестких канонов иконописания. Регламентация художественного творчества и невозможность свободного самовыражения стимулировали повышение уровня техники письма, привели к созданию «Строгановской школы» икон-миниатюр. В XIV в. возобновилось каменное строительство. Интенсивное ведение строительства храмов в камне в Новгороде и Пскове вскоре дошло и до Москвы. В 1367 г. в столице московского княжества был построен единственный в северо-восточной Руси белокаменный Кремль. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивало специалистов из других феодальных центров. Иван III пригласил в столицу итальянских зодчих: Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина, Марка Руферо, Алевиза Нового, Пьетро Содари и др. В конце XV в. началось строительство новых кирпичных кремлевских стен. После почти 30-летней работы миру предстал ансамбль Кремля, который в .>том виде в основном дошел до наших дней. Строительство нового Кремля началось с возведения Успенского собора (1475-1479 гг.). Псковскими мастерами был построен Благовещенский собор (1484-1189 гг.) - домовая церковь московских государей. Традиции итальянской архитектуры были использованы Але-визом Новым при строительстве нарядного Архангельского собора (150.5-1509 гг.), а также Грановитой палаты, построенной Марко Руф-фо и Пьетро Содари (1178-1191 гг.). Своеобразным завершением архитектурного ансамбля Московского Кремля стал Покровский собор (1555-1560 гг.), построенный па Красной площади русским зодчими Пармой и Постником в честь взятия Казани, называемый собором Василия Блаженного (по имени известного в столице юродивого, погребенного в одном из пределов храма) или собором «Покрова на
рву», храм символизировал собой объединение русских земель и княжеств в единое государство. Выдающимся памятником каменной шатровой архитектуры стал воздвигнутый в 1532 г. храм Вознесения в селе Коломенском. 15 течение XVI в. были возведены каменные стены, по образцу Московского Кремля, в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне4, Зарайске, Серпухове, Смоленске. Мощными крепостями стали к многие монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и т.д. В 1535-1538 гг. в Москве была возведена вторая линия каменных укреплений, которая опоясала Китай-город — так называли в то время торгово-ремесленные районы столицы. В 80-х гг. в Москве был создан Приказ каменных дел, который провел под руководством мастера Федора Коня строительство 15 1585-1593 гг. третьей линии каменных укреплений столицы - Белого города. Вершиной развития русского крепостного зодчества стало строительство Федором Конем Смоленского Кремля (1595-1602 гг.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |