Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ




Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павлов­скому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. <...>

Информационная теория эмоций... не является ни только «фи­зиологической», ни только «психологической», ни тем более «ки­бернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (пси­хической) деятельности. Это означает, что теория, если она вер­на, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа яв­лений, относимых к психологии эмоции, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных <...>

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, не­разрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отож­дествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) реф­лексами. «Кто отделил бы, — писал Павлов, — в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматичес­кое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответствен­ный за формирование и реализацию эмоций <■•■>

На основании . . .опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внут­ренних нервных процессов, причем «образование, установка ди­намического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздра­жителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».

«Нужно думать, — говорил Павлов с трибуны XIV Междуна­родного физиологического конгресса в Риме, — что нервные про­цессы полушарий при установке и поддержке динамического сте­реотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации ннтенсивностей. Процессы установки стерео­типа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрица­тельные чувства, что всегда и было видно в двигательных реак­циях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования — ска-

232


жем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной мо­дификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмо­ций <.. .>


ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

Суммируя результаты собственных опытов и данные литерату­ры, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отра­жение мозгом человека и животных какой-либо актуальной по-требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес­кого и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = 1[П,{И„-ИС),...].

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качест­во актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожден­ного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация 6 средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

— индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

— фактор времени, в зависимости от которого эмоциальппя реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и пе­делями;

— качественные особенности потребности. Так, эмоции, воз­никающие на базе социальных и духовных потребностей, приня­то именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежела­тельного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая веро­ятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (воз­можность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении упо­требляемых нами понятий. Термин «информация» мы использу­ем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение ве­роятности достижения цели (удовлетворения потребности) бла­годаря получению данного сообщения.

233


Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информа­ции, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понима­ем отражение всей совокупности достижения цели: знания, кото­рыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергети­ческие ресурсы организма, время, достаточное или недостаточ­ное для организации соответствующих действий, и т, п. <;...>

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марк-совом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохра­нению (выживанию) особи и вида <;.. .> По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно пове­дение мы определим как такую форму "жизнедеятельности, кото­рая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у ор­ганизма потребность <;...>•

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрас­тание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имев­шимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положитель­ные эмоции <. • ->

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферента-цией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потреб­ности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функ­ция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возмож­ности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует не­обходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставле­ния ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к просто­му сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмо­ций». Воспользуемся примером, который приводит П. К- Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигатель­ную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Ано­хин видел приспособительное значение боли. Однако аналогич­ную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного орга­на. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (напри-

234


мер, при угрозе самому существованию субъекта), движение осу­ществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции высту­пают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно — неприятно, полезно — приятно <.. .>










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...