Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аудиторский риск (ПСАД № 8)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция № 2: Риск и оценка существенности в аудите Вступая в договорные отношения с организацией-клиентом, аудитор исходит из того, что он не в состоянии полностью проверить всю ее отчетность и, следовательно, гарантировать пользователям абсолютную истинность отчетных данных. А между тем в своем заключении он подтверждает их. В связи с этим в действиях аудитора всегда присутствует риск, так как он подтверждает то, чего, может быть, подтверждать не следовало. Отсюда очевидно, что мнение аудитора, представленное в его заключении, никогда не может быть абсолютно правильным, но должно быть почти всегда приемлемым для пользователей. Степень этой приемлемости связана с уровнем риска. Кажется, что аудитор не рискует, если выдает отрицательное заключение или вообще отказывается от выдачи заключения, но это ошибочное мнение, так как у него в этом случае возникает риск потери организации-клиента. Но это не все. Выдавая любое заключение, даже полностью подтверждающее отчетность организации-клиента, аудитор несет риск, связанный с обязательствами, которые он принимает на себя. Совокупный аудиторский риск определяется как вероятность формирования неверного мнения и, соответственно, составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудиторы понимают невозможность полного устранения риска, поэтому они предусмотрели приемлемый, с их точки зрения, его уровень, равный 5 %. Это означает, что пять из ста заключений, подписанных аудитором, могут содержать неверные выводы по спорным вопросам. Это так называемая магическая цифра аудиторского риска. Полная достоверность равна 100 %, следовательно, 95 % — доверительная вероятность, аудиторская надежность. Установление риска на более высоком уровне может, во-первых, снизить надежность ранее проверенной аудиторами отчетности, а во-вторых, отрицательно повлиять на конкурентоспособность аудиторской фирмы на рынке услуг. Повышение уровня надежности выше 95 % приведет к неразумной растрате сил аудитора, что снизит его конкурентоспособность. В целом на уровень совокупного аудиторского риска основное влияние оказывают следующие условия. 1. Масштаб бизнеса организации-клиента. Это означает, что чем больше объем, операций организации-клиента, тем выше риск аудитора и тем в большем объеме должна использоваться ее бухгалтерская отчетность. Приоритетным при установлении уровня риска является мнение пользователей бухгалтерской отчетности. 2. Организационно-правовая форма собственности. Бухгалтерские отчеты открытого акционерного общества снижают риск аудитора, так как пользуются большим доверием акционеров по 3. Объемы и характер кредиторской задолженности. Чем более солидные фирмы кредитуют организацию-клиента, тем больше доверия к представленной ею отчетности и тем меньше риск, связанный с ее проверкой. На аудиторский риск влияют и другие условия: знание специалистами бухгалтерского учета, общий концептуальный подход к аудиторской проверке, изменения в нормативно-правовой системе, степень компьютеризации учета, надежность системы внутреннего контроля у организации-клиента, степень сменяемости руководителей и их личные характеристики, оценка полученных результатов и их полнота, количество необычных для данной организации операций. Совокупный аудиторский риск складывается из ряда частных рисков. Общая аудиторская практика выработала следующий подход к определению совокупного аудиторского риска (AR): AR = IR ■ CR ■ DR, где IR (Internal Risk) - внутренний (внутрихозяйственный) риск; CR (Control Risk) - контрольный риск; DR (Detection Risk) - риск необнаружения. Рассмотрим подробнее, что представляет собой каждая составляющая совокупного аудиторского риска. Внутренний (внутрихозяйственный риск) — первая составляющая совокупного аудиторского риска. Под внутрихозяйственным риском понимают субъективно определяемую аудиторам вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом, до того как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств. При оценке внутреннего риска аудитор должен принимать во внимание несколько групп факторов: Первая группа связана с условиями и методами ведения производства. К ней относятся: жесткая конкуренция; быстрые изменения в технологии производства, установление новых информационных систем; изменение рынков сбыта и смена спроса клиентов; общее состояние отрасли и количество банкротств; быстрые изменения в законодательстве, за которыми не успевают следить бухгалтеры; законодательные ограничения или ограничения, связанные с охраной окружающей среды либо другими условиями. Вторая группа факторов внутреннего риска связана с месторасположением производственной деятельности. Сюда можно отнести такие факторы, как политическая нестабильность, осуществление больших объемов реализации в районах с нестабильной ситуацией, транспортные проблемы. Третья группа факторов определяется штатом и организацией бизнеса. Здесь важное значение могут иметь: доминирующая роль президента и неэффективная деятельность совета директоров; переоценка руководством деятельности внутреннего контроля; личные проблемы финансового характера у президента; частые споры и проблемы, возникающие в отношениях между акционерами и руководством, в результате чего руководство действует не в интересах собственников, преследуя свои цели, под которыми могут скрываться мошенничество и злоупотребления. К этой же группе факторов внутреннего риска относятся: невысокий квалификационный уровень руководства и персонала, что сказывается на эффективности производства; слишком оптимистичный прогноз на будущее; чрезмерная децентрализация руководства, что приводит к отсутствию единого контроля за работой бухгалтерии, где каждый перекладывает ответственность на другого. Здесь же надо отметить: нехватку персонала; слишком большую ротацию кадров на такой ключевой позиции, как финансовый директор; частую смену аудиторов или юристов; наем новых работников, плохо знакомых со спецификой производства и ведением учета; мошенничество и злоупотребления; наличие конфликтов по операциям, которые носят существенный характер; необычно высокую оплату за ординарные услуги юристов, консультантов, агентов и других специалистов. Нельзя не отметить также сложности с получением аудиторских доказательств по таким причинам, как наличие необычных и необъяснимых операций, неполнота документов, отсутствие на них санкций руководства и исправлений, а также непредвиденные аудиторские проблемы, заключающиеся в давлении клиента, стремящегося быстрее завершить проверку, в неблагоприятных условиях работы, в неожиданных отсрочках, нереалистичных ответах руководства на запросы аудитора. Следует обратить самое серьезное внимание на такие факторы, как крупные непредвиденные сделки по реализации продукции; необычное ведение операций (новые агенты, новые условия сделки); распродажа продукции по демпинговым ценам за границей; ориентация на поглощение других предприятий или на то обстоятельство, что организация сама является возможным объектом поглощения. К факторам риска, связанным со штатом и организацией бизнеса, также следует отнести: большой удельный вес в деятельности организации операций с дочерними обществами; зависимость вознаграждения руководства от финансовых показателей деятельности организации; плохая репутация руководства в деловых кругах; наличие фиктивных, нефункционирующих, филиалов, секретных банковских показателей деятельности организации. Четвертая группа связана с доходами и планами оперативной деятельности. В эту группу факторов риска входят такие составляющие: снижение количества или качества реализуемой продукции; значительные изменения в процессе производства; чрезмерная зависимость от производства одного или нескольких продуктов, операций, дебиторов, кредиторов; слабая (неэффективная) маркетинговая политика; недостаточное использование мощностей; нереальные цели развития производства; медленная замена устаревшего оборудования и снижение темпов начисления амортизационных отчислений. В этой группе необходимо выделить также спорные положения, которые не могут найти объяснения, например необычные суммы сальдо по счетам, необычные отклонения по результатам инвентаризации, необычные коэффициенты оборачиваемости, а кроме того, крупные или необычные операции, особенно на конец года, с существенным результатом. Пятая группа факторов риска, связанная с имуществом, включает значительное снижение стоимости имущества и недостаточную его сохранность. Шестая группа возникает в связи с ликвидностью и финансированием: неадекватный денежный поток; недостаток оборотного капитала; недостаточная гибкость в привлечении заемных средств; нехватка акционерного капитала и проблемы с его привлечением. Седьмая группа факторов связана с неожиданными убытками, которые возникают в связи с договорами на покупку и реализацию, гарантиями третьим лицам, договорами аренды, операциями с иностранными партнерами, какими-либо исключительными обстоятельствами.
В качестве составного элемента внутреннего риска выступает также предпринимательский риск, связанный с: предъявлением претензий клиентами и другими сторонами, заинтересованными в результатах аудита; возможностью возникновения финансовых потерь от занятий аудиторской деятельностью исходя из сложной ситуации, возникшей как внутри предприятия, так и в отрасли в целом. В работе аудитора важную роль занимает анализ: политических, экономических, социальных и технологических факторов (ПЭСТ); достоинств, недостатков, возможностей и неблагоприятных обстоятельств (ДНВН), а также так называемых пяти сил рынка (суть этого термина будет раскрыта далее). К политическим фактором относят: отраслевое регулирование, законодательство, цены, налогообложение; к экономическим — уровень инфляции, процентные ставки по кредитам в банках, уровень безработицы, курс валюты, "потребительскую корзину" населения; к социальным — рост и движение населения, уровень жизни, здравоохранение и образование, прочие виды социального обеспечения; к технологическим — уровень развития информационно-коммуникационных технологий, компьютерных систем, механизацию и автоматизацию производства, подход к распределению продукта. При анализе достоинств и недостатков организации-клиента необходимо изучить такие составляющие, как персонал (уровень квалификации, отношение к работе); структура и сложившиеся связи; продукция (качество, срок использования, прибыльность) производство (технология производства, объем мощностей), финансы (наличие источников финансирования); гудвил, информационное обеспечение (технические, маркетинговые данные). Анализ возможностей и неблагоприятных обстоятельств организации-клиента предполагает принять во внимание: динамику на рынке (рост, спад, колебания конъюнктуры); изменения в технологии (разработка новых продуктов); экономическое положение (подъем, спад); социальные факторы (сложившаяся система общественных институтов и отношений); законодательные ограничения (движение "зеленых", защита прав потребителей); экологию (утилизация отходов и зашита окружающей среды). Наконец, следует осуществить анализ "пяти сил рынка", к которому относят: обычную конкуренцию, появление на рынке новых конкурентов, товаров-заменителей, рыночную власть покупателей или поставщиков. Контрольный риск — второй элемент совокупного аудиторского риска. "Под риском средств контроля (контрольным риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушении". Значение проверки системы внутреннего контроля состоит в том, что именно от ее надежности зависят объем работ, выполняемых внешним аудитором, и, следовательно, сроки и стоимость проверки. Поэтому следует рассмотреть этот вопрос более детально. При разработке эффективной системы внутреннего контроля администрация организации-клиента полагает, что это поможет ей обеспечить: сохранность имущества и документов организации; получение надежной информации, необходимой для управления ею; повышение эффективности производства; соблюдение требований законодательных актов и положений учетной политики. Основным правилом, регулирующим процедуру организации и функционирования внутреннего контроля, является следующее: сумма затрат на его поддержание не должна превышать величины ожидаемых убытков в данный период по причине его слабости. Существуют четыре основополагающих принципа, на которых базируется изучение системы внутреннего контроля. 1. Ответственность администрации за организацию и функционирование внутреннего контроля. 2. Достаточная степень уверенности в том, что система внутреннего контроля обеспечивает пусть не полную, но достаточную объективность и достоверность бухгалтерской отчетности. 3. Существующие ограничения: система внутреннего контроля не может рассматриваться как эффективная, если она не учитывает особенностей, связанных с ее разработкой и практическим применением. 4. Метод обработки информации: внутренний контроль должен обеспечивать эффективную обработку информации как вручную, так и с использованием вычислительной техники. К элементам системы внутреннего контроля относятся среда контроля, система учета и процедуры контроля. Риск необнаружения — третий элемент формулы совокупного аудиторского риска. Под риском необнаружения понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности либо в совокупности. На величину уровня риска необнаружения оказывает влияние фактор повторности проверки. Если аудитор проводит проверку у организации-клиента не в первый раз, то он лучше знаком с особенностями бизнеса и знает большинство "узких мест". Если же проверка проходит в первый раз, то риск необнаружения ошибки аудитором более высок. Риск необнаружения подразделяется на: аналитический риск, который подразумевает опасность пропуска ошибок при проведении процедур анализа; риск при выборке, предполагающий вероят ность необнаружения существенных ошибок при выборочной проверке совокупности операций. Приведем примеры исчисления совокупного аудиторского риска. Пример 1. Организация-клиент характеризуется низким уровнем риска. Максимально возможный совокупный аудиторский риск составляет 5 %. Внутренний риск - 80 % (организация-клиент успешно работает в стабильной отрасли промышленности). Контрольный риск равен 30 % (у клиента четкая система внутреннего контроля и нет замечаний со стороны аудиторов по результатам предыдущих проверок). Исходя из формулы AR = IR ■ CR ■ DR, DR = AR : (IR ■ CR), риск необнаружения составит 20,83 %: 15:(80•30). Таким образом, уровень аудиторской надежности (минимальный доверительный интервал), ожидаемый от тестов по существу, относительно низок: 100 % - 20,83 % = 79,17 %. Пример 2. Организация-клиент характеризуется высоким уровнем риска. Максимально возможный совокупный аудиторский риск составляет 5 %. Внутренний риск - 100 %, так как клиент новый, а сфера его деятельности — высокотехнологичная отрасль. Контрольный риск составляет 70 %, поскольку предварительная оценка обнаружила слабость системы внутреннего контроля и сильное давление на аудитора со стороны руководства. Отсюда DR =. 5 : (100 ■ 70) = 7,14 %. Уровень аудиторской надежности (минимальный доверительный интервал), ожидаемый от проведения тестов по существу, в этом примере значительно выше, составляет 92,86 % (100 % - 7,14 %), и соответственно здесь больше размер выборки. Пример 3. Организация-клиент характеризуется высоким уровнем риска (так называемый сокращенный риск). Максимально возможный совокупный аудиторский риск - 2 %. Внутренний риск (как в примере 2) - 100 %. Контрольный риск (тоже как в примере 2) - 70 %. Отсюда DR = 2 : (100 ■ 70) = 2,85 %. Уровень аудиторской надежности (минимальный доверительный интервал), ожидаемый от проведения аудиторских тестов по существу, снова возрастает и достигает 97,15 % (100 % — 2,85 %), и соответственно увеличивается размер выборки. На основе трех приведенных примеров можно сделать вывод, что чем надежнее система внутреннего контроля и выше уровень гарантии, получаемый из других источников окружающей среды (изучение отрасли, прошлый опыт работы клиента, полное аналитическое рассмотрение), тем меньше следует акцентировать внимание на детальных тестах по существу. Чем слабее и менее надежны доказательства, получаемые от внутреннего контроля, тем детальнее надо проводить проверки по существу (это позволит снизить аудиторский риск до максимально допустимого уровня). В данных примерах риск рассматривается в отношении бухгалтерской отчетности в целом. Однако более целесообразно проводить оценку степени возникновения неверной информации по отдельным статьям баланса. Причина заключается, во-первых, в различной вероятности возникновения данного рода явлений у отдельных видов активов и обязательств, во-вторых, в степени их влияния на результаты. Для этого достаточно сравнить стандартные анкеты проверки (например, кассы, запасов) в динамике по годам. Следует, однако, отметить, что это возможно лишь при долговременном обслуживании организации-клиента, поскольку анкеты относятся к рабочим бумагам аудитора и находятся в собственности аудиторской фирмы. Оценка аудитором уровня риска является одним из важнейших этапов проверки, поскольку от нее в конечном счете зависит не только вид получаемого заключения, но и дальнейшее благосостояние как аудиторской фирмы, так и организации-клиента. При благоприятном исходе проверки и отсутствии претензий со стороны налоговых инспекций к организации-клиенту аудитор не только получает гонорар, но также не платит штрафы. Кроме того, он получает возможность продлить договор с этим клиентом и привлечь новых, поскольку аудиторский мир невелик и хорошая реклама так же, как, впрочем, и плохая, распространяется очень быстро. Благосостояние организации-клиента зависит от оценки аудиторского риска в том смысле, что качественно проведенная проверка при низкой оценке риска позволяет не только получить положительное заключение, но и сделать благоприятный прогноз о возможности функционирования в будущем, что неизбежно привлечет новых инвесторов. Постулаты аудита В основе любой научной дисциплины лежат постулаты. Постулат - это положение, принимаемое как истинное до тех пор, пока не будет доказано иное. Постулаты должны быть очевидны, даже если их истинность не может быть доказана. Отсюда их огромное практическое значение. Впервые систему аудиторских постулатов сформулировали американцы Р. К. Маутц и Г. А. Шараф. Условно можно сказать, что концепция американских авторов - это постулаты доверия, мы же, скорее, исходим из концепции недоверия. Осознание содержания постулатов исключительно важно в связи с тем риском, который возникает у аудитора, приступающего к проверке. Разберем предлагаемую нами систему постулатов. 1. Отчет должен быть проверен. Это исходный постулат, который означает, что, если аудитор даст заключение, не проверив бухгалтерский отчет, и в результате этого пострадают пользователи подтвержденной им отчетности, он, аудитор, рискует понести убытки. Отсюда следует, что аудитор не может дать заключения, 2.Непроверенный отчет не заслуживает доверия. Из этого следует, что пользователь непроверенного или ненадлежащим образом проверенного бухгалтерского отчета рискует понести убытки в Этот постулат является обратным по отношению к первому и подчеркивает необходимость для клиента получить от аудиторской фирмы не только подтверждение правильности составленного отчета, но и гарантию в виде моральной и экономической ответственности, принимаемой на себя аудитором за возможные последствия данного заключения. 3. Каждая последующая проверка может снижать ценность предыдущей. Постулат связан с планированием аудита и предполагает, что если установлено несколько проверок одного и того же объекта, чтобы минимизировать риск необнаружения, то каждый проверяющий должен думать, что в случае пропуска ошибки он будет наказан. В противном случае он будет уверен, что последующие контролеры исправят пропуски. Опасность состоит в том, что последующие контролеры, полагаясь на проведенную проверку, могут пропустить эти ошибки. 4. Отчет составлен неверно. Это важнейший постулат, вытекающий из самой роли аудита, так как если бы все отчеты составлялись правильно, сама надобность в аудите отпала бы. Именно из 5. Мнение аудитора зависит от его интересов. У аудитора, как и у всякого другого человека, есть свои профессиональные, моральные и материальные интересы, которые требуют от него полной 6.Никто не свободен от ошибочных выводов. Мы уяснили, что в бухгалтерской отчетности есть неточности, но и у аудитора в его работе тоже могут быть неточности. Следовательно, он сам постоянно рискует ошибиться. (В данном случае речь идет о его профессиональном риске, ибо этот риск присутствует в каждом аудиторском заключении.) 7. Интересы администрации организации-клиента, ее собственников и кредиторов не должны совпадать. Конфликт интересов лиц, участвующих в хозяйственном процессе, может служить гарантией 8. Чем больше конфликтов внутри организации-клиента, тем надежнее ее отчетность. Предыдущий постулат указывал на внешние конфликты, этот же подчеркивает роль внутренних конфликтов. К сожалению, очень часто сама инициатива проведения аудиторской проверки исходит от тех или иных конфликтующих в 9. Чем больше конфликтов внутри организации-клиента, тем менее надежна ее отчетность. Этот постулат является обратным по отношению к предыдущему. Вообще, на основании постулатов 10. Каждое утверждение аудитора должно иметь определенную степень убедительности (аргументации). Это значит, что каждое утверждение, а не только общее мнение аудитора несет для него ту Знание постулатов позволяет аудитору лучше понимать проблему риска и существенности, поэтому они должны приниматься во внимание при аттестации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |