Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Судно как управляемая система.Стр 1 из 21Следующая ⇒
Введение Изучение курса «Основы управления судном» преследует следующие цели: - дать будущему судоводителю четкую физическую картину о сложных явлениях, возникающих при маневрировании судна в различных условиях плавания; - дать представление об основных общепринятых практических методах определения усилий, действующих на судно и параметров его движения; - дать рекомендации по использованию результатов теоретических исследований при практической эксплуатации судна. Каждая новая публикация, связанная с вопросами управления судном, вызывает интерес у судоводителей. Однако, зачастую, бегло просмотрев ту или иную брошюру, они возвращают её на полку. И дело не в том, что судоводители находят её неинтересной, а в том, что многие издания перенасыщены теоретическими выкладками и подходят больше для инженеров исследователей, для использования в компьютерных расчетах при проектировании судов и для создания различных компьютерных программ на судоводительских тренажерах. Для студентов, впервые открывающих такую книгу по одной из основных дисциплин будущей специальности, она представляется не в меру сложной и запутанной. А где много неясного, там появляется неуверенность и, как следствие, падение интереса к излагаемому материалу. В судовых же условиях у капитана и его помощников возможности по производству каких-либо теоретических расчетов ограничены общей организацией службы, чрезмерной занятостью. Судоводители часто отмечают, что управление судном, особенно в стесненных условиях плавания, является скорее формой искусства, чем наукой. Нередко оно основывается на интуиции, когда требуется определение динамического баланса между силами, действующими на судно для сохранения контроля над его движением. С другой стороны, именно научные теоретические и экспериментальные исследования позволяют заранее определить параметры движения и критерии обеспечивающие эффективность того или иного маневра в конкретных условиях плавания. В связи с этим материал, изложенный в данном пособии, в достаточно упрощенной форме содержит основы теории управляемости. При этом, автором сделана попытка максимально возможного разъяснения, в каком виде получаемые теоретические результаты могут быть использованы на ходовом мостике при управлении судном. Основные понятия и определения. Судно как управляемая система.
На судно всегда оказывает влияние ряд факторов, которые при суммарном воздействии и определяют его способности маневрирования. Условно их можно разделить на три группы. К первой относятся средства, полностью подчиненные контролю судоводителя: - режим работы двигателей и соответственно частота вращения гребных винтов; - рулевые органы ( в т.ч. подруливающие устройства); - якорное устройство; - швартовное устройство; - вспомогательные суда. К второй относятся факторы, которыми судоводитель может управлять только косвенно путем изменения режима работы двигателей: силы инерции, влияние мелководья, гидродинамические силы присасывания и отталкивания с другими судами и берегом. К третьей группе можно отнести силы, которые не поддаются контролю судоводителя: воздействие ветра, течения, волнения. От того, насколько полно и правильно судоводитель может оценить и учесть в совокупности влияние всех отмеченных факторов, во многом зависит успех выполнения того или иного маневра. В настоящее время в дисциплине «Управление судном» сложились следующие основные понятия, которые определяют маневренные характеристики судов. Ходкость – способность судна осуществлять движение с заданной скоростью. Управляемость – способность судна к безопасному и эффективному маневрированию в различных эксплуатационных условиях. Под маневрированием следует понимать преднамеренное изменение каких-либо параметров движения судна. Классическое определение управляемости судна включает в себя две основные характеристики: - устойчивость на прямом курсе (т.е. способность сохранять заданный судоводителем курс); -поворотливость (способность изменять курс по заданной судоводителем траектории дв ижения). Из приведенных определений видно, что устойчивость на курсе и поворотливость являются противоположными качествами. Т.е. при улучшении устойчивости поворотливость ухудшается, и наоборот. Таким образом, можно считать, что судно обладает управляемостью, если судоводитель знает, как оно поведет себя после тех или иных его действий. При этом целью управления судном является поддержание и измерение каких-либо величин, определяющих характер его движения (например, безопасный курс и скорость). В этом смысле судно является управляемой системой. Все эти величины по виду воздействия на судно можно разделить на 2 группы: входные и выходные. Под входными понимают такие, изменение которых ведет к изменению параметров движения судна. В распоряжении судоводителя в ходовой рубке таких входных (управляющих) величин только две: - изменение частоты вращения движителей; - изменение положения рулевого органа (а при наличии на судне и включение в работу дополнительных средств управления, таких, как подруливающее устройство, опускающиеся рули и т.п.). Под выходными величинами понимают наблюдаемые параметры управляемого движения судна: - линейная скорость; - угловая скорость; - угол курса; - угол скорости; угол дрейфа; - кривизна траектории движения и др. Именно значения выходных параметров и определяют управляемость судна. Считается, что управляемость обеспечивается, если тот или иной выходной параметр поддерживается или изменяется в желательном направлении (например, выбранный судоводителем курс судна) Маневренность судна определяется скоростью изменения его выходных управляемых параметров. Из вышеприведенного следует, что управляемость характеризует преднамеренное сохранение или изменение выходного (управляемого) параметра в нужном направлении без учета скорости этого изменения, т.е. принципиальную возможность совершения какого-то заданного маневра. Тогда под маневренностью следует понимать возможность обеспечения заданной судоводителем скоротечности выполнения маневра. Очевидно, что потеря маневренности приводит и к потере управляемости, т.к. выполнение любого маневра невозможно с нулевой скоростью. Как и любая другая управляемая по выходным параметрам система, судно состоит из: - объекта управления (корпус судна, движители); - средства управления (движительно-рулевые органы и другие технические средства с помощью которых к судну прикладываются различные усилия); - управляющее устройство (подсистема, осуществляющая управление: авторулевой, судоводитель). Принципиальная блок-схема судна, как управляемой системы может быть представлена в следующем виде (рис.1).
Рис. 1 Блок-схема судна, как управляемой системы
Другими словами, при ручном управлении, когда рулевой удерживает судно на заданном курсе по компасу, чувствительным элементом является картушка компаса и глаза рулевого, преобразующим элементом – его мозг, исполнительным – руки рулевого, средством управления – рулевое устройство, которым манипулирует рулевой, объектом управления – корпус судна. Такое представление судна в виде управляемой системы позволяет от общих понятий перейти непосредственно к процессу управления судном.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |