Внимание детей раннего возраста с ОВЗ
· недостаточная или низкая концентрация;
· неустойчивость;
· узкий объем;
· трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;
· нарушение переключаемости;
· возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах. 1.2. Память детей раннего возраста с ОВЗ
· может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом;
· механическое, непроизвольное запоминание;
· нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;
· снижение скорости запоминания;
· преобладание наглядной памяти над словесной;
· снижение произвольной памяти;
· нарушение механической памяти.
1.3.Мышление детей раннего возраста с ОВЗ
· несформированность познавательной, поисковой мотивации.
· отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач.
· низкая мыслительная активность,
· стереотипность мышления, его шаблонность.
· нарушений операций анализа.
Значительное влияние на мышление оказывают задержка речевого развития детей с ОВЗ, в особенности, регулирующей функции речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается на побочные, несущественные. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
2. Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста с ОВЗ
· низкий уровень социальной зрелости;
· неполноценность предпосылок, необходимых для формирования и развития коммуникативной деятельности: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;
· снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.);
· общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребёнок с ОВЗ практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Часто наблюдается тяга к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с ОВЗ
· недоразвитие сложных эмоций;
· некритичность к себе и окружающим;
· неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;
· слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;
· может наблюдаться неадекватность эмоций;
· позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.).
4. Методы диагностики
|