Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учет долгосрочных инвестиций




Понятие, оценка и учет долгосрочных инвестиций

Инвестирование средств - это вложение ресурсов, с целью увеличения объема функционирующего капитала.

Инвестиции, срок действия которых превышает год, относятся к долгосрочным. Долгосрочные инвестиции - это затраты организации на создание, увеличение размеров и приобретение внеоборотных активов сроком использования свыше года, не предназначенных для продажи, за исключением вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими видами деятельности:

- капитальное строительство в виде нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других объектов (или частей) основных средств;

- приобретение земельных участков и объектов природопользования;

- приобретение и создание активов нематериального характера.

Капитальное строительство– это отрасль материального производства, осуществляющая воспроизводство основных производственных и непроизводственных фондов народного хозяйства Российской Федерации. Основными направлениями воспроизводства основных фондов являются новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий и организаций.

Новым строительствомявляется строительство предприятия, здания, сооружения на новых или освобожденных для этой цели земельных участках (площадках) по первоначальному проекту, утвержденному в установленном порядке. Такое строительство считается новостройкой до полного его завершения и ввода в действие на полную проектную мощность. Если в процессе строительства до ввода мощностей объекта в действие производится пересмотр проекта строительства, обеспечивающего выпуск основной продукции, то продолжение этого строительства по измененному проекту также считается новостройкой.

Расширением действующих предприятийявляются вторая и последующие очереди строительства, дополнительные производственные комплексы и производства на предприятии; дополнительные новые вспомогательные и обслуживающие производства на территории действующего предприятия; увеличение пропускной способности действующих вспомогательных и обслуживающих производств на территории действующего предприятия или примыкающих к ней площадках. Расширение предприятий производится также по утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Реконструкция действующих предприятийпредставляет собой обновление основных фондов на новой технической основе. К ней относится полное или частичное переоборудование предприятий без строительства новых и расширения действующих цехов предприятия. В зависимости от объемов выполняемых работ и степени обновления основных фондов различают полную, частичную и малую реконструкцию предприятий.

Техническое перевооружение– это меры и работы по повышению технического уровня отдельных производств и участков производства. Мероприятия и работы по техническому перевооружению производства производятся по проектам и сметам на действующих предприятиях. При техническом перевооружении производится замена физически и морально устаревшего оборудования, модернизация оборудования и технических процессов.

Субъектами инвестиционной деятельности при капитальном строительстве, расширении и реконструкции объектов недвижимости являются:

- инвесторы – юридические или физические лица, осуществляющие вложение инвестиций в создание и воспроизводство основных средств в форме собственных, заемных и привлеченных средств;

- заказчики – уполномоченные инвесторами юридические и физические лица, осуществляющие реализацию объектов капитальных вложений;

- застройщики – организации, специализирующиеся на практической организации строительства объектов и контроле его осуществления;

- подрядчики – юридические или физические лица, выполняющие работы по строительству на основе договоров подряда;

- собственники – юридические или физические лица, обладающие правом собственности, то есть правом владения, пользования и распоряжения объектом строительства;

- пользователи объектов законченных капитальных вложений– юридические и физические лица, которым собственники передают построенные объекты в пользование на определенных условиях.

К задачам учета долгосрочных инвестиций относятся:

- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

- обеспечение контроля хода выполнения строительства и ввода в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие возведенных и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

- обеспечение контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Объекты долгосрочных инвестиций при постановке на учет подлежат оценке. Оценка производится исходя из фактических затрат, связанных с приобретением (возведением) объекта, к которым относятся:

- стоимость проектно-изыскательских, геологоразведочных и буровых работ;

- затраты на строительно-монтажные работы, включая монтаж оборудования;

- расходы на доведение объекта до состояния, пригодного для использования;

- затраты на отвод земельных участков и переселению;

- расходы по уплате процентов по заемным средствам, до постановки объекта на учет.

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:

- в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;

- по приобретенным отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.

При строительстве объектов организацию и управление строительством, контроль за ходом строительства, ведение бухгалтерского учета, а также сдачу объектов в эксплуатацию осуществляет застройщик. Застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат на строительство объектов застройщик должен предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом счете отражают инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах:

08-1 «Приобретение земельных участков»;

08-2 «Приобретение объектов природопользования»;

08-3 «Строительство объектов основных средств»;

08-4 «Приобретение объектов основных средств»;

08-5 «Приобретение нематериальных активов»;

На субсчете 1 учитываются затраты на приобретение в собственность организации земельных участков.

На субсчете 2 учитываются затраты на приобретение в собственность организаций объектов природопользования.

На субсчете 3 учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).

На субсчете 4 учитываются затраты на приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.

На субсчете 5 учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.

Организация аналитического учета по счету 08 зависит от вида долгосрочных инвестиций.

По затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, аналитический учет ведется по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию; буровые работы; монтаж оборудования; оборудование, требующее монтажа; оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно-изыскательские работы; прочие затраты по капитальным вложениям.

По затратам, связанным с приобретением (созданием) нематериальных активов, аналитический учет ведется по каждому приобретенному или созданному самой организацией объекту нематериальных активов.

По Дб 08 отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов.

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в Дб 01, 03, 04 и др.

Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов. К незавершенным капитальным вложениям относят объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию.

 

Учет долгосрочных инвестиций в капитальное строительство

    Учет капитального строительства организуется в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету, основными из которых являются:

- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24.10.2008 г. № 116н;

- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н (в редакции приказа Минфина РФ от 18.05.2002 г. №45н).

Организация строительства осуществляется застройщиком. В роли застройщика могут выступать дирекции строящихся и действующих предприятий, ведущих капитальное строительство. Застройщик может осуществлять капитальное строительство подрядным или хозяйственным способом. При хозяйственном способе строительно-монтажные работы выполняются самим застройщиком, при подрядном – специализированной строительно-монтажной организацией, выступающей в роли подрядчика. Застройщик при этом является заказчиком, который заключает с подрядчиком договор на выполнение строительно-монтажных работ – договор подряда. Договор подряда оформляется на основе проектно-сметной документации, в которой наряду со специальными строительными показателями указывается стоимость объекта строительства. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) согласовывают объем строительно-монтажных работ, их стоимость, порядок приемки-сдачи, сроки выполнения, штрафные санкции.

У заказчика-застройщика при осуществлении капитального строительства объектами бухгалтерского учета являются незавершенное строительство и завершенное строительство.

Незавершенное строительство– это затраты заказчика-застройщика на строительство объекта от начала до завершения строительства, т. е. до приемки государственной приемочной комиссией.

Завершенное строительство– фактическая стоимость объекта строительства на дату его приемки государственной приемочной комиссией до ввода его в эксплуатацию или передачи инвесторам.

Затраты застройщика на строительство объекта согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций в бухгалтерском учете группируются по технологической структуре расходов, определяемой проектно-сметной документацией. Учет рекомендуется вести по следующей структуре расходов:

- на строительные работы;

- на работы по монтажу оборудования;

- на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа;

- на приобретение инструмента и инвентаря;

- на прочие капитальные затраты.

К расходам на строительные работыотносятся затраты, связанные с возведением, расширением и реконструкцией зданий и сооружений различного назначения. К этой категории расходов относятся не только расходы на работы, связанные непосредственно с объектами капитальных вложений, подлежащих в дальнейшем вводу в эксплуатацию в виде инвентарных объектов основных средств, но и расходы на работы по возведению временных титульных зданий и сооружений.

К таким объектам, на крупных строительных объектах, относятся: бетонные заводы, предприятия по производству асфальта, щебня и т.д. (вспомогательные производственные мощности).

К работам по монтажу оборудованияотносят работы по монтажу основного технологического оборудования строящегося объекта в соответствии со специализацией его последующей эксплуатации.

К затратам на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа,относят затраты на приобретение основного технологического оборудования, включенного в смету на строительство данного объекта.

К затратам, связанным с приобретением и монтажом оборудования, не относятся затраты на приобретение и монтаж оборудования для строительства объекта, относящегося к технологическому оборудованию строительства, например, строительных машин и оборудования, транспортных средств, обслуживающих строительство.

В смету на строительствоможет быть также включен инструмент и инвентарь, предназначенный для первоначального оснащения объекта строительства в связи с его назначением. Например, мебель и другой инвентарь предусматриваются в сметах при строительстве гостиниц, учебных заведений, больниц и других объектов социального назначения и сферы обслуживания.

В состав прочих капитальных работ и затрат сметы на строительство относят:

- предпроектные и проектно-изыскательские работы, расходы;

- расходы, связанные с землеотводом под строительство и переселением с отведенных под строительство территорий, компенсацией потерь переселенцев;

- расходы, связанные с выполнением инвестиционных условий, при получении разрешения на строительство;

- затраты на содержание дирекций строящихся предприятий или подразделений капитального строительства на действующих предприятиях;

- затраты на технический и авторский надзор со стороны заказчика и проектировщика;

- расходы, связанные с набором рабочих и подготовкой эксплуатационных кадров строящегося предприятия.

Не включаются в состав затрат по строительству объектов:

- пусковые расходы и пробная эксплуатация оборудования;

- расходы по устранению недоделок и брака по вине поставщиков материалов и оборудования;

- стоимость временных нетитульных (не включенных поименно в смету на строительство) сооружений, приобретаемых или возведенных подрядчиками за счет своих накладных расходов в период строительства, а также затраты на их снос;

- суммы штрафов, уплаченных за нарушение правил строительства или в связи с налогообложением;

- другие расходы, не включенные в сметы на строительство.

Учет затрат ведется по каждому объекту строительства в целом и по отдельным его составляющим, а при подрядном способе строительства и по договорам подряда.

Учет фактических затрат на строительство каждого объекта ведется нарастающим итогом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию.

Порядок документального оформления и учета затрат на капитальное строительство у застройщика зависит от способа их осуществления.

 

Учет при подрядном способе строительства

Как отмечалось, при подрядном способе работы по строительству объекта выполняются для заказчика-застройщика по договорам строительного подряда специализированными строительными организациями. В этом случае заказчик в составе незавершенного строительства наряду с другими затратами по строительству (организации, предпроектными, проектными и т. п.) учитывает принятые от подрядчика работы, а также прочие капитальные затраты, предусматриваемые в сметах.

Суммы НДС, предъявленные заказчику-застройщику проектными, подрядными и другими организациями по выполненным работам, учитываются на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС при приобретении основных средств».

Принятые заказчиком к учету выполненные проектно-изыскательские работы отражаются в составе незавершенного строительства записью:

Дб08/3 «Строительство объектов основных средств»,

Дб 19/1 «НДС при приобретении основных средств»

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учет выполненных работ ведется подрядчиком в накопительном порядке с начала выполнения работ до полного завершения обязательств подрядчика по объекту строительства под контролем заказчика в журнале учета выполненных работ (форма № КС-6а) в одном экземпляре. При сдаче заказчику выполненные подрядчиком строительно-монтажные работы (СМР) на основании журнала № КС-6а оформляются актом о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Формы № КС-2, № КС-З утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11. 1999 г. № 100.

Формы № КС-2 и КС-3 оформляются не менее чем в двух экземплярах: первый для подрядчика, второй – для заказчика и составляются по мере сдачи работ в сроки, установленные договором подряда.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ вычеты сумм налога, предъявленные заказчику-застройщику, производятся в общем порядке.

Следовательно, для применения вычетов необходимо наличие:

- документа сдачи-приемки очередного этапа работ по строительству объекта (или всего объекта);

- счета-фактуры.

Например,

1.Организация-застройщик заключила с подрядчиком договор на строительство объекта производственного назначения. Затраты организации застройщика на строительство составили: стоимость работ по составлению сметы – 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб.; стоимость строительных работ по предъявленным счетам подрядчика – 1 180 000 руб., в том числе НДС – 180 000 руб.;

 

1 Стоимость работ по составлению сметы 08/3 19/1   100 000,00 18 000,00
      60 118 000,00
2 Стоимость строительных работ 08/3 19/1   1 000 000,00 180 000,00
      60 1 180 000,00
3 Предъявлен бюджету к вычету 68 19/1 198 000,00

 

2. Организация ведет капитальное строительство цеха подрядным способом.

В апреле 2010 г. подрядчик выполнил очередной этап строительных работ, о чем составлены документы по форме № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» на сумму 591 143 руб., в том числе НДС – 90 174,36 руб., а также представлен счет-фактура.

 

1 Стоимость выполненного подрядчиком и принятого этапа работ 08/3 19/1   500 968,64 90 174,36
      60 591 143,00
2 Предъявлен бюджету к вычету 68 19/1 90 174,36

Учет при хозяйственном способе строительства

 

К строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом,относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами застройщика без привлечения подрядных строительно-монтажных организаций.

В соответствии с типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденными Минстроем России 4.12.1995 г. № БЕ-11-260/7 организациям рекомендуется вести учет затрат на производство строительных работ по следующим статьям:

- строительные материалы;

- заработная плата строительных рабочих;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

-расходы по обслуживанию строительных машин и механизмов (включая амортизацию основных средств);

- накладные (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы.

Строительная организация может самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ.

При хозяйственном способе строительные работы могут выполняться как ремонтно-строительными цехами, так и отделами капитального строительства (ОКС). В первом случае все затраты предварительно учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», субсчет1 «Ремонтно-строительный цех».

Дб 23/1Кт10 «Материалы» – на стоимость использованных встроительстве материалов;

Дб23/1 Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве;

Дб23/1 Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды;

Дб23/1 Кт 02 «Амортизация основных средств» – на сумму амортизации основных средств, использованных при строительстве;

Дб 23/1Кт 25 «Общепроизводственные расходы»;

Кт 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму накладных расходов.

До окончания работ на строительном объекте все затраты на строительно-монтажные работы, учтенные по дебету счета 23, являются незавершенным производством. По окончании работ на строительном объекте все затраты по его возведению списываются с кредита счета 23 записью:

Дб 08/3Кт 23/1

При осуществлении строительства специальным отделом капитального строительства затраты по строительству отражаются непосредственно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

При этом по мере осуществления затрат делают записи:

Дб08/3 Кт 10 «Материалы» – на стоимость использованных в строительстве материалов;

Дб 08/3Кт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве;

Дб 08/3Кт 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – на сумму отчислений на социальные нужды;

Дб 08/3Кт 02 «Амортизация основных средств» – на сумму амортизации основных средств, использованных при строительстве;

Дб 08/3Кт 25 «Общепроизводственные расходы»

Кт 26 «Общехозяйственные расходы» – на сумму накладных расходов.

Например,

Организация осуществляет хозяйственным способом строительство объекта основных средств, предназначенного для производства продукции, реализация которой облагается НДС. Затраты по строительству составили:

 - стоимость материалов - 212 400 руб., в том числе НДС – 32 400руб.;

- заработная плата работников строительного подразделения – 500 000руб.;

- сумма отчислений на социальные нужды (30,2%) – 151 000руб.;

- амортизация основных средств, использованных при строительстве, – 200 000 руб.;

- стоимость услуг сторонних организаций по строительству объекта - 118 000руб., в том числе НДС – 18 000 руб.

 

1

Оприходованы на склад поступившие материалы

10 19/3   180 000,00 32 400,00
  60 212 400,00
2 Переданы материалы строительному подразделению 08/3 10 180 000,00

3

Включена в затраты стоимость услуг сторонних организаций

08/3 19/1   100 000,00 18 000,00
  60 118 000,00
4 Оплачена задолженность перед поставщиками 60 51 330 400,00
5 Начислена з/п работникам строительного подразделения 08/3 70 500 000,00
6 Начислены страх.взносы 08/3 69 151 000,00
7 Начислена амортизация осн.средств 08/3 02 200 000,00
8 Начислен НДС на строит-монт. работы, выполненные хоз. способом 19/1 68 203 580,00

9

Предъявлен бюджету к вычету НДС по выполненному хозяйственным способом строительству

68

  212 580,00
19/1 180 180,00
19/3 32 400,00

 

Учетоборудованиятребующегомонтажа

 

Оборудование, требующее монтажа, для строящегося объекта может приобретать как заказчик, так и подрядчик.

В случае приобретения оборудования для строительства непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным способом, а также при строительстве хозяйственным способом учет приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования с целью его установки в строящихся объектах осуществляет застройщик (заказчик).

Для учета оборудования, требующего монтажа, используется счет 07 «Оборудование к установке».

Аналитический учет по счету 07 «Оборудование к установке» ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям.

Этот счет ведется организациями-застройщиками для отражения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, включая оборудование для мастерских, опытных установок, лабораторий, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся и реконструируемых объектах. К такому оборудованию относится также оборудование, которое вводится в эксплуатацию только после сборки и прикрепления к фундаменту или опорам, междуэтажным перекрытиям и другим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей этого оборудования, контрольно-измерительная аппаратура и иные приборы, предназначенные для монтажа.

Оборудование, не требующее монтажа (транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инвентарь, производственный инструмент, измерительные и другие приборы) на счете 07 «Оборудование к установке» не учитывается.

Первичный учет движения оборудования ведут в порядке, установленном для учета материалов, но с использованием первичных документов, предназначенных специально для учета оборудования.

Для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего его использования в качестве объекта основных средств используется акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14).

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, назначаемой приказом руководителя организации для осмотра и приемки оборудования.

В акте комиссия указывает свои выводы о состоянии оборудования и возможности его принятия к бухгалтерскому учету. К акту прилагаются сопроводительные документы (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, транспортная накладная и др.). Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

В случае невозможности проведения качественной приемки оборудования при его поступлении на склад акт формы № ОС-14 является предварительным и составляется на основании наружного осмотра оборудования.

При проведении монтажных работ подрядным способом в состав комиссии по приемке оборудования может входить представитель подрядной монтажной организации. В этом случае отдельный акт на передачу оборудования в монтаж не составляется. В получении оборудования на ответственное хранение уполномоченный представитель монтажной организации расписывается непосредственно в акте о приеме (поступлении) оборудования формы № ОС-14, и ему передается второй экземпляр акта.

В других случаях передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).

Данный акт составляется в случае, когда оборудование для монтажа передается монтажной организации и ранее, при приемке оборудования по акту формы № ОС-14, представитель монтажной организации не участвовал. Акт составляется в двух экземплярах, первый из которых передается в бухгалтерию. Второй экземпляр акта передается монтажной организации вместе с указанным в акте оборудованием.

При выявлении дефектов оборудования в процессе его монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16).

В акте отмечаются выявленные дефекты и подробно указываются мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов, а также исполнители и сроки исполнения. Акт составляется в количестве не менее трех экземпляров и подписывается представителями организации-заказчика, монтажной организации и организации-изготовителя. Каждая из подписавших организаций получает свой экземпляр акта о выявленных дефектах оборудования

Оборудование, требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету и отражается на счете 07 «Оборудование к установке» по фактической себестоимости приобретения, которая слагается из суммы всех затрат, связанных с его приобретением и вводом в эксплуатацию.

Расходы, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию оборудования для строящегося объекта, включают его стоимость по счетам поставщиков, транспортные расходы по доставке оборудования на объект, а также заготовительно-складские расходы, включая суммы комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим и внешнеэкономическим организациям; стоимость услуг товарных бирж; суммы таможенных пошлин и др.

Приобретение оборудования к установке за плату у других организаций и лиц отражается в учете застройщика записью:

Дб07 Дб 19/1 Кт60

При получении оборудования от учредителей в счет вклада в уставный капитал организации делают запись:

Дб 07 Кт 75

Расходы по доставке оборудования, требующего монтажа, до приобъектного склада и заготовительно-складские расходы так же учитываются предварительно на счете 07 записью:

Дб 07 Дб 19/1 Кт 60

При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом переданное в монтаж оборудование списывают с Кт 07 только после начала работ по установке на постоянном месте для эксплуатации. При этом делают запись:

Дб08/3 Кт 07

При строительстве объектов подрядным способом заказчик передает оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на счете 07, а у строительной организации оно принимается на забалансовый счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации незавершенного производства строительных работ стоимость оборудования списывают у заказчика со счета 07 записью:

Дб 08/3 Кт 07

При этом подрядчик стоимость оборудования или его частей, сданных в монтаж, снимает с забалансового учета, т. е. списывает со счета 005.

В учете застройщика оборудование, сданное в монтаж, учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, межэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания или сооружения) или начата укрупнительная сборка оборудования.

Затраты по монтажу оборудования фиксируются в справке об объемах выполненных работ по монтажу оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном по рядке, и отражаются в учете у застройщика записью:

Дб 08/3 Дб 19/1 Кт 60

Если застройщик приобретает оборудование, не требующее монтажа, то затраты застройщика, связанные с этим, отражаются на счете 08/3 в сумме принятых к оплате счетов поставщиков записью:

Дб 08/3Дб 19/1Кт 60

Как отмечалось, сумма НДС, предъявленная организации при приобретении оборудования к установке, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и не включается в его стоимость.

Организация-покупатель оборудования к установке может предъявленную поставщиком сумму НДС в дальнейшем предъявить к вычету при расчетах с бюджетом.

Первичными документами, подтверждающими поступление в организацию оборудования к установке, являются:

- счет и счет-фактура поставщика на оборудование к установке;

- счета и счета-фактуры, подтверждающие расходы, связанные с приобретением и доставкой оборудования к установке на склад организации или иное место хранения;

- платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате оборудования к установке и всех расходов, связанных с его приобретением и доставкой;

- акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).

С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

 

Например,

Организация-застройщик ведет капитальное строительство подрядным способом. Согласно договору подряда, обеспечение строительства оборудованием осуществляет застройщик. Затраты застройщика составили:

- стоимость оборудования, требующего монтажа, – 2 360 000 руб., в том числе НДС – 360 000 руб.;

- стоимость услуг транспортной организации по доставке оборудования, требующего монтажа, – 47 200 руб., в том числе НДС – 7 200 руб.;

- заработная плата, начисленная за разгрузку оборудования, требующего монтажа, – 3000 руб.;

- отчисления на социальные нужды с заработной платы за разгрузку оборудования, требующего монтажа, – 906 руб.;

- списание оборудования;

- стоимость работ по монтажу оборудования согласно предъявленным счетам подрядчика – 590 000 руб., в том числе НДС – 90 000 руб.;

- стоимость оборудования, не требующего монтажа, – 944 000 руб., в том числе НДС – 144 000 руб.;

- стоимость услуг транспортной организации по доставке оборудования, не требующего монтажа – 23 600 руб., в том числе НДС – 3 600 руб.;

- заработная плата, начисленная за разгрузку оборудования, не требующего монтажа – 2000 руб.;

- отчисления на социальные нужды с заработной платы за разгрузку оборудования, не требующего монтажа, – 604 руб.;

    - оплата по счетам поставщиков;

    - предъявлен бюджету НДС

 

1

Оприходовано на складе оборудование, требующее монтажа

07

19/1

 

 

60

2 000 000,00 360 000,00
2 360 000,00

2

Отражена стоимость услуг по доставке оборудования, требующее монтажа

07

19/1

 

 

60

40 000,00   7 200,00
47 200,00
3 Начислена з/п за разгрузку оборудования, требующее монтажа 07 70   3 000,00
4 Начисление страх.взносов (30,2%) 07 69      906,00
5 Списана стоимость оборудования, переданного в монтаж 08/3 07 2 043 906,00

6

Отражена стоимость работ по монтажу оборудования

08/3

19/1

 

 

60

500 000,00 90 000,00
590 000,00

7

Включена в затраты стоимость оборудования, не требующее монтажа

08/3

19/1

 

 

60

800 000,00 144 000,00
944 000,00

8

Отражена стоимость услуг по доставке оборудования, не требующее монтажа

08/3

19/1

 

 

60

20 000,00   3 600,00
23 600,00
9 Начислена з/п за разгрузку оборудования, не требующее монтажа 08/3 70   2 000,00
10 Начисление страх.взносов (30,2%) 08/3 69      604,00
11   12 Перечислено с р/с в погашение задолженности перед поставщиками Предъявлен бюджету к вычету НДС 60   68 51   19/1 3 964 800, 00   604 800,00

 

Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций

 

Источники финансирования долгосрочных инвестиций в зависимости от принадлежности делятся на собственные и привлеченные.

К собственным средствам организаций, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относятся:

- амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, находящимся в эксплуатации;

- чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль и иных аналогичных платежей;

- страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, наступивших в результате утраты и порчи имущества, и др.

К привлеченным средствам относятся:

- кредиты банков, займы;

- средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе;

- средства, поступающие от дольщиков при долевом участии в строительстве.

Использование собственных источников на финансирование долгосрочных инвестиций в бухгалтерском синтетическом учете не отражается.

Привлеченные для финансирования капитального строительства заемные средства, полученные по договорам займа или кредита, отражаются в бухгалтерском учете заемщика по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (при получении средств на срок более 1 года) или кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (при получении средств на срок менее 1 года). Заемные средства отражаются в бухгалтерском учете заемщика по факту получения в корреспонденции с дебетом счетов соответствующих денежных или материальных средств.

При использовании кредитов и займов сумма полученного для финансирования долгосрочных инвестиций кредита или займа отражается в учете записью:

Дб 51 Кт 66, 67

Проценты по кредитам и займам, полученным для строительства объектов в соответствии с требованиями п. 7, 8 ПБУ15/ 2008, начисленные до завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, относятся в состав затрат на строительство с одновременным увеличением обязательств по кредиту или займу записью:

Дб08/3 Кт 66, 67

Проценты, начисленные после завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию, относятся в состав прочих расходов.

Начисление и принятие к учету процентов производится в сроки, предусмотренные договором заимствования или кредитования.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками по операциям, связанным с приобретением и созданием имущества, за счет средств полученного кредита или займа отражается в учете записью:

Дб 60 Кт 51

При погашении задолженности по кредитам и займам в бухгалтерском учете делают запись:

Дб 66,67 Кт 51

В таком же порядке учитываются средства, полученные на финансирование капитальных вложений из бюджета и внебюджетных фондов на возвратной основе. При этом сумма полученных на возвратной основе средств подлежит обособленному хранению на специальном счете в банке и отражается в учете по Дб 55 «Специальные счета в банках».

Если же средства из бюджета и внебюджетных фондов поступают на безвозвратной основе, то они подлежат учету как целевое финансирование. В учете при этом составляются записи:

Дб 76 Кт 86

–отражена сумма средств целевого финансирования долго срочных инвестиций;

Дб 55 Кт 76

–отражена сумма полученных денежных средств в порядке целевого финансирования;

Дб 60 Кт 55

– произведены расчеты с поставщиками и подрядчиками по операциям, связанным с приобретением и созданием имущества.

Использование средств целевого финансирования в бухгалтерском учете отражается после ввода объектов основных средств в эксплуатацию. При этом использованные средства включаются в доходы будущих периодов:

Дб 86Кт 98

По мере начисления амортизации часть доходов будущих периодов в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации, включается в прочие доходы:

Дб 98 Кт 91

Средства, поступающие от дольщиков при долевом участии в строительстве, также учитываются в составе целевого финансирования. При этом использование средств целевого финансирования отражается после завершения строительства при передаче соответствующей части построенного объекта дольщику. В учете при этом составляется бухгалтерская запись:

Дб 86Кт 08/3

В том случае, если полученные средства в качестве целевого финансирования превышают стоимость передаваемого объекта строительства, разница возвращается дольщику:

Дб 86Кт 55

Если дольщиков много, то:

    Дб 76 Кт 55 и Дб 86 Кт 76

В бухгалтерском балансе коммерческих организаций источники финансирования долгосрочных инвестиций отражаются в составе краткосрочных (долгосрочных) обязательств или в составе доходов будущих периодов.

Завершенный строительством объект подлежит сдаче государственной приемочной комиссии. Подготовку объекта строительства к сдаче осуществляет заказчик-застройщик с привлечением проектировщиков и подрядчиков. Приемка объектов, законченных строительством, осуществляется в два этапа.

На первом этапе заказчик и проектировщик осуществляют приемку законченного строительством объекта у подрядчика. По результатам приемки составляется акт приемки законченного строительством объекта по форме № КС-11. Этот документ является подтверждением окончательного выполнения подрядчиками своих обязательств по договорам подряда и служит основанием для окончательных расчетов с ними.

На втором этапе осуществляется сдача объекта государственной приемочной комиссии. Приемочная комиссия создается по решению местной администрации, на территории и по разрешению которой осуществлялось строительство принимаемого объекта. В состав комиссии, кроме сдающей стороны и представителей администрации, включаются (в зависимости от назначения объекта) также специалисты, способные установить готовность законченного строительством объекта к безопасной эксплуатации в установленном проектной технической документацией режиме. По результатам приемки объекта члены комиссии подписывают акт приемки законченного строительством объекта по форме № КС-14. Данный документ служит основанием для ввода объекта в эксплуатацию.

После получения акта Госкомиссии собственники объекта недвижимости заявляют свои права на построенный объект в Государственное бюро регистрации прав на законченный строительством объект или долю объекта и после получения Свидетельства о собственности принимают объект к учету в составе основных средств.

Дб 01 Кт 08/3

 

Учет основных средств

Понятие, классификация и оценка основных средств

 

Объекты учета, относящиеся к основным средствам, представляют собой средства производства, а именно средства труда. Их характерной особенностью является то, что они участвуют в процессе производства длительное время, в течение многократно повторяющихся производственных циклов; при этом они сохраняют свою натурально вещественную форму, не входят материально в изготавливаемый продукт, а переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно, по частям, в течение всего срока полезного использования.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок их учета, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н.

В соответствии с этими документами к основным средствам от носятся объекты, одновременно соответствующие следующим условиям:

- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Начиная с 2006 г. согласно п. 5 ПБУ-6/01 установлено, что активы, отвечающие установленным условиям, но имеющие стоимость не более 40 000 руб., по решению организации могут в состав основных средств не включаться, а отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

Основные средства, используемые организациями, весьма разнообразны. Поэтому в целях рациональной организации учета, анализа структуры, состояния, движения, эффективности использования основные средства принято классифицировать по ряду признаков.

По формам собственности различают основные средства государственной, коллективной, частной форм собственности.

По отраслям экономики различают основные средства промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. Группировка основных средств по отраслевому признаку позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По участию в процессе производства или в зависимости от целей использования различают основные средства производственные и непроизводственные.

К производственным относятся основные средства, участвующие в производстве промышленной, строительной и сельскохозяйственной продукции, а также в торговле, общественном питании и других являющихся обычными (основными) видах деятельности, в процессе которой создается основной доход предприятия (доход от продаж).

К непроизводственным относятся основные средства, состоящие на балансе организации непроизводственного назначения, не участвующие в обычной (основной) деятельности организации, а обеспечивающие социально-бытовые и культурные потребности трудового коллектива.

По принадлежности или в зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

- объекты основных средств, принадлежащие предприятию на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

- основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

- основные средства, полученные организацией в аренду;

- основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

- основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

По степени использования основные средства организации подразделяются на используемые и неиспользуемые, находящиеся в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и на консервации.

По видам основных средств различают:

- находящиеся в собственности организации земельные участки;

- объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

- здания;

- сооружения;

- рабочие и силовые машины и оборудование;

- транспортные средства;

- производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;

- измерительные приборы и устройства;

- вычислительная техника;

- инструмент;

Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014, утвержденным приказомРосстандарта России от 12.12.2014 г. № 2018-ст. Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

Подобная классификация основных средств по видам приведена в п. 5 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).

Необходимо отметить еще один вид классификации основных средств, предусмотренный ст. 258 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ амортизируемое имущество для целей налогового учета распределяется по амортизационным группам. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 г. № 640) основные средства в зависимости от срока полезного использования объединяются в 10 амортизационных групп.

Первая группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.

Вторая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.

Третья группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Шестая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

Седьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.

Восьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.

Девятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.

Десятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

В соответствие с п. 1 постановления Правительства РФ 2002 г. № 1 при организации учета основных средств можно воспользоваться правом применять данную классификацию и для целей бухгалтерского учета.

Принадлежность объектов основных средств к соответствующей группе устанавливается на базе первичной учетной документации, технических паспортов, инструкций по эксплуатации и имеет важное значение при исчислении амортизации.

Основные средства, как и другие объекты бухгалтерского учета, отражаются в учете и отчетности в денежной оценке. Единые для различных видов имущества принципы оценки установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

В учете основных средств применяется три вида оценки: первоначальная, восстановительная и остаточная.

В соответствии с п. 7 ПБУ-6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств определяется по-разному в зависимости от источника их поступления. Основные средства могут поступать в организацию от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, в результате их приобретения за плату у изготовителей и торговых организаций, в результате строительства или изготовления, в результате безвозмездного поступления, в результате обмена на другое имущество.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации, определяется по согласованию между учредителями (участниками) организации.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется исходя из суммы фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В соответствии с п. 8 ПБУ-6/01 фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. К таким затратам согласно п. 7, 8 ПБУ-15/2008 относятся проценты за пользование кредитом, полученным для приобретения основных средств, начисленные и уплаченные до принятия объекта основных средств на учет. Проценты, начисленные и уплаченные после принятия объекта основных средств на учет, согласно п. 12 ПБУ-15/ 2008 в их первоначальную стоимость не включаются и относятся на прочие расходы организации.

Фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальная стоимость основных средств, поступивших в организацию в результате их возведения (сооружения) или изготовления за плату, определяется аналогично.

Первоначальная стоимость основных средств, изготовленных самой организацией, определяется исходя из фактических затрат на их изготовление.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

Первоначальная стоимость основных средств, полученных в обмен на другое имущество, определяется исходя из стоимости имущества, переданного в обмен. Стоимость имущества, переданного или подлежащего передаче организацией, устанавливается исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичного имущества.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

При любом способе поступления основных средств в их первоначальную стоимость включаются затраты на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования (затраты на сборку, монтаж, наладку, проведение технических испытаний).

Первоначальная стоимость основных средств определяется в момент их принятия к бухгалтерскому учету и изменению не подлежит в течение всего срока их нахождения в организации. Согласно п. 14 ПБУ-6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. При переоценке основных средств определяется их восстановительная стоимость. Восстановительная стоимость основных средств – это затраты на их воспроизводство в современных условиях. Иначе говоря, восстановительная стоимость представляет собой сумму денежных средств, которую организация должна была бы уплатить за объект основных средств в случае его приобретения на дату проведения переоценки.

Остаточная стоимость основных средств – это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой, начисленной по ним амортизации.

Согласно установленному порядку основные средства отражаются в текущем учете в оценке по первоначальной, а прошедшие переоценку по восстановительной стоимости. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются в составе внеоборотных активов в оценке по остаточной стоимости.

 

Документальное оформление операций с основными средствами

 

Формы первичных документов для оформления операций с основными средствами и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Госкомстатом предложены следующие формы документов по учету основных средств:

№ ОС-1 – акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений);

№ ОС-1а – акт о приеме-передаче здания (сооружения);

№ ОС-1б – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

№ ОС-2 – накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;

№ ОС-3 – акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;

№ ОС-4 – акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);

№ ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств;

№ ОС-4б – акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);

№ ОС-6 – инвентарная карточка учета объекта основных средств;

№ ОС-6а – инвентарная карточка группового учета объектов основных средств;

№ ОС-6б – инвентарная книга учета объектов основных средств;

№ ОС-14 – акт о приеме (поступлении) оборудования;

№ ОС-15 – акт о приеме-передаче оборудования в монтаж;

№ ОС-16 – акт о выявленных дефектах оборудования.

Акты о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б) применяются для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

- приобретения за плату у других организаций;

- строительства хозяйственным или подрядным способом;

- получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;

- внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;

- получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

- взятия в аренду с последующим выкупом;

- поступления по акту дарения;

- передачи в совместную деятельность и доверительное управление;

- передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Этот документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке. Например, при приобретении объектов недвижимости или транспортных средств в установленных законодательством случаях помимо актов о приеме-передаче объектов основных средств необходимы и иные документы, в частности документы, подтверждающие их государственную регистрацию. До представления свидетельства о государственной регистрации объекты недвижимости и транспортные средства не подлежат принятию к бухгалтерскому учету и остаются в составе незавершенных капитальных вложений.

Акты о приеме-передаче оформляются также при выбытии в результате их продажи другой организации, мены, безвозмездной передачи и пр.

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.

    После оформления акты с приложенной к ним технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка (книга).

    Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий экземпляр передается получателю.

Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

 

Организация синтетического и аналитического учета основных средств

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...