Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика изучения мотивационно-потребностной сферы (для подростков и юношей 14-17 лет).
Могут быть использованы также интервью, анкеты, когда человеку предлагается для выбора или оценки определенный перечень мотивов, потребностей, интересов и т.д. Поскольку ситуация является гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил бы или поступал в прошлом. Кроме того, не все мотивы, как известно, являются осознанными, и человек не может сказать о них что-нибудь определенное. Для осознания сложных мотивационных образований требуется специальная деятельность, высокий уровень развития личности. Ответы на анкеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификации. Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т.е. на ответы сильно влияет фактор социальной желательности. Это может быть связано с защитной мотивацией, потребностью в одобрении, страхом неодобрения и т.д. Личностные опросники для измерения мотивов. В этих опросниках испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы. В отличие от анкет, в которых задается прямой вопрос, в опросниках предлагается ответить на утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением правильности ответом испытуемого из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации. Методика предназначена для изучения строения мотивалионно-потребностной сферы (МПС). Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Проективные методы. Построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на представлениях З.Фрейда о механизме проекции, а также на многочисленных исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Эти методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов. Хотя эти методы возникли в условиях клиники, но в дальнейшем они стали интенсивно использоваться в экспериментальной психологии и для целей неклинической психодиагностики.
Диагностика сознания и самосознания личности в подростковом и юношеском возрасте. Проблема самоотношения и его роль в структуре личности на сегодняшний день является весьма актуальным для психологии. Развитие и саморазвитие личности, психологи правомерно связывают с развитием самоотношения. При этом предполагается, что одним из главных условий саморазвития личности является стимулирующее влияние на различные виды рефлексии, помощь в вырабатывании самоуважения, самопринятия, формирования позитивной самоценности, чувства уверенности в себе как субъекта деятельности. Позитивное самоотношение свидетельствует о высоком уровне самосознания личности.. Осуществляется глубинная преобразование ранее сформировавшихся психологических структур, образование самоотношения на качественно новом уровне, связанное с изменяем специфики отношения к себе. Главным условием формирования самоотношения, являются специфические социально-культурные условия, в которых происходит социализация подростка. Самым значимым социальным окружением подростка является его семья. 1. Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. Цель: Исследование самооценки личности. Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) студентами ряда личных качеств. На вертикальных шести линиях отмечают знаком уровень развития этих качеств (показатель самооценки). Размеры шкал 100 мм, ответы получают количественную характеристику. Результаты оцениваются по специальной таблице. 2. Методика исследования самоотношенияР.С.Пантилеева. Цель: Исследование самоотношения личности. Тестовый буклет 110 пунктов, две градации ответов: «согласен». Значения подсчитываются по 9-ти школам с помощью ключа-трафарета. Сырые баллы переводятся в стандартные оценки – «стены». Интерпретация проводится путем анализа профиля 9-ти показателей. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной. Цель: Выявить степень выраженности социально-психологических установок. 4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии. Цель: измерение трех различных и сравнительно независимых друг от друга компонентов эмпатии. 1. Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию, впечатлительность; 2. П – тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки; 3. СО – сензитивность к отвержению, соответственно способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес. Респодентам предлагается рассмотреть 83 вопроса и дать оценку каждому из них по 9-бальной шкале (от –4 до +4 с шагом в 1 балл). Результаты оцениваются по ключам. 5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Цель: Исследование каналов эмпатии и общего уровня эмпатических способностей. 6. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. Цель: исследование показателей коммуникативной установки. Респондентам предлагается ответить на 25 вопросов («да» или «нет»).Результаты оцениваются по ключам. 7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет». Цель: исследование представлений о будущей сфере деятельности. Респондентам предлагается написать сочинение в течение 30 минут. Результаты выбора профессии оцениваются в процентном соотношении.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 831. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |