Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Предмет, сущность и содержание менеджмента организации




Характеристика менеджмента как науки и искусства. Сущность и значение менеджмента. Многоаспектность содержания менеджмента.

Суть системы менеджмента в организации. Основные системообразующие категории менеджмента, принципы менеджмента.

Взаимосвязь цели, средств достижения и результата управленческой деятельности. Тенденции развития современного управления.

 

Тема 2. Эволюция управленческой мысли

Предпосылки и этапы формирования менеджмента (рационалистический подход, гуманистический подход, концепция обогащения труда). Школы менеджмента: научное управление, административная школа, концепция рациональной бюрократии, школа человеческих отношений, поведенческие науки (теория социальных систем), школа науки управления (количественный подход). Подходы к управлению (процессный, системный и ситуационный).

Развитие управленческих идей в России: характеристика реформ систем управления.

Международные модели менеджмента (американская, японская, арабская и др.).

 

Тема 3. Организация как объект менеджмента

Понятие и классификация. Формальная и не формальная организация. Организационно-правовые формы организации.

Законы организации: закон синергии, закон композиции, закон пропорциональности, закон информированности, закон самосохранения, закон развития.

Динамика развития организации. Жизненный цикл организации.

 

Тема 4. Организация как система управления

Общая характеристика систем управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

 Внешняя среда организации. Среда прямого воздействия (микросреда). Среда косвенного воздействия (макросреда).

Внутренняя среда организации. SWOT- анализ.

 

Тема 5. Структура управления организацией

Понятие и проектирование структур управления. Иерархические структуры управления (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная).

Органические структуры управления: проектная, матричная, программно-целевая.

Перспективные формы организаций.

Тема 6. Функции менеджмента

Понятие и взаимосвязь функций менеджмента. Понятие и сущность планирования.

Организация как функция менеджмента.

Мотивация. Сущность мотивационного процесса. Основные теории мотивации.

Понятие и этапы контроля. Задачи реализации функции контроля.

 

Тема 7. Разработка управленческих решений

Сущность и классификация управленческих решений. Методы разработки управленческих решений. Оценка качества управленческих решений. Основные требования к принятию управленческих решений.

 

Тема 8. Управление персоналом

Персонал как объект управления, система управления персоналом. Подбор персонала в организацию, обучение персонала: методы и этапы.

Основные источники информации о персонале.

Управление деловой карьерой, организация оплаты труда работников. Этапы деловой карьеры. Служебно-профессиональное продвижение.

 

Тема 9. Эффективность менеджмента

Сущность и составляющие эффективности менеджмента. Оценка эффективности менеджмента. Основные показатели оценки эффективности менеджмента.

Повышение эффективности менеджмента. «Схема 7-С» компании МакКинси.

 

 



Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по дисциплине

Виды и объем самостоятельной работы

Номер темы лекции Форма самостоятельной работы Количество часов Сроки выполнения (недели семестра или даты) Форма контроля
1–9 Изучение основной и дополнительной литературы 10 1–16 неделя Устный опрос
1–9 Подготовка рефератов, докладов 10 1–16 неделя Заслушивание докладов и рефератов на семинарском занятии
1–9 Проработка конспектов лекций 10 1–16 неделя Устный опрос
1–9 Индивидуальное творческое задание 5 1–16неделя Обсуждение в группе, дискуссия
1–9 Подготовка к самостоятельной работе 5 1–16 неделя Обсуждение в группе
1–9 Подготовка к коллоквиуму, дискуссии 5 1–16 неделя Обсуждение в группе
1–9 Подготовка к тестированию 6 1–16 неделя Тестирование в аудитории
1–9 Подготовка к написанию эссе 8 1–16 неделя Обсуждение в группе
1–9 Подготовка курсовой работы 20 1–16 неделя Обсуждение с научным руководителем
1–9 Подготовка статей по результатам НИРС к опубликованию 5 1–16 неделя Обсуждение в группе, дискуссия
1–9 Подготовка студенческой научной работы на внутренний или внешний конкурс 10 1–16 неделя Обсуждение в группе, дискуссия

Итого

94    

Задания для самостоятельной работы

Рефераты (доклады)

Реферат– форма письменной работы. Цель написания реферата – приобретение студентом навыков краткого и лаконичного представления сборных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

В реферате студент должен в краткой и четкой форме с логической последовательностью раскрыть основные вопросы рассматриваемой темы.

Общие требования к оформлению рефератов

Общий объем работы – 15–20 страниц печатного текста (с учетом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа.

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Реферат должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (разделы, части), выводы (заключительная часть), приложения, пронумерованный список использованной литературы (не менее пяти источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.

В начале реферата должно быть содержание, в котором указываются номера страниц по отдельным главам.

Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора).

Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц.

I глава. Вступительная часть. Это короткая глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.

II глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты 2.1, 2.2 (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).

Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т. п. В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.

 

В конце работы указывается список используемой литературы.

Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 × 297 мм). Интервал межстрочный – полуторный. Цвет шрифта – черный. Гарнитура шрифта основного текста – «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) – 14 п. Размеры полей страницы (не менее): левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 25 мм правое – 15 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.

Страницы должны быть пронумерованы в середине верхнего поля с учетом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Примеры оформления сносок приводятся ниже.

Допускается защита реферата на семинарском на занятии. Процедура защиты – выступление с презентацией результатов с последующим групповым обсуждением.

Тематика рефератов

Тематика рефератов по теме 1:

1. Менеджмент как наука.

2. Менеджмент как искусство.

3. Принципы менеджмента.

4. Методы менеджмента.

5. Закономерности менеджмента.

Тематика рефератов по теме 2:

1. Зарождение управленческой мысли.

2. Первый период развития управленческой мысли: Древний мир.

3. Второй период развития управленческой мысли: Средневековье и Эпоха Возрождения.

4. Третий период развития управленческой мысли: доиндустриальная эпоха.

5. Четвертый период развития управленческой мысли: начало индустриальной эпохи.

6. Пятый период развития управленческой мысли: индустриальная эпоха.

7. Шестой период развития управленческой мысли: постиндустриальная эпоха.

8. Сравнительный анализ американской, японской и российской моделей менеджмента.

9. Сравнительный анализ американской, английской, канадской и австралийской моделей менеджмента.

10. Сравнительный анализ японской, китайской и корейской моделей менеджмента.

 

Тематика рефератов по теме 3:

1. А. Файоль – основоположник функций менеджмента.

2. Эволюция функций менеджмента.

3. Основные функции менеджмента.

4. Частные функции менеджмента.

5. Вспомогательные функции менеджмента.

 

Тематика рефератов по теме 4:

1. Принятие решений на высшем уровне управления.

2. Принятие решений на среднем уровне управления.

3. Принятие решений на низшем уровне управления.

4. Оперативное, тактическое и стратегическое принятие решений.

5. Эволюция методов принятия управленческих решений.

 

Тематика рефератов по теме 5:

1. Эволюция видов и форм коммуникаций.

2. Вербальная коммуникация.

3. Невербальная коммуникация.

4. Коммуникационные барьеры и их преодоление.

5. Кинесика и проксемика в деловых переговорах.

 

Тематика рефератов по теме 6:

1. Внешняя и внутренняя среда организации торговли.

2. Роль организационных структур управления в современных условиях.

3. Делегирование полномочий и норма управляемости как фактор эффективной деятельности предприятия.

4. Эволюция развития организационных структур управления.

5. Характеристика современных структур управления.

Тематика рефератов по теме 7:

1. Шумпетер Й. – отец инноваций.

2. Эволюция инноваций.

3. Эволюция изменений.

4. Эволюция нововвелений.

5. Инновационный менеджмент.

 

Тематика рефератов по теме 8:

1. Эволюция организационной культуры.

2. Значимость социальной ответственности менеджера в условиях конкуренции.

3. Профессиональная этика – залог успешной деятельности предприятия торговли.

4. Этика внутрифирменных отношений – как часть корпоративной культуры организации.

5. Важнейшие аспекты этики менеджера.

 

Тематика рефератов по теме 9:

1. Эволюция управления персоналом.

2. Управленческий персонал.

3. Торгово-оперативный персонал.

4. Вспомогательный персонал.

5. Эволюция самоменеджмента.

 

Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована ее актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объем; соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочеты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объем реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.

Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...