Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ




 

Принципы

 

Принцип первоочередности очень значим во всей психоло­гии. Он говорит о том, что люди больше внимания обращают на свои первые впечатления от событий, чем на последующие. Эти первые впечатления могут относиться к чему угодно: первый полет на самолете, первый раз, как вы покинули дом, ваш пер­вый поцелуй.

Но первое восприятие события у людей не всегда самое луч­шее. Многие клиенты постигают значение того или иного собы­тия импульсивно и интуитивно и в последствии придерживают­ся этого первоначального понимания, считая, что оно должно быть правильным. Более поздние оценки, пусть и более объек­тивные, только изредка могут прижиться так же надежно, как и первые. Например, некоторые люди продолжают верить, что тревога приводит к психозу или что напряжение грудных мышц указывает на сердечный приступ просто потому, что это первая Мысль, какая пришла им в голову. Внедрившись однажды, эти идеи с трудом поддаются изменениям.

К сожалению, это правда, что самые первые интерпретации события зачастую оказываются самыми худшими, и клиентам, введенным в заблуждение своими идеями, необходимо расска­зать об этой концепции. Они должны научиться воздерживаться от поспешных оценок до тех пор, пока не получат больше инфор­мации и не будут точнее воспринимать ситуацию.

 

Метод

 

1. Пусть клиент в течение недели делает записи о самых неприят­ных эмоциях, которые у него за это время возникнут, в одном двух предложениях отмечая активирующее событие (ситуа­цию) и свою первую интерпретацию события (убеждение).

2. Пусть клиент продолжит это упражнение и на следующей неделе, но в этот раз попросите его придумать еще по край­ней мере четыре интерпретации для каждого события. Каж­дая интерпретация должна отличаться от первой, но быть не менее правдоподобной.

3. На очередном сеансе помогите клиенту решить, какая из тех четырех интерпретаций поддерживается наибольшим чис­лом объективных доказательств.

4. Попросите клиента продолжать поиск альтернативных интер­претаций, временно откладывая первоначальные суждения и принимая решение о корректной оценке только тогда, когда время и расстояние обеспечат необходимую объективность. Продолжайте эту процедуру по меньшей мере в течение ме­сяца, пока клиент не будет выполнять ее автоматически.

Примеры

 

Ситуация 1

Одинокая 25-летняя женщина только что порвала со своим другом.

Первая интерпретация

Со мной что-то не в порядке. Я неадекватна и, наверное, никогда не смогу построить продолжительные отношения с мужчиной. Альтернативные интерпретации

1. «Я встретила не того мужчину».

2. «Я не хочу расставаться со своей свободой прямо сейчас».

 

 

ПАМЯТКА: ОБЪЕКТИВНОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Мы все окружены внешней реальностью. Она воздействует на наши органы чувств, наше тело и наш мозг. Мы в ней рождаемся, жи­вем и умираем. Мы, не можем наблюдать эту реальность непосред­ственно, мы ее только интерпретируем при помощи мозга. Обычно наше восприятие ясное и чистое, и мы можем ощущать настоящую боль, настоящую грусть и настоящий страх, но это все возмещается тем, что мы также можем испытывать настоящие радость, счастье и удовлетворение.

У многих из нас в детстве, когда все виделось более четко и ясно, было не столь искривленное восприятие окружающей действительно­сти. Но становясь старше, мы начинаем терять незамутненноетъ опыта, и внешний мир погружается в туман. Мы отдаляемся от окру­жающей реальности все больше и больше по мере того, как наш мозг начинает создавать воображаемые системы, которые блокируют наше восприятие и искажают естественные чувства. Воззрения дру­гих людей, например родителей, или культуры в целом начинают вне­дряться и искривлять наш. собственный взгляд на этот мир. Некото­рые из нас вообще лишаются собственного мнения.

Там, где раньше только осязаемая боль могла заставить нас почув­ствовать себя несчастными, теперь новые абстракции и мысленные фантазии приводят к страданиям. Там, где когда-то плач вызывал ушибленный палец, слезы порождаются оскорбленными чувствами. Там, где когда-то боль прекращалась в тот же момент, как удалялся стимул, там сейчас мучения длятся неделями, месяцами и даже года­ми после исчезновения вызывающего их явления. Когда-то мы находи­ли величайшую радость в чистых и светлых чувствах, теперь же мы выкидываем осязаемое удовольствие и счастье ради метафизических абстракций. Эти абстракции не дают нам ничего материального, ни тепла, ни близости, потому что это пустые иллюзии, обманные удо­вольствия. Часто мы. пренебрегаем бесценным богатством незамут­ненного восприятия ради изощренных представлений о мире, которые мы были приучены строить.

