Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Области применения: Исследование психологического состояния детей, изучение степени выраженности и причин школьной тревожности, эмоциональных особенностей отношений ребенка со сверстниками и учителями. Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны». Ключ к вопросам позволяет определить уровень общей тревожности ребенка, связанный со школой и степень выраженности тревоги по 8 видам: - общая тревожность в школе; - переживание социального стресса; - фрустрация потребности в достижении успеха; - страх самовыражения; - страх ситуации проверки знаний; - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; - проблемы и страхи в отношениях с учителями (полный текст методики в прил. 1). Субтест «Счет» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям. Простой и надежной методикой для оценки общего уровня развития памяти и внимания школьника является субтест «Счет» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера. Сущность методики (она применяется только для индивидуальной работы) заключается в следующем. Экспериментатор зачитывает ряд цифр, а испытуемый должен, внимательно прослушав, запомнить и воспроизвести их. Обследование проводится в два этапа. Вначале экспериментатор зачитывает цифры и испытуемый повторяет их в том же «порядке (последовательности). Затем (на втором этапе) зачитанные экспериментатором цифры испытуемый должен повторить в обратном порядке (полный текст методики в прил. 1).
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента
В исследовании приняли участие 25 детей из 5 класса, МБОУ СОШ № 38, г. Озерска. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали 2 методики, направленные на изучение успеваемости и адаптации младших подростков. Характеристика класса: класс сформирован в 2015 году. В классе много детей с сангвистическим типом темперамента. Ребята активные, оптимистичные, психически уравновешенные. На уроках соблюдается дисциплина. Многие дети в коллективе дружелюбны, добры. Возникают мелкие конфликты, хотя крупных ссор за последний год не было. У большинства детей отмечается стремление участвовать как в командных, так и в индивидуальных соревнованиях. Причём дети очень эмоционально переживают как успех, так и неудачу. В основном дети легко и радостно идут на контакт. Большинство любит общаться и стремится к общению. Есть ребята-лидеры. Из 25 ребят в классе: 15 воспитываются в полных семьях, 8 воспитываются только мамой и, 2 воспитываются мамой и бабушкой. Среди обследуемых: у 10 есть младшие братья/ сестры, у 3 старшие братья/ сестры. Семьи благополучные, мат.обеспеченные. родители принимают активное участи в жизни класса, организовывают внешкольные экскурсии и походы. Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Эмоции помогают познавать окружающий мир, общаться друг с другом, быть успешным в различных областях. Эмоциональное самочувствие - не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важных функций в воспитательных отношениях. Положительный настрой – мощный мотиватор деятельности: выполняется с особым энтузиазмом то, что привлекательно, приятно, насыщено радостью. Наглядность такой диагностики очевидна. Во-первых, мы получаем возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация, присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов негативных чувств). Во-вторых, сразу определяем общий настрой класса, его «эмоциональный портрет». В ходе проведения психодиагностической методики С.Л. Левченко «Чувства в школе» для диагностики адаптации к школе, были получены результаты, представленные на рисунке 1. Рисунок 1. Распределение преобладающих чувств у испытуемых по методике С.Л.Левченко «Чувства в школе»
В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты: Чувство радости испытывают 61% (15 человек) учащихся. Желание приходить в школу присутствует у 59% (14 человек), симпатия к учителям отмечается у 40% (10 человек) пятиклассников. 36% (девять учеников) отметили уверенность в себе, и 36% (девять испытуемых) признаются в усталости, что, по-видимому, связано с остаточным проявлением переживанием кризиса и адаптацией к новым условиям. Тревога за будущее характерна для 30% (7 человек), а беспокойство – для 35% (9 человек) пятиклассников. 20% (5 человек) школьников не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12% (3 человека), а раздражение отмечается у 8% (2 человек) учащихся. У исследуемых пятиклассников отмечается преобладание положительных чувств. Для большинства учащихся характерно спокойствие, что говорит об успешно проходящей школьной адаптации. Кроме позитивных новообразований появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка. Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10-11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок. Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4-5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.
В ходе проведения методики «Школьной тревожности» Б.Н.Филлипса (Beeman N. Phillips) были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2. Рисунок 2. Результаты распределения факторов школьной тревожности у испытуемых по методике «Школьной тревожности» Филлипса
Таким образом, мы видим, что: У 52% (13 человек) выявлено переживание социального стресса, что может указывать на некомфортные условия в классе, дети еще не адаптировались к новым условиям школьной жизни. У 40% (10 человек) выявлен страх самовыражения. Возможно, что эти дети еще переживают кризис и испытывают дискомфорт, находясь в коллективе. Возможно, что присутствуют эмоциональные нарушения (предпосылки к неврозу, страх перед выступлением перед классом, боязнь ответа у доски). Завышенные требования родителей к учебе, не обращая внимания на эмоциональный комфорт школьника. Общая тревожность в школе у 32% (8 человек); фрустрированные потребности у 16% (4 человек); страх проверки знаний у 28% (7 человек); страх не соответствия ожиданиям окружающих 48% (12 человек), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у 24% (6 человек). У 8% (2 человек) выявлены проблемы в отношениях с учителями. Он свидетельствует о том, что дети испытывают трудности в школьной деятельности, не всегда справляются с требованиями учителей, отвлекаются от объяснений на занятиях. Это может свидетельствовать о том, что адаптация либо еще не прошла, либо идут какие-то нарушения в ее процессе. Необходимо повторить тестирование и проконсультироваться с психологом. В ходе проведения психодиагностической методики «Счёт» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера мы получили результаты, которые отображены на рисунке 3. Рисунок 3. Распределение уровней познавательных процессов у испытуемых по методике «Счет» Д.Векслера
Развитие познавательных процессов находятся на следующих уровнях: У 42% (10 детей) высокий уровень развития познавательных процессов, что говорит о высокой успеваемости. У 30% (7 человек) уровень развития познавательных процессов выше среднего, что тоже является положительным результатом. У 24% (6 человек) выявлен средний уровень развития познавательных процессов, что также является нормой. Возможно, что дети были невнимательны или рассеяны при выполнении заданий. 4% (1 ребенок) показал результат ниже среднего, что может говорить об осложнении процесса адаптации и рекомендуется дополнительное обследование. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что развитие памяти, внимания находится на высоком уровне, а значит, не тормозит процесс адаптации. Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям. Перед обработкой результатов диагностик методом ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена мы выдвигаем две временные гипотезы: Но – не выявлена значимая взаимосвязь успеваемости и адаптации младших подростков. Н1 – выявлена статистически значимая взаимосвязь успеваемости и уровня адаптации, чем выше успеваемость, тем выше уровень адаптации у младших подростков. В ходе исследования мы установили прямую зависимость адаптации от успеваемости по методикам «Школьная тревожность» и «Счёт». После проведенных вычислений нами подтвердилась гипотеза Н1. Мы выявили статистически значимую взаимосвязь между успеваемостью и адаптацией. Проанализировав результаты нашего исследования, можно сделать следующие выводы: Ученики 5 класса МБОУ СОШ № 38 г.Озёрска успешно адаптировались к учебе в средней школе, адаптировались к новым учителям и новым требованиям. В семье у большинства детей доверительные отношения с родителями. Семьи активно включаются в жизнь класса, вступают в диалог с психологом, если есть намеки на проблемы. У одного ребенка выявлены низкие показатели познавательных процессов, что может говорить о не пройденной адаптации и трудностях в учебе. Необходимо повторить методику предложить корректирующую программу в соответствии с выявленными трудностями. У большинства (42%, 30%) детей познавательные процессы находятся на высоком уровне. Выявили, что у большинства детей - 52% (13 чел.) присутствуют переживания социального стресса, у 40% (10 детей) страх самовыражаться, и у 8% (2 человек) выявлены проблемы в отношениях с учителями, что может свидетельствовать о нарушении процесса адаптации к старшей школе. Выявлены преобладающие позитивные чувства у большинства детей: у 61% (15 человек) чувство радости, желание посещать школу у 59% (14 человек), симпатии к учителям у 40% (10 человек). Это говорит о том, что дети успешно преодолели кризис 4-5 класса и переход из младшего в среднее звено. Такой переход возможен при грамотной работе учителей, психолога и родителей.
2.3. Рекомендации преподавателям и родителям по особенностям адаптации у младших подростков в средней школе
Психолого-педагогическая диагностика учащихся в период перехода в среднее звено школы должна быть комплексной и включать в себя как определение показателей эмоционального состояния школьников, характеристик их мотивационно-личностной и когнитивной сферы, так и выявление особенностей взаимоотношений в классном коллективе. Комплексная диагностика позволяет не только констатировать состояние дезадаптации класса, но и определить его причины, выявить ресурсы для построения коррекционной работы и сформулировать прогноз на будущее. Большое значение взаимоотношений в классном коллективе для адаптации детей в средней школе выводит на первый план роль учителя в развитии коллектива. При переходе из начальной школы в среднюю должна осуществляться преемственность классного руководства. Учитель в первую очередь решает задачу передачи учащимся набора знаний, умений и навыков, тогда как остальные задачи обучения и воспитания решаются по произвольному выбору педагога. Рекомендации: В зависимости от вида деятельности и содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьника соответствующий этой работе мотивационный цикл. Этот цикл имеет ряд этапов: от мотивации начала работы к мотивации выполнения работы и затем к мотивации завершения. 1 этап. Возникновение мотивации. Зафиксировать мотивы предыдущих достижений, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность. 2 этап. Подкрепление и усиление возникающей мотивации. Использовать чередование разных видов деятельности, материалы различной трудности, отметки вызывающие положительные эмоции, активизировать поиск самих учащихся, подключая их к самоконтролю и самооценке. 3 этап. Мотивация завершения. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя. Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков: 1. Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать. 2. Повышенная моторность и эмоциональность. 3. Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя. 4. Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю. Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы. А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению. Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов. Участие психолога в развитии коллективных отношений в классе будет эффективным только в случае включения его в систему воспитательной работы учителя с классом, сотрудничества с педагогом в решении задач развития детей. Роль школьного психолога в формировании коллектива класса может быть только вспомогательной, потому что, прежде всего это функция классного руководителя. Взаимодействие школьного психолога и педагога является необходимым условием эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся. Меры, способствующие организации работы в классе: 1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними); 2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету. 3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам. 4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям. Рекомендации школьного психолога учителям-предметникам: • Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии. • Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. • Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания. • Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу. • Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. • Создавать обстановку успеха. • Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей. • Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. • Налаживать эмоциональный контакт с классом. Рекомендации школьного психолога родителям: • Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами была изучена тема «Влияние успеваемости на адаптацию учащихся пятых классов к условиям средней школы» и проведён констатирующий эксперимент с применением мат.статистики. В ходе работы были выполнены поставленные цели и задачи исследования. Подтвердилась гипотеза исследования, что успеваемость влияет на уровень сформированности адаптации у учеников пятого класса. В исследовании мы применили две психодиагностические методики, направленные на изучение уровня адаптации и уровня сформированности познавательных процессов: 1. Опросник «Чувства в школе» - для диагностики адаптации к школе. 2. методика «Школьной тревожности» Б.Н. Филлипса (Beeman N.Phillips) для определения адаптированности учащихся пятых классов, т.к. прямых психодиагностических методик для этого возраста нет. 3. Субтест «Счет» из батареи тестов интеллекта Д. Векслера. И получили такие результаты: Чувство радости испытывают 61% (15 человек) учащихся. Желание приходить в школу присутствует у 59% (14 человек), симпатия к учителям отмечается у 40% (10 человек) пятиклассников. 36% (девять учеников) отметили уверенность в себе, и 36% (девять испытуемых) признаются в усталости, что, по-видимому, связано с остаточным проявлением переживанием кризиса. Выявили, что у большинства детей - 52% (13 чел.) присутствуют переживания социального стресса, у 40% (10 детей) страх самовыражаться, и у 8% (2 человек) выявлены проблемы в отношениях с учителями, что может свидетельствовать о нарушении процесса адаптации к старшей школе. Тревога за будущее характерна для 30% (7 человек), а беспокойство – для 35% (9 человек) пятиклассников. 20% (5 человек) школьников не удовлетворены собой. Чувства сомнения и скуки испытывают 12% (3 человека), а раздражение отмечается у 8% (2 человек) учащихся. У 42% (10 детей) высокий уровень развития познавательных процессов, что говорит о высокой успеваемости и успешно пройденной адаптации. У 30% (7 человек) уровень развития познавательных процессов выше среднего, что тоже является положительным результатом. У 24% (6 человек) выявлен средний уровень развития познавательных процессов, что также является нормой. Возможно, что дети были невнимательны или рассеяны при выполнении заданий. 4% (1 ребенок) показал результат ниже среднего, что может говорить об осложнении процесса адаптации и рекомендуется дополнительное обследование. Также применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена к проведенным методикам: «Школьная тревожность» и «Счет». В результате проведенных вычислений, мы получили подтверждение гипотезы Н1 (чем выше уровень успеваемости, тем выше уровень адаптации (ниже уровень тревожности)). Корреляция между уровнем успеваемости (А) и уровнем адаптации (В) статистически значима и является прямой, т.е. чем выше уровень успеваемости, тем выше адаптация у младшего подростка. Таким образом мы можем сделать вывод, что период 10-11 лет является кризисным и непростым для младшего подростка. Процесс социально-психологической адаптации младших подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа, где социальные качеств личности корректируются и формируются в соответствии с общественно значимыми ценностями. Социально-психологическая адаптация младших подростков может заключаться в избавлении от чувства страха, одиночества или сокращении сроков социального научения, когда, опираясь на общественный или групповой опыт, учащиеся избавляется от необходимости проб и ошибок, сразу выбирая более подходящую программу поведения. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими, поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд-ий центр «Юрайт», 2010. 816с. (Серия «Основы наук»). 2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2010. 368с. 3. Архипова Т.Н. Педагогическое общение. – М.: Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 228с. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. 400с. (Серия «Мастера психологии»). 5. Большой психологический словарь / ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 816с. (психологическая энциклопедия). 6. Волков Б.Д., Волкова Н.М., Орлова Е.С. Психология педагогического общения. Учебник для бакалавров. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 336с. 7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2008. 396с. 8. Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд-во «Academia», 2008. 416с. 9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2014. 176с. 10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. [http://www.twirpx.com] – М.: «Академия», 2001. 160с. URL: http://www.twirpx.com/file/54886/ (дата обращения 15.02. 2016). 11. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перевод с англ. [http://www.koob.ru/] – СПб: Изд-во «Питер», 2007. 464 с. URL:http:// www.koob.ru/ izard/psihologiya_emociy (дата обращения 12.02.2016). 12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – М.: Изд-во Феникс, 2011. 448с. 13. Казанская В.Н. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011. 216с. 14. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Academia, 2003, 336с. 15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 420с. 16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. 232 с. 17. Курейчик В.М., Лебедев Б.К. Поисковая адаптация. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2015. 272с. 18. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – М.: Речь, 2009. 176с. 19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Книга по требованию, 2011. 130с. 20. Майерс Д. Психология. – М.: Попурри, 2009. 848с. 21. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. 592с. (Серия «Учебник для вузов»). 22. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование. Теория и практика. – М.: Феникс, 2008. 608с. (Серия «Психологический практикум»). 23. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Academia, 2012. 640с. 24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология Учебное пособие. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. 460с. 25. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: 2005.-360с. 26. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2009. 512 с. 27. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие / под ред. Головей Л.А.. Рыбалко Е.Ф. - СПб.: Речь, 2015. 480с. 28. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2005. - 528с. 29. Психология личности. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Пузырея. Архангельской В.В. – М.: Астрель. 2009. 624с. 30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2014. 816с. 31. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – М.: ПРайм-Еврознак, 2009. 480с. 32. Реан А.А. Психология детства. – СПб.: Изд-во «Прайм- Еврознак»2008. 352с. 33. Родионова С.К., Корепанова В.Л. Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы. Программы, планирование, тематические занятия. – М.: Учитель, 2014. 268с. 34. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2013. 720с. 35. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2009. 544с. (Серия «Высшее образование»). 36. Тихомирова А.В. Я открываю мир. Развитие познавательных способностей детей. – М.: Изд-во У-Фактория, 2015. 239с. (Серия «Психология детства. Практикум»). 37. Тылец Н.Н. Эффект резонанса в психическом развитии школьников. – СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2010. 200с. 38. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. [http://www.klex.ru/] – Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2002. 432с. (Серия «Библиотека психолога»). URL: http://www.klex.ru/46w (дата обращения 13.01.2016). 39. Штейнмец А.Э. Общая психология. – М.: Академия, 2012. 288с. (Серия «Высшее профессиональное образование. Бакалавриат»). 40. Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Изд-во «Владос», 2011. 368с. (Серия «Учебное пособие для вузов»).
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1
Опросник С.Л. Левченко «Чувства в школе» Задание: из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
После обработки анкет получаем сумму баллов (в %), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45–50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.
Цель тест школьной тревожности Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны». Текст опросника |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 648. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |