Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация программного обеспечения. Состав и назначение системного ПО
Классификация программного обеспечения Традиционно все программное обеспечение подразделяют на два класса: 1) системное программное обеспечение (СПО) и 2) прикладное (пользовательское)программное обеспечение (ППО) Выделим еще один класс (скорее группу) программ - специальное программное обеспечение информационных и управляющих систем. Системное программное обеспечение предназначено для организации эффективной работы компьютера и пользователя, а также эффективного выполнения прикладных программ. К системному ПО относятся операционные системы и сервисные программы. Операционные системы Операционная система (ОС)— это комплекс программ, предназначенных для управления загрузкой, запуском и выполнением других пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ, т.е. управления ее работой с момента включения до момента выключения питания. ОС загружается автоматически при включении компьютера ведет диалог с пользователем, осуществляет управление компьютером, его ресурсами (оперативной памятью, дисковым пространством и т.д.), запускает другие программы на выполнение и обеспечивает пользователю способ общения с устройствами компьютера — интерфейс. Другими словами, операционная система обеспечивает функционирование и взаимосвязь всех компонентов компьютера, а также предоставляет пользователю доступ к его аппаратным возможностям. Кроме того, ОС определяет производительность системы, степень защиты данных, выбор программ, с которыми можно работать на компьютере, требования к аппаратным средствам. ОС является связующим звеном, с одной стороны, между аппаратурой компьютера и выполняемыми программами, с другой — между аппаратурой компьютера и пользователем. Ее можно назвать программным продолжением устройства управления компьютера. Образуя прослойку между пользователем и аппаратурой, она скрывает от него сложные и ненужные подробности функционирования компьютера и освобождает от трудоемкой работы по организации вычислительного процесса. Операционная система выполняет следующие функции: · поддержка диалога с пользователем; · ввод-вывод и управление данными; · планирование и организация процесса обработки программ; · распределение ресурсов (оперативной и кэш памяти, процессора, внешних устройств); · запуск программ на выполнение; · выполнение вспомогательных операций обслуживания; · передача информации между различными внутренними устройствами; · поддержка работы периферийных устройств (монитора, клавиатуры, накопителей на гибких и жестких дисках, принтера и др.). В соответствии с выполняемыми функциями в структуре ОС можно выделить следующие основные компоненты: 1. модули, обеспечивающие пользовательский интерфейс; 2. модуль, управляющий файловой системой; 3. модуль, расшифровывающий и выполняющий команды (командный процессор); 4. драйверы периферийных устройств. Операционная система хранится во внешней памяти компьютера (обычно на жестком диске — винчестере). При включении компьютера происходит загрузка операционной системы— ее часть (ядро) считывается с диска и размещается в оперативной памяти, где находится весь сеанс работы компьютера (резидентная часть ОС), а остальные модули операционной системы для выполнения своих функций подзагружаются по мере необходимости (транзитная часть ОС). Операционные системы можно классифицировать по следующим признакам: · По числу параллельно решаемых на компьютере задач— однозадачные ОС и многозадачные ОС (обеспечивают одновременное решение нескольких задач и управляют распределением совместно используемых ими ресурсов). · По числу одновременно работающих пользователей— однопользовательские ОС и многопользовательские ОС. Многопользовательские имеют средства защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других. · По типу интерфейса— ОС с командным интерфейсом и ОС с графическим интерфейсом. · По типу аппаратуры— ОС для персональных компьютеров различных платформ (IBM-совместимых, AppleMacintosh), ОС для мини-компьютеров, ОС для сетей ЭВМ. Среди этих типов компьютеров могут встречаться как однопроцессорные варианты, так и многопроцессорные. · По числу разрядов адресной шины компьютеров, на которые ориентирована ОС — 16- разрядные ОС, 32-разрядные ОС и 64-разрядные ОС. К основным направлениям развития операционных систем относят следующие: 1. Расширяемость— возможность внесения дополнительных функций без разрушения целостности системы; 2. Переносимость— возможность использования на различных аппаратных платформах; 3. Надежность и отказоустойчивость— защищенность от внутренних и внешних сбоев и ошибок, т.е. от некорректных действий прикладных программ, пользователей, оборудования и самой операционной системы; 4. Совместимость— поддержка выполнения прикладных программ, написанных для других операционных систем, а также взаимодействие между различными ОС, функционирующих в корпоративной среде; 5. Безопасность— очень важное требование, особенно в сетевой среде и в условиях все более широкого использования Internet в корпоративной деятельности; 6. Производительность— соответствие быстродействия операционной системы возможностям современных аппаратных средств; 7. Интеграция с Internet— поддержка соответствующих протоколов, сервисов и Web-серверов; 8. Сетевые возможности— поддержка эффективного использования сетевых ресурсов, организация удаленного доступа, разграничение доступа и др.; Сервисное программное обеспечение Сервисное программное обеспечение - программы и программные комплексы, которые расширяют возможности базового программного обеспечения и организуют более удобную среду работы пользователя. Это набор сервисных, дополнительно устанавливаемых программ, которые можно классифицировать по функциональному признаку следующим образом: · драйверы специфических и специальных устройств (те, которые не поставляются в составе ОС). · программы диагностики работоспособности компьютера; · антивирусные программы, обеспечивающие защиту компьютера, обнаружение и восстановление зараженных файлов; · программы обслуживания дисков, обеспечивающие проверку качества поверхности магнитного диска, контроль сохранности файловой системы на логическом и физической уровнях, сжатие дисков, создание страховых копий дисков, резервирование данных на внешних носителях и др.; · программы архивирования данных, которые обеспечивают процесс сжатия информации в файлах с целью уменьшения объема памяти для ее хранения; · программы обслуживания сети. Эти программы часто называются системными утилитами. (Заметим, что к антивирусным средствам этот термин обычно не применяется) Утилиты - программы, служащие для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютеров (диагностики, тестирования аппаратных и программных средств, оптимизации использования дискового пространства, восстановления разрушенной на магнитном диске информации и т.п.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |