Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема2. Описания, базовые структуры анализа систем
1. Общие понятия теории систем и среды. 2. Понятие проблемной ситуации 3. Понятие цели системы Понятие функций, структуры системы Внешние условия и признаки системы Цель лекции: введение основного понятийного аппарата системного анализа, теории систем. Общие понятия теории систем и среды Понятие системы уточняется и совершенствуется вместе с развитием самого системного анализа. Так, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определил систему, как комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. Таким образом, исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда - это все то, что не входит в систему, а система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы. Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач системного анализа. От правильности определения границ зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко сама ее жизнедеятельность. С другой стороны, диалектической основой системных исследований является принцип системности, суть которого сводится к тому, что система как нечто целое обладает свойствами, не присущими составляющим ее элементам (свойство целостности, эмерджетности). В этом случае при определении системы необходимо исходить из двух основополагающих понятий [2, 3]: - система как совокупность взаимодействующих элементов; - система как целостное образование, обладающее новыми системообразующими свойствами. С учетом вышеизложенного перечислим следующие отличительные свойства системы: - система есть нечто целое; - система есть множество элементов, свойств и отношений; - система есть организованное множество элементов; - система есть динамическое множество элементов. Тогда определение системы можно сформулировать следующим образом:система есть конечное множество элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала [2]. В данном случае под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. При этом ответ на вопрос, что является такой частью, не может быть однозначным и зависит от целей рассмотрения объекта как системы. Объективно, с точки зрения элементов внешней среды, любая система существует как источник удовлетворения ее потребностей. Из этого следует, что простейшая модель взаимодействия между системой и средой выглядит следующим образом (рис.3).
Элементы внешней среды задают системе множество целей и ограничений – Z = {z k} и поставляют множество ресурсов – X = {x j }. Выходом из системы является множество конечных продуктов и услуг (КП) – Y = {y i ), ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды. При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические. В ряде случаев в классификаторе выходов системы помимо полезных конечных продуктов необходимо выделять отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду. Один из вариантов модели взаимодействия предприятия «как системы» с элементами ее внешней среды представлен на рисунке 4 [2]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |