![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теоретические принципы исследования.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 1. Специфика труда социолога. Домашнее задание: 1. Изучить деятельность основных социологических компаний: ВЦИОМ, Левада центр, Фонд ОМ, TNS, SynovateComon. На основе полученной информации сделать доклад-обзор: история, ниша на рынке, методика, научные школы, ведущие специалисты и их научные интересы. 2. Ковалев В.Н. Моя профессия – социолог. М.: Союз, 2001 3. В.П. Васильев «Социология как профессия и образ жизни» Социологические исследования. 2002. № 1. С. 148-150. (рецензия на книгу 2) 4. Союз социологов России – принципы и содержание работы, состав 5. Маркетолог, пр-специалист, менеджер – сущность работы, специфика труда. Хотели бы вы работать по специальности или по смежным специальностям? 6. Работа социолога в рекламе. Возможности и перспективы. 7. Статьи о преподавании социологии: А. Шаронова С.А. Игровые ситуации в преподавании социологии Б. Потапов В.П. О методике оценки качества обучения В. Маликова Р.Н. О некоторых инновационных методах преподавания социологии Г. Черныш М.Ф. От Конта до Гидденса. Размышления над новой книгой. 8. Перспективы развития социологии в современной России. Дискуссия. 9. Перспективы профессии социолога в современной России. Дискуссия. 10. Профессиональный кодекс социолога. Изучить, проанализировать. Дискуссия. ТЕМА 2. Социологическое исследование. Домашнее задание: 1.Опишите проблему своего дипломного социологического исследования, составьте его грамотное описание, сделайте презентацию для группы. 2. Э. Дюркгейм о социальных фактах 3.Как формулировали предмет исследования социологии другие представители социологической мысли. Расскажите о вашем любимом социологе. ТЕМА 3. Когнитивные возможности и исследование социальной реальности Задачи и упражнения 1. П. Бергер дал глубокую характеристику когнитивного стиля типичного бюрократа. Попробуйте охарактеризовать когнитивный стиль самого Бергера, а также других ведущих социологов: теоретиков, практиков, преподавателей. 2. Нередко для анализа конфликта используется метафора войны и такие ее атрибуты, как окружение противника, артподготовка, организация разведки и диверсий, круговая оборона и т.д. 3. Приведите еще 3-4 полезных атрибута метафоры войны. Известно, что все войны когда-нибудь заканчиваются. Какие атрибуты метафоры войны могут способствовать мирному разрешению конфликтной ситуации? 4. Следует ли учитывать когнитивные стили экспертов при формировании рабочих групп? Меняется ли с годами когнитивный стиль человека? 6. В работе К. Сайда с помощью когнитивной карты, изображенной на рис., исследовалась динамика экономического роста типичной развивающейся страны и политическая нестабильность, связанная с борьбой за власть правительства и диссидентов. Попытайтесь самостоятельно проверить обоснованность знаков на дугах, выявить контуры положительных и отрицательных обратных связей. Когнитивная карта социополитической системы Развивающейся страны: 1 - влияние диссидентов; 2 - степень угрозы; 3 - централизация управления; 4 - ресурсы, выделяемые на оборону; 5 - уровень лишений; 6 - гражданские свободы; 7 - давление в пользу реформ; 8 - темп потребления ресурсов; 9 - уровень жизни населения; 10 - ресурсы для экономической активности; 11 - темп экономического роста; 12 - общие ресурсы Попробуйте визуализировать свое отношение к изучению математики в виде когнитивной карты. Проанализируйте полученную когнитивную карту. Что необходимо предпринять для повышения качества обучения? 8. Проведите в соседней группе опрос студентов относительно отношения к очередным выборам. В анкете будет всего три вопроса: А) какие основные факторы влияют на ваше отношение к выборам? Б) какие причинно-следственные связи между факторами наиболее существенны? В) каковы знаки причинно-следственных связей? Постройте на основе полученных данных когнитивные карты для каждого опрошенного. Какие фрагменты карт встречаются чаще всего? Насколько часто встречаются в когнитивных картах циклы положительной и отрицательной обратной связи? 9. Какую информацию можно извлечь из когнитивных карт при проведении фокус-групп? Рассмотрим когнитивные карты как средство коммуникации. В каких ситуациях их использование целесообразно? Изобразите когнитивную карту темы своего исследования, обсудите ее с группой. ТЕМА 4. Методология исследования. Виды исследований и исследовательских планов. Домашнее задание: 1) Расскажите о том, что такое методология исследования 2) Какие из описанных общенаучных методов исследования применимы к вашей исследовательской теме? Обоснуйте. Расскажите об особенностях его применения для вашей темы. 3) Выберите тип исследования и план под тему вашего исследования. Объясните группе ваш выбор. 4) Системный подход и его применение в социологии. Как он применим к вашей теме? Основные понятия теории систем? ТЕМА 5. Методы сбора первичной социологической информации. (ТЕМА-дискуссия) Домашнее задание: 1. История семьи 2. Этнографические исследования 3. Устная история 4. Последовательность действий исследователя при проведении качественного исследования. 5. Можно ли применить качественные методы исследователя к теме вашей дипломной работы? Что можно исследовать с их помощью? 6. «Мозговая атака», особенности проведения, её разновидности 7. Эксперимент, особенности метода, его проведение и виды 8. Представьте аудитории свою анкету к дипломной работе. Расскажите о блоках, типах вопросов, логике ее построения. 9. Типы шкал в социологической анкете. Расскажите о них, приведите примеры. Какие шкалы вы используете в своей анкете? 10. Составьте список вопросов для полуформализованного интервью. Сколько их получилось? Какова логика? ТЕМА 6. Программа социологического исследования Домашнее задание: 1. Разработайте программу социологического исследования по своей теме. Представьте её группе. Исправьте ошибки, если есть. ТЕМА 7. Основные теоретические принципы исследования. Домашнее задание: 1. Расскажите группе о: позитивизме, функционализме, структурном функционализме, бихевиоризме, теориях социального действия как методологических основания исследования. Какую методологию используете вы в своей дипломной работе? 2. Какие течения современной социологической мысли вы знаете? Расскажите о них: методология, методы, представители, работы. Обзор современных западных социологических концепций (Т. Парсонс, Э. Гоффман, А. Щюц, Л. Козер) Обзор современных российских социологических концепций (институциализация, Б.А. Грушин, В.А. Ядов, С.В. Чесноков, Ю.А. Левада, И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов) 3. Современные представители марксизма, позитивизма, функционализма и т.д. Расскажите о них. 4. Макро и микросоциология. В чем отличие? Назовите из известных вам социологов представителей обоих подходов к исследованию социальной реальности. 5. Какой вид социологического исследования подходит для изучения темы вашей дипломной работы? ТЕМА 8. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 500. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |