Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




 

 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:
лекционные занятия 18
 практические занятия 30
контрольные работы -
курсовая работа (проект)  не предусмотрено -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 8
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (не предусмотрено) -
Домашняя работа Доклады Философское сочинение   2 2 4

Итоговая аттестация в форме  зачета

 



Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ФИЛОСОФИЯ

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов Уровень освоения
1

2

3 4

Тема 1. Предмет философии

Содержание учебного материала

4

1

Объект и предмет философии. Основные понятия. Категории «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мировоззрение и философия, их взаимосвязь. Особенности исторических типов мировоззрения: мифологического, религиозного, философского, научного. Философское мировоззрение, философия как форма общественного сознания. Основные проблемы философии и их природа. Традиционная и современная трактовка основного вопроса философии. Основные направления в философии: материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм. Философия в системе культуры. Функции философии. Философия и наука. Научный статус философского знания и его ориентация на социальные ценности. Философское познание и нравственность. Приоритет общественных ценностей и идей гуманизма в философии. Философия как система знаний и ее роль в формировании жизненной позиции человека. Философия в системе ориентации человека в обществе. Философия и ее связь с другими формами общественного сознания. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Законы и категории диалектики.

2

Практические занятия: семинар история развития философской мысли

2

2

1

Выступление с докладами

2

Описание основных философских концепций

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка докладов и сообщений по истории развития конфликтологической мысли.

1

Тема 2.

Философия Древнего Востока

Содержание учебного материала

2

1

Понятие и сущность древневосточной философии, причины её возникновения.

1
2

Древнекитайская философия. Философия конфуцианства, философия даосизма и буддизма; Древнеиндийская философия. Ведическая философия, философия космизма, брахманизм, понятие кастовой системы, понятие кармы. Древневосточные философские школы.

2

Практические занятия: семинар характеристика восточных философских систем

2

2

1

Выступление с докладами

2

Тестирование по 1 и 2 темам.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка сообщений по восточным философским концепциям.

1

Тема 3.

Античная философия

Содержание учебного материала

2

1

Древнегреческая философия. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит; онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит; поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа; Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии; позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм. 

2
2

Древнеримская философия. Стадии развития римской философии. Исторические корни возникновения римской философии. Идеи стоицизма в римской философии: Луций Сенека, Марк Аврелий. Исторические предпосылки перехода философии стоицизма к раннехристианской философии.

3

Практические занятия

4

1

Античная философия как культурно-нравственная проблема.

2

Философские идеи античных философских школ.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка сообщений «Нравственная философия Сократа», «Атомизм Демокрита»; «Философия элейской школы»

 

1

Тема 4.

Средневековая философия

Содержание учебного материала

2

1

Европейская средневековая философия. Откровение и монотеизм. Теология. Вера и религия. Понятия греха вины и искупления. Мистика и магия. Иудаизм. Завет. Понятие души, свободы воли, авторитета и ереси в христианстве. Ап. Павел. Ап. Иаков. Иисус Христос. Плутарх. Ориген. Тертуллиан. Василий Великий. Августин Аврелий. Боэций. Исихазм. Герменевтика и понимание. Понятие догмы. Патристика. Схоластика. Гуго Сен-Викторский. Фома Аквинский. Уильям из Оккама. Хуан Мануэль. Христианская апологетика.

2
2

Русская средневековая философия. Этапы славянско-русского язычества. Киево-Печерский монастырь. Феодосий Печерский. Нестор Летописец. Владимир Мономах. Толковая Палея. Пчела. Диоптра. Эпоха московского централизма. Иосиф Волоцкий. Иван Грозный. Древнерусские ереси. Нил Сорский. Философско-просветительское движение. Максим Грек. Федор Карпов. Иван Пересветов. Андрей Курбский.

Восточная средневековая философия. Китайская философия. Ван Чун. Сэн-Чжао. Японсткая философия. Дзэн. Понятие сатори и интуиции. Дзэн-буддизм. Коан. Танка. Хокку. Синтоизм. Ислам. Понятия шариат. Мутазилизм. Фалсафа. Суфизм. Давид Анахт. Мухаммед. Рудаки. Фирдоуси. Умар  ал-Хаттаб. Юсуф Баласагунский. Омар Хайям. Низами. Руми Джалалиддин. Саади. Индуизм. Кабир. Бинаи.

Практические занятия. Семинар: Проблема взаимоотношения разума и веры.

2

1

Выступление с докладами

2

Обсуждение философских проблем средневековья.

3

Тестирование.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка сообщений по теме семинара

1

Тема 5.

Философия нового времени и ХIХ-ХХI в

Содержание учебного материала

4

1

Возрождение: гуманизм и рационализм. Эразм Роттердамский. Николо Макиавелли. Дж. Бруно. М.Монтень. Ф.Бэкон. Т.Гоббс. В.Шекспир. Г.Галилей. Хун Цзычен. Б.Паскаль. Р.Декарт. Б. Грасиан. Б. Спиноза. Дж.Локк. Г. В. Лейбниц. Дж.Беркли. Вольтер. Б. Франклин. Д. Юм. Г. С. Сковорода. П. А. Гольбах. К.А. Гельвеций.

3
2

Философия 19-21 вв. И.Кант. Ф.В. Шеллинг. В.Ф. Гегель. Л.Фейербах. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Ф. Ницше. Психоанализ. З.Фрейд.

2
3

Русская религиозная философия ХIX-ХХ веков. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности. Философия всеединства В.С. Соловьева. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).

3

Практические занятия. Семинар: Формирование и становление русской религиозной философии.

6

1

Выступление с докладами

3

Контрольное тестирование по темам 1-5.

Самостоятельная работа обучающихся: 

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка сообщений «Философия эпохи Возрождения», «Идеи гуманизма и рационализма»

1

Тема 6.

Онтология (учение о бытие). Гносеология. Познание, его возможности и границы

Философская картина мира

Содержание учебного материала

2

1

Человек и космос. Бытие человека Время и пространство.Понятие бытия. Диалектика бытия и небытия. Бытие и становление. Становление субъекта хозяйства. Человек и космос. Космология и онтология. Разнообразие форм бытия. Вещественная и живая природа. Происхождение жизни. О возможности жизни во вселенной. Бытие человека. История философии о душе. Индивидуальное бытие. Общественное бытие. Время и пространство. Социальное время и пространство. Правовое и экономическое пространство. Информационное пространство. Сознание. Язык и сознание. Самосознание.

2
2

Гносеология. Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познанияПознание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Диалектика субъекта и объекта в познании. Проблема познаваемости мира. Многообразие форм познания. Обыденное познание и здравый смысл. Сенсуализм и рационализм. Обыденное (стихийно-эмпирическое) и теоретическое (научное) познание. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Природа веры. Соотношение знания и веры, науки и религии. Научные знания, интуиция, религиозная вера. Классическая концепция истины и пути ее исторического развития. Парадоксы классической концепции истины. Когерентная концепция истины. Прагматическая концепция истины.

Философская картина мира Понятие «картина мира». Категория бытия, ее смысл и специфика. Мир как совокупная реальность бытия. Единство природы и человека, материального (мира) и идеального (духа). Основные формы бытия. Диалектика бытия. Бытие вещей, процессов, состояний природы. Формы материального бытия. «Первая» и «вторая» природа и их взаимосвязь. «Естественная» и «искусственная» среда обитания человека. Бытие человека в мире природы. Изменение форм практической деятельности людей, познавательных образов, нравственного и эстетического отношения человека к природе в ходе истории. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия. Общественно-исторический характер бытия человека. Понятия «субстанция», «материя», «дух» и их методологическое значение для познания природы, общества, практической деятельности. Характеристика понятия материи. Единство материи, пространства и времени. Движение как способ существования материи. Диалектика о формах движения материи как методологическая основа изучения соотношения общества и природы, природных и общественных закономерностей. Классификация форм движения. Соотношение социальной формы движения материи с формами движения живой и неживой природы. Философия о многообразии и единстве мира. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Проблема материального и идеального в философии. Методологическое значение этих понятий для познания природы, общества и человеческой деятельности. Характеристики форм идеального бытия.

 

3

Практические занятия

4

1

Выступление с докладом

2

Тестирование.

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка доклада

2

Тема 7.

Философская антропология (учение о человеке)  Аксиология. Техника в контексте глобаль­ных проблем

Содержание учебного материала

2

1

Человек как философская проблема Предмет философской антропологии. Происхождение человека. Проблема человека в истории философии. Типы антропологических учений. Человек в философии Востока. Человек и Бог. Античные представления о человеке. Европейская христианская доктрина. Натуралистическая традиция. Концепция сверхчеловека. Человек как особый род сущего. Информационное формирование личности. Смысл жизни.

 Человеческая деструктивность. Предназначение человека. Свобода и ответственность личности.

1
2

Понятие философии культуры. Феномен культуры. Генезис культуры. Культ и культура. Природа и культура. Культура и цивилизация. Цивилизация и техника. Технический прогресс и культура. Культура экономического мышления. Культура правового сознания. Исторические типы цивилизации. Циклический характер культуры. Культура в историческом развитии. Типология культур. Культура, субкультура, контркультура. Экономическая и правовая субкультуры. Кризисы культуры. Равноправие культур. Философия творчества. Таланты, воспитание, образование - их роль в творчестве. Богочеловеческая сущность творчества. Творчество художественное и научное. Творчество в программировании.

3
3

Аксиология (учение о ценностях).Понятие ценности. Значимости и ценности. Ценности и оценки. Предмет оценки. Субъект оценки. Глобальные проблемы современности.

Техника в контексте глобаль­ных проблем.Инженерная деятельность и ее социальные последствия. Технология и инженерия как конструктивная и деструктивная сила современности.

Условия постановки инженерных задач как оптимальное сочетание удовлетворения потребностей человека (в энергии, механизмах, машинах, сооружениях) и возможностей становления техносферы и инновационных технологий.

Три основные планетарные опасности: разрушение и изменение природы (экологический кризис); изменение и разрушение человека (антропологический кризис) и неконтролируемые изменения социальных инфраструктур (социальный кризис).

Зависимость человека от технических систем обеспечения. Влияние технических новаций на формирование потребностей человека. Влияние технического прогресса на человека и природу. Активное влияние человека на природу. Познавательная, инженерная, производственная деятельность. Изменения характеристик природы. Природа как симбиоз первоприроды и природы, полученный в результате человеческой деятельности

3

Практические занятия

6

1

Выступление с докладами

2

Тестирование

Самостоятельная работа обучающихся

- проработка конспекта занятия, учебной литературы;

- подготовка доклада «Проблема человека в истории философии» «Человек в философии Востока».

1

 

*

Всего:

56
             

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...