Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и основные направления обеспечения экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях.




Правовое обеспечение экологической безопасности – система специальных мер, предусмотренных законодательством, соблюдение которых призвано предотвратить или свести к минимуму причинение вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде в результате действия природных стихийных и техногенных факторов: аварий и катастроф.

Чрезвычайная ситуация - это процесс возникновения в течение короткого периода времени экстремальных условий для человека, преодоление которых требует высокого персонального уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности. Чрезвычайные ситуации можно сгруппировать на виды следующим образом:

• Чрезвычайные ситуации природного происхождения;

• Чрезвычайные ситуации техногенного характера;

• Чрезвычайные ситуации социального происхождения;

• Чрезвычайные ситуации экологического характера. Чрезвычайные ситуации экологического характера - это экстремальные ситуации, связанные с изменением состояния суши, кризисные ситуации, связанные с изменением свойств атмосферы, водной среды. Экологические чрезвычайные ситуации могут возникать не только при промышленных авариях, но и при резком изменении параметров окружающей среды в связи с критической массой изменений. Для больших городов такие ситуации могут наступать при явлениях постоянного смога, массовой гибели деревьев, геологических процессов (провалы, оползни и т.д.). При оценке экологической безопасности необходимо иметь в виду, что явление, удаленное во времени и пространстве, кажется менее существенным. В природопользовании этот принцип особенно часто становится основой неверных практических действий.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на следующие виды:

• Локальные - чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100

человек, либо материальный ущерб составляет не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

• Местные - чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

• Региональные - чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысячи, но не более 0,5 миллиона на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

• Республиканские - чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей. • Трансграничные - чрезвычайные ситуации, поражающие факторы которых выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайные ситуации, которые произошли за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь. Основы правого регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 года №122-З «О радиационной безопасности населения». Данный закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:

• принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

• принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;

• принцип оптимизации - поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа

облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

• уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;

• предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

• виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной. Согласно Закона Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» устанавливаются следующие основные пределы доз облучения на территории Республики Беларусь в результате воздействия источников ионизирующего излучения:

• для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

• для работников (персонала) средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

• Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при медицинском облучении. Указанные значения основных пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные пределы доз облучения, в течение определенного промежутка времени и в пределах, установленных техническими нормативными правовыми актами. Вместе с тем граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны:

• соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

• принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

• выполнять требования государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности.

• Ликвидация последствий радиационных аварий на территории Республики Беларусь осуществляется в рамках Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

Основными задачами ГСЧС являются:

• Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

• Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• Ликвидация чрезвычайных ситуаций, и др.

52.Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях природных стихийных бедствий.

53.Правовое обеспечение экологической безопасности в случаях техногенных аварий и катастроф.

54.Основные направления охраны окружающей среды в промышленности и оборонной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...