Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ботулизм –отравление ботулотоксином, накопившимся в пищевых продуктах; характеризуется поражением нервной системы.




Этиология. Возбудитель – клостридия ботулизма – строгий анаэроб, образует споры и очень сильный экзотоксин (в 375 тысяч более сильнее, чем яд гремучей змеи, смертельная доза для человека около 0,3 мкг).  Токсин разрушается при нагревании. Споры выдерживают кипячение до 5 часов (при домашнем консервировании продуктов споры не уничтожаются), выдерживают высокие концентрации поваренной  соли. Присутствие ботулотоксина в пищевых продуктах не изменяет их вкусовых качеств, возможна «гнездная» инфицированность продукта, поэтому встречаются вспышки, при которых не все лица, употреблявшие один продукт, болеют. Обычно токсин накапливается в таких продуктах, как консервы, соленая рыба, колбаса, ветчина, грибы, соленое сало,приготовленные с нарушением технологии, особенно в домашних условиях.                                  Существует 7 типов возбудителя – А,В,С,Д,F,G. В России преимущественно встречаются типы – А,В,Е.

Эпидемиология.                                                         Источник:1) внешняя среда (находится в почве в виде спор, в иле озёр, морей); 2) теплокровные животные (в кишечнике сельскохозяйственных животных);                       3) хладнокровные  (в кишечнике пресноводных рыб, в моллюсках); 4) водоплавающие птицы.                              Механизм заражения:фекально-оральный.                           Пути заражения: 1) алиментарный (пищевой); 2) котактный.                                                                               Факторы передачи:рыба вяленая, балыки, колбасы;консервы домашнего приготовления (особенно грибы); овощи, зерно.                                                    Восприимчивость:высокая.                                     Иммунитет:не развивается.                                                Больной человек не опасен для окружающих.                   Летальность:высокая – 25-30% (от паралича дыхания, остановки сердца).                                                           Патогенез. Ботулотоксин, попавший в пищеварительный тракт, не разрушается ферментами (а некоторые его типы – токсин типа Е- даже усиливает свое действие) , всасывается через слизистые оболочки желудка и кишечника и гематогенно разносится по всему организму. Поражает ЦНС.

Ботулизм бывает:пищевой, раневой, ботулизм младенцев. При ботулизме грудных детей токсинообразование происходит в кишечнике, а при раневом – в некротических тканях. Токсин в течение12-24 часов прочно связывается нервными клетками, нарушается нервно- мышечная передача, вызывая поражение черепно-мозговых нервов.                                                                         КЛИНИКА                                                             Инкубационный период:  длится от 2-3 часов до 1-2 дней (10-12 дней).                                                              Клинические синдромы:                                                      1) общетоксический слабо выраженный (головная боль, головокружение, бессонница, общая мышечная слабость, кратковременное повышение АД). Т тела в норме или повышена до 37,2; 2) гастроэнтеритический (тошнота, рвота, жидкий стул, жжение в эпигастральной области, схваткообразные боли в животе). Все симптомы длятся не более суток. Далее – парез ЖКТ, запор, застой в желудке; 3) паралитический  (нарушение зрения, косоглазие, нистагм, «птоз», мидриаз, парез лицевого нерва, парез мягкого нёба (нарушение глотания), речь гнусавая, нарушение саливации (сухость во рту без жажды), прогрессирующая мышечная слабость, сердечная недостаточность (тахикардия, снижение АД), дыхательная недостаточность (ЧДД до 60 в 1 минуту, дыхание поверхностное).

При несвоевременном оказании медицинской помощи наступают грозные осложнения –парез межреберных мышц, паралич диафрагмы, расстройство дыхания, асфиксия.                           Осложнения. Острые пневмонии, токсический миокардит, миозиты, невриты, сепсис.                                                           Исход:  1) выздоровлениемедленное, длится неделями, при тяжёлых формах – месяцами, потеря трудоспособности может сохраняться до 12 месяцев.                                                                   Диагностика: 1) данные эпиданамнеза; 2) клинические данные; 3)  лабораторная диагностика (бактериологическое исследование кала, рвотных масс, промывных вод желудка, мочи, остатков подозреваемых продуктов, серологическое исследование крови на РПГА; биологические пробы на мышах).

Лечение, направленное на дезинтоксикацию. 

Специфическое:

  • противоботулистичесая антитоксическая лошадиная сыворотка тип А,В,Е;
  • противоботулистический иммуноглобулин;
  • специфическая (противоботулистическая) свежезамороженная, донорская плазма.

Неспетифическое:

  • СРОЧНО! Оказание неотложной помощи:

- независимо от сроков обращения за медицинской помощью – промывание желудка через зонд 5% содовым раствором (нейтрализуют токсин),

  • постановка высокой сифонной клизмы;
  • введение в/в глюкозы, гемодеза, физраствора;
  • этиотропная терапия;
  • симптоматическая терапия.

При тяжелой форме:

  • гемосорбция,
  • плазмоферрез,
  • ИВЛ.

      Сестринский уход за больными

Независимая деятельность Зависимая деятельность
1.Психологическая поддержка больного. 2.Обеспечение ЛОР. 3.Сбор эпиданамнеза. 4.Туалет больного в постели (умывание, подмывание, причесывание, обработка слизистых и кожи). 5.Кормление больного (при нарушении глотания-через зонд, или питательные клизмы). 6.Контроль за пульсом, ЧДД, АД, обьемом диуреза, наличием стула. 7.Профилактика пневмонии, пролежней (замена нательного, постельного белья, переворачивание пациента). 8.Обеспечение инфекционной безопасности пациента (дезинфекция предметов ухода, рук персонала). 9.Проведение санпросветработы 10.Подготовка больного к лабораторному обследованию. 1.Промывание желудка, постановка очистительной клизмы. 2.Введение поливалентной ПБС по Безредко. 3.Постельный режим. 4.Стол № 2. 5.Обеспечение правильного и регулярного приема лекарственных препаратов. 6.Взятие крови из вены, кала, мочи, рвотных масс, промывных вод желудка для лабораторного исследования.

Профилактика.Лучшей профилактикой ботулизма является употребление консервов промышленного приготовления. Консервация овощей и грибов под капроновыми крышками. Изъятие из продажи «бомбажных» (вздутых) банок. Санитарнопросветительная работа среди населения.

 

 

 

Активация  внимания студентов вопросом:   «Какой механизм заражения кишечных инфекций? Какие пути передачи? В какие лечеб- ные учреждения госпитализируем больного с ОКИ? Какие виды профилактики вы знаете?»   Дает объяснение под запись. Приводит примеры.   Демонстрирует мультимедиа   С целью актули- зации знаний студентов задает вопрос: «Что такое восприимчивость?»     Активация внимания студентов вопросом: «Какой отдел ЖКТ поражается?»     Для активной работы всех студентов на занятии предлагается вопрос: «Перечислите периоды заболевания»     Дает информацию под запись   Активация внимания студентов вопросом:   «Назовите принципы лечения инфекционных болезней»     С/уход за больными дает под запись.     Дает  информацию под запись     Дает информацию под запись   Просит перечислить возможные источники инфекции, уточняет их.   Демонстрирует мульмедиа.   Дает информацию под запись.     Дает информацию под запись. Демонстрирует мультимедиа по клиническим формам. Демонстрирует схему введения противоботулистической сыворотки по методу Безредко.   Дает информацию под запись     Для активной работы всех студентов на занятии предлагается вопрос- «Что такое эпидемический очаг? Его определение. Когда очаг считается ликвидированным?» Дает под запись основные мероприятия в очаге по ботулизму.  











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...