Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия психического развития
Исторически обусловленные реальности существования человека. Реальность предметного мира. Реальность образно-знаковых систем. Природная реальность. Реальность социального пространства. Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности. Значение социальных условий. «Присвоение» общественного опыта как специфическая особенность психического развития человека. Место человека в системе общественных отношений: родина, национальная принадлежность, место проживания (природа, город, село, хутор и т.д.), семья, воспитательно-учебные заведения, ближайшее окружение, средства коммуникации. Человек как элемент космоса и продукт исторического развития. Влияние социальных процессов на человека как социальную единицу и личность. Психическое развитие и деятельность. Социально организованная деятельность как основа, средство и условие психологического развития человека. Ориентировочная часть деятельности и ее роль в освоении нового опыта. Гипотеза о происхождении внутренней психической деятельности из деятельности внешней (интериоризация). Ее научное основание. Значение различных видов деятельности в психическом развитии. Ведущая деятельность и формирование психических процессов, личностных образований. Психическое развитие и общение. Обусловленность психического развития характером общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Основные виды общения ребенка со взрослыми. Ребенок, подросток, юноша в группе сверстников. Общение взрослых. Психическое развитие и обучение. Роль обучения и воспитания в психическом развитии на разных этапах онтогенеза. Обучение и усвоение опыта и знаний. Диалектическая взаимосвязь обучения и развития. Условия оптимизации обучения. Обучение и сензитивные периоды развития психики. Понятие зоны ближайшего развития. Роль обучения в формировании психических функций (Л. С. Выготский). 434 Проблема взаимосвязи обучения, усвоения и развития в современных психологических теориях. Возрастная периодизация психического развития. Понятие возраста в психологии. Критерии возрастной периодизации. Возраст, физическое и психическое развитие. Проблема уровней психического развития. Позитивные достижения и негативные образования. Общественно-исторический характер длительности детства. Социальная ситуация как основная характеристика уровня развития. Календарный возраст и уровни развития. Возрастные и индивидуальные особенности личности. Индивидуальные различия на разных этапах психического развития. Предпосылки психического развития Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Физическая и психическая активность. Сгущение и паузы. Взаимодействие биологического и социального факторов. Социальное наследование. Социальные условия и возраст. Закономерности развития. Внутренняя позиция и развитие «Внутреннее через внешнее» (С. Л. Рубинштейн). Внутренняя позиция личности. Развитие внутренней позиции в процессе онтогенеза. Проблема личностного роста. Отношение к себе как к самоценной личности. Система личностных смыслов. Чувство личности. Внутренняя потребность развить в себе познавательные способности, сознание, самосознание, нравственные ориентации и духовность. Самосознание как ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов. Развитие самосознания. Личность - субъект - самосознание. По-требностно-эмоциональная и волевая сферы личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Самосознание в условиях разных исторически обусловленных систем. Индивидуальное бытие личности. Развитие позитивного и действенного отношения к близким людям, человечеству и природе. Негативная позиция. Мировоззрение личности. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА 2.1. Социальная единица и уникальная личность Индивидуальное бытие общественных отношений. Структура самосознания. 435 Имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Имя в истории культуры и этноса. Притязание на признание. Позитивные достижения. Депривация реализации потребности на признание и эмоциональное напряжение, фрустрации, аффекты. Негативные образования личности (ложь, зависть, агрессивность, неуверенность в себе, пассивность, конформность). Обусловленность содержания притязаний на признание исторической эпохой и этнической принадлежностью. Половая идентификация. Ценностные ориентации человека на свой пол как социальную роль. Сексуальное поведение. Психологическое признание идентичности своему полу в физическом, социальном и психологическом плане. Обусловленность половой идентификации историей этноса. Психологическое время личности. Соотнесение себя в трех временах индивидуальной жизни: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее своего этноса, государства, человечества. Значения и смыслы, которые придает личность своему существованию на земле. Перспективы жизни, которые формирует человек для своего индивидуального жизненного пути. Психологическое время и индивидуальный путь в жизни. Социальное пространство личности. Вхождение человека в социальное пространство прав и обязанностей. Нравственное чувство, совесть, резюмирующиеся в житейских отношениях людей в значениях и смыслах понятия «должен». Чувство долга как высшее достижение духовной культуры человечества. Права и обязанности в их единстве и противоположности. Социальное пространство как феномен культуры. Социальное пространство личности - условие развития и бытия человека. Значение и смысл прав и обязанностей в индивидуальном сознании человека. Позитивные достижения и негативные образования, закономерно формирующиеся в процессе онтогенеза человека как личности. Фактор места как условие развития личности Гипотеза спонтанного взаимодействия генотипа и социальных условий в процессе индивидуального развития человека (Ж. Пиаже). Возрастная сензитивность к социальным условиям. Внешний фактор места в системе общественных отношений и особенности развития личности. Внутренняя позиция личности по отношению к внешнему фактору места. Два способа существования человека и два отношения к жизни (С. Л. Рубинштейн). Стихийное складывание личности и сознательный путь личности. 436 МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ Идея «присвоения» человеком своей всесторонней сущности. Личность - результат общественных отношений, «производимый» общением, деятельностью и ценностными ориентациями. История развития высших психических функций (Л. С. Выготский). Человек, становящийся самим собой через других. Механизмы развития человека как личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |