Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепция науки П.К. ФейерабендаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Понятие о методе науки. 2. Методология: - Понятие методологии. - Уровни методологии. - Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как пример общенаучной методологии («Научная мысль как планетарное явление», «О науке», «Биосфера и ноосфера»). - Учение П.Т. де Шардена о ноосфере и эволюции как пример общенаучной методологии («Феномен человека»). 3. Типы и функции методологии.
Словарь понятий[1]: Методология, метод, методика.
Литература: 1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. Пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. 2. Дементий, Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий, А.В. Колодина. – Омск: Омский государственный университет, 2014. – 100 с. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145 3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005. 4. Занковский, А.Н. Методологические основы психологии / А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 152 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382 5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006. 6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1. – 688 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867 7. Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии: (в схемах и комментариях): учебное пособие / Р.Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – 2-е изд., перераб. И доп. – Казань: Познание, 2009. – 232 с.: ил.,табл., схем. [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258030 8. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич, М.: ИП РАН, 2007. 9. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010. Семинарское занятие 2. Понятие парадигмы Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Понятие парадигмы. 2. Естествознание. Классическое, неклассическое, постнеклассическое естествознание (В.С. Степин). 3. Естественнонаучная парадигма. 4. Гуманитарная парадигма.
Словарь понятий: Парадигма. Позитивизм, сциентизм (сайентизм). Естествознание. Гуманитарный. Индукция, дедукция Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):
Литература: 1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006. 2. Лёвкин В.Е. Основные парадигмы в психологии / Научный журнал "Образование и наука". Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, № 8(56), Ноябрь, 2008. С.12-27. http://orgpsiholog.ru/osn.par.htm 3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000. 4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 2006. 5. Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. – М.: Наука, 2007. Семинарское занятие 3. Объяснительная и описательная психология: Две парадигмы, две психологии Вопросы для обсуждения на семинаре: 1. Объяснительная психология 2. В. Дильтей: Описательная психология. Наука о духе. 3. Э. Шпрангер: Описательная психология. Культурно-исторические типы человека.
Обсуждение первоисточников: ВильгельмДильтей. Описательная психология 1. В. Дильтей. Описательная психология. – М: Изд-во СГУ, 2001. 2. В. Дильтей. Описательная психология. / Перевод с немецкого Е.Д. Зайцевой под ред. Г.Г. Шпета. – СПб.: Алетейя, 1996. 3. В. Дильтей. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1980. Эдуард Шпрангер. Понимающая психология 4. Э. Шпрангер. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1980. Биографическая справка[2]: В. Дильтей, Э. Шпрангер
Словарь понятий: Объяснительная психология. Описательная (понимающая) психология. Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):
Семинарское занятие 4. Наука
Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Пути познания: обыденное, религиозное, художественное и научное познание. 2. Понятие науки. 3. Функции науки и научного знания. 4. Становление и развитие науки (генезис науки): - преднаука (протонаука); - наука в собственном смысле слова. 5. Развитие науки в разные исторические периоды: - Наука в Античности. - Ибн Рушд теория двух истин. Первая интеллектуальная революция в Европе (12 век). Наука в Средневековье и Возрождении. - Наука в Новое время, в т.ч. Просвещение. Первая научная революция в Европе (сер. 16 века). Ф. Бэкон препятствия (идолы) на пути познания. - Развитие науки в 19 веке - Развитие науки в 20-21 веках 6. Формы существования науки. 7. Науковедение как дисциплина, изучающая науку. 8. Концепции науки. 9. Научная теория, определение и функции. Требования к научной теории.
Творческое задание[3]: 1. Обязательно! Выписать 10 высказываний ученых из различных областей знания о науке (указать полные выходные данные первоисточника). 2. Обязательно! Найти эмблемы (символы) науки, различных наук (например, знак Y как символ психологии). Не менее 5 эмблем с пояснением того, как символ закрепился за той или иной наукой. Указатьполные выходные данные первоисточника.
Словарь: наука, науковедение, знание, научная картина мира, научная теория
Литература: 1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981. 2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php 3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004. 4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с. 5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2011. – 521 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/
Семинарское занятие 5. Философско-методологические основания науки: Концепция науки Т. Куна Биографическая справка: ТомасСэмюэлКун (1922-1996) Обсуждение первоисточников: Т. Кун: «Структура научной революции» (Структура научных революций). http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htm Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Развитие научного знания: кумулятивное и революционное. 2. Развитие науки. Характеристика науки в период «нормальной науки» и в период научных революций по Т.Куну. 3. Причины возникновения научной революции. 4. Критика концепции «научной революции». Словарь понятий(все определения выписать из работы Т. Куна!): Наука, нормальная наука, парадигма, научная революция, дисциплинарная матрица. Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):
Семинарское занятие 6. Философско-методологические основания науки: Концепция науки П.К. Фейерабенда Биографическая справка: Пол Карл Фейерабенд (1924-1994) Обсуждение первоисточников: П.К. Фейерабенд: - «Против метода» (1975). http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/index.htm - «Наука в свободном обществе». http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/txt19.htm - «Прощай, благоразумие (разум)»
Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Концепция эпистемологического анархизма. 2. Научный метод «все дозволено». 3. Критерии оценки научной теории Словарь понятий(все определения выписать из работы П.К. Фейерабенда): «Все дозволено», наука, метод Семинарское занятие 7. Философско-методологические основания науки: Концепция науки К. Поппера Биографическая справка: КарлРаймундПоппер (1902-1994) Обсуждение первоисточников: К. Поппер: - «Логика научного исследования» = «Логика и рост научного знания»; - «Объективное знание. Эволюционный подход»; - «Предположения и опровержения: рост научного знания» http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/popper/index.php - «Что такое диалектика» http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/dialect.php - «Открытое общество и его враги». http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/index.php
Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Принцип фальсификационизма Словарь понятий(все определения выписать из работ К. Поппера): Принцип фальсификационизма, научное знание, гипотеза трех миров, открытое общество.
Семинарское занятие 8. Философско-методологические основания науки: Концепция науки И.Лакатоса Биографическая справка: ИмреЛакатос (1922-1974) Обсуждение первоисточников: И. Лакатос: - «История науки и ее рациональная реконструкция» (Структура и развитие науки.М., 1978). http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000330/index.shtml - «Методология исследовательских программ» (М., 2003). - «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (М., 1995) http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml - «Наука и псевдонаука (выступление на радио, 1973) https://nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf - «Фаллибизм против фальсификационизма» http://sbiblio.com/biblio/archive/lakatos_fallibism/ - По желанию! «Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы» (М., 1967) http://www.math.ru/lib/book/djvu/algebra/lakatos.djvu Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Теория и методология исследовательских программа И. Лакатоса. 2. Утонченный фальсификационизм. 3. Факторы развития науки. 4. Научно-исследовательская программа: «жесткое ядро» и «предохранительный пояс». Критерии научности программы.
Словарь понятий(все определения выписать из работ И. Лакатоса): Научно-исследовательская программа, утонченныйфальсификационизм, наука, псевдонаука
Семинарское занятие 9. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 268. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |