Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Внешние условия и признаки системы
При исследовании системы в окружающую среду включаются лишь следующие элементы [2, 7]: а) изменение свойств (параметров) которых влияет на систему; б) свойства (параметры) которых изменяются вследствие изменения состояния системы. В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются: - внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые); - ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов; - потребители конечного продукта. Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо изменение множества функций по реализации целей. В случае, если внешних ресурсов достаточно, то можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей. Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции “подготовка специалистов соответствующих требованиям конкретного предприятия” можно рассматривать следующие [2]: - финансовые ресурсы, поступающие от предприятия в виде денежной компенсации за дополнительную подготовку; - материальные ресурсы, представленные в виде оригинального оборудования, приборов и устройств, которыми студент должен научиться пользоваться; - постановления министерства общего и профессионального образования Донецкой Народной Республики, регламентирующие права и обязанности вуза, предприятия и студента. Основные признаки систем следующие: - целостность, связанность или относительная независимость от среды и систем. С исчезновением связанности исчезает и система, хотя элементы системы и даже некоторые отношения между ними могут быть сохранены; - наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы. С исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система; - возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды, т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели; - связи с окружающей средой по обмену ресурсами; - подчиненность всей организации системы некоторой цели; - эмерджентность или несводимость свойств системы к свойствам элементов; - увеличение разнообразия типов частей системы, выполняемых ими функций, что обусловливает различия в их абсолютной стоимости; - усложнение функционирования; - сложность поведения, нелинейность характеристик; - повышение уровня автоматизации, означающее, в частности, увеличение степени относительной самостоятельности системы в ее поведении; - нерегулярное, статистически распределенное во времени поступление внешний воздействий; - наличие в ряде случаев состязательного момента, т.е. такого функционирования системы, при котором необходимо учитывать конкуренцию отдельных частей; - многоаспектность (техническая, экономическая, социальная, психологическая); - контринтуитивность (причина и следствие жестко однозначно не связаны ни во времени, ни в пространстве); - нелинейность (синергетика).
Вопросы для самоконтроля · Что такое цель, структура, система, подсистема, задача, решение задачи, проблема? · Каковы основные признаки и топологии систем? Каковы их основные типы описаний? · Каковы этапы системного анализа? Каковы основные задачи этих этапов? Задачи и упражнения 1. Каковы подсистемы системы "ВУЗ"? Какие связи между ними существуют? Описать их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснениями) подсистемы. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем. Нарисовать топологию системы. 2. Привести пример некоторой системы, указать ее связи с окружающей средой, входные и выходные параметры, возможные состояния системы, подсистемы. Пояснить на этом примере (т.е. на примере одной из задач), возникающих в данной системе конкретный смысл понятий "решить задачу" и "решение задачи". Поставить одну проблему для этой системы. 3. Привести морфологическое, информационное и функциональное описания одной-двух систем. Являются ли эти системы плохо структурируемыми, плохо формализуемыми системами? Как можно улучшить их структурированность и формализуемость?
Рассмотрим фрагмент модели взаимодействия учебного заведения с элементами внешней среды [2]. В качестве конечных продуктов учебного заведения можно рассматривать следующие множества: - инженерные и научные кадры: y1 - инженерные кадры, подготовленные по типовым учебным планам; y2 - инженерные кадры, подготовленные по заказам органов власти и управления; y3 - инженерные кадры, подготовленные по заказам финансовых институтов; y4 - инженерные кадры, подготовленные по заказам конкретного предприятия и т.д.; y5 - кадры высшей квалификации; - информационная продукция вуза: y6 - учебно-методическая литература; y7 - научно-техническая литература; y8 - отчетная информация о деятельности вуза; y9 - научно-технические разработки вуза. В качестве входных ресурсов учебного заведения выделим: - финансовые ресурсы: x1 - средства федерального бюджета для организации учебного процесса; x2 - средства местного бюджета для организации учебного процесса; x3 - средства внебюджетных фондов для организации учебного процесса; x4 - средства благотворительных фондов для организации учебного процесса; x5 - кредиты банков для организации учебного процесса; x6 - финансовые ресурсы для организации научно-исследовательской деятельности; x7 - финансовые ресурсы для организации административно-хозяй-ственной деятельности; - абитуриенты, поступающие в вуз: x8 - на основе госбюджетного финансирования; x9 - по заказам органов власти и управления; x10 - по заказам финансовых институтов; x11 - по заказам конкретных промышленных предприятий; x12 - на личные сбережения родителей. В качестве ограничений, определяющих деятельность вуза, можно рассматривать следующие: - ограничения по учебной деятельности: z1 - требования ГОС на подготовку специалистов по конкретной специальности; z2 - требования органов власти и управления к качеству подготовки специалистов; z3 - требования финансовых структур к качеству подготовки специалистов; - ограничения по научно-исследовательской деятельности: z4 - требования федеральных органов к качеству выполнения госбюджетных тем; z5 - требования заказчиков к качеству выполнения хоздоговорных тем.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |