Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выручка фирмы: общая, средняя, предельная.




Общая (валовая) выручка фирмы представляет собой полную сумму выручки от реализации всех произведенных ею Q единиц товара по цене P:

TR = P * Q,

где TR – общая выручка, P – цена товара, Q – количество произведенных и реализованных товаров.

Средняя выручка (средний доход) рассчитывается как выручка, полученная от реализации единицы товара и равна цене товара:

,

где AR – средняя выручка.

Предельная выручка (предельный доход) представляет собой прирост общей выручки, полученный от производства и реализации дополнительной единицы товара:

,

где MR – предельная выручка, = 1

Рис. 4.1

P Характеристика фирмы - совершенного конкурента:

AR P = AR = MR

MR

P d = AR = MR

0 Q

На рисунке 4.1 показано соотношение величины AR и MR для конкурентной фирмы. Неспособность конкурентной фирмы влиять на рыночную цену означает, что кривая спроса на товар (d), с которым сталкивается на рынке конкурентная фирма, является совершенно эластичной: фирма может продать любое количество продукта по цене (Р), которая установилась на рынке как результат взаимодействия рыночного спроса и предложения. Поскольку средняя выручка AR = Р, то кривая средней выручки совпадает с кривой спроса. Эта же кривая является кривой предельной выручки MR: реализация любой дополнительной единицы товара по цене Р увеличит общую выручку TR на величину Р, но по определению, это и будет величина предельной выручки MR.

Итак, для конкурентной фирмы и только для конкурентной фирмы справедливо равенство:

P = AR = MR

Для всех фирм - несовершенных конкурентов кривая спроса также является кривой цены и средней выручки, но кривая предельной выручки с ней не совпадает.

На рисунке 4.2 изображены кривые спроса и предельной выручки фирмы – несовершенного конкурента. Кривая спроса, с которым сталкивается на рынке такая фирма, имеет отрицательный наклон, так как фирма может влиять на цену, но не может отменить закон спроса: повышая цену на свой товар, фирма столкнется с сокращением величины спроса на него. Если же фирма захочет продать больше товара, ей придется снизить цену (по той же причине).

Что касается кривой предельной выручки (MR), то для фирмы – несовершенного конкурента предельная выручка всегда меньше цены дополнительной единицы товара. Разницу составляет величина суммарного снижения цены всех предыдущих единиц товара, которое было вызвано производством и реализацией дополнительной единицы товара:

Пусть Q2 = Q1 + 1. Тогда:

TRQ2 – TRQ1 = P2 * (Q1 + 1) – P1 * Q1 = P2 – (P1 – P2) * Q1.

Рис.4.2

P d

P1

P2

d = AR = Р

MR

0 Q1 Q2 Q

 

 

51. Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние издержки, т.е. издержки предприятия на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой.
Средние издержки (AC) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции. Таким образом, можно рассчитать средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC) и средние валовые (ATC) издержки:

Как видим, средние валовые издержки можно рассчитать двумя способами: путем деления валовых издержек на объем производства и путем суммирования средних постоянных и средних переменных издержек.
Средние постоянные издержки (AFC) характеризуют затраты постоянного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.
График средних постоянных издержек (рис. 10.3) представляет собой гиперболу. При увеличении объема производства средние постоянные издержки (AFC) снижаются. Это явление служит для предприятия мощным стимулом увеличения производства.
Средние переменные издержки (AVC) характеризуют затраты переменного ресурса, с которыми в среднем производится единица продукции.
График средних переменных издержек имеет форму, представленную на рис. 10.4.
Сначала кривая A VC снижается, поскольку производство постепенно выходит на оптимальный уровень загрузки мощностей, и рост издержек отстает от темпа роста производства. Затем она почти горизонтальна, поскольку объем выпуска близок к технологическому оптимуму. И наконец, начинается подъем кривой. Мощности перегружены, и каждая дополнительная единица произведенной продукции дается ценой резкого повышения затрат.

Рис. 10.3. Средние постоянные издержки (AFC)

Рис. 10.4. Средние переменные издержки AVC

Средние валовые издержки (ATC) характеризуют затраты переменного и постоянного ресурсов, с которыми в среднем производится единица продукции.
График средних валовых издержек (рис. 10.5) имеет U-образную форму.
Сначала кривая ATC убывает под влиянием уменьшения обеих своих составляющих (AFC и AVC), а затем возрастает из-за быстрого роста кривой AVC.
Величина средних валовых издержек представляет большой интерес для предпринимателя. Сравнивая их с ценой единицы производимой продукции, он может оценить свою прибыль от каждого выпуска товара.

Рис. 10.5. Средние валовые издержки ATC

Отношение прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции называется предельными издержками предприятия (MC)

где МС— предельные издержки; ΔVC- прирост переменных издержек; ΔQ - прирост объема производства.
Предельные издержки можно получить и путем разности между переменными издержками производства n + 1 единиц и переменными издержками производства n единиц продукта:

MC = VCn+1 - VCn.

Категория предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку позволяет показать те издержки, которые придется понести предприятию в случае производства еще одной единицы продукции или сэкономить в случае сокращения производства на эту единицу. Иначе говоря, предельные издержки - это та величина, которую предприятие может контролировать.
Поведение предельных издержек (MC) сходно с поведением средних переменных издержек. График кривой MC сначала убывает, а затем начинает возрастать (рис. 10.6).
По мере приближения к технологическому оптимуму затраты на выпуск каждой дополнительной единицы падают, а после его превышения - растут. Применительно к MC эти изменения происходят более резко, чем на графике средних переменных издержек. Это объясняется тем, что MC есть отношение прироста переменных издержек не ко всему объему производства, а к последней единице выпуска.

Рис. 10.6. Предельные издержки

Рис. 10.7. Семейство кривых издержек предприятия

А теперь покажем на графике кривые средних издержек предприятия в краткосрочном периоде и их связь с кривой предельных издержек (рис. 10.7).
Взаимное расположение кривых MC и AVC подчиняется следующей закономерности: кривая MC пересекает кривую AVC в точке минимального значения средних переменных издержек. Причины этого таковы: пока издержки производства дополнительной единицы продукции меньше средних переменных издержек предыдущей единицы, новые значения AVC будут уменьшаться из-за снижения MC. Если издержки дополнительной единицы больше средних переменных издержек производства предыдущей единицы, новые значения AVC будут увеличиваться вследствие роста MC. Следовательно, если до точки пересечения кривых средних переменных и предельных издержек (MC = AVC) средние переменные издержки падают, а после нее растут, то в самой точке будет достигнут минимум.
Подобные рассуждения, если их применять к средним валовым издержкам, позволяют утверждать, что кривая MC пересекает и кривую ATC также в точке минимального значения средних валовых издержек.

52.Совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем» и в связи с этим кривая спроса фирмы на рынке совершенной конкуренции отличается абсолютной эластичностью (рис. 8.1). Рис. 8.1. Кривые спроса и предложения совершенно конкурентной фирмы Совершенный конкурент может продать любое количество продукта, который произвел по существующей или более низкой цене, но если цена выше, чем существующая, то предполагается, что спрос будет равен нулю. Валовой доход (TR) представляет собой выручку от продажи всего объема произведенной продукции TR=P x Q. Средний доход (AR) определяется как отношение валового дохода к объему произведенной продукции AR=TR /Q. Предельный доход (MR) изменение в валовом доходе фирмы, вызванное изменением ее продаж на дополнительную единицу товара. MB может быть как положительным, так и отрицательным: . Пусть ТС – валовые издержки. Тогда TC=TFC+TVC, где TFC - валовые постоянные издержки, TVC валовые переменные издержки. Когда ТС > TR, предприниматель прекращает производство. Только при условии TFC=TR производство продолжается, ибо предприниматель всегда теряет больше при производстве, чем при прекращении в условиях меньшего TR по сравнению с TVC. Условием равновесия, а значит получения максимальной прибыли на рынке совершенной конкуренции выступает условие равенства цены предельным издержкам (МС). P=AVCmin – при этом условии фирма получает нулевую прибыль. Максимальный объем и прибыль формируются только при условии Р=МС. Если же QМС, следовательно, необходимо продолжить расширять производство, если же Q>Qmax, то Р<МС и такой объем производства не выгоден. AVC3 демонстрирует ситуацию убытка. Любой предприниматель стремиться минимизировать потери, т.к. в этих условиях цена меньше AVC. Данный объем оценивается как точка закрытия фирмы. Ведь в этой ситуации нет покрытия заработной платы и приходится осуществлять постоянные издержки из дополнительных доходов. AVC2 – ситуация нулевой прибыли (П=0), когда существует безубыточное производство и соблюдается условие P=AVCmin=MC=MR (рис. 8.2). Рис. 8.2. Условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Кривая предложения совершенной конкурентной фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Как известно, фирма будет наращивать производство до Qmax в котором Р=МС. Кривая предложения фирмы для ненулевого объема производства должна совпадать с той частью кривой МС, которая лежит выше кривой AVC (рис. 8.3). Рис. 8.3. Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы. Кривая МС пересекает AVC в точке ее минимума, тем самым кривая предложения совпадает с кривой МС, когда АVС растет. Ситуация нулевой прибыли предполагает, что Р=АТС, тем самым каждая фирма формирует экономическую прибыль равную нулю. Когда в отрасли отсутствуют мотивы выхода и отсутствуют мотивы вступления в отрасль, такая ситуация считается ситуацией долгосрочного равновесия. Фирмы расширяют производство и снижают средние издержки производства, достигая положительного эффекта масштаба. Процесс входа в отрасль продолжается до тех пор, пока цена не упадет до значения средних издержек и не сформируется нулевая прибыль. На совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде также может быть достигнуто равновесие. Однако должны выполняться три условия: Функционирующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся ресурсы, это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде всегда будет стремиться к максимальному объему прибыли при условии Р=МС. Не существует побудительных причин для фирм других отраслей входить в отрасль. Фирмы отрасли не имеют возможности снизить АТС и получать прибыль за счет положительного эффекта масштаба. Это значит, что каждая фирма производит такой объем, который соответствует минимуму АТС в долгосрочном периоде. Кривая предложения в долгосрочном периоде вследствие различных эффектов масштаба может приобрести следующий вид (рис. 14.4): кривая предложения горизонтальна (постоянный эффект масштаба); кривая предложения имеет нисходящий вид, т.к. издержки падают (положительный эффект масштаба); кривая предложения имеет классический вид (отрицательный эффект масштаба). Рис. 8.4. Кривая предложения в долгосрочном периоде. Полагая, что фирмы в долгосрочном периоде обязательно достигают равновесия, для установившихся отраслей кривая предложения в условиях совершенной конкуренции имеет либо вид а), либо вид в). 8.2. Максимизация прибыли на рынке чистой монополии Монополия представляет собой такую модель (тип рынка), на котором поставщиком определенного товара является один продавец. Продукция предприятия монополиста удовлетворяет спрос всех покупателей в рамках местного (регионального) или национального рынка. Монополист представляет целую отрасль, может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, и она не имеет совершенных заменителей. Поэтому изменение цены любого товара не оказывает влияния на спрос на продукцию монополиста, и перекрестная эластичность спроса еij равна нулю: , где qi– спрос на продукцию монополии, Pj – цена на любой другой товар в экономике. У монополиста нет прямых конкурентов, но всеобщая конкуренция за деньги покупателей отражается на характере его кривой спроса, она нисходящая и является отраслевой кривой спроса на товар. Если совершенно конкурентная фирма не оказывает влияние на уровень цены и максимизирует прибыль, изменяя лишь объем производства, то монополист достигает своей цели, изменяя или объем выпуска, или уровень цены, или то и другое одновременно. Монополия существует потому, что вход на рынок другим фирмам заблокирован. Наличие барьеров для вступления в отрасль – обязательное условие возникновения и существования монополии. Барьерами являются патенты на продукцию или применяемую технологию; собственность на важнейшие виды сырья; существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импортируемые аналогичные товары; наличие значительной экономии от масштаба производства и положительной экономической прибыли, которые может получать лишь одна крупная фирма. Предприятие становится монополистом на локальном рынке по разным причинам, в том числе из-за высоких транспортных расходов, отсутствии транспортных средств или путей и других причин. Существует несколько видов монополии. Естественная монополия возникает, если экономия от масштаба, низкие издержки и получаемая экономическая прибыль позволяют одной, а не нескольким конкурентным фирмам, удовлетворять рыночный спрос. Особенности применяемой технологии являются барьером для вступления других фирм в отрасль. Примеров такого рода множество: городской водопровод, электрические сети, телефонная связь и другие предприятия. Классические формы монополий – картель, синдикат, трест, концерн возникли в последней трети XIX в. и претерпели существенные изменения. Наиболее распространенными формами являются картели и концерны. Картели чаще всего встречаются в олигополистических отраслях и представляют собой объединение фирм, которые достигают соглашение об уровне цен и объемах производства (квот) для каждого участника таким образом, чтобы образовалась чистая монополия. В картеле действует механизм контроля за выполнением принятых решений. В экономике развитых стран сегодня основными формами организации бизнеса являются индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации (акционерные общества). Так, в США около 20 % общего числа фирм составляют корпорации, на долю которых приходится около 90% общего объема продаж. Согласно российскому законодательству в реестр монополистов включаются предприятия с рыночной долей в 35 %. На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом? Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рисунок показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Рс и количество продукций Qc должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цен Рс и количества Qc к монопольным ценам Рm и количеству продукции Qm (рис. 8.5). Рис. 8.5. Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти. При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишек, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене Рс, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель получит прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене и теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Qc-Qm) по цене Рс. Общая производителя, следовательно, составит А–С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В+С. Это полные чистые убытки от монопольной власти, даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки – это общественные издержки такой неэффективности.


53. Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий.

Как известно, все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, помогает определить, для кого производятся товары и услуги, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.

Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов — прибыли, заработной платы, ренты.

Ценообразование на ресурсы отражает все особенности рынков ресурсов — общие для всех видов и специфические для каждого из них.

Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства (предложения). В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явлениямонопсонии (единственный покупатель) иолигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец — рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т. е. по тем или иным причинам не может переместиться на другой участок рынка (в другую отрасль), фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную прибыль. Другой пример — двусторонняя монополия на рынке капитала (например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным заказам). На этом рынке чаще всего выступают один продавец и один покупатель. В такой ситуации не образуется единая равновесная цена и результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.

Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь меду ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой цене. Так, выплата высокой заработной платы работникам определенных профессий стимулирует рост предложения соответствующих категорий рабочей силы. Спрос же на ресурсы отражает обратную связь между ценой и их объемом. Если цена на ресурсы повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.

Особенности рынков ресурсов реализуются через специфические закономерности спроса и предложения.

Особенности спроса на ресурсы. Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию.

На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда', если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продукта — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается.

Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие ресурсы, т. е. от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).

При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения —связан с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства — выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и соответственно сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Как видим, эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение его в цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.

Таким образом, производный спрос на ресурсы возрастает, если увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительные ресурсы.

Понимание особенностей спроса на ресурсы позволяет определить и специфику его эластичности.

Эластичность спроса на ресурсы. Характеристика эластичности спроса на ресурсы раскрывается через его производный характер.

Чувствительность спроса, его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый — эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор — замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если при повышении цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине). Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, — их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению спроса на данные ресурсы. Чем больше доля ресурсов в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

Особенности предложения ресурсов. Хотя ресурсы ограничены, но на какой-то данный момент их общее предложение — величина вполне определенная (например, в таком-то году рабочая сила составила столько-то миллионов человек, посевные площади — столько-то тысяч гектар, добыто столько-то миллионов тонн нефти и т. д.). Следовательно, величина ресурсов не строго фиксирована; больше того, величина ресурсов может изменяться и очень часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так, элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и построить (здания); изменяя продолжительность рабочего дня и величину заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от других факторов производства фиксированное природой предложение земли тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ. Однако недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее пахотные площади.

Раскрыв особенности спроса на ресурсы и их предложения, рассмотрим особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов.

Особенности действия закона спроса и предложения на рынках ресурсов. Действие закона спроса и предложения для ресурсов, как и для других товаров, зависит прежде всего от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат предельные издержки, а спроса на ресурсы — предельный денежный продукт. Каков механизм использования ресурсов в различных рыночных структурах?

В условиях совершенной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это — работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование ресурсов до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица ресурсов добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, то стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль. При превышении предельных издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы-производители несут убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.

В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы происходит вместе с уменьшением цены на них, а увеличение предложения — при ее возрастании. Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить превышение предельного денежного продукта над предельными денежными издержками продукта. В результате извлекается добавочная прибыль. Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и меньший спрос на ресурсы.

Важнейшее следствие закона спроса и предложения на рынке ресурсов — высокий доход на дефицитные ресурсы, которые остро необходимы для производства предметов потребления; и, напротив, падение дохода на ресурсы, имеющиеся в изобилии, или на появляющиеся их заменители.

Действие закона спроса и предложения на рынке ресурсов может нарушаться не только условиями рынка, но и политикой и практикой государства. На рынок ресурсов воздействуют наряду со стихийно рыночными сознательно целенаправляемые регуляторы. Так, на рынке труда ценообразование на рабочую силу (заработная плата) регулируется профсоюзами и правительством с применением различных методов.

54. Ресурсы, которые используются людьми для производства экономических благ, называются факторами производства. Экономисты называют эти четыре фактора производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Эти факторы являются необходимым условием производства в любой отрасли экономики.

Земля, или природные ресурсы. В эту группу включаются все "даровые блага природы", которые применяются в производственном процессе: участки земли в качестве места, на котором располагают производственные здания и сооружения, учебные заведения, магазины и т. д. ; пахотная земля, на которой выращивают урожаи сельскохозяйственных культур; леса, воды, месторождения полезных ископаемых и т. д.

Капитал включает произведенные человеком средства производства. Капитал – это станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач, вычислительная техника, добытое сырье и полуфабрикаты. Величина капитала зависит не только от количественных параметров, но и от того, насколько используемая техника, оборудование, станки соответствуют уровню технического прогресса. Все эти виды средств производ-ства представляют собой реальный капитал.

Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Результативность применения труда в значительной степени определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состояни-ем здоровья, а также культурно-историческими традициями. Большую роль играет заинтересо-ванность людей в реализации своих способностей. Эффективность экономики любой страны во многом зависит от того, насколько ее жители смогут раскрыться в своей трудовой деятельности, проявить свои знания и таланты. Насколько хороша экономическая система, проявляется, в ча-стности, в том, как она влияет на раскрытие и реализацию способностей людей.

Некоторые экономисты добавляют еще один фактор производства: предпринимательский ресурс. Действительно, даже при наличии земли, здания, оборудования и рабочей силы для создания экономической деятельности необходима деятельность предпринимателя по органи-зации процессов и принятию решений. Эффективность экономики и показателя экономической активности в государстве зависит не только от его обеспеченности ресурсами, но и от наличия достаточного количества предпринимателей, способных организовать экономическую деятельность. Вне зависимости от того, рассматриваем мы небольшие предприятия или крупные корпорации, – их существование было бы невозможно без организационного человеческого фактора, т. е. без предпринимательской активности одного или нескольких человек.

Виды доходов от факторов производства представлены в схеме:

 

55. Труд, как известно, является одним из основных факторов производства. Согласно экономической теории, труд - это вклад в процесс производства в виде физической и умственной энергии, которую затрачивает человек. Сам же человек является своего рода ресурсом труда. В рыночной экономике существует специальный термин – рынок труда. Он означает систему отношений, которые связаны с наймом и предложением ресурсов труда. И для того, чтобы понять особенности рынка труда, стоит начать с функций, которые он выполняет. Особенности функционирования рынка труда заключаются в ряде таких факторов:

· согласование условий труда и цены между работодателями и работниками;

· обеспечение работникам возможности получать средства к существованию;

· стимулирование работодателей и работников;

· обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям.

Основной функцией рыночных отношений является саморегулирование. Его элементы - спрос и предложение, а также конкуренция среди работодателей и работников. На рынке труда спрос это совокупность спроса на различные ресурсы работников труда страны вне зависимости от цены. Спрос зависит от уровня зарплаты, технического уровня производства, налоговой политики и ситуации в инвестиционной сфере. Предложение на рынке труда – это совокупность предложений ресурсов труда работников при любых ценах на труд. Предложение зависит от уровня заработной платы, внутренней и внешней миграции трудоспособного населения и демографической ситуации в стране. Что касается конкуренции, то если она возникает между работниками, это способствует повышению дисциплины труда, и заставляет работников постоянно совершенствовать свою квалификацию. Конкуренция между работодателями в свою очередь является стимулом для привлечения новой рабочей силы, повышения заработной платы и улучшения условий труда.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...