Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и система государственного контроля хозяйственной деятельности




Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству.

Согласно принципу законности все участники хозяйственных отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Неукоснительное соблюдение этого принципа субъектами хозяйствования обеспечивается системой государственного контроля. Государственное регулирование хозяйственной деятельности без государственного контроля было бы неэффективным.

Государственный контроль хозяйственной деятельности – это мероприятия государства в лице его органов (должностных лиц) по наблюдению за организацией, осуществлением и прекращением хозяйственной деятельности с целью выявления нарушений законодательства и принятия предусмотренных законодательством мер в отношении нарушителей.

Различаются следующие виды государственного контроля хозяйственной деятельности:

1. По предмету контроля:

А) Общий (контроль финансово-хозяйственной деятельности). Данный вид контроля осуществляется в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 (в ред. от 03.06.2016 № 188)

«О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено «Положение о порядке организации и проведения проверок»; перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Под проверкой понимается совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Б) Специальный контроль отдельных аспектов хозяйственной деятельности: налоговый, финансовый, валютный, таможенный, экологический, антимонопольный, контроль за соблюдением дисциплины цен, контроль за банковской деятельностью, контроль за страховой деятельноcтью, контроль рынка ценных бумаг, бюджетный контроль, контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; энергетический надзор.

2. По субъектам контроля:

Под ведомственным контролем понимается контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля перечнем контролирующих органов с указанием сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемым Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства.

Ведомственный контроль − составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (далее − органы государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325

«О ведомственном контроле в Республике Беларусь» утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль в пределах своих полномочий и в определенных актами законодательства случаях контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами.

Для осуществления ведомственного контроля в контролирующих органах могут создаваться структурные подразделения с правом юридического лица либо без права юридического лица (ведомственные контрольные службы).

Руководители контролирующих органов вправе в установленном порядке возложить осуществление ведомственного контроля за деятельностью подчиненных или входящих в их состав (систему) организаций, в том числе их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика, нотариальных контор на структурные подразделения контролирующих органов с учетом специфики выполняемых ими функций без создания ведомственных контрольных служб.

В рамках осуществления ведомственного контроля плановая проверка одной подведомственной организации, в том числе ее обособленных подразделений, может быть проведена не чаще одного раза в два года независимо от количества контролирующих органов, уполномоченных на ее проведение.

Основными задачами контролирующих органов являются:

• обеспечение контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подведомственными организациями;

• своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства;

• принятие мер по обеспечению сохранности, целевого и эффективного использования имущества подведомственных организаций;

• выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности деятельности подведомственных организаций.

Функциями контролирующих органов являются организация и проведение:

• плановых проверок подведомственных организаций;

• внеплановых проверок подведомственных организаций по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

• камеральных проверок;

• мероприятий по наблюдению, анализу, оценке, установлению причинно-следственных связей и прогнозированию факторов, влияющих на результаты деятельности подведомственной организации (мониторинг);

• оказание методологической помощи подведомственным организациям в целях повышения эффективности их деятельности;

• обеспечение контроля за устранением подведомственными организациями выявленных в ходе проведения проверок нарушений, учета проведенных проверок в подведомственных организациях и их результатов;

• проведение анализа применения подведомственными организациями актов законодательства и выработка на его основе предложений о совершенствовании таких актов.

Ведомственная контрольная служба координирует деятельность принимающих участие в осуществлении ведомственного контроля структурных подразделений контролирующих органов. При отсутствии в контролирующем органе ведомственной контрольной службы руководителем этого контролирующего органа определяется структурное подразделение, координирующее выполнение функций ведомственного контроля контролирующим органом.

Ведомственная контрольная служба подчиняется непосредственно руководителю контролирующего органа.

Подведомственные организации освобождаются от обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности:

• за отчетный период, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности, − в случаях, предусмотренных законодательными актами;

• за два отчетных периода, начиная с года, в котором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля, − при неустановлении по результатам этой проверки нарушений актов.

Министерство финансов осуществляет контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.

Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный статистический комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Национальная государственная телерадиокомпания, местные исполнительные и распорядительные органы –осуществляют контроль за состоянием ведомственного контроля в иных сферах деятельности в соответствии с их компетенцией.

Министерство образования − координацию деятельности в сфере подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для осуществления ведомственного контроля, включая организацию обучения, определение перечня соответствующих учреждений образования, их научно-методическое и кадровое обеспечение.

Вневедомственный контроль осуществляется системой государственных органов Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией:

1) Комитет госконтроля;

2) Министерство финансов и его Главное контрольно-ревизионное управление;

3) Министерство по налогам и сборам;

4) Государственный таможенный комитет;

5) Национальный банк;

6) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;

7) Госимущество;

8) МЧС;

9) Госстандарт;

10) Минздрав;

11) Минэкономики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...