Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности богослужения от Фоминой недели до отдания Пасхи




Книги для предмета

1. Настольная книга для свящ... 4 том

2. Настольная книга Булгакова ***

3. Антонов. "Храм Божий и церковные службы"

4. Лебедев. "Понятие богослужения в ПЦ"

 

 

Евхаристия от греч "евхаристо" - спасибо, т.е. благодарение.

 

В начале на Тайной Вечери Господь положил основу Богослужения словами: "Приимите, ядите..." Потом появилось чтение Св. Писания (Евангелия и Посланий). Потом прибавили молитвы о оглашенных, болящих, путешествующих и т.д. Потом Василий Великий и Иоанн Златоуст систематизировали и написали единые уставы Литургии. Всенощные бдения и утренние службы были написаны и введены в богослужение Саввой Освященным (VI в.). Это иерусалимский устав.

 

Основание икон: мы изображаем образ, который возвдит ум наш к Первообразу. Здесь можно читать Феодора Студита. Студийский монастырь впервые ввел общежительный устав, который подразумевал регулярные службы (вечерня, повечерие, полунощница и т.д.).

 

Антоний Печерский (первый русский монах) привез на Русь студийский устав. Первые всенощные бдения начинались в три часа дня и заканчивались ранним утром. Это всенощные бдения Саввы Освященного. И сейчас эти службы служатся в нашей Церкви в сокращенном виде.

 

Типикон пришёл из Греции. Русские дополнили его службами своим святым, пасхалией, тропарями и т.д. Окончательно Типикон сформировался до Петра I. Патриарх Никон не успел закончить, систематизирвать и обобщить все типиконы (греческий, русский, иерусалимский).

 

16.09.96Тема: Храм и его различные названия.

 

Храм по латыни "темплум". Есть особые здания, посвящённые Богу, и после освящения архиереем или при наличии священника (?) предназначен для Богослужения, особенно для совершения Евхаристии.

 

Главное в храме - это наличие антиминса.

 

Название храмов

 

1. Ставропигиальный храм (или монастырь), - это храм, который подчиняется только патриарху. "Ставрос" - греч. "крест", "пигними" - греч. "устанавливаю", "полис" - город. В этих храмах на ектении поминают _только одного патриарха_.

 

2. Кафедральный - главный храм в епархии архиерея, где находится его кафедра. Обычно это соборы. Если справа от царских врат стоит архиерейский жезл (всегда), то это кафедральный храм.

 

3. Приходской.

 

4. Кладбищенский.

 

5. Домовые храмы или церкви. При дворцах, учебных заведениях и т.д.

 

6. Крестовые церкви - это личная церковь архиерея.

 

Храм получает своё название только от центрального престола.

 

Тема: Места богослужения христиан в первые III века. Катакомбы и базилики.

 

Катакомбы - это подземные кладбища, еде хоронили всех (и язычников и христиан).

 

Гроб мученика называется саркофагом. На нём совершали литургию. Катакомбы были за городом и христиане прятались там по ночам, молились и совершали литургию, потому что римляне не трогали и не вторгались в места упокоения своих предков.

 

 

Базилики - это царские покои или чертоги. Цезарь Константин отдал христианам лучшие светские здания (суды и т.д.). Это и были базилики (базилевс - царский). Они представляли из себя вытянутое здание с покатой крышей изве и с 2-мя (может и больше) рядами колонн и плоским потолком. Хоры находились справа и слева от алтаря. Получив базилики, христиане приподняли противоположный входу конец здания, построили стену полукругом и таким образом сделали алтарь.

 

 

_Тема:_ Символические изображения в катакомбах.

 

Спаситель в катакомбах изображается в виде агнца.

 

Голубь встречается - это символ Св. Духа и кротости.

 

Божия Матерь изображается в образе иконы "Оранта" (похожа на нашу "Знамение").

 

 

Есть изображение феникса - это изображение неумирания и символ воскресения.

 

Павлин - символ бессмертия, т.к. павлин по смерти не разлагается.

 

Рыба - по гречески "инфис", т.е. Иисус Христос Божий Сын Спаситель (по первым буквам слова "инфис").

 

Якорь - символ надежды.

 

_Тема:_ Архитектура храма.

 

В постановлениях апостлов говорится: "Церкви да будут продолговатые, наподобие корабля".

 

Но позже строились храмы в виде многоугольника или креста и назывались мартирион.

 

 

Место скрещения двух базилик приподняли на арках и образовался купол в виде греческой камилавки.

 

 

Шедевром этого стиля является храм Софии константинопольской.

 

Этот стиль построения первонасально назывался византийским (IV в.) Могло и не быть боковых приделов. По сути это базилика с куполом (с одним).

 

_Тема:_ Русская храмовая культура.

 

София Киевская (храм) в 1036 г. была построена в византийском стиле, но потом верхнюю часть перестроили в многокупльную систему. София Новгородская имеет такую же судьбу, что и София Киевская. Однако, внутри они такие же как и раньше. Успенский собор во Владимире - это тоже византийский стиль.

 

Начиная с XII века русские люди стали строить сами белокаменные храмы (сначала однокупльные (собор Покрова на Нерли), а потом и многокупльные) с куплом в виде луковицы и с полукружной стеной с восточной стороны (это алтарь - абсида), отступая от византийского стиля. Эти храмы были высоко подняты:

 

 

Белокаменные многокупльные храмы - это начальный русский стиль.

 

В XV и XVII вв. начинают появлятся двухэтажные храмы.

 

Особенно на Руси распространено деревянное зодчество (храм в Кижах (деревянный)). Эти храмы были построены в столбовой или шатровой схеме или стиле.

 

 

Этот шатровый стиль был перенесён на каменные храмы. Это Успенский храм в Москве (храм Василия Блаженного). Далее этот стиль развития не получил.

 

В XVIII в. царь Петр I принёс на Русь светский стиль построения храмов - барокко (собор в Александро-Невской Лавре, Воскресенский храм в Смольном, Андреевский собор в Киеве).

 

В XIX в. наблюдается возврат к византийскому стилю. Появились храмы в псевдовизантийском стиле. Это храмы с одним куполом и русскими особенностями (вместо базилики - круглые формы храма).

 

Сейчас в XX в. происходит возврат к русскому стилю - это белокаменные вытянутые прямоугольные храмы, но с пятью куполами, а не с одним. Это так называемый новорусский стиль.

 

_Тема:_ Западная архитектура.

 

Вся западная архитектура пошла по заподному (римскому) стилю - это базилика, колонны и т.д.

 

1.Романский (латинский) стиль X-XIII вв. Над входом две каменные башни. Внутри колонны соединены арками.

 

Это тёмные и малоудачные храмы.

 

2. Готика. Название от названия племени готов-варваров. Множество храмов в Германии, поэтому этот стиль называется германским.

 

Стиль подразумевает коническое устремление башен в небо, наличие витражей, сводчатых потолков и т.д. Это XIII-XV вв.

 

 

Кроме того, в этих храмах много скульптур, есть узкие вытянутые окна. Это католические храмы.

 

3.Эпоха Возрождения. Это Казанский, Исаакиевский соборы, Собор св. Петра в Риме. Это очень большие соборы, в основе - базилика, вверху храма скульптуры, один купол, наличие колонн в коринфском стиле. Т.о. это синтез романского, готического, византийского и греческого стилей.

 

Коринфсткая колонна:

Наличие богатой лепки.

 

* Форма крестов.

 

Одна из форм:

Она обозначает корабль спасения или якорь надежды.

 

*Символика многокупльных храмов

3 купола - Троица.

5 куполов - Христос и четыре евангелиста.

13 куполов - Христос и 12 апостолов.

1 купол - единство Бога.

2 купола - два естества Христа.

 

23.09.96

 

_Тема:_ Храм и его внутренне устройство.

 

Книга правил. С толкованиями митрополита Никодима (Милоша).

 

_1 часть_: Притвор. Притвор есть внешний - площадка возле входа в храм и притвор внутренний, который отделен от храма колоннами или западными дверями. Во внутреннем притворе в древности совершалась лития, обручения, панихиды и вкушалась пища, т.е. требы исполнялись в притворе, а таинства - в средней части храма. В притворе находились и мусульмане и язычники, и оглашенные, и отлучённые. На паперти стояли кающиеся 1-го класса - плачущие. В притворе - 2-го класса, слушающие. В начале средней части храма - 3-й класс, припадающие. И вместе с верными - купностоящие. (См. 12 правило Григория Неокесарийского).

 

I._Плач_ бывает вне врат молитвенного храма, где стоит согрешивший и просит входящих верующих помолиться о нём.

 

II._Слушание_ бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стоять до моления об оглашенных и тогда выходить, потому что правило глаголет: "слушав писание и учение да выйдет не сподобившись молитвы".

 

III.Чин _припадающих_ - это когда кающийся стоял внутри храма и исходил вместе с оглашенными.

 

IV.Чин _купностоящих_ - они причащались с верными - это когда кающийся стоит купно с верными и не выходит с оглашенными. _Конечное_ же есть - причастие Святых Тайн.

 

_Нельзя_ исповедывать во время литургии. Это порочная практика Русской Православной Церкви.

 

Плачущие - это как правило, убийцы. Это убийство вообще, кроме убийства на войне, включая аборты. Епитимия за намеренное убийство - 20 лет, за аборт - 10 лет.

 

Епитимия - это духовное врачество, соответствующее духовному недугу. Убийство ненамеренное - 15 лет и более. Невольный убийца _не достоин_ священнической благодати. P.S. Священнику лучше не ездить самому на машине, а иметь водителя. ГАИ - это закон для архиерея. Если они признают виновным священника, то с него снимут сан.

 

"Не остающегося на молитве в храме до конца лишать церковного общения".

 

Апостольские правила.

 

"Священника, обичённого в блудодеянии извергают из сана".

 

"Убиение врагов на войне и законно и достойно похвалы, но ни епископ, ни священник, ни диакон, ни монах, никто из принадлежащих к клиру не должны упражняться в этом" (воинском деле).

 

"Ношение оружия священнику запрещено".

 

"Священнику нельзя убивать ни животных, ни людей" (кроме рыбы).

 

24.09.96

 

"Иконостас" от греч. "икону ставить". Икона - образ. Стасис - ставить.

 

 

*Иконостас*

 

 

Всего может быть не более 5-ти ярусов иконостаса.

1 ярус: Выше изображён..

2 ярус: 12 праздников.

3 ярус: Апостольский.

Деисусный.

4 ярус: Пророки ВЗ. Посредине икона Богородицы с младенцем.

5 ярус: Справа - праотцы ВЗ, а слева - святители НЗ.

Вверху крест.

 

Тайная вечеря:  Апостолы возлежали, (а не сидели) на левом боку, чтобы правой рукой есть (см. Талмуд «О Пасхе»).

 

*Алтарь*

 

От лат. "алтаара" - возвышенный жертвенник. Мирянам не разрешено входить в алтарь. Нельзя входить двоежёнцам, женщинам. Можно же входить монахиням после 65 лет возраста, старым девам, которым более 70 лет или вдовам того же возраста. Но главное, чтобы она была скромной и благочестивой. Необходимо одеть её в чёрное, а не в мирскую одежду. Замужняя в алтарь входить не может.

 

Войдя в алтарь в воскресный день, делают три поясных поклона и поклон настоятелю. В будний день - земные поклоны.

 

Престол должен быть четырёхконечный и высотой - 1 метр. Не обязательно квадратный. _Это канон_

 

При освящении престола архиереем под престол закладывают святые мощи.

 

*Одежда* (престола).

 

1. Срачи'ца. Из льняной ткани. Никогда не снимается и не стирается.

2. Индития. Она снимается и меняется по цвету праздников.

3. Антиминс на престоле. Антиминс - вместо престола.

*На неосвящённых престолах рукополагать нельзя. На антиминсе изображено положение во гроб Спасителя. Обязательно на обратной стороне - мощи и _обязательно_ подпись епископа.

 

Купольный потолок над престолом называется сень или балдахин.

 

На престоле - дарохранительница, крест, Евангелие, светильник (лампада).

За престолом - семисвечник.

*Если есть сопрестолие, то икона должна быть такая: Спаситель, сидящий на троне в архиерейском облачении, и вокруг стоят апостолы. _Это канон!_

 

 

*Евхаристические сосуды*

 

1. Дискос ("глубокое блюдо" - греч.). Он нужен для Агнца. Символизирует ясли.

2. Чаша. Пот'ир ("потирион" - "чаша для питья" - греч.).

3. Звездица. Символизирует вифлеемскую звезду.

4. Копие. Должно иметь на рукоятке крест как и лжица (на конце рукоятки).

5. Покровцы.

6. Два блюдца.

7. Воздух. Символизирует землятересение или веяние Святого Духа.

 

25.09.96.

 

_Тема:_

 

Рипиды (опахала) в древней Церкви использовались для отгнания насекомых. Должны по правилам стоять за жертвенником.

 

_Тема:_ Церковная утварь.

 

Кануник, аналои, ковшики, литийный сосуд, чаша для освящения воды, дикирий и трикирий, купель для крещения, лампады, паникадило и т.д., кроме икон.

 

_Тема:_ Употребление колоколен при храме и их происхождение.

 

*Происхождение колоколен.

Вначале колокол использовался для созыва братии на богослужения. Но ещё ранее на Руси для этой цели использовали би'ла (деревянный или металлический цилиндр) и клепа'ло, которым били по билу.

 

Колокола пришли в Грецию и Русь с запада. Они назывались кампа'нами по названию местности Кампани. Там они появились в V в. На Русь колокола пришли в XI в. в Софии новгородской. С XV в. на Руси стали отливать большие колокола. Первоначально на Руси появились звонницы такой формы:

 

С XVI в. появляются у нас шатровые колокольни.

 

*Кладбища.

 

С IV в. выделяются христианские кладбища. С VI в. образуются монастырские кладбища. С 1918 г. кладбища переходят во владение государства.

 

*Часовни.

 

Часовни - храмы без алтаря. Часовни строились на месте явления чудес Божиих и на месте великих исторических событий. Часовни предназначаются для общественных молитв (панихид, молебнов и т.д.).

 

1.10.96

 

_Тема:_ Священно- и церковнослужители в Русской Православной Церкви.

 

*Три степени священства.

 

Наша иерархия имеет апостольское приемство и является законной. Богослужения в Православной Церкви могут совершать только _законно_ избранные и посвящённые Церковью лица. Господь Иисус Христос перед Вознесением дал Апостолам власть священнодействовать, посвятив их на это служение: "Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас и, сказав это дунул, глаголя им: приимите Духа Святаго. Кому простити грехи - простятся, на ком оставите - на том останутся" (Ин.20:21-23). Поэтому Апостолы и называются строителями Нового Завета (1Кор.4:1; 2Кор.3:6). Апостолы в свою очередь, передали свою власть ближайшим своим приемникам - епископам (1Тим.4:14). Апостолы так же, в помощь епископам поставили пресвитеров (Деян.14:23 и Тит.1:5). А для служебных должностей Церкви Апостолы положили диаконов (диакон - служитель).

 

Уже в I в. от рук Апостолов образовались 3 степени церковной иерархии, которые через хиротонию (рукоположение - греч.) получили благодать к священнодействию.

 

*Рукоположение во епископа в древности и в настоящее время.

 

О рукоположении во епископа говорится в первом Апостольском правиле: "Епископа да поставляют 2 или 3 епископа".

 

Об избрании епископа говорит 4-е правило 1-го Вселенского Собора: "Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам". "Аще же сие неудобно (по дальности пути) по крайней мере 3 во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает митрополиту".

 

В постановлениях апостольских говорится, что при посвящении во епископа, кроме возложения рук возлагали ещё на голову святое Евангелие. В молитве, читаемой при рукоположении, испрашивается на него благодать Св. Духа: "Яко да имать власть отпущати грехи и устрояти клир..."

 

_Наречение_ совершается накануне хиротонии после всенощного бдения. Наречение - это объявление народу в храме о том, что "такому-то надлежит быть епископом".

 

На следующий день перед литургией, когда архиерей находится на середине храма, новоизбранный произносит исповедание веры. После малого входа бывает архиерейская хиротония. Потом ставленик становится на колени перед престолом. На голову ему возлагается Евангелие наскрытое на произвольном месте и возлагают все руки на ставленика. После хиротонической молитвы архиерея облачают в одежды и продолжается литургия. В конце её все архиереи выходят на кафедру и главный из них обращается к рукоположенному со словом назидания и вручает ему архипастырский жезл в знак отеческого управления паствой. В конце новопоставленный архиерей благословляет весь народ в отдельности. После благословений обычно происходит праздничная трапеза за счёт новопоставленного архиерея.

 

*Рукоположение во пресвитера в древности и в настоящее время.

 

Дионисий Ареопагит излагает в "Церковной иерархии" чин пресвитерского рукоположения таким образом: "Священник, преклонив колена перед алтарём имеет на голове своей десницу епископа и т.о. от епископа посвящяется святыми призываниями. Потом напечатлевается на нём крестное знамение и все находящиеся при сем служители Церкви вместе с посвящающим епископом приветствуют новорукоположенного".

 

В настоящее время посвящение во пресвитера происходит во время Херувимской песни. 2 диакона приводят рукополагаемого к архиерею, сидящему возле правого угла престола (если стоять лицом к народу) и возглашают: "Повели", что значит "благослови начать рукоположение". До царских врат ведут дьякона, а вокруг престола водят пресвитеры. Обязательно все в доме рукополагаемого были православными.

 

7.10.96.

 

 

Духовенство попеременно с хором поют тропари:

 

1. "Святии мученицы..."

2. "Слава Тебе, Христе Боже..."

3. "Исаие, ликуй..."

 

Во время которых рукополагаемого трижды два старших священника обводят вокруг престола. Каждый раз рукополагаемый целует край престола, а также делает земной поклон архиерею, целует его руку, омофор и крест на палице. Затем преклоняет оба колена у правого угла престола и архиерей произносит: "Божественная благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая..." После этих слов духовенство трижды, а потом и хор поют: "Господи, помилуй" (трижды). Архиерей трижды читает молитвы. Затем происходит облачение. На каждую одежду духовенство и хор поют: "Аксиос". В конце служащие поздравляют его. После освящения Даров архиерей даёт ему часть Тела Христова с увещанием: "Приими залог сей и сохрани цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же истязан имаши быти во второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа".

 

*Рукоположение во диакона.

 

В 76-м правиле VI Всел. Собора говорится, что диакон рукополагается не для священнодействия, а для служения при священнодействиях. Таким было и первоначальное назначение диаконов - служить и распоряжаться при трапезах. Поэтому посвящение во диакона бывает в конце Литургии после освящения Святых Даров.

 

Диаконское посвящение отличается от священнического следующим:

 

1. Его ведут в алтарь иподиаконы.

2. Обводят вокруг престола протодиаконы.

3. Перед престолом он встаёт только на правое колено в знак того, что он получает меньшую степень священства.

4. В конце рукоположения ему дают поручи и рипиду, которой он крестообразно осеняет Святые Дары на Престоле.

 

_Тема:_ Особенности епископского служения.

 

_Епископ_ может совершать и хиротонию и хиротесию. Может освящать миро и антиминсы (это отличает его от всех других санов). Епископом может быть монах, достигший 30-летнего возраста.

 

_Пресвитер_ может соверошать все таинства, кроме рукоположения. Запрещённый священник не имеет права совершать богослужения, носить рясу, крест и благословлять прихожан. Находясь в отпуске, он не имеет права без разрешения местного архиерея совершать богослужения. При этом он должен иметь при себе удостоверение личности, т.е. что он находитсся в каноническом общении с Православной Церковью. Настоятель по положению является председателем приходского собрания. Он также может быть и председателем приходского совета (старостой). Он может запрещать или разрешать те или иные песнопения.

 

Клириками не могут быть злоречивые, пьяницы, склонные к ссорам; берущие лихву в рост; падшие в любодеяниях; по крещению двубрачные; имеющие блудницу; муж жены прелюбодейцы, впрочем, если жена падёт после его рукоположения, то муж _должен_ развестись с ней или не касаться служения; сам себя оскопивший; раб, без согласия своего господина.

 

Никто из клира не должен сам по себе оставлять своего храма и переходить в другую епархию без увольнительной грамоты своего епископа.

 

Клирики не должны вступать в воинскую службу, занимать высокие мирские посты, держать у себя дома женщин, кроме матери, сестры, тётки и жены, или женщины вне подозрения.

 

Диакон не может совершать никаких таинств, кроме крещения, в крайнем случае. Отпевают диакона мирским чином. Диакону должно быть не менее 25 лет. Диакон не должен сидеть среди архиереев и пресвитеров. Т.е. он не может сесть без благословения своего пресвитера. Диакону должны отдавать честь иподиаконы и причетники. Диакон перед службой должен воздерживаться от своей жены. Диакон дома может держать только тётку, мать и сестру.

 

*Церковнослужители.

 

Это лица низших степеней клира, которые не имеют благодати священства, но посвящаются в должности чтецов, певцов, иподиаконов.

 

Жена возводимого епископа должна уйти в отдалённый монастырь.

 

Жена во время литургии да молчит и спрашивает что-либо дома у мужа.

 

Певчий - это низшая степень чтеца. Если чтец женился второй раз, то он уже не чтец. Псаломщик - это чтец и певчий в одном лице. Псаломщика назначает епископ своим указом. Певчие и чтецы должны вести строго благочестивый образ жизни.

 

_Тема:_ Различные названия епископа.

 

*Патриарх. Это епископ, управляющий поместной церковью, который поставляется и избирается поместным собором. Это высшая должность в Церкви. Хотя в греческой традиции архиепископ - это патриарх, но тогда архиепископ выше митрополита.

 

Патриарх избирается на поместном соборе, где участвует вся полнота Церкви. От каждой епархии епископ, пресвитер и мирянин. Также ещё и монашествующие.

 

Патриарх носит куколь, зелёную мантию и жезл без сулка (материи). Обращение к патриарху: "Ваше святейшество!"

 

_Экзарх_ - это не сан, а титул. Он, как правило управляет несколькими епархиями. Сейчас существует один лишь белорусский экзарх.

 

_Митрополит_ - епископ большого города и прилегающей к нему области. Может иметь епископов наместников в лице викарных епископов. В РПЦ носит голубую мантию и до 1988 г. митру с крестом. К нему обращаются "Ваше высокопреосвященство!" Ещё митрополит носит белый клобук с крестом.

 

_Архиепископ_ управляет епархией большого размера. Он носит чёрный клобук с крестом и мантию малинового цвета. К нему обращаются: "Ваше высокопреосвященство!"

 

_Епископ_ - по греч. "надзиратель". Управляет епархией.

 

_Викарный епископ_ (хорепископ). Они имеет власть только над приходами города, титул которого они носят. Они носят мантию лилового цвета, чёрный клобук и панагию.

 

*Белое духовенство.

 

_Протопресвитер_, как правило, настоятель патриаршего собора. К нему обращаются: "Ваше высокопреподобие!"

_Протоиерей_ - "Ваше высокопреподобие!"

_Иерей_ - "Ваше преподобие!"

 

*Чёрное духовенство.

 

_Архимандрит_ - "Ваше высокопреподобие!"

_Игумен_ - "Ваше высокопреподобие!"

_Иеромонах_ - "Ваше преподобие!"

 

Благочинный - это не сан, а административная должность.

 

_Тема:_ Награды иерейские.

***

Набедренник.

Цветная скуфья.

Цветная камилавка.

Наперстный крест (жёлтый четырёхконечный).

Протоиерей.

Палица.

Крест с украшениями.

Митра.

Право служения литургии с открытыми царскими вратами от Херувимской до "Отче наш".

Второй крест с украшениями.

Патриарший крест.

 

***

Архидиакон (старший диакон при патриархе): двойной орарь и лиловая камилавка: "Ваше высокопреподобие!"

Протодиакон (староший диакон при епископе): двойной орарь и по благословению епископа как награда цветная камилавка: "Ваше высокопреподобие!".

Иеродиакон (монах): орарь или двойной орарь как награда и камилавка чёрного цвета. "Ваше преподобие!"

Диакон: орарь или двойной орарь как награда. "Ваше преподобие!"

 

*Награды диаконские.

 

Двойной орарь.

Протодиакон.

Камилавка цветная.

Архидиакон.

 

_Тема:_ Священнические одежды.

 

Дмитриевский А.А. "Богослужебные одежды священнослужителей", "Руководство для сельских пастырей". 1903 г. №22, стр. 122-131; №23, стр. 145-156; №24, стр. 165-174.

 

Окончательно священные одежды образовались в VI в. Так получилось, что высший сан имеет все одежды низшего сана. Однако есть и особенные одежды для каждого сана.

 

*Одежды чтеца.

1. Короткая фелоно (одевается только во время пострижения).

2 Стихарь.

 

*Одежды диакона.

1.Стихарь.

2.Орарь. (Символ крыльев ангельских)

3. Поручи.

 

*Одежды иерейские.

1.Подризник.

2.Поручи.

3.Епитрахиль (греч. - "на шее")

4.Пояс.

5.Фелонь.

6.Крест. (Начиная с императора Павла I стали носить четырёхконечные желтые наградные наперстные кресты (1797 г.). До этого кресты носили только епископы. Указом Николая II в 1896 г. был введён в упртребление 8-ми конечный серебряный крест, который до сих пор является знаком отличия для священника и иеромонаха. Елизаветта Петровна (дочь Петра I) дала кресты архимандритам. Екатерина II - протоиереям).

7.Митра. (С одной стороны - царское украшение, с другой - терновый венец).

 

*Мантия. Бывает чёрной у монахов и цветной со скрижалями и источниками у архиерев. Например, скрижали [Е] [С] - епископ Симон, или [М] [И] - митрополит Иоанн.

У архимандрита мантия чёрная со скрижалями.

 

 

*Одежды архиереев.

 

1.Подсаккосник (тот же стихарь).

2.Епитрахиль.

3.Пояс.

4.Поручи.

5.Палица (духовный меч).

6.Саккос.

7.Омофор ("омос" - плечо, "форос" - несу) из овечьей шерсти (?). Символ несения заблудшей овцы.

8.Крест и панагия. ("Панагия" - греч. - "Всесвятая", относится к Богородице).

9.Жезл.

10.Митра (терновый венец и царское служение).

 

*Жезл. Змеи, пытающиеся укусить крест, и не могущие это сделать. Это символ змеиной мудрости. Архимандриту и игумену тоже дают жезл без сулка.

 

11.Орлецы. Значит, что в духовной жизни епископ должен возноситься так высоко, как возносится орёл. Город обозначает паству.

 

30.10.96

 

_Тема:_ Важнейшие христианские праздники.

 

1.Пасха.

2.Двунадесятые праздники.

 

ПЦ для определения праздничного круга избрала египетский календарь, реформированный Юлием Цезарем. В 46 г. до н.э. В своё время этот календарь, получивший название "Юлианский" был наиболее совершенным. Но позднее на Западе были замечены его недостатки и в 1582 г. по инициативе папы Григория XIII на основе проекта итальянского математика и врача Луиджи Лелиор там ввели новый так называемый, григорианский календарь. После четверга 4 октября 1582 г. наступала пятница, но не пятое, а сразу 15-е октября. Т.е. счёт дат был передвинут сразу на 10 дней вперёд и тем самым день весеннего равноденствия был возвращён на 21-е марта. В дальнейшем, во избежание накопления новых ошибок было предусмотрено каждые 400 лет три високосных года обращать в простые. РПЦ, Иерусалимская, Грузинская и Сербская церкви не признали его и сохранили доныне старый юлианский стиль, т.к. григорианский стиль в свою очередь ждёт реформы. В 80-х гг. XX в. патриарх Константинопольский Мелетий Метаксатис произвёл в греческих церквях переход на, так называемый, новоюлианский стиль, по которому Пасху и подвижные праздники праздновали по старому стилю, а неподвижные - по новому. В Элладской Церкви произошёл раскол, который существует и поныне. Раскол произошёл по поводу перехода на новый стиль. Не принявшие нового стиля называются старостильниками.

 

В церковном календаре кроме праздников, которые имеют определённое число неподвижных праздников существуют и такие даты, которые ежегодно перемещаются. Речь идёт о пасхальном цикле, т.е. праздниках, связанных с Пасхой. Ветхозаветная Пасха праздновалась 14-го Нисана. Христос воскрес после иудейской пасхи. Поэтому пасхалия в РПЦ при определении праздника Пасхи исходит из следующего: она (Пасха) должна быть после еврейской Пасхи, после весеннего равноденствия и весеннего полнолуния. Она бывает не позднее 25 апреля/8 мая и не раньше 4 апреля/22 марта. Она бывает в воскресенье.

 

Александрийские богословы и астрономы после постановления I Всел. Собора о Пасхе на основании вышеуказанных принципов составили пасхалию, которая действует и поныне в ПЦ. Она находится в конце Типикона или в конце Следованной Псалтири (доревол. изд.).

 

 

*Некоторые непереходящие праздники. (н.ст./ст.ст.)

 

Рождество Богородицы 21 сент./8 сент.

Воздвижение 27 сент./14 сент.

Преставление Иоанна Богослова 9 окт./26 сент.

Покров 14 окт./1 окт.

Каз. икона БМ (явление иконы) 4 нояб./22 окт.

Арх. Михаила 21 нояб./8 нояб.

Введение 4 дек./21 нояб.

Ал. Невского 6 дек./23 нояб.

Иконы "Знамение" 10 дек./27 нояб.

Свят. Николая (зимн.) 19 дек./6 дек.

Рождество Христово 7 янв./25 дек.

Св. И. Кронштадтского 2 янв./20 дек.

Обрезание 14 янв./1 янв.

Крещение 19 янв./6 янв.

Блаж. Ксении 6 февр./24 янв.

Трёх святителей 12 фев./30 янв.

Сретение 15 фев./2 фев.

Благовещение 7 апр./25 мар.

Георг. Победоносца 6 мая/23 апр.

Ап. Иоанна Богослова 21 мая/8 мая.

Свт. Николая (перенесение мощей) 22 мая/9 мая.

Кирилла и Мефодия 24 мая/11 мая.

Рождество Иоанна Предтечи 7 июл./24 июн.

Ап. Петра и Павла 12 июл./29 июн.

Явление Каз. иконы БМ 21 июл./8 июл.

Кн. Владимира 28 июл./15 июл.

Пророка Илии 2 авг./20 июл.

Свщм. Вениамина Петроградского 31 июл.

1-й Спас 14 авг./1 авг.

2-й Спас (Преображение) 19 авг./6 авг.

Успение 28 авг./15 авг.

3-й Спас 29 авг./16 авг.

Усекновение 11 сент./29 авг.

Перенесение можей Ал. Невского 12 сент./30 авг.

 

*Переходящие праздники.

 

Вербное Воскресенье

Вознесение

Пятидесятница (Троица)

 

_Тема:_ Богослужения в ПЦ.

 

Храмовая молитва и Таинства Церкви обычно называются богослужением. Богослужение бывает общественное и частное. К общественному богослужению относятся: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. К частным богослужениям относятся службы, которые совершаются по желанию христианина, в частном порядке. Это крещение, елеосвящение, брак, монашество, священство и др. требы.

 

*Круги богослужений.

 

Суточный, седмичный и годовой. Суточный круг составляет 9 служб, которые совершаются в течение суток.

 

1. 9-й час > 2. Вечерня > 3. Повечерие > 4. Полунощница > 5. Утреня > 6. 1-й час > 7. 3-й час > 8. 6-й час > 9. Литургия.

 

Седмичный круг - это службы, которые совершаются в течение 7 дней или недели. Седмичный круг начинается с воскресенья.

 

В воскерсенье Церковь прославляет Воскресение Господа Иисуса Христа.

Понедельник - Безплотные силы.

Вторник - Иоанн Предтеча.

Среда - воспоминание предательства Иуды и служба в память Креста.

Четверг - Св. Апостолы и свт. Николай.

Пятница - Страдание и смерть Господа и совершается служба в четь Креста.

Суббота - прославляется Богоматерь и все святые: праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, и все усопшие.

 

Все службы на кажбый день находятся в Октоихе.

 

Годовой круг составляют службы совершаемые в течение всего года. Богослужебный церковный год начинается с 1-го сентября по ст. стилю и заканчивается августом и называется началом индикта. Весь годовой круг строится применительно к празднику Пасхи и состоит из подвижных и неподвижных праздников.

 

(Задание: выучить недели Постной и Цветной Триоди).

 

_Тема:_ Праздники и их классификация.

 

По своему содержанию все праздники в году делятся на Господские, Богородичные и святых. В свою очередь по важности событий и торжественности богослужения они делятся на великие, средние и малые. Великие праздники в богослужебных книгах обозначаются знаком красного креста в красном круге. К этим праздникам относится Пасха, все двунадесятые праздники и еще пять: Покров, Обрезание, Рождество Иоанна Предтечи, ап. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

 

 

Средние праздники делятся на 2 раздела: праздники со всенощным бдением и праздники с полиелеем. Первые обозначаются в месяцеслове красным крестом в красном полукруге снизу. Это храмовые праздники и в честь мощей святых в тех храмах, где они покоятся, а также некоторые другие праздники, которые находятся в месяцеслове. На эти праздники совершается всенощное бдение, а на утрени читается канон Богородице. Полиелейные праздники обозначаются знаком красного креста. В эти дни всенощных бдений не бывает, а только на утрени совершается полиелей (греч. - "много масла или много милости"), т.е. поётся: "Хвалите имя Господне...", величание празднику и читается праздничное Евангелие (?)

 

Малые праздники бывают так же 2-х видов. 1-й вид - это три точки в красном полукруге. Они называются службой со славословием, так как в эти дни на утрени поётся великое славословие; и 2-й вид - это такой же знак, только чёрного цвета. Они называются шестеричными службами, т.к. на "Господи, воззвах..." поются 3 стихиры из Октоиха и 3 из Минеи и на утрени - канон на 4.

 

_Тема:_ Посты в ПЦ.

 

*Многодневные.

 

Великий пост - 40 дней (7 недель) + страстная седмица.

Петров пост - начинается от недели Всех святых (первая неделя после Троицы) и до 29 июня. Продолжительность от 6 недель до 8 дней.

Успенский пост- от 1/14 августа до 15/28 августа.

Рождественский (Филиппов) пост - от 14/27 ноября до 25 декабря/7 января. Продолжительность - 40 дней.

 

*Однодневные.

 

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и святок.

Крещенский сочельник 5/18 января.

Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 авг./11 сент.

Воздвижение 14/27 сент.

 

*Сплошные седмицы и святки.

 

Мытаря и фарисея.

Сырная (масленица).

Последняя седмица перед Великим постом.

Пасхальная светлая седмица.

Троицкая седмица после для Св. Троицы.

Святки от Рождества Христова до 5/18 января, т.е. до Крещенского сочельника.

 

_Тема:_ Псалтирь Следованная (т.е. с последованием).

 

Псалтирь - это греч. (?) струнный музыкальный инструмент, в сопровождении котор. пелись песнопения, получившие название псалмов.

 

Впервые эта книга получила название "Псалтирь" при переводе Библии с еврейского языка на греческий. На русский (?) Псалтирь переведена в IX в. братьями св. Кириллом и Мефодием.

 

Псалтирь - это труд нескольких лиц, имена которых упоминаются в Библии (Давид, Ионадав и т.д.). Прежде всего это - пророк Давид. Он написал 73 псалма. Всего 150 псалмов. 151-й отсутствует в еврейской Библии, однако, он присутствует в греческой и славянской Библии. Это неканонический псалом. В ПЦ принято в богослужении деление Псалтири на 20 отделов - кафизм. От греч. - "кафизо" - "сижу". Каждая кафизма, в свою очередь делится на три "славы". После каждой "славы" трижды произносится "Аллилуиа..." Псалтирь прочитывается вся на богослужениях 1 раз в неделю, а в Великий пост - 2 раза в неделю.

 

*Чтение псалтири над усопшими.

 

_После 1-й "славы"_ молитва "Помяни, Господи Боже наш, в вере..." (стр.225 в Сл.Пс.). Потом "и ныне", Аллилуиа...(3) Господи, помилуй (3) и "слава, и ныне".

_После 2-й "славы"_ то же самое.

_После 3-й "славы"_ - "и ныне", Алиллуиа... (3). Далее Трисвятое, по "Отче наш...", тропари по кафизме, "Господи, помилуй" (40) и молитва по кафизме.

На 2-ю и последующие кафизмы переход через "Приидите, поклонимся..." Далее то же самое.

 

По завершении нескольких кафизм или всей Псалтири читается "Достойно есть...", Трисвятое, по "Отче наш..." и тропари "Помилуй нас Господи...", "Господи, помилуй" (40), молитва Ефрема Сирина, молитва "Многомилостиве и премилостиве Господи...", "Честнейшую херувим...", "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (3), "Благослови" и отпуст.

 

Далее после перерыва так же начинаем чтение: "Молитвами святых отец..."

***Необязательно читать Псалтирь _над_ телом усопшего. Можно и так. Псалтирь читается на 9-й, 40-й дни, годовщину, и т.д.

 

*Богослужебный устав чтения Псалтири.

 

Летний устав:

 

На вечерне - следующая по порядку кафизма.

На утрене - 2 кафизмы.

 

Зимний устав:

 

На утрене - 3 кафизмы.

На вечерне - 18-ая кафизма.

 

Летнее расписание - от недели Антипасхи (следующая неделя по Пасхе) по 21 сент. (ст.стиль).

В неделю на утрене читают 2-ю и 3-ю кафизмы. Это воскресная служба. После всенощного бдения Псалтирь никогда не читается, только если есть праздник, поём 1-й антифон "Блажен муж..." Праздник - это полиелей и выше.

 

Зимнее расписание - с 22 сент. по 20 дек. Псалтирь в праздник по зимнему расписанию читается на утрене так: две кафизмы и третья рядовая (т.е. следующая по порядку), а 18-ая кафизма опускается.

Второе летнее расписание - от 20 дек. до отдания Богоявления - 14 января.

Второе зимнее расписание - 15 янв. до субботы в неделю о блудном сыне.

Третье летнее расписание - мясопустная и сырная недели.

 

***Литургия Преждеосвящённых Даров, в связи с тем, что она соединяется с вечерней, должна совершаться _вечером_. У нас на приходах служат неверно (?)

*** По установлению Синода минимальный евхаристический пост - 6 часов.

 

 

Далее идет пост.

1,2,3,4 и 6 седмицы - своё расписание.

5-ая седмица - своё расписание.

Страстная седмица - своё расписание.

 

 

*(задание: знать периоды и праздники).

 

Устав чтения Псалтири пришёл к нам из Палестины.

 

*Недели Великого поста.

 

1-ая подготовительная,

Мытаря и фарисея.

2-ая о блудном сыне.

3-я о Страшном суде или мясопустная.

4-ая сыропустная или прощённое воскресенье.

 

1-ая поста - Торжество Православия.

2-ая - память свт. Григория Паламы.

3-я - Крестопоклонная.

4-ая - Иоанна Лествичника.

5-ая - Марии Египетской.

6-ая - Воскрешение Лазаря.

7-ая - Страстная.

 

13.11.96

 

_Тема:_ Продолжение.

 

В Псалтири есть ещё Часослов, месяцеслов, семиднев (службы на каждый день седмицы) и каноник.

 

Первая часть.

 

*Параклисис.

 

- монебный канон ко Пресвятой Богородице "К Богородице прилежно ныне припадем..." Он читается тогда, когда в Минее нет канона Богородице наряду, а канон читать нужно.

 

*Ороло'гион - Часослов.

 

Изобразительные часы - изображают литургию. Монах в пустыне не мог служить литургию, поэтому он читал изобразительные часы и причащался запасными дарами.

*Полунощница служится после 12-ти часов ночи.

Есть вседневная полунощница, субботняя и воскресная. Это монашеские службы (?)

 

*Утреня имеет 2 варианта начала:

 

1.Когда утреня соединяется с вечерней, она имеет обычного начала, а сразу начинается с шестопсалмия.

2. Когда утреня имеет обычное начало, т.е. служится отдельно. Она начинается с 2-х ктиторских псалмов - 19-го и 20-го. Всегда, когда читаются эти псалмы, священник (и никто более) совершает полное каждение. После тропарей - малая сугубая ектения, состоит из 4-х прошений.

Священник перед престолом изображает кадилом знак креста во время произнесения слов: "Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков". (крест делается на словах "Слава Святей" (вверх), "и Единосущней" (вниз), "и Животворящей" (влево), "и Нераздельней Троице" (вправо), на словах "Всегда, ныне..." кадит трижды переднюю сторону престола.

*Далее шестопсалмие.

*Мирная ектения (читает диакон).

*Бог Господь со стихами. Диакон повернувшись к иконе Богородицы (?) говорит: "Бог Господь..." Хор: "Бог Господь...", Диакон далее 1-е прошение и хор поёт на каждое прошение "Бог Господь..." "Бог Господь..." поётся на глас 1-го тропаря. Хор поёт _четыре_ раза "Бог Господь..." Не всегда поётся "Бог Господь..." В Великий пост на 1-й седмице вместо "Бог Господь..." поётся "Аллилуиа" Тогда диакон соединяет "Аллилуиа" (3) с 1-ым стихом. Хор: "Аллилуиа" (3), Диакон 2-й стих, хор: "Аллилуиа" (3) и т.д. Т.е. главное: хор и диакон молятся _по очереди_. Если поётся "Аллилуиа", то читают троичные тропари после "Аллилуиа" на свой глас. В этих тропарях чтец читает только до слов "Свят, Свят, Свят" и т.д. Далее хор допевает эти слова и конец их смотрит на стр. 48 (т.е. ранее тропарей в Псалтири).

 

*Техника чтения Евангелия.

 

Евангелие читается с более высоких нот, чем Апостол и повышение голоса делается меньше.

- Если одно Евангелие, то голосом вверх.

- Если 2, то первое голосом вниз, а второе - вверх.

- Если 3, то первое и второе соединяются и не выделяются голосом, после 2-го - голосом вверх; после 3-го - вверх.

 

Голосом вверх Голосом вниз

_Тема:_ Апостол.

 

"Соборнаго послания Петрова (Иаковля, Иудина, Иоаннова) чтение".

"К римляном (ко ефесеем, к галатом, к филиписсием, к колосаем, к солуняном, к Тимофею, к Титу, к Филимону, ко евреем) послания святаго апостола Павла чтение".

_Диакон_: Премудрость.

_Чтец_: Деяний святых апостол чтение.

_Диакон:_ Вонмем.

_Чтец_: читает зачало.

_Свящ.:_ Мир ти.

_Чтец:_ И духови твоему.

_Диакон:_ Премудрость (можно пропустить).

_Чтец:_ Аллилуиа (3).

_Хор:_ Аллилуиа (3).

_Чтец:_ 1-й стих аллилуария.

_Хор:_ Аллилуиа (3).

_Чтец:_ 2-й стих аллилуария.

_Хор:_ Аллилуиа (3).

 

*Начало чтения.

 

Диакон: Вонмем.

Свящ.: Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимер глас... читает прокимен.

Хор: Прокимен.

 

 

*Правило несения апостола и Евангелия.

 

Апостол читается под амвоном, а не посреди храма (посреди храма читается только Ветхий Завет). Евангелие читается на амвоне.

 

 

*Чтение.

 

Прокимен читается на ноту "до" если тенор, "соль" если баритон или бас.

 

"Братие... (пауза)... чтение Апостола". Постепенно повышаем голос. Концовка должна быть мощная за счёт расширения диафрагмы и поджатия живота. Конец вверх, как и в Евангелии.

 

_Тема:_ Минея.

 

"Мин" - греч. - "месяц".

 

За богослужением употребляются 4 минеи:

1.Месячная.

2.Общая.

3.Праздничная.

4.Дополнительная.

 

*Минея месячная. Содержит службы неподвижным праздникам начиная с сентября месяца. Существует 12 месячных миней по числу месяцев. Хотя некоторые месяцы разделены на тома. Под каждым числом имеется несколько служб. Первыми поставлены службы греческим святым, а затем русским святым и иконам.

*Если греческий святой небольшой, то лучше служить службу русскому святому.

В конце минии имеются 4 приложения, в которых находятся богородичны по стихирам и тропарям.

В новых минеях приложения только в конце сентябрьской минеи.

В 1-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, котрые поются в службах с красным знаком (со славословием и выше).

Во 2-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, которые поются на службах шестеричных и без знака (с чёрным знаком).

Когда есть "слава" святому в минее, то поются по гласу "славы" и по дню.

В 3-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с красным знаком.

В 4-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с чёрным знаком, которые поются по гласу тропаря и по дню.

 

*Общая Минея.

 

Содержит общие службы святым. Употребляется, когда в месячной минее нет соответствующей службы. Т.е. в минее - простая служба, а нам нужно служить полиелей или бдение. Например, престольный праздник. Тогда недостающие песнопения берём из общей минии по чину святого. (мученик > значит служба мученику и т.д.). Муч. Татиане, Вере, Надежде и Любови в минее - простая служба, а на практике всегда служат полиелей.

 

Когда нет службы святому вообще нигде (например новопрославленным святым), тогда также необходима общая минея.

 

В начале общей минии находятся 12 уставных глав: 5 о службе воскресной и 7 о службе седмичной. Особый интерес представляет 4-ая воскресная глава о 2-х непразднуемых святых в неделю. Согласно этой главе, если в воскресный день случится 2 святых, то крестовоскресный канон Октоиха опускается. Тогда читают воскресный, Богородице и 2 канона святым.

 

В конце Общей Минеи (гл.39) находятся паремии, которые читаются на великой вечерне после прокимна на полиелейные праздники.

 

21.09.97

 

_Тема:_ Октоих.

 

"Окто'" - восемь, "И'хос" - гласы.

Книга построена применительно к седмичному богослужению. Начинается с Воскресной служюы, которая даёт начало новому гласу. Отдание гласа происходит на субботней службе. Октоих состоит из двух книг. В начале Октоиха находятся несколько глав Типикона. На 1-м и 5-м гласе между пятницей и субботой находятся уставные главы о субботней службе. В конце каждой части после субботних служб находятся столпы евангельские, по которым определяется номер воскресного утреннего Евангелия (из числа 11-ти), по которым читается эксапостиларий (после 9-й песни канона) с богородичным, а также поётся на "славу" на "хвалитех" утренняя евангельская стихира.

 

Исторически Октоих сформировался в VIII в., составлен преимущественно Иоанном Дамаскиным. Он был окончательно сформирован. Октоих появился раньше Минеи. Вначале монахи не принимали церковного осьмогласия, потому что осьмогласие - это светская музыка, превращённая в церковную трудами Иоанна Дамаскина. Феодор и Иоанн Студиты (братья) также принимали участие в составлении Октоиха. Также и преп. Феофан Начертанный приложил участие в составлении Октоиха. Минея была составлена примерно в 12 в. Патриарх КП-льский Анатолий также писал Октоих.

 

...ки и выше.

В Общей Минее также имеется служба на Святую Пасху.

 

*Паремии (иносказания) читаются быстрее в сравнение с Апостолом. Концовки такие же.

 

_Тема:_ Праздничная Минея.

 

По греч. - "Анфоло'гион". До XIX в. Праздничная Минея называлась "анфологион".

 

Содержит праздники двунадесятые, великим святым и иконам, а также службы в великую страстную седмицу.

 

_Тема:_ Дополнительная Минея.

 

Содержит службы русским святым, канонизированным после XVII века (16 служб).

Книга крайне редкая. На приходах её практически нет. Все эти службы вошли в новые Минеи - каждая в свой день. Т.е. они в Минеях месячных.

 

22.01.97

 

_Тема:_ Октоих (2-ая часть, лекции)

 

Каноны из Минеи преимуществуют над канонами Октоиха.

Светилен - это эксапостиларий.

 

*Каноны Октоиха.

 

Вс. 1.Воскресный: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему.

2.Крестовоскресный: Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению.

3.Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас.

 

Пн. 1.Умилительный: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

2.Бесплотным: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

   

Вт. 1.Покаянный: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

2.Предтече: Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас.

 

Ср. 1.Кресту: Слава, Господи, Кресту Твоему честному.

2.Богородице: Пресвятая Богородице, спаси нас.

 

Чт. 1.Святым Апостолам: Святии Апостоли, молите Бога о нас.

2.Святителю Николаю: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

 

Пт. См. среду.

 

Сб. 1.Всем святым: Вси святии, молите Бога о нас.

2.Усопшим: а)Дивен Бог во святых Своих, Бог Изнаилев.

          б)Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

 

29.01.97

 

_Тема:_ Служебник.

 

Служебник по греч. - "литургиа'лион".

 

И Василий Великий и Иоанн Златоуст были не авторами чина литургии, а только лишь редакторами. В первые века была некоторая свобода в составлении литургий. Позже к их литургиям были добавлены некоторые новые молитвы. Это тропари на "блаженнах" (VIII в.), "Достойно есть" (Афонская молитва), "Единородный Сыне" (при имп.Юстиниане) и т.д.

 

Св. Василий Великий в своё время собрал всё общее из других чинов литургий и собрал воедино. Потом, когда он пришёл на Константинопольскую кафедру, его литургия получила большое распространение по всей Каппадокии.

 

*Каждение на "Господи, воззвах".

народ
Главный хор

 

"Свете Тихий" - древнейших христианский гимн. Свеча на великом входе - это и есть "Свете тихий". Прокимен - греч. - "предваряющий чтение Евангелия".

 

Порядок каждения на "Господи, воззвах".

 

1.Диакон кадит зап. часть престола.

2.Диакон кадит южн. часть престола.

3.Диакон кадит вост. часть престола.

4.Диакон кадит сев. часть престола.

5.Кадит горнее место.

6.Святые изображения и предметы на правой части алтаря. Идёт направо.

7.Святые изображения на левой части алтаря. Идёт налево.

8.Запрестольный крест. Стоя на горнем месте.

9.Чуть став направо от престола, кадит икону над царскими вратами.

10.Кадит предстоящего священника.

11.Кадит по старшинству стоящих справа.

12.Кадит по старшинству стоящих слева.

13.Выходит сев. вратами и становится перед царскими вратами.

14.Кадит мысленно икону над иконостасом.

15.Кадит правую часть иконостаса.

16.Кадит левую часть иконостаса.

17.Поворачивается лицом к главному хору и кадит его. Потом и остальные хоры, если таковые есть.

18.Кадит народ слева направо.

19.Спускается с солеи и идёт к аналою с праздничной иконой и кадит её.

20.Кадит весь храм по периметру по часовой стрелке.

21.Снова встаёт на солею лицом к царским вратам и кадит створки.

22.Кадит местные иконы (Спасителя и Богородицы).

23.Входит южными вратами.

24.Кадит престол.

25.Кадит предстоящего священника.

26.Крестится, кланяется к горнему месту, кланяется предстоятелю и отдаёт кадило пономарю.

 

Схема храма.

 

*Вход с кадилом.

 

По "Господи, воззвах" на "и ныне" бывает вход с кадилом через северные врата.

1.Впереди идёт свещеносец, потом диакон, подняв кадило, за ним священник, читая молитву входа (стр.16 Служебник).

2.Свещеносец ставит свечу перед иконой Спасителя и становится перед иконой.

3.Священник стоит перед царскими вратами, диакон кадит створки, потом священника.

4.Диакон становится справа от священника лицом к северу и, подняв руку, дерха в ней орарь, обращается к священнику: "Благослови, владыка святый вход".

5.Священник говорит: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков".

6.Диакон становится лицом к царским вратам и, знаменуя кадилом крест, говорит: "Премудрость, прости".

7.Диакон входит царскими вратами и становится справа от престола.

8.Священник крестится, целует икону Спасителя, благословляет свещеносца, крестится, целует икону Богородицы и входит царскими вратами.

9.Диакон кадит священника, отдаёт кадило пономарю и оба идут на горнее место для произнесения прокимна. Свещеносец на "Свете тихий" ставит свечу.

 

*Каждение на литии.

 

На вечерне после просительной ектении бывает лития. До того как священство вышло на литию, диакон (младший) даёт кадило для благослвения.

1.На литию выходят в следующем порядке: впереди свещеносцы (выходят сев. и южн. дверями), настоятель, священство по старшинству и старший диакон через царские врата.

2.Все становятся в таком порядке:

 

 

3.Младший диакон кадит в таком порядке: 1-9;13-16;19;10(настоятеля)-12;21-22;17-18; потом крестится, кланяется горнему месту, кланяется настоятелю и идёт по левой части храма и становится позади слева от настоятеля.

4.Во время этого каждения старший диакон становится впереди справа от правого свещеносца лицом к царским вратам и произносит молитву "Спаси Боже люди Твоя..." и всё далее по порядку Служебника до возгласа "Услыши ны, Боже...", который произносит ближайший справа от настоятеля священник.

5.Настоятель обращается лицом на запад и говорит: "Мир всем". Потом читает молитву: "Владыко Многомилостиве..."

6.На стихирах на стиховне свещеносцы ставят свечи позади праздничной иконы, всё священство с настоятелем перемещаются ближе к литийнице.

7.На "Отче наш" диакону подают кадило и на "Богородице Дево"(3) от трижды кадит литийницу против часовой стрелки.

8.Настоятель благословляет хлеб, пшеницу, вино и елей.

 

9.На "Буди имя Господне..." диакон берёт литийницу и вносит её через цар. врата в алтарь. Свещеносцы берут свечи и впереди диакона вносят их в алтарь через сев. и южн. врата соответственно. За диаконом в царские врата входит священство. Настоятель остаётся стоять пред царскими вратами на солее.

10.После 33 псалма настоятель обратившись к народу, говорит: "Благословение Господне на вас..."

11.Настоятель входит в алтарь через царские врата.

12.Все крестятся, целуют престол и кланяются друг другу.

13.Царские врата закрываются. Шестопсалмие.

 

*Каждение после 8-й песни канона.

 

1.На 7-й песни канона диакон благословляет кадило у служащего иерея.

2.Кадит алтарь в следующем порядке: 1-9;11(допустим служащий священник помазывает елеем на средине храма)12;13;14;15; становится пред иконой Богородицы и говорит "Богородицу и Матерь Света..." подняв кадило; 16;10 стоя на солее;17;18-26.

 

4.02.97

 

_Тема:_ Чин Литургии.

 

Перед совершением литургии священник _должен_ примириться со всеми. Не должен прикасаться к жене своей(священник и диакон) накануне службы. После 12-ти часов перед литургией священник не должен ничего есть и пить. Минимальный евхаристический пост - 6 часов.

 

Накануне литургии священник должен поразмыслить над Евангелием, которое будет читаться, потому что литургия без проповеди не должна быть (?).

 

И правило к литургисающему. Если было осквернение, то необходимо омыться и прочитать правило от осквернения Василия Великого. Это не препятствие к совершению литургии, т.к. совершилось во сне. Если же по наущению диавольскому священник проспал и правило не вычитал, то, не смущаясь, пускай совершает литургию, а правило с покаянием пусть прочтёт после литургии.

 

Проскомидия от греч. – «проскомисо» - «приношу».

 

1.Священник облачается в епитрахиль и поручи вместе с диаконом становится перед царскими вратами и начинает входные молитвы возгласом: «Благословен Бог наш…»

 

P.S. Хлеб на просфорах должен быть квасным, пшеничным. Просфора должна быть 2-х составная. Вино должно быть виноградное, красное. Вино должно быть _сухое_. Это канон.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 472.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...