Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура и быт в XIV-XVI вв




Негативные последствия для развития экономики и культуры Руси имело монголо-татарское нашествие, которому страна подверглась и середине ХШ в., а также установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго. Современные археологические данные говорят о том, что из 74 городок Руси XII-XIII вв. монголо-татарами было раз­рушено 49, при .-лом 14 городов не были впоследствии восстановлены, а 15 со временем превратились в села. В течение же первых 50 лет ига в русских землях не появилось ни одного нового города.

Истребление и увод в плен ремесленников привели к резкому падению уровня ремесленного производства. Исчезли многие уникаль­ные древнерусские ремесленные специальности, в том числе стеклоде­лие и различные техники ювелирного искусства.

Значительно пострадало от монголо-татарского нашествия русское зодчество. Во второй половине XIII в. повсеместно на Руси, включая и не подвергнувшиеся разорению псковские и новгородские земли, пре­кратилось каменное строительство. В основном это было вызвано от­сутствием материальных средств и мастеров-строителей. Построенные с конца XIII в. здания оказались недолговечны из-за потери основных видов используемых ранее строительных материалов и техники.

Резко снизился образовательный уровень древнерусского населе­ния. Погибло большое количество памятников письменности. Пришли в упадок летописание, живопись, прикладное искусство и другие обла­сти культуры. В огне пожаров были утеряны библиотеки.

Со второй половины XIV в. русская культура начинает переживать этан возрождения. Этот процесс направляли идея единства русской земли и борьба с иноземным игом. Мотивы этих двух процессов от­четливо проявились is устном народном творчестве1, летописании, поли­тической мысли, литературе, в живописи и зодчестве.

Главной темой, как бы переживающего свое второе рождение, уст­ного народного творчества стала борьба против монголо-татарского на­шествия и золотоордынского ига. Темой многих появившихся эпичес­ких и литературных произведений стал патриотизм и подвиги простых русских людей в борьбе с захватчиками. Многие прежние сюжеты былинного эпоса были переосмыслены, место печенегов и половцев в них заняли татары.

В XIV в. оформился новый жанр устного народного творчества ~ исторические песни. Как правило, они отражали конкретные события,

рассказывая о подвигах простых людей, пытавшихся остановить пол­чища Батыя («Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Ду-дептьевиче» и др.). Исторические песни более позднего времени по­вествовали о событиях, сыгравших заметную роль в истории страны. Они были посвящены борьбе с крымским ханом, взятию Казани, похо­дам Ермака в Сибирь, обороне Пскова от войск Стефана Батория и т.д.

 

В XIV-XVI вв. дальнейшее развитие получило распространение грамотности и книжного дела. Найденные во время археологических раскопок в Новгороде берестяные грамоты свидетельствуют о боль­шом количестве грамотного торгово-ремесленного населения города. Существуют многочисленные факты о деятельности специальных учи­лищ для детей и об учителях - «книжниках». Крупнейшими центра­ми книжного дела были монастыри и среди них, прежде всего: Троицко-Сергиев, Кирнлло-Бслозерскпй, Соловецкий. Изменилась и техника создания книг. На смену пергаменту в XIV в. пришла бумага. Вместо строгого «уставного» письма появился «полуустав» и «скоропись», что значительно ускорило процесс создания книг.

В XVI в. в стране появились первые учебники по грамматике и арифметике, а также словари. Важнейшим событием культурной жиз­ни страны стало начало книгопечатания. Первые попытки книгопеча­тания в России были предприняты в 1553 г., однако, лишь спустя десятилетия после открытия в столице Печатного двора, созданного на средства казны В следующем году в свет вышел «Часослов». Спустя ка­кое-то время по неясным до сих пор причинам, издатели первой рус­ской книги вынуждены были уехать па Украину, где продолжили свою деятельность, выпустив в свет несколько книг, включая и первый русский Букварь (1574 г.). Книгопечатание явилось событием огром­ного культурного значения, сыграв важную роль в распространении знаний па Руси.

В XIV-XV1 вв. продолжали существовать и развиваться разно­образные литературные жанры. В XIV в. в Москве был составлен общерусский летописный свод, а в середине XV в. - «Хронограф», в котором рассказ об истории русских земель был включен в обзор всемирной истории.

 

В середине XVI столетия появился еще более совершенный лето­писный свод - Никоновская летопись, вобравший в себя все летопис­ные данные по истории Руси вплоть до 60-х гг. XVI в. В него были включены и материалы, не встречавшиеся в других источниках. Со-

 

ставленный в 70-е гг. XVI в. Лицевой летописный свод, состоявший из 12 томов, включал в себя более 16 тыс. миниатюр.

Одним из распространенных литературных жанров стала воинская повесть - светское произведение, близкое к устному творчеству. Наибо­лее известными памятниками повествовательной литературы воинского жанра стали «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке». Победа над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г. привела к созданию так называемого Куликовского никла. Наиболее из­вестными произведениями этого цикла стати «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и сто брате князе Владимире Андреевиче» (или «Задонщина»), а также «Сказание о Мамаевом побоище».

Существовали в рассматриваемый период и другие литературные произведения. В первую очередь это были так называемые «жития» Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Пермского, а также «хождения» - описание путешествий русских людей в страны Азии и Европы. Наиболее известным сочинением этого жанра стало «Хожде­ние за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о его пребыва­нии в Индии.

В первой четверти XVI в. появились первые публицистические работы, формирующие политическую теорию Российского государства. Ряд изложенных в публицистических работах легенд обосновывали право московских великих князей па самодержавную власть. В «Сказа­нии о князьях Владимирских» обосновывались идеи происхождения русской княжеской династии от римского императора Августа и пря­мой преемственности ее власти от византийских монархов (передача киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царских регалий от ви­зантийского императора Константина Мономаха). В это же время игу­меном псковского Елизарова монастыря Филофеем в его посланиях Василию III была сформулирована теория о Москве, как о «третьем Риме»: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». В конце XV в. в ряде городов Руси возникли первые кружки еретиков, стре­мившихся выйти за рамки традиционных религиозных представлений о природе и обществе.

Центральное место в светской публицистике середины XVI в. зани­мает творчество дворянина Ивана Пересветова. В челобитных, адресо­ванных Ивану IV, он предложил целую программу для укрепления рос­сийского государства. Ярким мыслителем середины XVI в. был Ермолай-Еразм, предложивший царю облегчить положение крестьян, рег­ламентировать их повинности, заменить все поборы единой податью в размере одной пятой крестьянского дохода. В центре внимания знаме-

 

тый полемики и переписки князя Андрея Курбского и Ивана Гроз­ного также была затронута проблема создания сильного государства. В отличие от царя, считавшего, что его власть может быть только деспотич­ной, т. к. он ее получил от бога, Андрей Курбский считал, что царь в своих действиях ответственен как перед богом, так и перед людьми.

Большую роль в создании историко-литературных произведений имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление «Великих Четьих Миней». Большой коллектив писателей, переписчиков и редакторов более чем за 20 .чет работы со­здал грандиозный свод оригинальных и переводных литературных произведений. «Великие Четьи Минеи» — самое цепное собрание1 про­изведений литературы до середины XVI в.

Появилось и первое яркое произведение бытового жанра XVI в. -«Домострой», написанный протопопом Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром. В нем содержались советы по приготовлению пищи, приему гостей, ведению хозяйства, воспитанию детей и т. д.

В конце XIV в. на Руси стало возрождаться ремесленное произ­водство. Наибольшего развития достигли железоделательные и юве­лирные мастерские, резчики по кости и дереву, литейщики. Лучшие мастера великокняжеского пушечного двора превосходили своих за­падных коллег в умении делать мощные орудия со сложными укра­шениями. Андрей Чохов отлил «Царь-пушку» весом в сорок тонн п диаметром ствола 89 см.

В X1V-XVI вв. сложились иконописные школы отдельных земель. Еще более высокого уровня достигла фресковая живопись. Большой вклад в развитие живописи второй половины XIV - начала XV вв. внес Фе­офан Грек, приехавший па Русь из Византии уже сложившимся масте­ром. Он работал вначале в Новгороде, а затем в Москве. К го творчество оказало огромное влияние на русских живописцев. Лучшей работой Феофана Грека, раскрывающей самобытность и мощь ею творчества, стала фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. Ф. Грек принимал участие и в создании одною из первых сохранив­шихся иконостасов в Благовещенском соборе Московскою Кремли.

