Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Авторская (литературная) сказкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Введение
По полугодиям (частям учебника)
Учебно-методический комплект для 5 класса средней школы состоит из учебника в 2 частях, рабочей тетради, методического пособия для учителя, а также хрестоматии по внеклассному чтению и дополнительных наглядных материалов на CD-ROM. Методический основа учебника предполагает сочетание компетентностного и деятельностного подходов при адаптации, расположении и интерпретации учебного материала. Под компетентностным подходом мы понимаем ориентирование на формирование у учащихся системы знаний, определенных федеральным компонентом государственного стандарта образования. Деятельностный аспект направлен на формирование речевых навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям учащихся и характеру учебного материала, и развития личности учащегося, способности самостоятельно мыслить и высказывать суждения. Компетентностный подход предполагает последовательное формирование опыта социально-профессиональной жизнедеятельности человека, основыванного на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленного. Перечислим основные компетенции, которые учитываются и развиваются в ходе реализации данной программы по литературе: - понимание целей своей деятельности; - - умение контролировать свою деятельность; - - вовлечение эмоций в процесс деятельности; - - готовность и способность обучаться самостоятельно; - - поиск и использование обратной связи; - - самостоятельность мышления, оригинальность; - - критическое мышление; - - готовность решать сложные вопросы; - - готовность работать над чем-либо спорным; - - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; - - отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; - - способность принимать решения; - - способность к совместной работе ради достижения цели; - - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; - - способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; - - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия и др.
Настоящий учебник написан в соответствии с требованиями Стандартом (не только название, но дата). Авторы ставят перед собой следующие цели и задачи: (переформулировать и упростить положения программы в целям и задачам). Ведущей историко-литературной и методической идеей учебника 5 класса является осознание природы художественного образа, специфики литературног вымысла. Одной из принципиальных методических установок данного учебника является то, что все включенные в него учебные и художественные тексты подлежат обязательному самостоятельному прочтению учениками дома. Помочь справиться с данной задачей призвана система предтекстовых и послетекстовых заданий, которые, по усмотрению учителя, могут выполняться дома или в классе, частично или полностью. Методический аппарат учебника: Задания А – создают мотивацию для чтения учебного текста или художественного произведения, обучают разному типу чтения (изучающее, поисковое, выразительное). Задания Б – проверяют усвоение содержания прочитанного Задания В – позволяют развивать речевые умения на основе прочитанного текста. Задания Г – проблемные вопросы и задания, позволяющие развивать речевые умения. Задания Д – задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями. Задания Е – задание к теоретическим текстам, в котором собраны ключевые слова и понятия. Вспомогательное задание, помогающее выполнить задания Б, В, Г. Задания Ж – факультативные задания повышенной сложности, направленные на развитие навыков самомтоятельной работы. Учитель на свое усмотрение может выбрать устную или письменную форму выполнения. Кроме того, в конце каждой из частей учебника приводятся два приложения-памятки, призванные помочь школьнику выполнять задания учебника.
В курсе литературы основной школы есть несколько ключевых литературных фигур, чье творчество последовательно изучается из класса в класс. Это, прежде всего, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Поэтому их биография не дается полностью и единовременно, но постепенно «аккумулируется», переходя из года в год и служа дополнительным способом связать между собой этапы обучения.
Часть 1 Литература как искусство слова– 1 час Теория: Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Вымысел как неотъемлемая составляющая оитературы. Соотношение вымышленной ральности в литературном произвдени и реальной жизни.
Реальность и вымысел Фольклор Задача данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе, сформировать представление о художественном вымысле.
Малые жанры фольклор – 1 час Теория: Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, возникла в XIX в. Известные отечественные фольклористы, заложившие основу науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»). Пословицы, поговорки и загадки как основные малые жанры фольклора. Определение пословицы. Отражение в пословицах событий, обычаев и верований русского народа.Темы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д. Определение поговорки. Конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица вытупает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное. Определение загадки. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обсточтельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда. Роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.
Русские народные сказки – 3 часа Теория: Определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Устное бытование сказок. Основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые. Художественные особенности каждого типа сказок. Волшебная сказка: «Хрустальная гора». Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки. Устойчивая структура волшебной сказки: зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка. Волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства. Сказка о животных: «Лиса и тетерев». Иносказательность как основа сказок о животных. Поучительность как обязательная черта сказок о животных. Бытовая сказка: «Как старик домовничал». Отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
Внеклассное чтение. 1 час Волшебная сказка«Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что».
Авторская (литературная) сказка Задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, имеющей автора; во-вторых, развить представление о литературном вымысле (произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного «убывания» явного вымысла); в-третьих, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |