Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 14. История и методология технических наук




1. Истоки понятия техники, его эволюция.

2. Идеология техницизма и ее преодоление. Технократия.

3. Прикладное естествознание.

 

Литература:

 

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1999. - Разд.4, гл. 11.

Аль-Ани. Философия техники: Учебное пособие. СПб., 2005. – Гл. 2, 8.

Философия техники. История и современность/ Сост. Горохов В.Г. М., 1997. – Ч. 1, гл. 4.

Тема 15. Современность и классика в научно-технических дисциплинах

 

1. Междисциплинарный синтез наук.

2. Эволюция идеала научно-технического знания.

3. Гуманитарные дисциплины и техническое развитие.

 

Литература:

 

Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке // Наука глазами гуманитария. Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

Тема 16. Социальная оценка техники

 

1. Социальные последствия НТР.

2. Этический аспект развития техники.

3. Проблема ответственности ИТР.

 

Литература:

 

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.. 1999. - Разд.4, гл. 13.

Философия техники. История и современность/ Сост. Горохов В.Г. М., 1997. – Ч. 1, гл. 5; ч. 2., гл.2

Аль-Ани. Философия техники: Учебное пособие. СПб., 2005. – Гл. 9.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Наука как социокультурный феномен.

2. Наука и власть.

3. Наука и вненаучные формы знания.

4. Идеалы, нормы и ценности науки.

5. Наука и религия: диалог об основах жизни.

6. Наука и религия: диалог об эволюции.

7. Естественнонаучная и гуманитарная культура: проблемы двух альтернатив.

8. Проблема классификации наук.

9. Проблема исторического возраста науки.

10. Эволюция понятия науки.

11. Знания и техника в древних цивилизациях.

12. Зарождение научного знания в античности.

13. Христианский универсализм и поиск универсальных языков в Средневековье.

14. Герметизм и становление науки Нового времени.

15. Формирование гелиоцентрической картины мира: мистические и рациональные корни.

16. Философско-теологические предпосылки механики Ньютона.

17. Методологическая концепция науки К. Поппера.

18. Методологическая концепция логического позитивизма.

19. Методологическая концепция Т. Куна.

20. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

21. Концепция личностного знания М. Полани.

22. Эволюционная эпистемология и эволюционная программа С. Тулмина.

23. Ноосферные идеи В.И. Вернадского.

24. Русский космизм в науке (К.Э. Циолковский и А.Л. Чижевский).

25. Принципы постнеклассической науки.

26. Принципы синергетической парадигмы и ее влияние на современную науку.

27. Природа и сущность техники.

28. Философско-методологические концепции техники.

29. Социальные и экологические последствия техники и технологий.

30. Техника как социокультурный феномен.

31. Проблема гуманитарной экспертизы техники и технологий.

32. Социально-гуманитарные исследования информационных технологий.

33. Социальная инженерия.

34. Пространство и время в современной физике.

35. Квантовая физика и восточная философия.

36. Языки науки и языки искусства.

37. Рождение и эволюция математического моделирования.

38. Дискретное и континуальное как категории философии и математики.

39. Понятие непротиворечивости в математике.

40. Влияние философских идей на становление математических концепций.

41. Роль интуиции в математическом творчестве.

42. Становление понятия энергии в науке.

43. Глобальный эволюционизм: основные принципы и направления.

44. Космическая эволюция.

45. Современные представления о Вселенной.

46. Антропный принцип: диалог ученых и философов.

47. Рациональное и интуитивное в научном творчестве.

48. Наука и мораль в современном мире.

49. Междисциплинарный диалог в науке.

50. Мировоззренческие итоги науки XX века.

6.Методические рекомендации по работе над рефератами

 

       Самостоятельная работа над рефератом по данному курсу требует от студента знакомства с литературой (см. Список рекомендованной литературы). Список литературы состоит из 2-х частей, основной и дополнительной.Работы из первого списка подлежат обязательному изучению и должны быть прочитаны в полном объеме. Работы из второго списка являются пропедевтическими и могут выбираться по желанию.

       Для конкретизации темы следует воспользоваться кроме основной, также и дополнительной литературой. При необходимости можно получить консультацию преподавателя. 

Читая впервые текст по новой проблеме, нужно внимательно фиксировать основные положения, понятия, уяснение которых даст возможность разобраться в теме реферата. Значение незнакомых терминов следует выяснить в справочной литературе, философских словарях и словарях иностранных слов.

После знакомства с общим содержанием темы реферата, следует продумать точный смысл и логику темы, составить обоснованный план ее раскрытия.

План должен включать следующие разделы:

Вступление, в котором

- формулируется проблема, рассматриваются основные направления ее исследования в философском знании;

- выделяется тот аспект проблемы,который, по вашему мнению, исследован недостаточно и на котором нужно сосредоточить внимание в реферате;

-формулируются конкретные цели, которые нужно достичь в раскрытии выбранной темы. Основная часть, складывающаяся из подразделов (параграфов), где последовательно и обоснованнорассматриваются все поставленные вопросы путем развернутого комментирования фрагментов использованных источников. В конце каждого раздела следует формулировать промежуточные выводы по данному вопросу.

Выводы, в которых в сжатом виде формулируются основные результаты проведенного реферативного рассмотрения.

Библиографический список использованной литературы, составленный по требованию ГОСТа.

При написании работы необходимо единообразно делать ссылки на работы, фрагменты которых использовались и/или цитировались в тексте.

Результатом написания рефератадолжно быть понимание существенного содержания выбранной для самостоятельной работы, умение излагать ее суть и отвечать на вопросы как непосредственно по теме, так и по ее связи с сопутствующими проблемами.

Вопросы к зачету по курсу

«История и философия науки»

1. Философия и наука. Предмет философии науки.

2. Эмпиризм и рационализм в гносеологии Нового времени

3. Философия науки в первом позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль).

4. Проблемы философии науки в теоретической деятельности Венского кружка (М.Шлик, Р.Карнап и др.).

5. Философия науки в постпозитивизме К. Поппера.

6. Эволюционные модели науки (Т. Кун, И. Лакатос, С.Тулмин).

7. Проблемное поле современной философии науки ( П.Фейерабенд, К.Хюбнер и др.).

8. Наука как познавательная деятельность.

9. Характерные черты научного познания.

10. Наука как социальный институт. Наука и власть.

11. Наука в культуре современной цивилизации. Наука и религия.

12. Исторические типы науки

13. Ноосферные представления. Их место в современной картине мира.

14. Структура научного знания. Эмпирические и теоретические знания, их соотношения.

15. Методологические основы научной теории.

16. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции.

17. Типы научной рациональности.

18. Предмет философии техники.

19. Философия техники как особый раздел философского знания.

20. Специфика технической культуры античности.

21. Новейшие достижения науки и техники XIX – XX вв..

22. Личность в науке. Свобода научного поиска. Личность ученого.

23. Строение и методологическая специфика технической теории.

24. Место и роль науки в образовании и подготовке инженера.

25. Развитие машинного производства XVIII – XIX вв.Промышленная революция в производстве

26. Проблемы социальной оценки техники. Аксиологические аспекты технического знания.

27. Критика техники К. Ясперсом.

28. Проблема технической рациональности: подходы к выделению критериев, соотношение с «классическим идеалом рациональности».

29. Проблема ответственности в философии техники.

30. Социально-исторические аспекты информатизации общества.

31. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...