Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛЬЕФА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА




ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Сущность вертикальной планировки

Вертикальная планировка городских территорий — это изменение естественного рельефа местности путем срезки и подсыпки грунта, смягчения уклонов и т.д. применительно к требованиям планировки и застройки городов. При помощи вертикальной планировки рельеф приспосабливается для строительства города, комплекса сооружений или отдельного объекта. Мероприятия по вертикальной планировке в значительной мере зависят от рельефа, целей градостроительства различают благоприятный и неблагоприятный рельеф.

Благоприятный рельеф имеет следующие градостроительные градации в зависимости от уклона (%): спокойный — 0...0,4; ровный — 0,4...3 и слабопересеченный — 3...6* При таком рельефе строительство города в целом с прокладкой улиц, организацией стока поверхностных вод, возведением жилых, общественных и промышленных объектов не требует значительных масштабов вертикальной планировки.

Неблагоприятный рельеф тивается как пересеченный при уклоне 6... 10%, сильнопересеченный — при уклоне 10-20%, очень сильнопересеченный -20-30 % и горный. Строительство городов и отдельных сооружений такой местности проводится в исключительных случаях и требует вертикальной планировки в больших объемах. Стоимость строительства в таких районах значительно возрастает. Обычно стоимость вертикальной планировки составляет 2 ... 3 % от общей стоимости любого строительства, будь то целый город или отдельный объект. Вертикальная планировка местности входит в состав любого проекта и производится в начальный период как проектирования, так и строительства.

Работы при вертикальной планировке направлены главным образом на изменение микрорельефа. При вертикальной планировке обычно максимально сохраняется естественный рельеф. Объемы работ при частичном преобразовании рельефа с уклоном 0,4. ..10% составляют 800...1500 м3/га, рельефа с уклоном выше 10 % — 3000 м3/га. Однако в исключительных случаях бывает необходимо коренное изменение рельефа. Оно осуществляется при комплексных инженерно-мелиоративных мероприятиях: засыпке оврагов, пробивке городских магистралей, сплошной подсыпке территории. При объемах работ свыше 1 млн м3 применяют гидромеханизацию, а при объемах работ свыше 1,5 млн м3 — взрывную экскавацию. При меньших объемах перемещаемых земляных масс вертикальную планировку выполняют, используя средства землеройной техники.

Основным принципом вертикальной планировки является принцип балансирования земляных масс. Это значит, что необходимо соблюдать условие, при котором баланс земляных масс должен быть приближенным к нулевому. Нулевой баланс земляных масс — это оптимальный вариант. Он означает равенство объемом выемок и насыпей. Если эти объемы не совпадают, то требуются дополнительные транспортные расходы, удорожающие строительство. Для определения баланса земляных масс в проекте организации работ составляют картограмму земляных работ.

 

Выбор пригодных территорий

 

На выбор территории для размещения населенных мест оказывают влияние различные факторы, недоучет которых может привести к значительному удорожанию строительства или неблагоприятным условиям проживания в них.

 

Важнейшим фактором являются природные условия, предопределяющие рациональность проектных решений. От характера природных условий зависит объем мероприятий по инженерной подготовке территорий для размещения различных объектов городского строительства (промышленность, жилье, места отдыха и спортивных занятий и т.д.).

 

По природным и санитарным условиям территории, подлежащие использованию в градостроительных целях, подразделяют на благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные категории. Отнесение территории к той или иной категории зависит от характера рельефа местности, сопротивления грунтов сжатию, гидрогеологических условий, степени затопляемости, наличия заболачиваемости, оврагов, оползневых и карстовых явлений, характера почвы, условий проветривания и инсоляции, размыва берегов рек и водоемов (табл.6).

 

 

Таблица6

 

Характеристика природных условий территории по степени благоприятности их использования для жилищного строительства

 

Природные факторы   Природные условия  
  благоприятные неблагоприятные особо неблагоприятные
1 2 3 4
Грунты Пески, супеси, суглинки Тяжелые суглинки, глины Просадочные грунты, плывуны
Сопротивление их сжатию, МПа Более 0,15 0,1-0,15 Менее 0,1
Овраги:      
подверженность Развитию Неразвивающиеся Неразвивающиеся или слабо развивающиеся Развивающиеся (действующие или растущие) или стабилизировавшиеся
крутизна склонов пологие крутые крутые
глубина оврагов, м Менее 3 3-10 Свыше 10
Заболоченность - торфяники мощностью слоя, м Заболоченность отсутствует Менее 2 Более 2
Затопляемость и степень повторяемости Незатопляемые или затопляемые не чаще, чем 1 раз в 100 лет (обеспеченность 1%) Затопляемые 1 раз в 100 лет и 1 раз в 25 лет с наивысшим горизонтом высоких вод не более 0,6 м над уровнем земли Затопляемые 1 раз в 25 лет и чаще с катастрофическими по следствиями
Размыв берегов - зона их переработки по ширине, м Размыв отсутствует Менее 10 Более 10
Оползни - наличие оползневых склонов Оползней нет Отдельные оползневые склоны Многочисленные или сплошные оползневые склоны
Карсты - наличие воронок Карстовые явления отсутствуют Отдельные карстовые воронки Значительное число глубоких карстовых воронок

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛАНИРОВКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЛЬЕФА ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

Вне зависимости от того, как представлено высотное решение территории города в проекте генерального плана, учет требований высотной организации планируемой территории практически проводится постоянно на всех этапах проектирования. Выделение на предполагаемой для города территории участков с различной крутизной ската наряду со схемой, иллюстрирующей эстетические качества рельефа, помогает при решении функционального зонирования городской территории. Обычно наибольшую трудность на этом этапе .представляет взаимное расположение трех основных функциональных зон: селитебной, промышленной (с соответствующими санитарными разрывами от первой) и внешнего (в первую очередь железнодорожного) транспорта. Прочие функциональные зоны, занимающие меньшую территорию, размещают применительно к расположению трех первых зон.

В зависимости от функциональной зоны к рельефу предъявляют различные требования. Поэтому в условиях изрезанного рельефа приходится соизмерять территориальные потребности отдельных функциональных зон (и даже отдельных структурных элементов каждой зоны) с реальными размерами отдельных площадок, уклоны которых благоприятны для соответствующей зоны. По степени благоприятности для городской застройки принято разделять территории по условиям рельефа на три группы: благоприятные, с уклонами поверхности до 100%о; неблагоприятные—до 200%о (в горной местности — 300%о); особо неблагоприятные — более 300%о. Однако такое разделение условно, поскольку для удовлетворения территориальных потребностей многих развивающихся городов приходится в настоящее время осваивать и территории, ранее считавшиеся непригодными и исключавшиеся из застройки.

Для селитебной территории наиболее желательны уклоны площадок 4 ... 60%о, поскольку при этом обеспечивается отвод поверхностного стока и не вызывает особых трудностей привязка типовых зданий. Трассирование сети магистральных улиц также не вызывает затруднений при уклонах, не превышающих 50%о. Поэтому территории с уклонами скатов, находящимися в указанных пределах, наиболее предпочтительны для размещения селитебных территорий.

При сложном рельефе рекомендуется использовать прием совмещения границ структурных элементов селитебной территории с расчленяющимися складками и ступенями рельефа [2]. Область наиболее рационального применения этого приема ограничена минимальными размерами расчленяющих форм рельефа, при которых они начинают нарушать коммуникационное единство структурных элементов (табл.4).

 

Особую сложность представляет трассирование железнодорожных линий и выделение территорий для железнодорожных станций:

железнодорожные линии I и II категорий должны иметь уклоны до 15%о и радиусы кривых в плане не менее 1200 ...800 м, а II категории — соответственно до 20%о и 600 м. Станции железных дорог следует располагать на прямых участках с уклонами не более 1,5%о. Поэтому в трудных условиях единственно возможная трасса железнодорожного пути может предопределить размещение других зон.

Промышленные предприятия предъявляют к рельефу требования, сходные с требованиями селитебных территорий. Более спокойного рельефа требуют промышленные предприятия, имеющие производственные здания большой протяжённости, и те из них, на которые предусматривается ввод железнодорожных подъездных путей, уклоны которых не должны превышать 30%о, а радиусы кривых — не менее 500 м (в трудных условиях — 250, а в особо трудных—180 м).

Существенно облегчает задачу функционального зонирования схема членения территории по уклонам местности, которая разрабатывается методами, описанными в гл. 2 (рис. 15). При этом градация участков по величине уклона может избираться применительно к условиям рельефа и характеру города. Как видно из рис. 16, при функциональном зонировании территории, показанной на рис. 15, неблагоприятные по рельефу участки отведены под зеленые насаждения, водоемы, санитарно-защитные зоны. Этим достигается большая компактность городской территории, позволяющая снизить дополнительные расходы на развитие сети улиц, дорог, инженерных сетей и сократить объем транспортной работы на перемещения между элементами города при расчлененной планировочной структуре.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 606.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...