Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правило максимизации полезности




Теория предельной полезности раскрывает поведение типичного (среднего) покупателя на рынке. Сторонники этой теории принимают за исходные следующие положения. Во-первых, типичный покупатель имеет ограниченный денежный доход и пытается использовать его с наибольшей пользой. Во-вторых, средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Предполагается, что покупатели представляют, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы благ, которые они намереваются купить. В-третьих, товары на рынке имеют цены, и индивидуальный потребитель не может на них повлиять.
Принимая в расчет данные априорные условия, посмотрим, как ведет себя на рынке типичный потребитель. Очевидно, что покупатель, обладающий ограниченным доходом, сможет приобрести на рынке ограниченное количество товаров. Он будет стремиться приобрести такие товары и услуги, которые принесут ему наибольшую полезность.
Чтобы сделать оптимальный выбор благ, покупатель должен сравнить взвешенные предельные полезности различных товаров. Взвешенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене. Допустим, покупатель должен сделать выбор между соком и минеральной водой. Полезность сока он оценивает в 10, а минеральной воды — в 6 ютилей. Если стакан сока стоит 25 центов, а стакан минеральной воды — 10 центов, то взвешенная полезность сока 10/25, а минеральной воды 6/10. При данных условиях большую полезность покупатель получит от стакана минеральной воды.
Посмотрим, как потребитель при ограниченном доходе сможет оптимизировать свой выбор и получить наибольшую полезность при покупке одновременно нескольких товаров. Предположим, Сможет позволить себе расходовать 80 дол.в неделю. Для упрощения анализа будем считать, что он покупает только два товара: товар А по цене 10 дол. за единицу и товар В стоимостью 20 дол. Оценка предельной полезности данных товаров покупателем Xи рассчитанная взвешенная полезность (MUна 1 дол.) приведены в табл. 7.3.
Первая единица товара А обладает наибольшей полезностью в расчете на один доллар, равный 21 ютилю. Взвешенная предельная полезность первой единицы блага В составляет 20 ютилей. На покупку этих товаров потребитель расходует 30 долларов. Далее по уровню взвешенной полезности идет вторая единица товара В (19 ютилей), затем — вторая единица товара А и третья единица товара В, полезноность

Таблица 7.3. Предельная полезность товаров А и В для покупателя

каждой из которых в расчете на один доллар составляет 18 ютилей. Если покупатель X купит два блага А и три блага В, то он израсходует 80 дол.наилучшим образом. Он получит максимальную полезность от своих покупок. У него не будет оснований пытаться по- другому распределить свой доход, потому что любая иная комбинация товаров А и В при существующих ценах и имеющихся в наличии денежных средствах даст меньшую суммарную полезность. Поэтому можно сказать, что состояния равновесия покупатель достигнет именно при таком распределении своего дохода между товарами А и В.
Правило максимизации полезности требует, чтобы потребитель при распределении своего дохода обеспечил равенство взвешенных предельных полезностей товаров, входящих в приобретаемый набор. Это правило можно записать в виде уравнения

MU1/P1 = MU2/P2...MUn/Pn

где MU1, MU2, ..., MUn — предельная полезность благ; P1, P2 ..., Рn — соответствующие цены товаров 1, 2,..., n.
Данное правило может быть использовано не только при осуществлении потребительского выбора, но ипри распределении ограниченных ресурсов между альтернативными сферами использования.







Эффект дохода и эффект замещения. Отклонения от закона спроса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...