Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В) Культурная революция: цели и задачи




 

Составной частью политики «Большого скачка» являлась также культурная революция.

В советской историографии культурная революция понималась как коренной переворот в духовном развитии страны, составная часть социалистических преобразований. Культурная революция включает создание социалистической системы образования и просвещения; перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции; преодоление влияния старой идеологии и утверждение марксистско-ленинской идеологии; создание социалистической культуры; перестройку быта.

Культурная революция в СССР должна была решить две основные задачи.

Во-первых: ликвидация неграмотности. Перепись населения 1920 г. выявила в стране 54 млн. неграмотных. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с М.И. Калининым. В пунктах и школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), которые содержались на средства общества, обучались почти 1,5 млн. взрослых. В результате по переписи 1926 г. грамотность населения составила 51,5%, в том числе по РСФСР - 55%. При этом грамотность городского населения составила 76,3%, а сельского - 45,2%.

Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи распространения в массах коммунистической идеологии. Руководил этой работой Главполитпросвет. С 1923 г. расширяется сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Выпускаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, исторические, революционные темы, излагавшие официальную точку зрения по тем или иным вопросам.

С 1924 г. широко развертывается пропаганда «основ ленинизма».

В условиях нехватки финансовых ресурсов школы переводят на финансирование из местных бюджетов, в 1921 г. в качестве временной меры вводят плату за обучение. К середине 20-х гг. школьное образование представляло собой следующую систему: начальная 4-летняя школа (1 ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), на базе начальной школы; школа 2 ступени (5-9 классы) с профессионализированными 8-9 классами в ряде школ.

Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. были школы ФЗУ. Кадры низшего и среднего технического и административного персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специальных профессиональных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения были техникумы с 3-летним сроком обучения (индустриально-технические, педагогические, сельскохозяйственные, медицинские, экономические, юридические, художественные).

В 20-е гг. возникла особая форма высшего образования рабочих - рабочие факультеты (рабфаки), которые подготовили первое поколение советской интеллигенции, политически и идеологически лояльной к Советской власти и Коммунистической партии.

В области высшего образования правительство проводило классовую политику, создавая благоприятные условия для поступления в вузы рабочих и крестьян. Принимались меры по коренному изменению содержания программ, удалению из вузов нелояльных к новой власти профессоров и преподавателей.

В начале 20-х гг. вводятся в качестве обязательных предметов исторический материализм, история пролетарской революции, история советского государства и права, экономическая политика диктатуры пролетариата.

В 1921 г. в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП), который готовил марксистские кадры преподавателей высшей школы.

Противоречия экономики и политики в условиях нэпа нашли свое отражение в литературе и искусстве. Возникают многочисленные творческие группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921) объединила прозаиков, которые искали художественные формы, способные выразить содержание послереволюционного времени (К. Федин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин). Литературная группа «Перевал» (1923), созданная при журнале «Красная новь», выступала за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы.

В 1923 г. возникает Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) - наиболее массовое литературное объединение 20-х гг. Деятельность его носила классовый характер, на страницах его печатных органов («На посту», «На литературном посту») велась кампания против непролетарских писателей, к которым рапповцы относили М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л. Леонова и др., называя их «попутчиками».

Принципиальное значение для развития литературы и искусства 20-х гг. имела резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925), положившая начало идеологизации литературы и искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве. Несмотря на то, что резолюция формально осуждала РАПП, говорила о свободном соревновании группировок и течений, в ней ставились задачи обеспечения перехода писателей-попутчиков на сторону коммунистической идеологии, борьбы с проявлениями буржуазной идеологии в литературе, за создание произведений, рассчитанных на массового читателя.

Аналогичная ситуация сложилась в области искусства, архитектуры, скульптуры, театра, где также существовало большое количество боровшихся друг с другом группировок и направлений.

Таким образом, в 20-е гг. сложились относительно благоприятные условия для развития в литературе и искусстве течений модернистского типа. Гораздо более драматической была судьба художников, ориентировавшихся на ценности традиционной русской культуры. Умер в нищете выдающийся живописец В.М. Васнецов. Погиб при невыясненных обстоятельствах великий русский поэт С.А. Есенин. Изощренной травле подвергался талантливый драматург М.А. Булгаков.

С конца 20-х гг. усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

Задачи и основные направления развития общественных наук были определены в принятых в 1931 г. постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии». Требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте». Вслед за этим начались поиски классовых врагов на «историческом фронте», на музыкальном и литературном «фронтах». В контрреволюционном вредительстве были обвинены историки Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев.

В 30-е гг. были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

Важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну, стал 1930 г. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только за годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылось свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриализации требовали все больше грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем, образовательный уровень рабочих продолжал оставаться невысоким: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 г., процент неграмотных среди рабочих был почти 14%. Поэтому для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. К началу 40-х гг. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. За период с 1928 по 1940 гг. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн. человек.

Одной из черт общественного сознания 30-х гг. было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. В 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах. На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Специальное постановление касалось создания учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Начиная со второй половины 20-х гг. литература и искусство стали рассматриваться как одно из средств коммунистического воспитания и просвещения масс. Именно этим объясняется усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Были упразднены все литературно-художественные группировки, в том числе возникшие на рубеже 20-30-х гг.: «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства»), Всероссийский союз писателей», Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Теперь писатели и поэты объединялись в единый творческий союз, который насчитывал 2,5 тыс. человек. В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. В числе руководителей Союза писателей СССР в 30-е гг. находились А.М. Горький и А.А. Фадеев. Был также создан Союз композиторов.

С возникновением творческих союзов относительная свобода художественного творчества ликвидировалась. Основным творческим методом стал социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства.

На рубеже 20-30-х гг. музыкальная культура была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос», «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко»). Композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров активно участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев.

В 30-е гг. широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова. Лучшие традиции русской поэзии продолжал в своем творчестве А.Т. Твардовский («Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному прошлому страны. В 1937 г. торжественно было отмечено 100-летие со дня гибели А.С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы: «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина.

В живописи успешно работали П.Д. Корин, М.В. Нестеров, Р.Р. Фальк. П.Н. Филонов.

Индустриализация способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. В проектировании участвовали такие известные архитекторы, как И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Например, Дом культуры имени Русакова (архитектор К.С. Мельников) в Москве напоминал гигантскую шестерню, театр Красной Армии (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев) - пятиконечную звезду и т.д.

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы и других промышленных центров. Однако в ходе работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники: Сухарева башня, Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.

Составной частью отечественной культуры 20-30-х гг. является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшейся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 покинувших страну обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в Северной и Южной Америке, в Австралии. За рубежом было основано несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь за рубежом. они пытались осмыслить роль и место России в истории и культуре человечества. Н.С. Трубецкой и Л.П. Карсавин стали основоположниками евразийского движения. В своем программном документе «Исход к Востоку» евразийцы говорили о принадлежности России двум культурам и мирам: Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляет собой особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада.

Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х гг., публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в Россию в конце 30-х гг., другие остались за границей, и их творчество стало известно в России лишь спустя несколько десятилетий.

Таким образом, итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. С одной стороны, в результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. С другой стороны, идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Таким образом, политика «Большого скачка» в социализм привела к трагическим последствиям для экономики страны, укреплению тоталитарной системы в СССР. За внешними успехами индустриализации и коллективизации скрывались падение производительности труда, удорожание стоимости жизни, появление несбалансированных отраслей народного хозяйства, господство нерентабельной государственной собственности и всеобъемлющей власти бюрократии.

 



Лекция 14

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...