Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика проведения обследования ВЛ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35-750 кВ И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

 

РАЗРАБОТАНО Акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС" и Донбасской государственной академией архитектуры и строительства

 

ИСПОЛНИТЕЛИ А.В. Демин, В.В. Алексеев, В.М. Арсеньев, И.Г. Барг (АО "Фирма ОРГРЭС"), С.Н. Шаповалов, Е.В. Горохов (Донбасская государственная академия архитектуры и строительства)

 

УТВЕРЖДЕНО АО "Фирма ОРГРЭС" 30.06.94 г.

Заместитель главного инженера Ф.Л. Коган

 

 

НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Методические указания предназначены для персонала предприятий, осуществляющих эксплуатацию электрических сетей, и могут быть рекомендованы для специалистов проектных, научно-исследовательских, специализированных и других организации, привлекаемых для участия в комиссиях по обследованию и оценке технического состояния воздушных линий (ВЛ) электропередачи в целях определения возможности их дальнейшей эксплуатации или необходимости их технического перевооружения, реконструкции, модернизации и ремонта.

1.2. Методические указания составлены в соответствии с действующими нормативно-техническими документами на проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию конструкций ВЛ напряжением 35-750 кВ на основе обобщения опыта эксплуатации ВЛ, результатов проведенных обследований ВЛ и с использованием имеющихся разработок фирмы ОРГРЭС, ВНИИЭ, Макеевского инженерно-строительного института и других организаций.

1.3. В соответствии с настоящими Методическими указаниями производится оценка технического состояния следующих основных элементов ВЛ: металлических, железобетонных и деревянных опор, фундаментов, проводов, грозозащитных тросов, изоляции, линейной арматуры, заземляющих устройств опор.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ВЛ

 

2.1. Оценка технического состояния элементов ВЛ производится по результатам их обследования.

Для объективной оценки состояния воздушных линий электропередачи образуется рабочая группа (комиссия) в составе представителей предприятия электрических сетей, эксплуатирующего обследываемую ВЛ, и специалистов других организаций, проводящих обследование.

Руководителем рабочей группы (председателем комиссии) является, как правило, главный инженер ПЭС.

2.2. При необходимости в состав рабочей группы (комиссии) включаются представители заводов-изготовителей, проектных, строительно-монтажных, специализированных, научно-исследовательских и других организаций.

2.3. Специализированные и научно-исследовательские организации целесообразно привлекать к следующим работам по оценке технического состояния элементов ВЛ:

испытания конструкций и других элементов;

проведение проверочных расчетов элементов;

определение структуры и расчетного сопротивления металлоконструкций опор при отсутствии проектной документации;

определение фактической прочности железобетонных стоек и фундаментов неразрушающими методами;

проведение механических испытаний опор;

проведение испытаний линейной изоляции;

определение фактической прочности проводов, грозотросов и линейной арматуры.

2.4. Специализированные организации могут привлекаться к обследованию конструкций ВЛ также в случаях:

обнаружения значительных отступлений от проекта при наличии массовых дефектов и повреждений;

увеличения по сравнению с проектом нагрузок на опоры, увеличения пролетов, замены проводов, тросов на большие сечения, изменения расчетных ветровых, гололедных нагрузок.

2.5. На основе проведенного обследования, изучения и анализа проектной, строительной и эксплуатационной документации, изменений условий эксплуатации и проведения в случае необходимости испытаний элементов ВЛ составляется акт, протокол или технический отчет, в которых приводится оценка технического состояния элементов ВЛ и ВЛ в целом и рекомендации по их дальнейшему использованию.

2.6. В случае принятия решения о техническом перевооружении, реконструкции или модернизации ВЛ данные обследования прикладываются к техническому заданию на проектирование.

2.7. В функции заказчика (ПЭС) по организации обследования ВЛ входит:

выдача заказа проектной, специализированным организациям (исполнителю) на участие в обследовании ВЛ с указанием наименования, протяженности ВЛ, предполагаемого объекта обследования;

оформление договора, перечисление аванса и поэтапных выплат в установленные договором сроки;

утверждение программы и календарного плана выполнения работ;

предоставление рабочей группе (комиссии) полного комплекта строительной и эксплуатационной документации по обследуемой ВЛ, данных по измененным условиям за время эксплуатации ВЛ;

инструктаж по технике безопасности, обеспечение средствами зашиты (при необходимости), назначение работников, ответственных за безопасное проведение работ;

обеспечение транспортными средствами для передвижения по трассе ВЛ, предоставление электромонтеров для верхового осмотра элементов ВЛ;

обеспечение жильем членов рабочей группы (комиссии) на время проведения обследования.

2.8. В функции проектной, специализированной организации (исполнителя) входит:

составление договора на обследование ВЛ, составление программы и календарного плана проведения работ;

заключение при необходимости субподрядного договора с привлекаемыми в соответствии с объемом и составом работ организациями;

изучение строительной и эксплуатационной документации по обследуемой ВЛ и проверка ее на соответствие проекту;

анализ измененных нормативов и условий работы ВЛ за период эксплуатации и оценка степени их влияния на надежность работы ВЛ;

проведение обследования ВЛ в соответствии с утвержденными объемом, программой и календарным планом;

выполнение необходимых измерений, расчетов и проработок для выработки окончательных выводов и рекомендации по оценке технического состояния элементов ВЛ и ВЛ в целом;

оформление документов по итогам работы.

 

СОСТАВ РАБОТ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ВЛ

 

Обследование ВЛ включает следующие этапы:

подготовительные работы;

непосредственно проведение обследования;

оценка технического состояния ВЛ и ее элементов.

 

Подготовительные работы

 

3.1.1. В объем подготовительных работ входят: сбор исходных данных, составление программы, определяющей порядок, объем обследования и перечень работ, выполняемых соответственно заказчиком (эксплуатационной организацией) и каждой из привлекаемых к обследованию организаций, комплектование участников обследования необходимыми приборами, инструментами, приспособлениями, получение и применение при необходимости индивидуальных средств защиты.

3.1.2. Заказчик должен подготовить следующие материалы, характеризующие обследуемую ВЛ:

проектные материалы;

акт приемки линии в эксплуатацию;

акты на скрытые работы;

журналы установки и монтажа опор, проводов, грозозащитного троса (тросов);

документы об отступлениях от проекта и различных заменах конструкций и оборудования во время строительства ВЛ;

паспорт ВЛ;

журнал авторского надзора (если таковой осуществлялся);

протоколы (акты, журналы) плановых осмотров ВЛ в период эксплуатации;

данные об отказах и авариях за время эксплуатации ВЛ;

материалы по объему и номенклатуре восстановительных ремонтов после аварий;

протоколы испытаний (если они проводились);

документы предыдущих обследований ВЛ, если они проводились.

3.1.3. С целью выявления факторов, требующих особого внимания при обследовании, следует установить наличие изменения нормативных требований и условий работы ВЛ, произошедших после проектирования (строительства). Среди них:

изменение климатических нагрузок (гл. 2.5 ПУЭ, региональные карты ветровых, гололедных нагрузок, районов пляски проводов);

изменение условий загрязнения атмосферы для оценки состояния изоляции, выбора уровня изоляции и определения интенсивности коррозии элементов ВЛ;

уточнение геологических и гидрологических условий по трассе ВЛ;

появление новых пересечений ВЛ с инженерными вооружениями и другими объектами;

уточнение уровня грозопоражаемости (интенсивности грозовой деятельности) в районе прохождения трассы ВЛ;

организация плавки гололеда на проводах и тросах ВЛ, оборудование устройствами по борьбе с пляской и вибрацией проводов и другие мероприятия, не предусмотренные первоначальным проектом;

уточнение воздействия ВЛ на окружающую среду (гнездование птиц, миграция животных, организация зон отдыха, национальных лесопарков, заповедников и заказников, изменение категорийности лесов, жалобы населения, выступления прессы и др.);

изменение других нормативных требований и условий на трассе.

3.1.4. На основании изучения представленной заказчиком документации с учетом установленных изменений нормативных требований и условий работы ВЛ могут быть даны предложения по программе работы рабочей группы (комиссии), где отмечается необходимость:

привлечения специализированных организаций;

проведения испытаний оборудования и конструкций;

проведение других работ специализированными и научно-исследовательскими организациями.

 

Методика проведения обследования ВЛ

 

3.2.1. Обследуются следующие основные элементы ВЛ:

опоры,

фундаменты;

провода;

грозозащитные тросы;

оттяжки опор;

линейная изоляция;

линейная арматура;

заземляющие устройства.

Кроме того, при обследовании ВЛ выявляется состояние:

габаритов проводов и тросов (до земли, до тела опор, между собой, до различных объектов);

трассы ВЛ.

3.2.2. Обследование ВЛ производится, как правило, выборочно с учетом рекомендаций персонала, эксплуатирующего ВЛ.

Для определения конкретного объема и состава работ по обследованию необходимо установить однородные зоны обследования элементов ВЛ по следующим параметрам:

метеорологические характеристики района прохождения ВЛ - ветровой район, гололедный район, высотная отметка, относительная влажность и температура воздуха (определяется в соответствии с региональными картами районирования по ПУЭ, а также с использованием данных метеорологических станций и фактических наблюдений);

степени загрязненности атмосферы (концентрация загрязнений, химический состав определяется по данным специализированных организаций (лабораторий);

характеристики грунта;

однородность типов и марок элементов ВЛ, подлежащих обследованию.

Обследованию подлежит не менее 10% протяженности ВЛ в пределах одной однородной зоны.

3.2.3. Обследование, как правило, производится пешком в дневное время с подъемом на высоту, выборочной проверкой состояния проводов и тросов в зажимах, вскрытием фундаментов, проверкой состояния линейной изоляции и арматуры, заземляющих устройств.

Обследование верхних элементов конструкции ВЛ может производиться с применением стационарных или подвесных лестниц, люлек, трапов и т.п., а также с использованием гидроподъемника или телескопической вышки.

Проведение обследования состояния контактных соединений ВЛ с помощью тепловизионной техники проводится с использованием автомобиля повышенной проходимости или вертолета.

3.2.4. При необходимости производится осмотр отдельных участков ВЛ в темное время суток для выявления коронирования, дефектных изоляторов, контроля исправности световых сигнальных знаков, установленных на переходных опорах, неисправных контактных соединений.

Обследование должно проводиться в соответствии с требованиями действующих Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

3.2.5. При обследовании ВЛ на опорах любого типа (металлических, железобетонных, деревянных) следует обращать, внимание на общие характерные неисправности основных элементов:

наклон стоек опор вдоль и поперек ВЛ сверх допустимых норм; заглубление фундаментов (стоек железобетонных опор, приставок деревянных опор) менее предусмотренного проектом;

коррозия металлических деталей опор;

деформация элементов опор;

наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов, создающих условия для отключения ВЛ;

отсутствие или неисправное состояние защиты оснований (фундаментов) опор от ледохода, размывания талыми и дождевыми водами;

угрожающий рост оврагов вблизи оснований (фундаментов) опор;

наличие набросов, оборванных проволок, следов перекрытия, оплавления или вспучивания верхнего повива (фонарей) на проводах и грозозащитных тросах;

разрегулировка проводов фаз, разрегулировка проводов в расщепленной фазе;

наличие коррозии проводов, грозозащитных тросов, оттяжек опор;

повреждение проводов и тросов в поддерживающих и натяжных зажимах;

повреждение дистанционных распорок, гасителей вибрации, гасителей пляски проводов;

отсутствие гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ, или их смещение от места установки;

неисправности в креплениях и соединениях проводов и тросов, образование трещин в корпусе зажима или соединителя, отсутствие болтов, шайб, отвинчивание гаек, отсутствие или выполнение шплинтов, неправильный монтаж зажимов или соединений, следы перегрева контакта зажима (соединителя), вытяжка провода из зажима или соединителя, наличие нестандартных или не предусмотренных проектом зажимов;

недопустимое приближение шлейфа к элементам анкерных и угловых опор, дефекты в контактных соединениях (сварных, болтовых) проводов (тросов) в шлейфах;

механическое повреждение фарфоровых или стеклянных деталей изоляторов (осыпание, сколы, трещины);

следы перекрытия гирлянд и отдельных изоляторов (повреждение глазури, разрушение фарфора, стекла, следы оплавлений на армировке изоляторов и арматуре гирлянд);

загрязнение изоляторов;

отклонение изолирующих поддерживающих подвесок от вертикального положения сверх допустимого значения;

выползание стержня из шапки изолятора, наличие погнутых стержней изолятора, наличие трещин в шапке изолятора;

отсутствие гаек, шплинтов, замков в деталях изолирующих подвесок;

коррозия арматуры, шапок изоляторов;

трещины в арматуре, перетирание или деформация отдельных деталей арматуры;

повреждение разрядных рогов, экранирующих колец, координирующих промежутков, изменение расстояний искровых промежутков более допустимых;

повреждения или обрывы заземляющих спусков на опорах и у земли;

неудовлетворительный контакт в болтовых соединениях грозозащитного троса с заземляющими спусками или телом опоры (либо заземляющего спуска с телом опоры);

разрушение коррозией заземления контура опор;

превышение сверх допустимого значения сопротивления заземления опор;

дефекты в установке и конструкции трубчатых разрядников.

3.2.6. При обследовании металлических стоек опор и их фундаментов устанавливается наличие следующих дефектов:

коррозия металлоконструкций опор (сплошная, язвенная, щелевая);

неплотное прилегание пяты опоры к поверхности фундамента, приварка анкерных болтов к пяте опоры вместо крепления гайками;

отсутствие или ослабление крепления гаек на анкерных болтах;

деформация элементов металлической обрешетки конструкции опоры (прогибы, местная погнутость);

дефекты сварных швов (плешины, непровары, шлаковые включения);

отрывы элементов конструкции опор;

отсутствие отдельных элементов (раскосов, диафрагм) опор;

дефекты заклепочных и болтовых соединений;

трещины, осыпание фундаментов, коррозия арматуры фундаментов.

3.2.7. При обследовании железобетонных стоек выявляются:

продольные и поперечные трещины стоек опор;

кривизна стойки;

выбоины, отверстия в бетоне стойки опоры;

степень прочности бетона стойки;

смещение каркаса арматуры стойки опоры, выход арматуры на поверхность бетона;

коррозия арматуры стойки;

правильность заделки опоры в грунте;

наличие и правильность расположения ригелей.

3.2.8. При обследовании деревянных стоек обращается внимание на следующие неисправности и дефекты:

неисправности в узлах крапления деталей деревянных опор;

отсутствие болтов и гаек, обрыв или ослабление проволочных бандажей, отсутствие шпонок и клиньев, ослабление болтовых соединений, некачественное крепление кронштейнов;

загнивание деталей деревянных опор;

обгорание и расщепление деталей деревянных опор.

3.2.9. При осмотрах трассы ВЛ выявляется: соответствие ширины просеки установленным нормам; наличие на краю просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ;

наличие на просеке деревьев и кустарников высотой, превышающей установленные нормы;

наличие не предусмотренных проектом объектов на трассе ВЛ.

3.2.10. В процессе обследования при необходимости проводятся работы по определению уровня напряженности электрического поля вблизи границы санитарно-защитной зоны и жилых строений, наличия и уровня помех радио- и телеприему, а также определяются другие параметры воздействия ВЛ на окружающую среду.

3.2.11. Состояние элементов ВЛ при проведении обследования определяется внешним осмотром, а также с помощью соответствующих средств измерения, приборов, приспособлений, методики пользования которыми приведены в "Типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ" (М.: СПО ОРГРЭС, 1991), инструкциях по эксплуатации приборов и других документах.

Перечень основных приборов, инструментов и приспособлений, используемых при обследовании элементов ВЛ, а также их назначение приведены в приложении 1.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...