Высшего расцвета русская национальная школа живописи достиг­ла в конце XIV - начале XV вв. Наиболее ярким ее представителем был гениальный художник /Андрей Рублев. В начале XV в. он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписал степы Благове­щенского собора в Московском Кремле. Затем вместе с Даниилом Чер­ным работал над фресками Успенского собора во Владимире, полдне!4 в Звенигороде. Украсил фресками и иконами Троицкий собор Трои-

 

це-Сергиева монастыря. В конце своей жизни Андрей Рублев расписал собор Андроникова монастыря. Самой известной его иконой стала «Тро­ица», написанная им для иконостаса Троицкого собора.

Круп пейhi им представителем древнерусской живописи последней четверти XV - начала XVI вв. был Дионисий. Он и его ученики расширили своим искусством границы влияния московской живописи па ряд вошедших в состав московского княжества новых земель. Кис­ти Дионисия принадлежит часть фресок Успенского собора Московс­кого Кремля, собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а также ряд икон - «житийные» митрополитов Петра и Алексея, «Оди-гитрия», «Распятие» и др.

С середины XVI в. в живописи наступил период своеобразного застоя, связанный с введением Стоглавым собором (1551 г.) жестких канонов иконописания. Регламентация художественного творчества и невозможность свободного самовыражения стимулировали повышение уровня техники письма, привели к созданию «Строгановской школы» икон-миниатюр.

В XIV в. возобновилось каменное строительство. Интенсивное ве­дение строительства храмов в камне в Новгороде и Пскове вскоре дошло и до Москвы. В 1367 г. в столице московского княжества был построен единственный в северо-восточной Руси белокаменный Кремль. Развернувшееся в Москве грандиозное строительство притягивало спе­циалистов из других феодальных центров. Иван III пригласил в сто­лицу итальянских зодчих: Аристотеля Фиорованти, Антона Фрязина, Марка Руферо, Алевиза Нового, Пьетро Содари и др. В конце XV в. началось строительство новых кирпичных кремлевских стен. После почти 30-летней работы миру предстал ансамбль Кремля, который в .>том виде в основном дошел до наших дней.

Строительство нового Кремля началось с возведения Успенского собора (1475-1479 гг.). Псковскими мастерами был построен Благо­вещенский собор (1484-1189 гг.) - домовая церковь московских госу­дарей. Традиции итальянской архитектуры были использованы Але-визом Новым при строительстве нарядного Архангельского собора (150.5-1509 гг.), а также Грановитой палаты, построенной Марко Руф-фо и Пьетро Содари (1178-1191 гг.). Своеобразным завершением архитектурного ансамбля Московского Кремля стал Покровский со­бор (1555-1560 гг.), построенный па Красной площади русским зод­чими Пармой и Постником в честь взятия Казани, называемый собо­ром Василия Блаженного (по имени известного в столице юродивого, погребенного в одном из пределов храма) или собором «Покрова на

 

рву», храм символизировал собой объединение русских земель и кня­жеств в единое государство. Выдающимся памятником каменной шат­ровой архитектуры стал воздвигнутый в 1532 г. храм Вознесения в селе Коломенском.

15 течение XVI в. были возведены каменные стены, по образцу Московского Кремля, в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне4, Зарайске, Серпухове, Смоленске. Мощными крепостями стали к многие монас­тыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Иосифо-Волоколамский и т.д. В 1535-1538 гг. в Москве была возведена вторая линия каменных укреплений, которая опоясала Китай-город — так на­зывали в то время торгово-ремесленные районы столицы. В 80-х гг. в Москве был создан Приказ каменных дел, который провел под руко­водством мастера Федора Коня строительство 15 1585-1593 гг. третьей линии каменных укреплений столицы - Белого города. Вершиной развития русского крепостного зодчества стало строительство Федо­ром Конем Смоленского Кремля (1595-1602 гг.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...