Лучшей возможностью для вас приобрести подлинное счастье является возврат к внешней реальности, а лучшим способом этого достичь развеять как можно больше иллюзий и начать снова смот­реть на мир ясными глазами. Поэтому обратите внимание на свои мысли и посмотрите, какие из них основаны на фактах, а какие на­думаны.

 

 

 

3. «Я и мой друг несовместимы на биохимическом уровне».

4. «Мой друг боялся связывать себя отношениями со мной».

 

Ситуация 2

После приема транквилизаторов в течение года клиент уходит от них. На следующий день он ощущает небольшую тревогу.

Первая интерпретация

«Я так и знал. Таблетки были мне необходимы, чтобы избав­ляться от тревожности, без них я сорвусь».

Альтернативные интерпретации

1. «Я волнуюсь, потому что у меня больше нет моих «костылей». Я лишился своей подкормки».

2. «Я тревожился и до того, как прекратил прием таблеток, поэто­му напряжение может быть вызвано чем-то иным».

3. «Я беспокоился тысячи раз и с таблетками, и без них. Это про­должается всего лишь час или около того, а затем проходит. Так будет и на этот раз».

4. «В отсутствие лекарств в моем организме я чувствую себя по-другому, не хуже и не лучше, а просто иначе. Я называл это другое ощущение «тревогой», потому что я интерпретирую все непривычные чувства как что-то пугающее, но я с таким же успе­хом мог назвать это чувство «незнакомым». Оно не так опасно».

 

Ситуация 3

Муж клиентки сказал, что у нее толстые ноги.

Первая интерпретация

«У меня нелепые ноги. Я бесформенная. Мне не стоит наде­вать шорты, потому что все тогда их увидят. Природа меня обделила».

Альтернативные интерпретации

1. «Он идиот!»

2. «Он рассердился на меня, потому что обед еще не был готов. Он

знает, что я болезненно отношусь к своему весу, и хотел меня обидеть».

3. «У него кризис середины жизни, и он хочет, чтобы я выглядела

как 18-летняя девочка, чтобы почувствовать себя моложе».

4. «Это его проекция, потому что у него у самого толстые ноги».

 

Ситуация 4

Шесть лет назад у клиентки возникла агорафобия. Несмотря на четыре месяца консультаций у двух психотерапевтов, у нее до сих пор случаются приступы паники.

Первая интерпретация

«Я ненормальная! Я всегда буду бояться выходить из дома, и если уж два профессиональных психотерапевта не смогли мне помочь, то и никто не сможет».

Альтернативные интерпретации

1. «Мои терапевты оказались не так хороши».

2. «Техники, которые они использовали, не соответствовали моейпроблеме».

3. «Я не уделяю терапии достаточно времени».

4. «Чтобы преодолеть агорафобию, необходимо больше, чем че­тыре месяца».

5. «Я не работала над этим».

 

Комментарий

 

Для эффективности этой техники не имеет значения точность альтернативных интерпретаций. Важно, чтобы клиент осознал, что возможны альтернативные объяснения, что первые суждения не являются правильными каким-то чудесным образом только потому, что возникли раньше. Альтернативные варианты ана­лиза помогают клиенту ослабить определенность первых интер­претаций и учитывать другие, приходя в конце концов к наиме­нее травмирующим.

Дополнительная информация

 

Многочисленные исследования по социальной психологии подтверж­дают важность первоначальных убеждений субъекта (Fishbein & Ajzen, 1975; Hovland & Janis, 1959; Miller & Campbell, 1959; Petty & Cacioppo, 1981). С этим связано понятие «гипотезы первенства», которое означает, что первоочередные когниции клиента могут обладать столь большой властью, что начинают предопределять другие процессы — эмоциональ­ные, когнитивные, поведенческие (Haaga, Dyck & Ernst, 1991; Beck, 1996).

РАЦИОНАЛЬНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

 

Принципы

 

Подобно многим другим терапевтическим методам, оспари­вание иррациональных убеждений решает одну проблему и од­новременно создает другую. Успешное оспаривание ослабляет иррациональную мысль, но также вынуждает клиента концент­рироваться на ней. Фокусирование на иррациональной идее при­водит к негативным эмоциям, так что оспаривание в результате имеет обратное действие на погашение отрицательных эмоций, которые возникают в процессе контраргументации. Опроверже­ние должно быть нацелено как на мысль, так и на эмоции, кото­рые она вызывает. Для этого необходимы особенно сильные ар­гументы, поскольку негативные эмоции имеют тенденцию уси­ливать иррациональные убеждения.

