Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ
5.1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
| Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека.Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.
| После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже. В данных предложениях после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?).
| Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМчеловека.Согласно сложившимся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием.Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не летом, а зимой.
| Запомните:
1) Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету;
действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию;
мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей;
броситься наперерез (КОМУ?) понесшемуся вскачь коню.
2) Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.
5.2. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
| По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо.По окончанию курсов английского языка я получил сертификат.По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь.
| В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа.
| По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо.По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат.По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить.По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых.По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь.
| Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилётЕ.
5.3. Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол
| Вопрос, задаваемый от этого глагола к имени существительному
| Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола
| ОПЛАТИТЬ
| что?
нельзя: за что?
| оплатить телефон, оплатить проезд
(нельзя сказать:
оплатить за телефон, оплатить за проезд)
| УКАЗЫВАТЬ
| на что?
нельзя: о чём?
| указывать на эти недостатки (нельзя сказать:
указывать об этих недостатках)
| ПРИЗНАТЬСЯ
| в чём?
нельзя: о чём?
| признаться во всём (нельзя сказать:
обо всём признаться)
| УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ
| чему?
нельзя: на что?
| уделять внимание изучению (нельзя сказать:
уделять внимание на изучение)
| ОТЧИТАТЬСЯ
| в чём?
нельзя: о чём?
| отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе)
| СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ
| по ком?
нельзя: по кому?
| грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать:
грустить по вам, скучать по нам)
| ПОРАЖАТЬСЯ
| чему?
нельзя: чем?
| поражаться твоему терпению (нельзя сказать:
поражаться твоим терпением)
| УПРЕКАТЬ
| в чём?
нельзя: чем?
| упрекать в неоправданном бессердечии
(нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием)
| УДИВЛЯТЬСЯ
| чему?
нельзя: чем?
| удивляться рассказам (нельзя сказать:
удивляться рассказами)
| УСТАНОВИТЬ
| что?
нельзя: о чём?
| установить причины аварии (нельзя сказать:
установить о причинах аварии)
| Следует запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией
Управляющий (чем?) банком, фирмой
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию
Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ
6.1. В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО...», «ВСЕ, КТО ...», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
| Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
| Подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа «видели».
| Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного.
| Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
| Подлежащее «кто» должно употребляться с глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал».
| Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
| Запомните: подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.
Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде придаточной части сложноподчинённого предложения.
7.1. Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.
Пример
| Комментарий
| Правильный вариант
| Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе. Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.
| В этом предложении смешаны прямая и косвенная речь. Недопустимо в предложении с косвенной речью употреблять в придаточной части союз ЧТО при наличии союза ЛИ.
| Учитель поинтересовался,кто отсутствует в классе. Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.
| 7.2. Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в Форме третьего лица.
|