Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сергей определяет характер прелюдии.




  1. Торжественно-праздничный, мужественный.
  2. Характер исполнения плавный, певучий.

Приступаем к анализу темы.

  1. Определяем границы темы.
  2. Определяем мотивное строение. Ученик должен ясно увидеть, что тема состоит из трех восходящих мотивов.
  3. Движение мелодии основывается по тонам аккордов. Это обогащает одноголосие.
  4. Проведение темы начинается со слабой доли после паузы. Это одно из характерных свойств баховских мотивов. Такой мотив называется ямбом. При работе над темой обратим внимание ученика на паузу, чтобы он ощутил в ней естественный вдох рукой и сразу включил свой слух в «пустую» паузу перед проведением темы.

Поэтапно проучим с Сергеем первое проведение темы (1-4 такты).

  1. Учим каждый мотив отдельно. Добиваемся выразительного и ровного «пения» и более значительного интонирования его окончания. Полезно поиграть тему с цезурами между мотивами, делая на последнем звуке tenuto, а затем, переносить руку на начало следующего мотива. Музыкальный показ педагога. После тщательной проработки мотивов играем тему целиком, интонируя каждый мотив.

Таким же образом учим второе проведение темы, более расширенное (8-12 такты).

  1. Определяет границы.
  2. Определяем мотивное строение. Тема состоит из четырех восходящих мотивов.
  3. Второе проведение темы также играем с цезурами.

Динамика.

Общее динамическое нарастание в первом и втором проведении темы происходит по мотивам. Звучность прибавляется с первого же звука мотива, но внутри его остается неизменной. Пройдя три динамических стадии развития, тема Прелюдии приходит к кульминации (ми, соль).

Работа над каденцией.

Уделим внимание особенностям Баховских кадансов,когда кульминации почти всегда сливается с заключительным кадансом, которым свойственны значительность и динамический пафос.

В Прелюдии кульминация завершается легкой, подвижной и радостной по характеру каденцией. Старинный исполнительский стиль требует отделения каденции цезурами от окружающих построений.

Проучим с Сергеем это место. Начинается каденция легко и тихо, стремительно взлетая к последнему кульминационному звуку (соль). После него необходимо сделать значительную цезуру. Следующий за нею энергичный, торжественный заключительный каданс исполняется мужественно, решительно и широко.

Работа над имитацией.

В Маленькой прелюдии с Сергеем находим имитацию. Что такое имитация? Это повторение темы в другом голосе. Имитация – основной полифонический способ развития темы.

Как исполнять имитацию,подчеркивать ее или нет? В двухголосных полифонических пьесах И.С.Баха имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а своим, отличительным от другого голоса –тембром или фразировкой или артикуляцией. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний – легко и тихо, имитация будет слышна яснее.

Проучим с Сергеем имитацию. Именно такая манера игры выявит наличие двух самостоятельных голосов, а это – главное в полифонии. Отсюда вывод: динамика не единственное средство сделать тему в любом голосе ясно различимой.

Определим «инструментовку» голосов. Скажем, в верхнем голосе торжественно поет труба, в нижнем – виолончель. Или можно представить, что Прелюдию исполняет хор. Нижний голос в прелюдии напоминает пение мужского голоса, а верхний - женского.

После детальной проработки темы и имитации каждой рукой отдельно, целесообразно играть двумя руками только проведения темы, чередующиеся в обоих голосах.

Такой вид работы поможет почувствовать единое движение и услышать цельное динамическое развитие темы во всей Прелюдии.

Знакомство с противосложением.

Переходим к работе над мелодией сопровождающая имитацию темы –противосложением. Оно представляет затакт, т.е. мотив из двух звуков, идущий со слабой доли на сильную долю. Сергей уже знает, что такой вид мотива называется ямбом. В музыке И.С.Баха такой вид мотива встречается постоянно. Как правило, ямб в произведениях И.С.Баха исполняется расчленено: затактовый звук играется non legato, а опорный исполняется tenuto, что придает ему решительность и четкость.

Проучим с Сергеем это место движение: на затактовых четвертях рука идет наверх, а на подчеркнутых сильных долях – вниз.

Если ученик будет различать основные типы мотивов, то впоследствии сам сможет артикуляционно отделять затакт – какой бы штрих там не стоял.

Работа над мордентом.

Морде́нт (итал. mordente, букв. — кусающий, острый) — мелодическое украшение, представляет собой сокращенный способ записи мелодических оборотов, распространенный в XVII – XVIII веках. Исполнять морденты надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе.

Первый звук мордента играется несколько значительнее, а второй и третий – тише. Последний звук мордента слиговывается с нижним соль, который играется легко. Мордент исполняется разными пальцами. В данном случае это следующая аппликатура: 2, 3, 1. Проучим с Сергеем мордент и на крышке инструмента, добиваясь четкости в произношении.

Анализируя с учеником строение и характер темы, ее интонационные особенности, мы ведем с учеником аналитическую работу, что является одним из основных методов в изучении Баховской полифонии.

В работе над Инвенцией №1 C dur(Приложение №4) мне поможет ученик 6 класса Пацуло Павел.

Придерживаясь определенной последовательности в освоении клавирного наследия Баха, следующей ступенькой в овладении полифонии являются Инвенции. Композитор составил несколько сборников несложных пьес обучая своего старшего сына Вильгельма Фридемана. В один из таких сборников он поместил пятнадцать двухголосных полифонических пьес в пятнадцати тональностях и назвал их «инвенциями». В переводе с латинского языка слово «инвенция» означает «выдумка», «изобретение».

На титульном листе автографа указано, что эти пьесы предназначены для того, чтобы «научить любителей клавирной музыки правильно и красиво играть двух и трехголосие, помочь выработать певучую манеру исполнения, привить первые навыки композиции».

Послушаем Инвенцию в исполнении Пацуло Павла , ученика 6 класса.

Постепенно ученик к старшему классу знакомится с такими понятиями, как:

  • Имитация.
  • Противосложение.
  • Интермедия.
  • Каденция.
  • Артикуляция.

Полифонияв Инвенции имитационного склада. В чем особенность имитации:

Первая особенность. Тема повторяется в другом голосе в определенный интервал, при этом оба голоса равноправны по своей роли.

Вторая особенность. Несовпадение начала и окончания тем.

Большое внимание надо уделить анализу формы. Напомню, что и сам Бах в преподавании стремился к тому, чтобы все элементы произведения были осознаны учащимися.Форма инвенции -трехчастная (6+8+9 тактов).

Подробный анализ каждой части Инвенции.

Первая часть.

Короткая тема до-ре-ми-фа-ре-ми-до-соль, плавная и неторопливая по характеру, лежит в основе всей инвенции. Она начинается на второй шестнадцатой и заканчивается на сильной доли.(Ямб) Тему запевает верхний голос и тотчас повторяет в другой октаве —нижний голос. Во время повтора (имитации) верхний, голос продолжает мелодическое движение. Так образуетсяпротивосложениек теме, звучащей в басу.

Когда звучит противосложение с тем же мелодическим рисунком (такты 1-2, 7-8, 9-10), оно называется удержанным, (в отличие от неудержанных, которые каждый раз при проведении темы сочиняются заново).

Как и в других полифонических произведениях, в этой Инвенции встречаются разделы,где тема в своем полном виде не звучит, а используются лишь ее обороты. Такие разделыназываютсяинтермедиями.

В нижнем голосе проходит тема в ритмическом увеличении – (си-до-ре-ми, соль-ля-си-до, ми-фа#-соль-ля).Первая часть заканчивается в Соль мажоре.

Вторая часть.

Проведение темы начинается в нижнем голосе в Соль мажоре. Тема проходит поочередно то в нижнем, то в верхнем голосах (7-8, 9-10 такты). Интермедия(11-12 такты) – секвенция, содержит в нижнем голосе зеркальные проведения темы, в верхнем голосе - тема в ритмическом увеличении – (до#-ре-ми-фа, ля-си-до# -ре, фа#-соль#-ля-си). Каденция -13 и 14 такты. Вторая часть Инвенции заканчивается в Ля миноре.

Третья часть.

Проведение зеркальной темы ля-соль-фа-ми, начинается в верхнем голосе в Ля миноре. Далее проходит чередование тем в основном виде и зеркальном. Интермедия (19-20 такты)- секвенция, где в верхнем голосе проходит основная тема, в нижнем голосе зеркальная тема в ритмическом увеличении - сиb-ля-соль-фа, ре-до-сиb-ля, фа-ми-ре-ми). Каденция- вторая половина 20 такта, 21 и 22 такты. До мажорный аккорд заканчивает всю Инвенцию.

Сделав анализ всей Инвенции, мы видим, что в конце каждой части есть октавные ходы вниз – ре-ре; ми-ми, ля-ля; соль-соль. Они характерны для композиторов эпохи Баха и часто использовались в полифонических произведениях той эпохи.

В каждой части Инвенции есть тема, имитация, противосложение, интермедия, каденция.

Динамика.

Обдумывая динамический план, следует помнить, что стилю музыке эпохи Баха свойственны длинные мелодические линии. Короткие крещендо и диминуэндо использовать не следует. В каждой из трех частей происходит нарастание звука к двум модуляционным кадансам и к заключительному, который, как и в большинстве произведениях Баха исполняется достаточно полным звуком. Умение мыслить крупными построениями, охватить всю форму в целом, при ясном понимании всех ее мельчайших компонентов, такова стилистическая особенность полифонии Баха. Новая часть начинается более сдержанным звуком.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 492.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...