Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава II. Система наказаний




 

Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний (см. ст. 44-59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 "Понятие и цели наказания. Виды наказаний", а также из конструкции санкций за конкретные преступления.

Исторически система наказаний в российском уголовном законодательстве XX в. развивалась от чрезвычайно сложной, непоследовательной и одновременно суровой лестницы наказаний в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. к довольно четкой и краткой, хотя и весьма суровой системе наказаний по Уголовному уложению 1903 г. Последнее предусматривало восемь видов наказания: 1) смертная казнь; 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежная пеня. В советское и постсоветское время - от юридически слабо обоснованной системы наказаний в Руководящих началах уголовного права РСФСР 1919 г. постепенно переходили ко все более совершенствующимся системам наказаний в УК 1922, 1926, 1960 и 1996 гг.

Как отмечалось в главе об истории уголовного законодательства, первая советская система наказаний в Руководящих началах содержала пятнадцать видов наказания. Из них собственно уголовными мерами были лишь пять. Остальные, например, внушение, выражение общественного порицания, объявление бойкота и т.п., представляли собой общественно-нравственные санкции. Однако не следует спешить с обвинениями составителей Руководящих начал в непрофессионализме. Эта система отражала высокогуманные представления ее разработчиков о возможности противостоять преступности столь либеральными мерами. Разработчики располагали двумя системами наказаний по Уложениям 1845 и 1903 гг. Однако они не воспользовались ими как чрезвычайно суровыми, а составили свою.

УК 1960 г., который частично продолжает действовать поныне согласно ст. 10 об обратной силе уголовного закона, включал 14 видов наказания. После исключения ссылки и высылки их осталось 12. Среди них были общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред. Они также скорее относились к мерам общественного воздействия.

Первой позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие. Она включает 18 видов наказания и 12 подсистем наказаний.

Согласно буквенным обозначениям видов наказания - их тринадцать. Однако в п. "б" ст. 44 УК предусмотрен не один, а два вида наказания: "лишение права занимать определенные должности" и "лишение права заниматься определенной деятельностью". Также в п. "в" - пять видов наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград. Поэтому, если считать точнее, видов наказания не тринадцать, а - восемнадцать.

Это позволяет достаточно тщательно индивидуализировать наказание судам и исполнять его пенитенциарным, уголовно-исполнительным органам. Известно: чем больше подсистем (групп) и элементов (видов наказания) в системе наказаний, тем эффективнее она, как любая система, способна достичь своих целей. В зарубежных УК среди основных видов наказания фигурируют, как правило, три: арест, штраф и тюремное заключение. Иногда четвертым видом наказания выступает смертная казнь.

Второй особенностью российской системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания. Из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений. Как ранее отмечалось, согласно решению Конституционного Суда РФ, с марта 1999 г. суды не могут выносить приговоры с наказанием в виде смертной казни. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет (в большинстве зарубежных УК - 30 лет с широко применяемым пожизненным заключением; см. например, УК Франции). Режим отбывания лишения свободы также регламентирован Уголовным, а не Уголовно-исполнительным кодексом, тем более не тюремной администрацией, как при неопределенных приговорах в США.

Третья специфика системы наказаний по УК РФ - следование принципу законности. Она регулируется исключительно Уголовным кодексом. Не существует параллельно системы мер безопасности.

Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы следующим образом.

Наказания подразделяются прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.

К наказаниям, связанным с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.

По самостоятельности применения и исполнения наказания подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные). Статья 45 УК предусматривает девять основных видов наказания. Таковы обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Три вида наказания - штраф, лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основного, так и дополнительного. Шесть видов наказания - только дополнительные: лишение специальных званий, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград и конфискация имущества.

Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания - главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.

Например, такое дополнительное наказание, как лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью, назначаются судами лишь в случаях, когда преступление совершено с использованием служебной или иной трудовой деятельности. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" отмечается, что если содеянное по своему характеру не связано с должностным положением или профессиональной деятельностью виновного, он не может быть лишен права занимать эту должность или заниматься такой деятельностью*(32).

Конструкция основных и дополнительных наказаний в санкциях и порядок их назначения неодинаковы. Основные наказания всегда указаны в санкциях. Дополнительные - не всегда. При этом некоторые из них, а именно штраф и конфискация имущества, могут назначаться судом, если включены в санкции. Остальные дополнительные наказания назначаются по усмотрению суда.

