Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема достоверности результатов исследования подростков, юношей и взрослых. Социально желательные ответы испытуемых. Шкала лжи.




Массовая социологическая практика свидетельствует, что исследования, базирующиеся на применении опросных методов, весьма уязвимы вследствие т.н. ситуативной лжи - результата использования респондентами защитных поведенческих стратегий (социальной желательности, конформизма, негативизма, регрессии поведения и др.). Наиболее эффективными в этом отношении традиционно считаются шкалы лжи, заимствованные из различных личностных опросников. В отечественной социологии и психологии, судя по литературе, в целях улучшения качества опросных данных исследователи чаще всего применяют шкалы лжи из тестов Айзенка , опросника Тейлор, а также из Миннесотского многофазного личностного перечня (ММPI). В работах многих психологов они оцениваются как высоко эффективное, хорошо разработанное психодиагностическое средство контроля искренности ответов опрашиваемых, позволяющее «автоматически отсеивать недостоверные протоколы». Социологи также считают шкалы лжи «наиболее обоснованной методикой» измерения искренности респондентов. Они рекомендуют включать их в социологические вопросники либо в полном, либо в сокращенном варианте, особенно в тех случаях, когда исследователю предстоит работать с группами «повышенного риска» (правонарушителями, наркоманами, трудными подростками и т.д.).

Значимой для взрослых так же как и для подростка в оказывается возможность непосредственно рассказать о себе, сочетающаяся с представлением о защищенности своего внутреннего мира. Контрольные шкалы, позволяют контролировать искажения ответов под влиянием факторов социальной желательности, неискренности, аггравации и др.

 

Проблема подбора стандартизированных методик для проведения диагностического обследования взрослых. Адаптация зарубежных методик.

Стандартизация (по Анастази) – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний

Адаптация теста (лат.adaptatioприспособление) — комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения. В отечественной психодиагностике особую актуальность приобретает адаптация зарубежных тестов.

Можно выделить следующие основные этапы адаптации тестов:

1.анализ исходных теоретических положений автора теста;2. перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертнойоценкойсоответствия оригиналу; 3.проверка валидностиинадежноститеста осуществляемая в соответствии с психометрическими требованиями; 4.стандартизациятеста на соответствующих выборках.

Особые проблемы возникают в связи с адаптацией разных видов опросников, а также вербальных субтестов, входящих в состав тестов интеллекта. Основные препятствия для исследователя связаны с языковыми и социокультурными различиями между народами разных стран.

Лингвистический аспект адаптации тестов означает приспособление его лексики и грамматики к возрастной и образовательной структуре контингентов населения, планируемых для обследования, учет коннотативного (оценочного) значения языковых единиц и категорий. Не меньшие сложности связаны с социокультурными различиями, отражающимся в языке особенностям культуры того общества, в котором создавался тест, трудно, а порой и невозможно найти эквиваленты в другой культуре.

Полная эмпирическая адаптация тестов во многих случаях не уступает по сложности разработке оригинальной методики.

Основные подходы к психодиагностике личности взрослого в отечественной и зарубежной психологии.

В зарубежной психологии распространены различные подходы к изучению Личности:

Биогенетический подход ставит в основу развития Личности биологические созревания организма. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Личности Фрейдом.

Согласно его учению все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями

У развивающегося ребенка постоянный конфликт между бессознательными влечениями и социально усваиваемыми нормами. Поэтому развивающаяся Личность потенциально патологична: невротична и закомплексована. Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):она, я, сверх-я.

Социогенетический подход – человек, рождаясь биологической особью, становится Личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время,как экономико-политические отношения людей и их влияние на Личности не учитываются (Дюркгейм).

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).

Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

Экзистенциальная гуманистическая теория Личности, где Личность выступает как уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуализации. Главное в Личности – устремляемость к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (Роджерс, Франкл – смысл – истинное начало человеческого поведения) + персонологические теории Кречмера, Кеттелла, Айзенка (факторные теории).

Психоанализ – возник в начале ХХ века. Основатель З. Фрейд. Продолжателями этого направления были: Юнг (аналитическая психология), Адлер (индивидуальная психология), Хорни (социокультурная теория), Фромм, Райх и т.д.

Бихевиоризм возник в начале ХХ века. Основоположник – Джон Уотсон. Психология должна изучать поведение. Личность в этом случае выступает как организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек понимается как, прежде всего, реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.

Гуманистическая психология Личности – изучает здоровые гармоничные Личности, самоактуализированные. Но такие Личности составляют 1 – 4 % от всего населения.

Маслоу – иерархия потребностей.

Роджерс – все поведение регулируется объединяющим мотивом – тенденций к актуализации (феноменологический подход..)

Гештальтпсихология возникла в Германии. Келер, Левин. Выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальт). Разработали системный подход к психическим явлениям

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 641.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...