Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – 2 часа




А.С.Пушкин – сказочник. Другие сказки Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Из словаря В.И. Даля: «Балда – лесная кривулина толстое корневище, палица, дубина». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 г.) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 г.) - сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм. «Сказка о золотом петушке» (1834 г.) - сюжет взят из «Легенды об арабском звездочете» сборника новелл Вашингтона Ирвинга «Сказки Альгамбры». Няня Пушкина Арина Родионовна как источника большинства сказок.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Сходные сюжеты в сказке Ш.Перро «Спящая красавица» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Нравственная проблематика сказки: проблема добра и зла, истинного и ложного. Образы героев. Черты фольклорной сказки (волшебные предметы, герои-помощники, фольклорные эпитеты, повторы, пословицы: аль товар не по купцам, спрос не грех). Поэтическое мастерство Пушкина, соединившего в своем произведении черты фольклора и литературы.

 

…………………………………………………………………………………….

 

Необходимо объяснить пятиклассникам цели вопросов и заданий, предваряющих чтение текстов. Возможно, они никогда раньше не встречались с подобными заданиями. Выполнение этих заданий обязательно. Они являются мотивационным фактором, нацеливают учащихся на осмысленное чтение, актуализируют необходимые для понимания прочитанного знания.

Таким же обязательным является выполнение задания «Е»: «Проверь себя». Возможно, учитель посчитает необходимым обратиться к этому блоку заданий сразу после чтения текста. Это правильно! Только введение выделенных нами слов и выражений в активный словарь школьников поможет пятиклассникам верно интерпретировать прочитанное и строить свои рассуждения.

Следует вдумчиво читать вопрос или задание. В самой его формулировке выделен ведущий вид деятельности, необходимый для выполнения задания.

«Найди в тексте ответ на вопрос» -- предполагается, что пятиклассник выделяет в тексте необходимый для ответа материал, а не отвечает на поставленный вопрос приблизительно, «своими словами».

«Объясни» -- ученик строит свой ответ как текст-рассуждение, адресуя его не столько учителю, сколько одноклассникам или вымышленному человеку, недостаточно хорошо разбирающемуся в данной проблеме.

«Попробуй…» -- не стоит бояться подобной формулировки. Данные задания нацелены на формирование компетенции, связанной с самостоятельным решением сложной задачи. Здесь важен не только результат, но и сам процесс работы над выполнением задания, само желание заняться осуществлением данной деятельности. Главное условие: выполнение задания не может быть оценено положительно, если его выполняли дома родители. Подчеркнем: важен процесс, а не результат!!!

«Сделай вывод», «поясни свою мысль» -- уже в пятом классе учим детей строить текст-рассуждение (главный вид текста в заданиях ЕГЭ по всем гуманитарным предметам), не поощряем демагогию, а формируем умение аргументировать свои мысли.  

 

«Фольклор» -- тема, отчасти известная пятиклассникам из начальной школы. Приведенные в этом разделе тексты доступны для понимания, теоретически материал адаптирован к восприятию пятиклассниками.

Поэтому полагаем, что приведенные в данном разделе вопросы и задания не вызовут особых проблем. Даже те задания (В и Ж), которые ориентированы не на всех учащихся, могут быть адресованы всему классу.

Особое внимание в этом разделе обращаем на задания Г – формирование коммуникативных (речевых) умений. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.

Поэтому возьмем за правило:

-- большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;

-- категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);

-- учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;

-- при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;

-- учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

 

Задания Д устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.

 

В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющее задание. Обязательно выполняем его.

 

«Сказка о мертвой царевне» -- учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов.

Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование». Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...