Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция науки П.К. Фейерабенда




Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие о методе науки.

2. Методология:

- Понятие методологии.

- Уровни методологии.

- Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как пример общенаучной методологии («Научная мысль как планетарное явление», «О науке», «Биосфера и ноосфера»).

- Учение П.Т. де Шардена о ноосфере и эволюции как пример общенаучной методологии («Феномен человека»).

3. Типы и функции методологии.

 

Словарь понятий[1]:

Методология, метод, методика.

 

Литература:

1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. Пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004.

2. Дементий, Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий, А.В. Колодина. – Омск: Омский государственный университет, 2014. – 100 с. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145

3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005.

4. Занковский, А.Н. Методологические основы психологии / А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 152 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382

5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1. – 688 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867

7. Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии: (в схемах и комментариях): учебное пособие / Р.Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – 2-е изд., перераб. И доп. – Казань: Познание, 2009. – 232 с.: ил.,табл., схем. [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258030

8. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич, М.: ИП РАН, 2007.

9. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010.



Семинарское занятие 2. Понятие парадигмы

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие парадигмы.

2. Естествознание. Классическое, неклассическое, постнеклассическое естествознание (В.С. Степин).

3. Естественнонаучная парадигма.

4. Гуманитарная парадигма.

 

Словарь понятий:

Парадигма. Позитивизм, сциентизм (сайентизм). Естествознание. Гуманитарный. Индукция, дедукция

Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):

  Признаки естественнонаучной парадигмы Признаки гуманитарной парадигмы
основные положения
основные методы    
позиция исследователя    
отношение к человеку (к исследуемому)    
критерии познания    
возможности    
ограничения    

Литература:

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.

2. Лёвкин В.Е. Основные парадигмы в психологии / Научный журнал "Образование и наука". Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, № 8(56), Ноябрь, 2008. С.12-27. http://orgpsiholog.ru/osn.par.htm

3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 2006.

5. Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. – М.: Наука, 2007.


Семинарское занятие 3. Объяснительная и описательная психология:


Две парадигмы, две психологии

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Объяснительная психология

2. В. Дильтей: Описательная психология. Наука о духе.

3. Э. Шпрангер: Описательная психология. Культурно-исторические типы человека.

 

Обсуждение первоисточников:

ВильгельмДильтей. Описательная психология

1. В. Дильтей. Описательная психология. – М: Изд-во СГУ, 2001.

2. В. Дильтей. Описательная психология. / Перевод с немецкого Е.Д. Зайцевой под ред. Г.Г. Шпета. – СПб.: Алетейя, 1996.

3. В. Дильтей. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1980.

Эдуард Шпрангер. Понимающая психология

4. Э. Шпрангер. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1980.

Биографическая справка[2]:

В. Дильтей, Э. Шпрангер

 

Словарь понятий:

Объяснительная психология. Описательная (понимающая) психология.

Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):

Объяснительная психология Описательная психология
   

 



Семинарское занятие 4. Наука

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Пути познания: обыденное, религиозное, художественное и научное познание.

2. Понятие науки.

3. Функции науки и научного знания.

4. Становление и развитие науки (генезис науки):

- преднаука (протонаука);

- наука в собственном смысле слова.

5. Развитие науки в разные исторические периоды:

- Наука в Античности.

- Ибн Рушд теория двух истин. Первая интеллектуальная революция в Европе (12 век). Наука в Средневековье и Возрождении.

- Наука в Новое время, в т.ч. Просвещение. Первая научная революция в Европе (сер. 16 века). Ф. Бэкон препятствия (идолы) на пути познания.

- Развитие науки в 19 веке

- Развитие науки в 20-21 веках

6. Формы существования науки.

7. Науковедение как дисциплина, изучающая науку.

8. Концепции науки.

9. Научная теория, определение и функции. Требования к научной теории.

 

Творческое задание[3]:

1. Обязательно! Выписать 10 высказываний ученых из различных областей знания о науке (указать полные выходные данные первоисточника).

2. Обязательно! Найти эмблемы (символы) науки, различных наук (например, знак Y как символ психологии). Не менее 5 эмблем с пояснением того, как символ закрепился за той или иной наукой. Указатьполные выходные данные первоисточника.

 

Словарь:

наука, науковедение, знание, научная картина мира, научная теория

 

Литература:

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.

2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php

3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2011. – 521 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

 


 


Семинарское занятие 5.

Философско-методологические основания науки:

Концепция науки Т. Куна

Биографическая справка:

ТомасСэмюэлКун (1922-1996)

Обсуждение первоисточников:

Т. Кун:

«Структура научной революции» (Структура научных революций).

http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htm

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Развитие научного знания: кумулятивное и революционное.

2. Развитие науки. Характеристика науки в период «нормальной науки» и в период научных революций по Т.Куну.

3. Причины возникновения научной революции.

4. Критика концепции «научной революции».

Словарь понятий(все определения выписать из работы Т. Куна!):

Наука, нормальная наука, парадигма, научная революция, дисциплинарная матрица.

Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):

Признаки нормальной науки Признаки научной революции Признаки принятия новой парадигмы

 


 


Семинарское занятие 6.

Философско-методологические основания науки:

Концепция науки П.К. Фейерабенда

Биографическая справка:

Пол Карл Фейерабенд (1924-1994)

Обсуждение первоисточников:

П.К. Фейерабенд:

- «Против метода» (1975).

http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/index.htm

- «Наука в свободном обществе».

http://www.psylib.ukrweb.net/books/feyer01/txt19.htm

- «Прощай, благоразумие (разум)»

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Концепция эпистемологического анархизма.

2. Научный метод «все дозволено».

3. Критерии оценки научной теории

Словарь понятий(все определения выписать из работы П.К. Фейерабенда):

«Все дозволено», наука, метод



Семинарское занятие 7.

Философско-методологические основания науки:

Концепция науки К. Поппера

Биографическая справка:

КарлРаймундПоппер (1902-1994)

Обсуждение первоисточников:

К. Поппер:

- «Логика научного исследования» = «Логика и рост научного знания»;

- «Объективное знание. Эволюционный подход»;

- «Предположения и опровержения: рост научного знания»

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/popper/index.php

- «Что такое диалектика» 

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/dialect.php

- «Открытое общество и его враги».

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/index.php

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Принцип фальсификационизма

Словарь понятий(все определения выписать из работ К. Поппера):

Принцип фальсификационизма, научное знание, гипотеза трех миров, открытое общество.

 


 


Семинарское занятие 8.

Философско-методологические основания науки:

Концепция науки И.Лакатоса

Биографическая справка:

ИмреЛакатос (1922-1974)

Обсуждение первоисточников:

И. Лакатос:

- «История науки и ее рациональная реконструкция» (Структура и развитие науки.М., 1978).

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000330/index.shtml

- «Методология исследовательских программ» (М., 2003).

- «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (М., 1995)

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml

- «Наука и псевдонаука (выступление на радио, 1973)

https://nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf

- «Фаллибизм против фальсификационизма»

http://sbiblio.com/biblio/archive/lakatos_fallibism/

- По желанию! «Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы» (М., 1967)

http://www.math.ru/lib/book/djvu/algebra/lakatos.djvu

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Теория и методология исследовательских программа И. Лакатоса.

2. Утонченный фальсификационизм.

3. Факторы развития науки.

4. Научно-исследовательская программа: «жесткое ядро» и «предохранительный пояс». Критерии научности программы.

 

Словарь понятий(все определения выписать из работ И. Лакатоса):

Научно-исследовательская программа, утонченныйфальсификационизм, наука, псевдонаука


 


Семинарское занятие 9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...