Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отражение военного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».




В рассказе, как кажется изначально, темы войны нет вообще. Здесь все – не о войне, но и все – о ней. Недаром память автора рассказа ненавязчиво обращается к главной художественной детали – фотографии, на которой запечатлены довоенные лица. В последнем абзаце Астафьев, используя отчасти язык публицистики, очерка, обращается к этому образу, за которым стоит другой – трагический – образу фотографии. Трогательным звучанием наполнены последние абзацы рассказа. Рассказчик вспоминает о своих школьных товарищах, погибших на войне. Сколько грусти, тоски и печали в словах героя. Ему трудно представить, что эта нехитрая жизнь деревни в одночасье может быть уничтожена.

Деревенские фотографии становятся отражением истории деревни и в целом народа. Перечисляя эти фотографии, помимо той, главной, которой и посвящено произведение, автор сначала говорит именно о военных карточках, а потом о мирных, смешных. И эта фотография его класса, где нет героя, тоже кажется сначала смешной. Но автор не смеется. Через лица одноклассников он видит из далекого прошлого грядущую трагедию народа – Великую Отечественную войну.

В последнем абзаце рассказа улавливаем антитезу, на которой отчасти и построено все произведение. Это противопоставление образа войны образу мирной деревенской жизни. Астафьев, говоря о деревенских фотографиях, начинает описание с фотографий именно военного характера, на которых изображены солдаты и унтеры в начищенных сапогах первой мировой. А далее перечисляются смешные фотографии тетки в шляпке, дяди в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза, братишки Кеши, высунувшего голову в дыру материи. писатель подчеркивает, что все эти фотографии – «Своеобычная летопись нашего народа, настенная история». Именно этой мыслью заканчивается рассказ. Характерно, что в этом отрывке три раза встречаемся с однокоренными словами (смешно, смешная). Сначала автор говорит о том, что фотография, на которую он смотрит, смешная. Но его герой не может смеяться: «Я все равно не смеюсь. Не могу смеяться»,- пишет Астафьев. Ведь это не только история его деревни, но и история перед трагической страницей в жизни народа. Автор пишет, беря эту фотографию в руку: «И снова нахлынет, нахлынет». Нахлынут довоенные воспоминания, которые пронизаны авторской болью и скорбью о безнадежно ушедшем детстве и одноклассниках в грядущей войне.

Интересно отметить, что в рассказе присутствует чувство юмора, мягкая, любовная ирония, когда автор говорит о себе. Именно этот прием делает героя симпатичным и обаятельным.

Глядя на эту «смешную фотографию», В. Астафьев представил себе свою деревенскую жизнь, деревенский люд, который его окружил и помогал расти таким же добрым, честным, бескорыстным.

Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд». Как вы понимаете слова: «скорбный труд», «высокое стремленье», «свободный глас»?

Для А. Пушкина личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Своим стихотворением «Во глубине сибирских руд» молодой поэт хотел подбодрить сосланных декабристов, следуя лицейским традициям, мечтал поддержать их веру в окончательное торжество свободы. Он обращается к декабристам как товарищ, который вынужденно остался на свободе, но по-прежнему разделяет их «дум высокое стремленье». Написано это стихотворение было в годовщину декабрьского восстания — в начале января 1827 года и передано с женой декабриста Н. Муравьева, Александрой, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу.

Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни. Произведение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его — дружеское послание. Стихотворение построено на противопоставлении «мрачного подземелья» и «дум высокого стремленья», темницы и духовной свободы.

Чтобы раскрыть идею стихотворения — мысль о непобедимости дела декабристов и величии их подвига — поэт широко использует оценочные эпитеты и метафоры: гордое терпенье, скорбный труд, дум высокое стремленье, в мрачном подземелье; придет желанная пора, любовь и дружество до вас дойдут..., свобода вас примет радостно у входа и др.

Какими изобразительными и лексическими средствами Пушкин описывает край изгнанников - каторгу?

1сторофа – сибирские руды; скорбный труд;

2 строфа – мрачное подземелье;

3 строфа – мрачные затворы, каторжные норы;

4 строфа – оковы падут, темницы рухнут.

Что противопоставлено темницам?

1 строфа – гордое терпенье, высокое стремленье;

2 строфа – надежда разбудит бодрость и веселье;

3 строфа – любовь и дружество; свободный глас;

4 строфа – свобода.

Вывод: Темницам, каторжным норам противопоставлены любовь, дружество, свобода (контекстуальные антонимы).

Каково главное настроение стихотворения?

Выразить сочувствие, сопереживание, с одной стороны, а с другой – выразить веру в победу свободы, в силу воли человека, способного во враждебных обстоятельствах остаться верным себе, друзьям, «дум высокому стремленью».

Почему «скорбный труд»? Синонимы: тяжелые каторжные работы; горестное, трагическое, бесправное положение человека-раба.

Почему «высокое стремленье»? Синонимы: возвышенное, благородное, приподнятое, торжественное стремление к воплощению в жизни идеала свободолюбия и человеколюбия.

Почему «свободный глас»? Смысл: «Дух дышит, где хочет» или: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (библейские выражения). Никто не властен над свободолюбивыми мыслями и мечтами человека, им невозможно воспретить. В своем образе мыслей и чувств человек наделен свободой, т.е. имеет от природы право на свободное самовыражение – «свободный голос, глас».      

Билет №29










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...