Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации по использованию информационных технологий




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

базовой части общенаучного цикла подготовки магистров

всех направлений (специальностей)

очной и заочной форм обучения

 

 

Донецк, 2017


                                                      содержание

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛІТЕРАТУРЫ

3. РекомендацИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИнформацИОНнЫх технологИй

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Общие закономерности научного познания(2 часа)

Тема 2. Наука и современность(0часа)

Тема 3. Генезис преднауки(2 часа)

Тема 4. Экспериментальная и теоретическая деятельность в галиеевской науке

(0 часа)

Тема 5. Структура научного знания(2часа)

Тема 6. Парадигмальные основания науки(0 часа)

Тема 7. Новое знание(2часа)

часа Тема 9. Типы научной рациональности(0 часа)

Тема 10. Характеристика социо-гуманитарных дисциплин(2часа)

Тема 11. Особенности современного этапа научного знания(0 часа)

Тема 12. Наука и идеология. Ценностный идеал научного исследования(2 часа)

Тема 13. Философия технических наук(0 часа)

Тема 14. История и методология технических наук(2часа)

Тема 15. Современность и классика в научно-технических дисциплинах(3часа)

Тема 16. Социальная оценка техники(4 часа)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТАМИ

7. ВОПРОСЫ ЗАЧЕТУ

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение курса «История и философия науки» предусматривает ознакомление студента с методическим комплексом нормативных документов по дисциплине, содержащиеся на кафедре философии и основ гуманитарного знания. В этих материалах изложены содержание и структуру дисциплины, основные задачи, библиографический список, методические рекомендации и т. Такое ознакомление позволит создать комплексное видение проблем курса и увидеть возможности его усвоения.

Работа над курсом требует усвоения лекционного материала, а также ознакомление с литературой предлагается в библиографическом списке. Он состоит из двух частей: Основная литература и Дополнительная литература. Перечень работ по первой части списка относится к обязательным задач, а потому должен быть прочитан в полном объеме. Работы по второй части приведены для облегчения более тщательного изучения курса и могут избираться студентами для ознакомления по собственному желанию.

Изучение дисциплины «История и философия науки» основывается на знании студентами как истории философии, так и истории науки, и техники, позволяет адекватно воспринимать все детали эволюции научного познания и технического развития.

Цель курса состоит в формировании целостного представления о развитии науки и техники как историко-культурного феномена, и основных методологических концепциях современной науки, а также выявление взаимосвязи и взаимообусловленности проблем и задач, решаемых специалистами по различным дисциплинам в целях развития человека, общества , культуры, цивилизации.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать и понимать моменты сходства и различия науки от других сфер культуры, представлять системную периодизацию истории науки и техники, осознать основные направления развития их важнейших отраслей и проблем, интеллектуальные революции в культуре.

Студентам следует видеть связь развития науки в ХIХ-ХХ веках с изменением роли и статуса науки в познании и человеческой жизни. В последние десятилетия проблемы научного познания и знания в целом приобрели характер общефилософских вопросов. Технический и производственный развитие также ставит на повестку дня новые темы, касающиеся не только экологической сферы, но и вопросов самоидентификации непосредственно человека. Роль науки и техники в постиндустриальном мире претерпела значительные изменения по сравнению с периодом индустриального развития. Возросло значение научной обоснованности решений в общественной и профессиональном развитии. Необходимой частью этих проблем является рассмотрение вопросов, касающихся, в первую очередь, научного понятийно-терминологического аппарата, способов теоретической интерпретации результатов научных экспериментов. Опора на методологическую базу философской эпистемологии позволяет рассмотреть эти и другие вопросы данного курса с необходимой степенью обоснованности.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие. Донецк, 2010.

2. Аль-Ани Н.М. Философия техники: Учебное пособие. СПб., 2005.

3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.

4. Бахтин М. К методологи гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

5. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопр. филос., № 2, 1989. – С. 147-162.

6. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

7. Бранский В.П. Философия физики XX в. Итоги и перспективы. СПб., 2003.

8. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество, Научная мысль. Дубна. 1997.

9. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века М., 1989.

10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

11. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

12. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию. Р.-н/Д., 1992.

13. Гейзенберг В. Философия и физика/Интернет-ресурс.

14. Гижа А.В. Интерпретация и смысл (структура понимания гуманитарного текста). Харьков, 2005.

15. Гижа А.В. Феномен времени и его интерпретация. Харьков, 2004.

16. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Уч. Пособие. М., 2009.

17. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Уч. Пособие. М., 2009.

18. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

19. Ильин В.В. Теория познания, введение, Общие проблемы. М., 1994.

20. Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996.

21. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

22. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

23. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982.

24. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

25. Лекторский В. А.Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

26. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке // Наука глазами гуманитария. Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005.

27. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

28. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996.

29. М.А.Розов История науки и проблема ее рациональной реконструкции // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995.

30. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.

31. Марио Бунге. Философия физики/Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова. М., 1975.

32. Научные и ненаучные формы мышления. М., 1996.

33. Ниддам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. М., 1966.

34. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах//Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995.

35. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. М., 2005. – С. 200 (научный факт).

36. Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. СПб., 2011.

37. Переслегин С.Б. О соотношении гуманитарного и естественнонаучного познания в междисциплинарных исследованиях // Интернет-ресурс http://www.igstab.ru/materials/black/Per_BalansHumPhys.htm

38. Позер Х. Правила как формы мышления. Об истине и конвенциях в науках//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996.

39. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

40. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., 1995.

41. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопр. филос. № 1, 1995.

42. Поппер К.Р. Логика социальных наук // Эволюционнная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000.

43. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980.

44. Степин B.C. Наука. Философский словарь. М., 2001.

45. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

46. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

47. Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996.

48. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1999.

49. Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Воронеж, 2006.

50. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании/Сб. статей. М., 1984.

51. Уайтхед А. Наука и современный мир // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С.56-271.

52. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

53. Философия техники. История и современность/ Сост. Горохов В.Г. М., 1997.

54. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

55. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

56. Холтон Дж. Что такое «антинаука»?//Вопр. филос. № 2, 1992.

57. Хюбнер К.Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки //Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996.

58. Чудинов Природа научной истины. М., 1977.

59. Швырев В.С. Рациональность в спектре ее возможностей // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995.

60. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. / http://epistemology_of_science.academic.ru/

 

Дополнительная

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Мысль, 1994.

2. Алекссев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1999. - Раздел 3. Философия бытия (онтология). - Глава 17-18. – С. 387-499.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 2. Основы общей философии. – Глава 9. Учение о бытии. – М., 1999. – С.242 – 336.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.–С. 99 –112.

5. Карнап Р. Философские основания физики / Р. Карнап. – М.: Прогресс, 1971.

6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995.

7. Медоуз Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М.: Просвещение, 1991.

8. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983.

9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983.

10. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.

 

Рекомендации по использованию информационных технологий

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/318 - новейший философский словарь

http://iph.ras.ru/page52248384.htm - текстовые ресурсы (библиотеки, журналы) Института философии РАН

http://filnauk.ru/ - сайт, посвященный философии науке. Содержит все необходимое.

 

Планы семинарских занятий по курсу

«ФиЛОСОФиЯ и иСТОРИЯ НАУКИ»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...