Наиболее действенный тип оспаривания заключается в том, чтобы клиент смог избежать иррациональных мыслей, таким образом, отпадает необходимость работы с отрицательными эмо­циями, которые они порождают. Техника рациональных убеж­дений именно это и делает. Клиент, как только ему предъявляют­ся внешние стимулы, должен мысленно представлять реалистич­ное убеждение. При таком подходе клиент не должен оспаривать иррациональную идею, вместо этого он концентрируется на ра­циональном мышлении.

 

 

Метод

 

1. Составьте список ситуаций, в которых клиент расстраивает­ся. Это могут быть конкретные ситуации из прошлого или настоящего или общие жизненные ситуации, с которыми клиент чаще всего сталкивается.

2. Подготовьте рациональные убеждения или самовнушения, которые клиент в этих ситуациях сможет использовать. Эти убеждения должны преувеличивать положительные либо от­рицательные стороны ситуации, но должны основываться на объективном взгляде на происходящее. Потратьте время на то, чтобы найти для ситуации наиболее здравомыслящие ин­терпретации.

3. На одной стороне карточки 10 х 15 см запишите пусковые стимулы к каждой ситуации. На другой ее стороне — полное описание рационального восприятия, которого клиент хочет

достичь.

4. В течение как минимум шести недель по несколько раз в день клиент должен представлять себя в одной из ситуаций как можно отчетливее.

5. Когда визуализация будет достаточно ясной, клиент должен представить рациональную мысль и также сделать ее отчет­ливой.

6. Клиент должен выполнять это упражнение до тех пор, пока он не начнет рефлекторно воспроизводить рациональное убежде­ние каждый раз, как воображает событие.

7. Если иррациональные мысли внедряются в сознание клиен­та, он в тот же момент должен использовать «остановку мыс­ли» (Wolpe, 1969) и снова попробовать воспроизвести рацио­нальное убеждение.

Пример

 

Ниже приводятся примеры наиболее распространенных ситуа­ций и тех рациональных суждений, которые могут в них использо­ваться.

Ситуация: боязнь встречаться с незнакомцами. Рациональное убеждение: «У меня появилась возможность встретиться с новыми и интересными людьми».

Ситуация: чувство вины за сексуальные сны. Рациональное убеждение: «Сексуальные сны могут быть забав­ными».

Ситуация: совершение ошибки.

Рациональное убеждение: «Теперь у меня появился шанс на­учиться чему-то новому».

Ситуация: отказ друга.

Рациональное убеждение: «Это неприятно, но не смертельно».

Практикум по когнитивной терапии

Ситуация: несправедливое отношение.

Рациональное убеждение: «Я мог настоять на справедливом отношении».

Ситуация: страх публичного выступления. Рациональное убеждение: «Я имею возможность проявить себя и высказать свое мнение».

Ситуация: тревожность.

Рациональное убеждение: «Тревога малоприятна, но не опасна». Ситуация: чувство неполноценности.

Рациональное убеждение: «В некоторых вещах я действительно отстаю. В других — нет».

Ситуация: страх.

Рациональное убеждение: «Страх — это просто химические про­цессы, происходящие в моем организме».

Ситуация: критика.

Рациональное убеждение: «Если те, кто меня критикует, правы, я чему-то научусь, если же они несправедливы, я могу это проигно­рировать».

 

 

Комментарий

 

Рациональные убеждения — это не обязательно самое пози­тивное восприятие ситуации, но наиболее реалистичное. В боль­шинстве случаев терапевту нужно тщательно исследовать си­туацию, чтобы определить наиболее разумную точку зрения.

Дополнительная информация

 

Множество социально-психологических исследований подтвержда­ют ту точку зрения, что смена установок случается чаще тогда, когда клиент не воспроизводит прежние убеждения (Brehm, 1966; Brehm, Snres, Sensenig & Shaban, 1966).

В настоящее время «рациональный» — нагруженное значениями слово. Для одних теоретиков оно подразумевает абстрактное предполо­жение о том, что объективная реальность существует независимо и вне границ человеческого понимания (Mahoney, 1994; Niemeyer, Mahoney, & Murphy, 1996). Подобное предположение метафизично, его достовер­ность или ложность невозможно определить эмпирическими средствами (Ауег, 1952). Даже Эллис в настоящее время рассматривает рациональ-но-эмотивную терапию (называемую с 1993 года рационально-эмотив-ной поведенческой терапией) в более релятивистском, конструкционис-тском ракурсе (Ellis, 1988b; McGinn, 1997). Но существует и более узкое значение слова «рациональный». Это благоразумность повседневного опыта, которая может быть выявлена обычными средствами, которы­ми мы все владеем (см. раздел данной главы, посвященный логическо­му анализу).

УТИЛИТАРНЫЕ ДОВОДЫ

 

Принципы

Вто время как отдельные виды объективного опроверже­ния выступают против разумности убеждений клиента и наце­лены на исправление логических ошибок, которые могут при­сутствовать в его рассуждениях, существует абсолютно иной тип объективного оспаривания, в котором терапевт проверяет мыс­ли клиента с точки зрения не их достоверности, а выгоды или бесполезности. Поскольку для клиента нет ничего ценнее прав­ды, то он может концентрироваться на ней, а не на том, что выгодно. Например, логически верным является то, что все мы когда-нибудь умрем, но для клиента вряд ли будет полезным концентрироваться на этой мысли в каждый сознательный мо­мент своей жизни.

Этот прагматический подход к оспариванию может суще­ственно помочь клиенту, мысли которого разумны, но беспо­лезны. Утилитарные доводы помогают исследовать убеждения с позиций прагматизма, а не просто с точки зрения их валид-ности.

 

 

Метод

 

1. Подготовьте список иррациональных мыслей клиента.

2. Составьте список ситуаций, в которых обычно возникают эти

мысли.

3. Помогите клиенту выбрать конкретную поведенческую цель, которую он должен достичь в каждой ситуации. Пусть он спросит себя: «Чего я хочу сейчас добиться?» Например, вы можете взять в качестве цели ассертивный ответ на неспра­ведливую критику или открытое признание ошибки и т. д.

4. Пусть клиент спрашивает себя относительно каждой мысли: «Помогает мне эта мысль достичь своей цели или нет?»

5. Независимо от того, является ли мысль правдивой или нет, помогите клиенту найти такие самоутверждения, которые были бы наиболее полезны для него в плане достижения сво­их целей.

6. Попросите клиента заменять непрактичное убеждение на прагматичное при каждой возможности.

7. Вместе с клиентом проработайте все ситуации, двигаясь вверх по иерархии и заменяя невыгодные мысли на полезные.

Пример

Непрактичное убеждение: «Она отвергла меня, потому что я вообще неполноценный мужчина».

Цель: стать таким, чтобы в будущем уменьшить вероятность отказа.

Полезное убеждение: «Она бросила меня, потому что я вел себя так, как ей не нравилось (нечасто звонил ей, не хотел связывать себя обязательствами). Поскольку другие женщины тоже не прием­лют такого поведения, мне нужно изменить его, если я не хочу больше оказаться брошенным».

Непрактичное убеждение: «Чтобы быть счастливым, я должен держать под контролем все свои чувства».

Цель: быть счастливым.

Полезное убеждение: «Излишний контроль приводит к неудов­летворенности. Когда мне будет плохо, я попытаюсь понять причи­ны эмоций и изменить их, если это возможно, но я не обязан кон­тролировать свои эмоциональные реакции».

Непрактичное убеждение: «Я должен быть все время начеку и остерегаться любых потенциальных опасностей, которые могут про­изойти».

Цель: защитить себя.

Полезное убеждение: «Беспокойство меня не защищает. Когда я столкнусь с какой-либо ситуацией, я в первую очередь определю, действительно ли она опасна. Если да, то я сделаю что-нибудь практичное, чтобы уменьшить опасность, если ничего уже нельзя сделать, я попытаюсь это принять. Приняв это решение, я буду распространять его и на другие аспекты своей жизни, поскольку дальнейшие размышления об этом будут бесполезны». (Ellis & Harper, 1998.)

Непрактичное убеждение: «Я должен быть во всем лучше всех».

Цель: достичь совершенства.

Полезное убеждение: «Лучший способ достичь совершенства — это сконцентрировать все свое время и энергию на задачах, кото­рые я считаю для себя важными, чтобы не тратить усилия на менее полезные занятия. Попытки быть лучшим во всем растрачивают мою энергию на низкоприоритетные задачи изаметно уменьшают шансы достичь каких-либо целей вообще».

 

Комментарий

 

По поводу утилитарных доводов необходимо сделать не­большое предостережение. Нападки на практическую ценность утверждения не имеют никакого отношения к опровержению его иррациональности и фактически могут его усилить. Напри­мер, лучше прямо возразить против убеждения: «Я неполноце­нен по сравнению с большинством людей», чем утверждать, что существуют действенные способы улучшить себя.

Дополнительная информация

 

Прагматики занимают такую философскую позицию, кото­рая утверждает, что смысл, знания и правду лучше рассматри­вать с позиций их функций в нашем опыте — насколько они полезны для приспособления или преодоления проблем. Джон Дьюи является самым влиятельным мыслителем и ведущим оратором, провозглашавшим философию прагматизма (Dewey, 1886, 1920). Джон Стюарт Милль раскрывает более ранний взгляд на это с точки зрения этики (Mill, 1950, 1988).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...