Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации по использованию информационных технологийСтр 1 из 3Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ базовой части общенаучного цикла подготовки магистров всех направлений (специальностей) очной и заочной форм обучения
Донецк, 2017 содержание 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛІТЕРАТУРЫ 3. РекомендацИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИнформацИОНнЫх технологИй ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Общие закономерности научного познания(2 часа) Тема 2. Наука и современность(0часа) Тема 3. Генезис преднауки(2 часа) Тема 4. Экспериментальная и теоретическая деятельность в галиеевской науке (0 часа) Тема 5. Структура научного знания(2часа) Тема 6. Парадигмальные основания науки(0 часа) Тема 7. Новое знание(2часа) часа Тема 9. Типы научной рациональности(0 часа) Тема 10. Характеристика социо-гуманитарных дисциплин(2часа) Тема 11. Особенности современного этапа научного знания(0 часа) Тема 12. Наука и идеология. Ценностный идеал научного исследования(2 часа) Тема 13. Философия технических наук(0 часа) Тема 14. История и методология технических наук(2часа) Тема 15. Современность и классика в научно-технических дисциплинах(3часа) Тема 16. Социальная оценка техники(4 часа) ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТАМИ 7. ВОПРОСЫ ЗАЧЕТУ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изучение курса «История и философия науки» предусматривает ознакомление студента с методическим комплексом нормативных документов по дисциплине, содержащиеся на кафедре философии и основ гуманитарного знания. В этих материалах изложены содержание и структуру дисциплины, основные задачи, библиографический список, методические рекомендации и т. Такое ознакомление позволит создать комплексное видение проблем курса и увидеть возможности его усвоения. Работа над курсом требует усвоения лекционного материала, а также ознакомление с литературой предлагается в библиографическом списке. Он состоит из двух частей: Основная литература и Дополнительная литература. Перечень работ по первой части списка относится к обязательным задач, а потому должен быть прочитан в полном объеме. Работы по второй части приведены для облегчения более тщательного изучения курса и могут избираться студентами для ознакомления по собственному желанию. Изучение дисциплины «История и философия науки» основывается на знании студентами как истории философии, так и истории науки, и техники, позволяет адекватно воспринимать все детали эволюции научного познания и технического развития. Цель курса состоит в формировании целостного представления о развитии науки и техники как историко-культурного феномена, и основных методологических концепциях современной науки, а также выявление взаимосвязи и взаимообусловленности проблем и задач, решаемых специалистами по различным дисциплинам в целях развития человека, общества , культуры, цивилизации. В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать и понимать моменты сходства и различия науки от других сфер культуры, представлять системную периодизацию истории науки и техники, осознать основные направления развития их важнейших отраслей и проблем, интеллектуальные революции в культуре. Студентам следует видеть связь развития науки в ХIХ-ХХ веках с изменением роли и статуса науки в познании и человеческой жизни. В последние десятилетия проблемы научного познания и знания в целом приобрели характер общефилософских вопросов. Технический и производственный развитие также ставит на повестку дня новые темы, касающиеся не только экологической сферы, но и вопросов самоидентификации непосредственно человека. Роль науки и техники в постиндустриальном мире претерпела значительные изменения по сравнению с периодом индустриального развития. Возросло значение научной обоснованности решений в общественной и профессиональном развитии. Необходимой частью этих проблем является рассмотрение вопросов, касающихся, в первую очередь, научного понятийно-терминологического аппарата, способов теоретической интерпретации результатов научных экспериментов. Опора на методологическую базу философской эпистемологии позволяет рассмотреть эти и другие вопросы данного курса с необходимой степенью обоснованности.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие. Донецк, 2010. 2. Аль-Ани Н.М. Философия техники: Учебное пособие. СПб., 2005. 3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. М., 1997. 4. Бахтин М. К методологи гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986. 5. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопр. филос., № 2, 1989. – С. 147-162. 6. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. 7. Бранский В.П. Философия физики XX в. Итоги и перспективы. СПб., 2003. 8. Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество, Научная мысль. Дубна. 1997. 9. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века М., 1989. 10. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. 11. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980. 12. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Гуманитарный комментарий к естествознанию. Р.-н/Д., 1992. 13. Гейзенберг В. Философия и физика/Интернет-ресурс. 14. Гижа А.В. Интерпретация и смысл (структура понимания гуманитарного текста). Харьков, 2005. 15. Гижа А.В. Феномен времени и его интерпретация. Харьков, 2004. 16. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Уч. Пособие. М., 2009. 17. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы: Уч. Пособие. М., 2009. 18. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997. 19. Ильин В.В. Теория познания, введение, Общие проблемы. М., 1994. 20. Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. 21. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972. 22. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. 23. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982. 24. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. 25. Лекторский В. А.Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 26. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке // Наука глазами гуманитария. Отв. ред. В.А. Лекторский. М., 2005. 27. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 28. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. 29. М.А.Розов История науки и проблема ее рациональной реконструкции // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. 30. Мамардашвили М.К. Классические и неклассические идеалы рациональности. Тбилиси, 1984. 31. Марио Бунге. Философия физики/Пер. с англ. Ю.Б. Молчанова. М., 1975. 32. Научные и ненаучные формы мышления. М., 1996. 33. Ниддам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе // Наука о науке. М., 1966. 34. Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах//Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. 35. Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А Микешина. М., 2005. – С. 200 (научный факт). 36. Огородников В.П. История и философия науки. Учебное пособие для аспирантов. СПб., 2011. 37. Переслегин С.Б. О соотношении гуманитарного и естественнонаучного познания в междисциплинарных исследованиях // Интернет-ресурс http://www.igstab.ru/materials/black/Per_BalansHumPhys.htm 38. Позер Х. Правила как формы мышления. Об истине и конвенциях в науках//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. 39. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 40. Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., 1995. 41. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопр. филос. № 1, 1995. 42. Поппер К.Р. Логика социальных наук // Эволюционнная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М., 2000. 43. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980. 44. Степин B.C. Наука. Философский словарь. М., 2001. 45. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. 46. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992. 47. Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность//Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. 48. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1999. 49. Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Воронеж, 2006. 50. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании/Сб. статей. М., 1984. 51. Уайтхед А. Наука и современный мир // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М., 1990. С.56-271. 52. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992. 53. Философия техники. История и современность/ Сост. Горохов В.Г. М., 1997. 54. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 55. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 56. Холтон Дж. Что такое «антинаука»?//Вопр. филос. № 2, 1992. 57. Хюбнер К.Прогресс от мифа, через логос, к науке. Вопрос теории науки //Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. 58. Чудинов Природа научной истины. М., 1977. 59. Швырев В.С. Рациональность в спектре ее возможностей // Исторические типы рациональности. Т.1. М., 1995. 60. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. / http://epistemology_of_science.academic.ru/
Дополнительная 1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М.: Мысль, 1994. 2. Алекссев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Гардарика, 1999. - Раздел 3. Философия бытия (онтология). - Глава 17-18. – С. 387-499. 3. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1999. – Раздел 2. Основы общей философии. – Глава 9. Учение о бытии. – М., 1999. – С.242 – 336. 4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1988.–С. 99 –112. 5. Карнап Р. Философские основания физики / Р. Карнап. – М.: Прогресс, 1971. 6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М.: Наука, 1995. 7. Медоуз Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М.: Просвещение, 1991. 8. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983. 9. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Прогресс, 1983. 10. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.
Рекомендации по использованию информационных технологий При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/318 - новейший философский словарь http://iph.ras.ru/page52248384.htm - текстовые ресурсы (библиотеки, журналы) Института философии РАН http://filnauk.ru/ - сайт, посвященный философии науке. Содержит все необходимое.
Планы семинарских занятий по курсу «ФиЛОСОФиЯ и иСТОРИЯ НАУКИ» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |