Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (до 2 лет)




Составители В. П. Балабанова, Т. А. Титова, И. А. Чистович

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _______________________

Дата рождения, возраст ребенка__________________

Домашний адрес___________________________

Кто направляет ребенка (какой специалист, по желанию родителей)____________________________

Запрос родителей___________________________

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)____________________

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст)______________________

Данные скрининга слуха _________

Данные скрининга зрения ________

Анамнез

(см. медицинскую карту)

Особенности коммуникации

Действия ребенка Со слов мамы Наблюдение

До 6 мес.

Появляются: устойчивый интерес к человеческому лицу    
Попытки повторить артикуляцию мамы    
Попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает    
Узнает маму, ее голос    
Внимание младенца и мамы в основном направленно друг к другу, а не на посторонний предмет    
Младенец оживляется, когда к нему обращаются    
Реагирует движениями рук, ног голосовыми и иными реакциями на голос    
Громко смеется и плачет    
Игра младенца манипулятивная, младенец начинает хватать игрушки, тянет их в рот, стучит и роняет    

6-12 мес.

Ребенок понимает простые просьбы: «Дай ручку» «Иди ко мне» «Нельзя»    
Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока»    
Различает близких и незнакомых людей – не идет на руки к незнакомым людям    
Расширяются коммуникативные возможности ребенка. Ребенок имама начинают координировать внимание на других предметах – вместе играть с игрушкой    
У ребенка появляется указательный жест    

12-24 мес.

Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики: мимика жесты слова короткие фразы    
Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми    
Предметом беседы могут быть не только непосредственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие    
Ребенок понимает: названия знакомых предметов и игрушек несложные грамматические конструкции некоторые слова, означающие качества, направления и т.д.    
Уровень игры повышается – начинает формироваться игра «понарошку»: кормит и укладывает спать куклу сажает в машину зверей и кубики    
Подражает действиям взрослых – «читает» книги    
В игре и коммуникации устанавливается очередность    

Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрессивная речь.

Особенности орально-моторного развития

Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок.

Действия ребенка Со слов мамы Наблюдение
Вид вскармливания: Естественное Искусственное Смешанное    

До 4 мес.

Большого разнообразия движений языка и челюстей нет. Нижняя челюсть опускается и поднимается – рот открывается и закрывается    
Язык в форме «чашечки», что обеспечивает сосание    

К 6 мес.

Появляются, но не в полном объеме, движения языка: Вверх-вниз Из стороны в сторону    
С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность десен, появляется новое движение нижней челюсти по горизонтали – из стороны в сторону    
Как ребенок жует твердую пищу: Охотно Капризничает Выталкивает изо рта    
Какую пищу предпочитает ребенок: Протертую Рубленную Молотую    

К 12 мес.

Ребенок уже может: Пить жидкость из чашки, которую держит взрослый Брать пищу с ложки Держать в руке и сосать сухарик, печенье Сдавливать и прокусывать твердую пищу    

С 12-15 мес.

Ребенок активно использует щеки, губы, язык для удерживания и контроля пищи во рту. У ребенка активно развивается жевание    

От 15 до 24 мес.

Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. Движения становятся более координированными. Увеличивается объем и сила движений.    
Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции    

Особенности звукои речеобразования

Особенности орально-моторного развития (кормление, жевание, глотание) чрезвычайно важны для подготовки артикуляционного аппарата к звукои речеобразованию. Не менее важной является двигательная активность ребенка, которая изменяет объем и функционирование грудной клетки (ребенок двигает руками, ногами, переворачивается, ползает, присаживается и т.д.).

Действия ребенка Со слов мамы Наблюдение

До 6 мес.

Младенец издает: Нейтральные гласные, часто с закрытым ртом    
Другие звуки – заднеязычные, фрикативные    
Пробуя свои возможности, изменяя громкость и высоту голоса    
Гулит – произносит слоги типа «гу-гы»    
Плачет и смеется    

С 6 до 12 мес.

Появляется слогоподобный лепет (слоги повторяющиеся или отдельные)    
Одновременно появляется интонационно похожий на взрослый язык лепет – «говорит фразами»    

С 12 мес.

Начинают появляться осмысленные слова, которые длительное время перемешаны с лепетом    

Примечания.

1. Младенец в своем развитии проходит ряд этапов. Не следует жестко привязывать его умения и возможности к какому-то строго определенному возрасту.

2. Если ребенок что-либо не делает, то необходимо дать ему время и пригласить на консультацию повторно.

3. Если возникают сомнения в уровне коммуникативного развития ребенка, весьма вероятно, что все дело в неадекватном стиле общения мамы с ребенком. Наиболее благоприятный стиль общения — разговор по очереди. Мама должна говорить о том, на что направлено внимание ребенка; темп разговора должен быть таким, чтобы ребенок успевал реагировать. Фразы должны быть не слишком длинными и соответствовать уровню понимания речи ребенком. Мама должна понимать попытки ребенка к коммуникации (что хочет ребенок) и осмысленно на них отвечать.

4. Для определения отставания ребенка в развитии по каким-либо разделам следует применять нормативные шкалы (KID шкалу, СDI или другие).

5. В Приложении 1 приведены некоторые пункты из упомянутых шкал, но они не могут заменить применение шкалы в целом. Они могут только дать представление о том, когда можно ожидать от ребенка освоения того или другого навыка.

Приведенные данные позволяют оценить относительно слабые и сильные стороны ребенка. Например, ребенок понимает слова, которые понимают менее 50% его сверстников, но при этом пользуется жестами, характерными для более младших детей. Принять решение о наличии или отсутствии у него отставания в коммуникативном развитии эти данные не позволяют. Однако если ребенок не умеет или почти не умеет того, что делают не менее 85% его сверстников, можно подозревать, что он отстает. В таком случае ребенка нужно обследовать с помощью нормативной шкалы.

Вывод. Если у ребенка и мамы есть проблемы, то их следует направить к специалистам для проведения полного обследования.

В период раннего возраста происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности, зарождается коммуникативная деятельность.

В своем развитии дети раннего возраста проходят ряд этапов, связанных с возрастными особенностями.

При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа, возникновение необходимых психологических новообразований, познание мира и приобретение нового опыта затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях:

·
замедленный темп развития всех психических функций,

·
задержка развития эмоциональной регуляции,

·
отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности,

·
низкая работоспособность и быстрая утомляемость,

·
пассивное отношение к сверстникам, окружающим взрослым.


Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (ЗРР, ЗПР, СДВГ и т.п.). Однако можно выделить ряд общих особенностей развития.


1. Развитие высших психических функций у детей раннего возраста с ОВЗ

Развитие психических функций в раннем возрасте включает в себя развитие внимания, памяти, мышления. Для детей с ОВЗ преимущественно характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Однако можно отметить, что при любом отклонении в развитии наблюдаются нарушения внимания и мышления различной степени. Развитие памяти может соответствовать возрастным нормам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...