Основные наказания в санкциях указаны в единственном виде или альтернативно с другими. Суд может назначать лишь одно основное наказание. Дополнительных наказаний суд может назначать два и более. Однако в сумме они не должны перевешивать основное наказание (см. подробнее таблицу соотношения и функций основных и дополнительных наказаний в учебном пособии В.К.Дуюнова)*(33).

По содержанию лишений и ограничений прав и свобод осужденных наказания делятся на пять групп (подсистем). Сразу оговоримся, что содержательно все виды наказания, кроме смертной казни, имеют комплексный характер. Критерием их дифференциации служит ведущий вид лишения или ограничения.

Подсистема "лишение свободы" включает связанные с изоляцией от общества арест, лишение свободы на срок и пожизненное лишение наказания. Конечно, полной изоляции от общества ни одно из них не влечет, даже при отбывании лишения свободы в тюрьме или пожизненного лишения свободы в одиночных камерах. По новому УИК РФ осужденные получили право на ежегодные отпуска с выездом за пределы уголовно-исполнительного учреждения. Поэтому в литературе вносятся предложения о переименовании лишения свободы на заключение в уголовно-исправительном учреждении.

Подсистема "ограничение свободы" включает одноименный вид наказания и содержание в дисциплинарной воинской части. Как и лишение свободы, оно соединяется с ограничением трудовых, семейных и жилищных прав. Ведущее ограничение - это ограничение в передвижении.

Подсистема имущественных наказаний представляет собой ограничение материальных прав осужденных. Таковы штраф и конфискация имущества.

Подсистема трудовых наказаний охватывает исправительные работы, обязательные работы, ограничение по воинской службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Ведущим ограничением здесь выступает принудительный труд, т.е. труд не по собственному выбору. Комплексность подсистемы трудовых наказаний выражается в сочетании профессиональных ограничений с материальными, связанными прежде всего с оплатой труда и получением в последующем пенсий.

Наконец, последняя исключительная подсистема наказаний включает всего один вид - смертную казнь. С вступлением России в Европейский Союз на исполнение смертной казни наложен, начиная с 1996 г., трехлетний мораторий, после чего должна последовать отмена смертной казни. Ничего экстраординарного в этом для России нет. Как отмечалось, в XX в. смертная казнь в России и СССР отменялась четыре раза. Ныне более пятисот осужденных к смертной казни ожидают окончательного решения своей участи.

Виды наказания по временным показателям иногда дифференцируют также на две подсистемы - срочные и бессрочные. Срочные - такие, которые назначаются на определенный период времени. К ним относится большинство видов наказания. Сроки однозначно определены в законе. При этом во исполнение принципа гуманизма запрещается назначать наказание за одно преступление выше максимального предела санкций за него. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции за соответствующее преступление, допускается (ст. 64 УК).

Подсистема бессрочных наказаний, которые назначаются за тяжкие преступления, включает лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь. При этом пожизненное лишенное свободы лицо по отбытии не менее двадцати пяти лет заключения может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания (п. 5 ст. 79).

В зарубежных кодексах можно встретить и другие классификации подсистем наказаний. Например, в УК Испании 1995 г. наказания по характеру и размеру делятся на строгие, менее строгие и небольшие. В этом же Кодексе имеется оригинальная норма, которая определяет, какие санкции не являются наказаниями.

Целостность системы наказаний предполагает их определенную иерархию и последовательность расположения внутри системы наказаний. УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., расположил виды наказания от менее тяжких к более тяжким (ст. 44 УК). Аналогична последовательность видов наказания и в санкциях за конкретные преступления.

Такое законодательное решение позволяет суду правильно просчитывать варианты санкций и вначале обсудить возможность назначения менее строгих наказаний. Часть 1 ст. 60 прямо устанавливает, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При замене наказания на более строгое, при злостном уклонении от исполнения первоначально назначенного наказания суд при такой конструкции перечня наказаний получил возможность более четко определять сравнительную тяжесть наказания. При замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК) у суда имеется такая же возможность.

В первый год действия УК (1997 г.) система наказаний в структуре судимости выглядела так: удельный вес штрафа по всем назначенным судами наказаниям, включая условное осуждение, составил 7,9%. Его снижение с 13% в 1996 г. объясняется сложностью исполнения в условиях социально-экономического кризиса. Применение исправительных работ по тем же правилам снижено до 6,9%. Лишение свободы на определенный срок составило 32,8%, пожизненное лишение свободы назначено 16 осужденным за убийства. Ввиду моратория на смертную казнь с 1997 г. она не была исполнена, равно как и в отношении более тысячи приговоренных ранее к этому наказанию.

Ввиду отсрочки применения по финансовым соображениям трех видов основных наказаний особенно резко выражено (до 52,4%) назначение судами условного осуждения к лишению свободы (ст. 73, 74). Беспрецедентно высокий рост условного осуждения в действительности противоречит принципу индивидуализации наказания, т.е. соответствия тяжести преступлений и личности виновного его наказуемости. Из-за невозможности применять новые гуманные виды наказания - арест, ограничение свободы, обязательные работы, а также потому, что к уголовной ответственности чаще всего привлекаются лица из несостоятельных слоев населения, суды вынуждены каждому пятому осужденному лишение свободы назначать условно. Однако неоправданный либерализм судами проявляется при назначении условного осуждения за тяжкие, в том числе коррупционные преступления. Так, по данным официальной судебной статистики в 1997 г. из 790 осужденных к реальному лишению свободы было приговорено всего 165 взяткополучателей, 343 или 437 - осуждены условно и 44 - к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы - исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний - единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.

 

Глава III. Виды наказания

 

_ 1. Штраф

 

Штраф - это денежное взыскание, налагаемое судом в пределах, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК РФ в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период (ст. 46 УК РФ).

По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. По самостоятельности назначения его следует отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов.

Штраф как вид принудительного ограничения имущественных прав физического лица имеет в различных отраслях права свои особенности. Так, штраф, наложенный на гражданина за совершение административного правонарушения, не влечет тех негативных правовых последствий, которые следуют за назначением штрафа как основного или дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 45 УК РФ). В последнем случае приговор, вынесенный судом, влечет судимость, которая, если она не снята или не погашена в установленном порядке, в ряде случаев влияет на квалификацию при совершении неоднократных преступлений.

В историко-правовом аспекте штраф как один из видов наказания был известен законодательству дореволюционной России. Согласно Уложению 1845 г. различались штрафы, поступающие в казну, и пени, поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения. Уголовное уложение 1903 г. также предусматривало две разновидности штрафа: денежную пеню и денежное взыскание. Пеня (от лат. poena - наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий*(34).

Штраф как наказание имущественного характера занимал одно из важных мест в законодательстве России советского периода. Весьма широко применялся штраф сразу же после революции.

В законодательстве и практике народных судов 1917-1918 гг. штраф являлся одним из наиболее часто встречаемых видов наказания. Так, в первой половине 1918 г. народные суды в Москве подвергли штрафу 54% осужденных, а во второй половине этого года - 56,9%*(35).

Законодатель во многих статьях УК РСФСР 1922, 1926 и 1960 гг. допускал возможность назначения штрафа за совершение довольно значительного числа преступлений. Так, в УК РСФСР 1960 г. применение штрафа предусматривалось в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в небольшом объеме.

В действующем УК штраф предусмотрен в санкциях более чем 30% норм Особенной части УК, в частности, в 60,6% - за преступления в сфере экономической деятельности.

В настоящее время наметилась тенденция к сокращению применения штрафа. Так, удельный вес всех осужденных к штрафу в 1994 г. составил 9,8%, в 1995 г. - 12,0%, в 1996 г. - 13,1%, в 1997 г. - 7,9%, в 1998 г. - 5,9%, в 1999 - 4,8% от общего числа осужденных*(36).

Как один из видов наказания он включен во многие статьи, предусматривающие ответственность за преступления небольшой и средней тяжести, так как является одним из эффективных средств воздействия за менее значительные преступления, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), обман потребителей (ст. 200), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257) и др.*(37)

В санкциях статей Особенной части УК РФ размер штрафа устанавливается дифференцированно, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Минимальный размер оплаты труда определяется в соответствии с действующим законодательством на момент назначения наказания осужденному.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и с учетом имущественного положения осужденного, т.е. заработка осужденного, состава и обеспеченности его семьи и др.

В качестве основного наказания штраф назначается в случаях, когда:

1) он указан в санкции статьи Особенной части;

2) он назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64);

3) он применяется в порядке замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80);

4) имеет место вердикт присяжных о снисхождении (ст. 65).

При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания - штрафа суд, учитывая срок содержания под стражей, либо снижает размер штрафа, либо полностью освобождает его от этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК РФ).

Как дополнительный вид наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, т.е. с любым основным видом наказания, за исключением исправительных работ.

В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, то суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. Учитывая положения ст. 31 УИК РФ, представляется неправильным утверждение о том, что "в отличие от прежнего законодательства штраф не может быть уплачен в рассрочку или отсрочен"*(38). В ст. 46 УК РФ не говорится ни об отсрочке, ни о рассрочке, так как этот вопрос урегулирован УИК РФ.

В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного. При этом необходимо учитывать, что взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. В частности, взыскание штрафа не может быть обращено на жилой дом, квартиру или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью); одежду, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонную и столовую утварь, находившиеся в употреблении; все детские принадлежности; транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов, и др.*(39)

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний (ст. 49, 50, 54).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания.

Из содержания ч. 5 ст. 46 УК РФ вытекает, что штраф не может быть заменен ограничением или лишением свободы. Замена ограничения или лишения свободы штрафом также не допускается.

Содержание штрафа и его применение в отношении несовершеннолетних имеет свои особенности. Так, штраф согласно ч. 2 ст. 88 УК РФ назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

 

_ 2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

В дореволюционной России лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в их современном понимании, входило в общее понятие поражения прав. Согласно Уложению о наказаниях 1845 г. поражение в правах носило строго сословный характер, что было ярко выражено в той части, которая касалась лишений служебных прав и правоспособности. Например, для дворян оно могло состоять в лишении права поступать на государственную и общественную службу, в лишении должности или звания, а для лиц церковного сословия - в потере навсегда духовного сана.

В интересующем нас контексте следует говорить о "поражении служебных прав и преимуществ" в части служебной правоспособности. Из их числа можно выделить: лишение права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а следовательно, и поступать на таковую; состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые; участвовать в выборах сословных собраний и быть избираемым в земских, городских или общественных собраниях; быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении; выбирать промысловые свидетельства на торговые предприятия, т.е. лишение права заниматься, в течение установленного срока или навсегда, определенными в законе видами торговли либо промыслов; быть третейским судьей, присяжным поверенным (адвокатом)*(40).

По общему правилу эти поражения в правах, являвшиеся, как правило, дополнительными наказаниями, имели силу на определенный срок после отбытия основного вида наказания. Так, для приговоренных к каторге или ссылке на поселение, отбыванию наказания в исправительном доме - в течение десяти, а к тюрьме - пяти лет по освобождении из заключения и т.д. По просьбе приговоренных эти сроки могли быть сокращены. Условием этого было, как правило, истечение половины указанных сроков и примерное поведение. Ходатайство о сокращении сроков направлялось прокурору, который при оценке соответствующих данных передавал их для решения в суд по месту жительства осужденного или окружной суд.

В Уголовном уложении 1903 г. предусматривалось только лишение прав состояния. Однако применение одной лишь этой меры ставило приговоренного к ней по существу в тяжелое экономическое положение.

В УК РСФСР 1922 г. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью включалось в перечень видов наказаний. При этом, однако, оно считалось разновидностью поражения отдельных прав осужденного (ст. 40 УК).

Этот вид наказания был известен и Основным началам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (ст. 13), а также Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст. 26). Основы, воспроизводя этот вид наказания, вместе с тем устанавливали, в каких случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом. Такого указания не содержалось в Основных началах 1924 г., которые определяли лишь максимальный срок этого наказания. Отдельные указания об условиях применения данного вида наказания имелись в ст. 38 УК РСФСР 1926 г.

По действующему уголовному законодательству лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ).

Применение этого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива со стороны лиц, преступления которых были связаны с их должностным положением или профессиональной деятельностью. Это наказание может быть весьма эффективным, например, в отношении лиц, осужденных за обман потребителей, получение взятки, транспортные преступления.

По данным В.К.Дуюнова, в 1997 и 1998 гг. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применялось в единичных случаях - в отношении всего 102 (0,01%) осужденных в 1997 г. и 59 (0,006%) осужденных в 1998 г. Причем во многих случаях это наказание не применялось и по тем статьям, которые предусматривают его в санкциях (в том числе и как дополнительных, обязательных для применения). Лишь за присвоение и растрату, совершенные при квалифицирующих признаках (ч. 2 ст. 160 УК), это наказание назначалось чаще - в отношении 59 (0,9%) осужденных в 1997 г. и 52 (0,7%) осужденных в 1998 г.; да за уклонение от уплаты налогов по ст. 198 и 199 УК - в отношении 12 (3,1%) осужденных в 1997 г. и только 2 (0,3%) осужденных в 1998 г.*(41)

В соответствии с ч. 2 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах (ч. 1 ст. 72 УК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 47 УК РФ при применении этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Обращает на себя внимание указание, содержащееся в ч. 1 ст. 36 УИК РФ, согласно которому в срок данного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется совершенное преступление. В соответствии с ч. 3 ст. 47 УК РФ такое решение возможно при условии, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 33 УИК РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

В соответствии со ст. 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

 

_ 3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

 

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград представляет собой такой вид наказания, который связан с морально-психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин или государственную награду.

Согласно ст. 48 УК РФ этот вид наказания может применяться лишь в качестве дополнительного при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с обязательным учетом данных о личности виновного.

Специальные звания присваиваются работникам органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой служб и др.

Воинские звания - это звания, присваиваемые лицам офицерского и армейского состава Вооруженных Сил РФ на основании Федерального закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г.*(42)

Почетные звания устанавливаются в целях поощрения граждан за многолетний добросовестный труд, мастерство и пр.*(43)

Классный чин - это особое звание, присваиваемое государственным служащим, занимающим государственные должности на основании Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.*(44)

Государственные награды - это ордена, медали, знаки отличия РФ и др., предусмотренные Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. (в редакции Указа от 6 января 1999 г.)*(45).

При наличии нескольких званий, орденов и пр. суд вправе лишить их всех или части.

В соответствии со ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета.

В течение одного месяца со дня получения копии приговора соответствующее должностное лицо обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

_ 4. Обязательные работы*(46)

 

Обязательные работы являются новым видом наказания, ранее не известным уголовному законодательству России. Этот вид наказания содержится в ряде зарубежных УК, например, кодексах Франции, Испании и др.

Сущность обязательных работ заключается в том, что осужденный к этому наказанию должен выполнить в свободное от основной работы или учебы указанное в приговоре время бесплатные общественно полезные работы, вид которых определяется органами местного самоуправления (ст. 49 УК РФ). Срок обязательных работ устанавливается судом в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбывается не свыше четырех часов в день.

Они применяются только как основное наказание. Обязательные работы предусмотрены в основном за преступления небольшой тяжести, в частности, за ряд преступлений против собственности, экономической и служебной деятельности и некоторых других.

В связи с тем, что обязательные работы предполагают трудовую деятельность осужденного, они не назначаются лицам, признанным инвалидами I или II группы. В силу специфики этого наказания оно не назначается беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или срока ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ, согласно ст. 30 УИК РФ, признается осужденный, который более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, или более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, или скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.

 

_ 5. Исправительные работы

 

В дореволюционной России широко практиковалось применение принудительных (каторжных) работ без изоляции осужденного от общества.

Такие работы обычно осуществлялись приговоренными к ссылке. В дореволюционной литературе активно обсуждался вопрос о дополнении системы имущественных взысканий отдачей в заработки в качестве замены денежной пени (штрафа) в случае несостоятельности лица. Однако сколько-нибудь широкого развития эта мера не получила, так как ее практическое осуществление представляло значительные трудности.

Исправительные работы как самостоятельный вид наказания появился в уголовном законодательстве с первых дней существования Советской власти*(47). Первоначально в законе предусматривалось два вида наказания - ссылка, соединенная с принудительными работами, и исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного.

В последующем в процессе совершенствования этого вида наказания исправительные работы стали подразделяться на исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, и исправительные работы, отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но обязательно в районе места жительства осужденного (ст. 27 УК РСФСР 1960 г.).

УК РФ 1996 г., сохранив исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, отказался от исправительных работ, отбываемых в местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого вида наказания. Такое решение вопроса обусловлено происшедшими в России социально-экономическими изменениями, появлением безработицы и пр.

В последние годы назначение исправительных работ сократилось и продолжает сокращаться. Так, в 1994 г. этот вид наказания был назначен 14,8% осужденных, в 1995 - 9,4%; в 1996 г. - 8,2%; в 1997 г. - 6,9%; в 1998 г. - 5,3%*(48).

В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду с вычетом из его заработка в доход государства определенной части - в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Они устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по основному месту работы осужденного.

По содержанию исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними экономические права. По самостоятельности назначения - к основным, по срочности - к срочным видам наказания.

Исправительные работы отнесены законодателем к основным видам наказания. Как таковые они могут применяться лишь в случаях, когда предусмотрены санкцией статьи Особенной части. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе (ст. 64), и при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65).

Несмотря на то, что исправительные работы выполняются осужденным по месту его работы, его труд является принудительным, о чем свидетельствуют соответствующие нормы УИК РФ, предусматривающие ряд ограничений в процессе трудовой деятельности осужденного. Так, в период отбывания исправительных работ осужденный не может уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, этот срок не засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж и т.д. Кроме того, уголовно-исполнительная инспекция, учитывая характер и степень общественной опасности преступления, личность осужденного, его поведение и пр., вправе устанавливать дополнительные запреты и ограничения. Например, инспекция может запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, обязать его являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Такие дополнительные запреты и обязанности предусмотрены законодателем с целью предупреждения новых правонарушений.

В соответствии с УИК РФ (ст. 42) срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работает и из его заработной платы производятся удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок наказания, то отбывание исправительных работ продлевается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией места, в котором работает осужденный, из уголовно-исполнительной инспекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок отбывания исправительных работ засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. В этот срок засчитывается также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным. В срок наказания не засчитываются: время, в течение которого осужденный не работал, за исключением случаев, когда это было вызвано уважительными причинами или когда осужденный был признан в установленном порядке безработным; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

К исправительным работам могут быть приговорены лишь трудоспособные лица. И хотя законодатель не делает такой оговорки, указание на то, что исправительные работы осуществляются по месту работы, следовательно, работающими, позволяет сделать именно такой вывод. Ориентиром в этом вопросе может служить ч. 4 ст. 49 УК, определяющая круг лиц, которые не могут быть привлечены к обязательным работам.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 3 ст. 50 УК РФ).

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ, согласно ч. 3 ст. 46 УИК РФ, признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из следующих нарушений: непоступление без уважительных причин на работу в течение 15 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции; уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение 15 дней; неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; нарушение установленных УИК РФ и возложенных на осужденного обязанностей и запретов; прогул, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

В теории российского уголовного права исправительные работы оценивались неоднозначно. Так, М.М.Исаев считал исправительные работы, отбываемые по месту работы, имущественным взысканием, замаскированным штрафом*(49).

В.Д.Меньшагин также называл исправительные работы замаскированным штрафом, взимаемым в рассрочку. Он пришел к выводу, что исправительные работы - более мягкое наказание, чем собственно штраф, так как соответствующая сумма уплачивается осужденным не сразу*(50).

Вместе с тем исправительные работы отличаются от штрафа следующими признаками:

1. По характеру исполнения - штраф, как правило, единовременное взыскание (за исключением рассрочки платежа), исправительные работы, протяженные во времени.

2. По социально-правовым последствиям - исправительные работы влекут за собой некоторые ограничения в трудовой деятельности, штраф таких ограничений не влечет.

3. По порядку исполнения этих видов наказания в случае уклонения от них осужденного - исправительные работы могут быть заменены ограничением свободы или лишением свободы, штраф этими видами наказания заменен быть не может.

4. Исправительные работы - только основной вид наказания, в то время как штраф может быть и основным, и дополнительным.

5. Исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным, штраф может быть назначен и таким лицам.

 

_ 6. Ограничение по военной службе

 

Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч. 1 ст. 51 УК РФ).

Карательное содержание этого наказания проявляется прежде всего в правоограничении материального характера - из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%*(51). Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет только в качестве основного наказания, как дополнительная мера наказания оно применяться не может.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат. Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 144, 145 УИК РФ).

В случае увольнения осужденного с военной службы до истечения сроков назначенного наказания суд может заменить неотбытую часть ограничения по военной службе более мягким видом наказания в порядке, определенном ст. 148 УИК РФ.

Военнослужащий, отбывающий рассматриваемый вид наказания, может быть условно-досрочно освобожден от наказания в соответствии со ст. 79 УК РФ.

Замены ограничения по службе в случаях злостного уклонения осужденного другим видом наказания закон не предусматривает.

Данный вид наказания следует отличать от исправительных работ (ст. 50). Применение ограничения по военной службе ограничено по субъекту, оно может назначаться только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Исправительные работы могут назначаться более широкому кругу осужденных - любым трудоспособным гражданам, имеющим основное место работы. В ч. 1 ст. 39 УИК РФ специально подчеркивается, что исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного.

Ограничение по военной службе назначается осужденным на срок от трех месяцев до двух лет, и при этом минимальный процент удержания из денежного содержания осужденного в доход государства законом (ст. 51 УК РФ) не определен, в то время как исправительные работы назначаются осужденным на срок от двух месяцев до двух лет и при этом в законе (ч. 2 ст. 50 УК РФ) определен минимальный процент удержания из заработка осужденного - он не может быть менее 5%.

При исправительных работах в карательное содержание этого наказания входят лишь правоограничения трудового и материального характера - из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в пределах от 5 до 20%, в то время как при ограничении по военной службе помимо денежного удержания имеют место и другие правоограничения - осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, срок этого наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Вместе с тем осуждение к ограничению по военной службе не связано с некоторыми правоограничениями в сфере трудовой деятельности, присущими исправительным работам. Например, ограничения в продолжительности ежегодного отпуска и др.

Наконец, при злостном уклонении от отбывания ограничения по военной службе законодатель не предусматривает замены наказания иным. Исправительные работы могут быть в этих случаях заменены другими, названными в ч. 3 ст. 50 УК РФ видами наказаний (например, ограничением свободы).

 

_ 7. Конфискация имущества

 

Конфискация по законодательству России XIX - начала XX в. относилась к имущественным наказаниям. Терминологически конфискация определялась как отобрание имущества, являясь дополнительным наказанием и представлявшим собой изъятие у виновного имущества либо некоторых предметов, а равно и уничтожение преступных последствий его деятельности. Изначально допускалась полная и специальная конфискация, однако полная конфискация, предусматривавшая отобрание всего имущества, в последних редакциях Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. была исключена после того, как теоретическая и практическая несостоятельность этой меры в 1871 г. была признана Министерством юстиции*(52).

По действовавшему в то время законодательству России отобранию (конфискации) подлежали: предметы, запрещенные к употреблению в гражданском обороте, нахождение которых в обладании виновного само по себе составляло бы нарушение закона. Например, фальшивые деньги, поддельные документы, запрещенные орудия лова и др.; предметы, служившие или предназначавшиеся быть средством совершения преступления, например, приспособления и материалы для подделки денег, машины и инструменты для запрещенных промыслов и др.

Вместе с тем отобрание подобных предметов отличалось от изъятия предметов в качестве вещественных доказательств, имеющего процессуальное значение (так называемая "специальная конфискация"). Таковыми могли быть как предметы, добытые преступным путем, так и те, на которые было направлено преступное деяние, служившие орудием его совершения, изъятые при обыске, выемке и др. Последние могли быть возвращены по вступлении приговора в законную силу. Отобранию подлежали также предметы, добытые преступным путем, например, взятка или дичь, лес, добытые с нарушением установленных правил и т.п. При этом закон не определял никаких общих правил, что именно подлежит отобранию, а делал подобные указания в Особенной части, при изложении взысканий за отдельные преступления.

Применение специальной конфискации по общему правилу не зависело от усмотрения суда, а наступало в силу самого закона. Однако иногда применение таковой и определение ее объема предоставлялось на усмотрение суда.

Современное уголовное и процессуальное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность как полной, так и частичной конфискации. В соответствии с ч. 1 ст. 52 УК РФ конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. При этом конфискация применяется только в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45 УК РФ). Законодатель специально оговаривает, что данное наказание может быть назначено судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части. УК РФ, указывая границы ее применения, а именно: тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 52 УК РФ).

Полная конфискация предполагает изъятие всего имущества, принадлежащего осужденному. Частичная конфискация распространяется только на то имущество, которое указано в приговоре путем либо перечисления конкретных предметов, либо указания размера.

Принудительность конфискации заключается в том, что при вступлении приговора в силу определенное имущество изымается помимо воли осужденного и членов его семьи.

Безвозмездность изъятия означает, что изъятое имущество не компенсируется. Однако при незаконном осуждении имущество может быть возвращено незаконно осужденному, если оно не обращено еще в собственность государства или не реализовано в установленном законом порядке.

Оценивая конфискацию как вид наказания, представляется возможным сделать ряд замечаний.

Во-первых, полная конфискация, т.е. безвозмездное изъятие всего имущества осужденного, в ряде случаев нарушает имущественные права членов семьи осужденного, отнюдь не всегда находившихся в курсе его преступной деятельности. Более того, в ряде случаев практически невозможно отделить "собственность осужденного" от законной собственности на его имущество иных лиц. Практика передачи права собственности давно и успешно используется.

Во-вторых, на наш взгляд, не совсем логичным представляется то, что, например, ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата) предусматривает срок лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой, а по ч. 3 ст. 161 УК РФ (грабеж) конфискация обязательна. Характерно, что особоквалифицирующие признаки ч. 3 указанных статей абсолютно идентичны (организованная группа, крупный размер, две или более судимости за хищение или вымогательство).

Кроме того, полная конфискация как специфический вид материального взыскания в реальном ее применении не в полном объеме отвечает целям и задачам уголовного наказания. Данным целям может соответствовать конфискация частичная - изъятие определенной части имущества, конкретно определенной приговором. В данном случае не затрагиваются гражданско-правовые интересы третьих лиц, поскольку конфискация по своей сути может быть обращена только к лицу, виновному в совершении преступления. И, наконец, не способствует ли полная конфискация совершению повторных (неоднократных) преступлений лицом, приговоренным к таковой и отбывшим реальный срок лишения свободы? Возможность трудоустройства лиц, имеющих судимость, была ограничена и ранее, а в реальности настоящего времени она практически исключена, правда, если не брать в расчет дальнейшую криминальную профессионализацию.

Уголовное законодательство (ч. 3 ст. 52 УК РФ) со ссылкой на УИК РФ определяет, что не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении. УИК РФ установил в приложении Перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Список этот весьма широк: от жилого дома, квартиры (не более одного дома или квартиры на семью), земельных участков, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, до предметов домашней обстановки, утвари, одежды, находящейся в употреблении, и т.д. Не подлежат конфискации и все детские принадлежности (п. "в" ч. 5 Перечня), мебель, минимально необходимая для осужденного и членов его семьи (п. "б" ч. 5 Перечня), топливо, предназначенное для приготовления пищи и отопления семьи осужденного (ч. 7 Перечня), семена, необходимые для очередного посева, и т.д.

По своему юридическому смыслу конфискация как изъятие имеет не только уголовно-правовое, но и уголовно-процессуальное значение. В последнем случае имеется в виду так называемая специальная конфискация, отнюдь не являющаяся наказанием, хотя по содержанию во многом совпадающая. Специальная конфискация заключается в изъятии таких предметов, как предметы, изъятые из гражданского оборота, вещественные доказательства, предметы, которые служили орудиями преступления, деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, другие предметы, которые могут служить средствами к обнаружению преступления (ст. 83 УПК РСФСР). При этом, в соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 86 УПК РСФСР, суд решает вопрос о судьбе вещественных доказательств. Так, орудия преступления и вещи, запрещенные к обращению, передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются, деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства. И, наконец, в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества следователь обязан наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем (ч. 1 ст. 175 УПК РСФСР).

Конфискация имущества имеет некоторые общие черты со штрафом. Общим для этих видов наказания является то, что как конфискация имущества, так и штраф являются наказаниями имущественного характера. Кроме того, при конфискации имущества, так же, как и при штрафе, принадлежащее осужденному определенное имущество поступает в собственность государства, а не какого-либо лица.

Различие конфискации и штрафа заключается в следующем:

1. Штраф применяется при совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а конфискация - при совершении тяжких или особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений.

2. Штраф является денежным взысканием, а конфискация заключается в принудительном изъятии принадлежащего осужденному имущества.

3. Размер штрафа устанавливается в зависимости от тяжести преступления с учетом материального положения осужденного и в пределах, предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК, а при конфискации количество имущества, подлежащего конфискации, определяет суд.

4. Штраф может быть как основной, так и дополнительной мерой наказания, а конфискация только дополнительной.

 

_ 8. Ограничение свободы*(53)

 

Ограничение свободы является новым видом наказания, который отсутствовал в системе наказаний УК РСФСР, хотя УК 1960 г. и предусматривал возможность применения имеющего сходство с ограничением свободы условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 242). Его отличие от ограничения свободы заключалось в том, что лицо осуждалось к лишений свободы, и последнее носило условный характер. Такие признаки отсутствуют у ограничения свободы как вида наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Наказание в виде ограничения свободы может быть только основным. В качестве такового ограничение свободы может быть определено судом в случаях, когда:

1) оно предусмотрено в санкции статьи Особенной части;

2) оно назначается судом в порядке применения ст. 64 УК (назначение более мягкого наказания);

3) оно назначается судом в порядке ст. 80 УК (замена неотбытой части наказания более мягким);

4) при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК);

5) оно заменяет обязательные или исправительные работы при злостном уклонении от них.

Согласно ч. 2 ст. 53 УК РФ это наказание назначается на срок от одного года до трех лет лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, а лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности - на срок от одного года до пяти лет. Однако в случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой они проживали или были осуждены. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации. Срок ограничения свободы исчисляется со дня постановки осужденного на учет в исправительном центре. В срок ограничения свободы засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр при замене неотбытой части лишения свободы ограничением свободы из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы, а также время краткосрочного выезда после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр. Вместе с тем в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток. Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перехода на другую работу (ст. 47, 49 УИК РФ).

Осужденные к ограничению свободы обязаны постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра, участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста. Кроме того, это наказание не может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ).

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Злостным уклонением от отбывания ограничения свободы, согласно ч. 3 ст. 58 УИК РФ, является самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места жительства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...