Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обобщение педагогического опыта по развитию вокально-хоровых навыков младших школьников




В опыте российских педагогов-хормейстеров (Ю.Б. Алиев, К.Б. Саркисян, Д. Пиянзина и др.) применяется методика Е.Н. Кабановой-Меллер, согласно которой формирование вокально-хоровых навыков осуществляется на пяти уровнях.

Оценивала сформированность навыков экспертная группа в составе: Михайдарова А.М. - учитель музыки СОШ с. Мамыково, педагог высшей категории; Магарина Ю.А. - художественный руководитель МБУ «Центр развития культуры» Мамыковский сельский Дом культуры «Нефтяник», Алексеенко Р.И. - специалист администрации Нурлатского района, кандидат педагогических наук.

Назовем признаки сформированности вокально-хоровых навыков, по Е.Н. Кабановой-Меллер.

0 уровню соответствовала ситуация, когда ребенок совершенно не владел данным действием (нет умения).

1 уровень - хорист интонационно и позиционно правильно исполнил голосом знакомую мелодию (из предложенного перечня) с подсказками и помощью педагога.

2 уровень - хорист интонационно и позиционно правильно исполнил голосом знакомую мелодию самостоятельно, но лишь по образцу, копируя действия педагога.

3 уровень - хорист интонационно и позиционно правильно исполнил голосом знакомую мелодию, достаточно свободно выполняя действия, осознавая каждый шаг. Последнее эксперты выясняли, задавая детям вопросы о том, как нужно «правильно петь».

На 4 уровне дети автоматизированно, свернуто и безошибочно, интонационно и позиционно правильно исполняли голосом знакомую мелодию.

Мелодии, предложенные Д. Пиянзнойдля пения участникам детского хора на констатирующем этапе эксперимента:

1. Русская народная песня «Динь-дон».

2. Татарская народная песня «Волга-Волга».

3. Швейцарская народная песня «Кукушка».

4. Словацкая народная песня «Маленькая Юлька».

5. Русская народная песня «Как у наших у ворот».

6. З.Левина. «Неваляшки».

7. А. Филипенко. «Веселый музыкант».

8. М. Старокадомский. «Веселые путешественники».

Каждый ученик на примере одного из этих произведений демонстрировал первоначальный уровень вокально-хоровых навыков.

Итак, развитие вокально-хoровых навыков хoрового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в млaдшeм школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка. Это и доказывает используемая нами система методов и приемов по формированию и развитию основных вокально-хoровых навыков у детей младшего школьного возраста. К концу года дeти устойчиво овладевают правильным певческим дыханием, развивают правильную дикцию, обучаются петь в унисон, не нарушая общего рисунка пения хoра, то есть становятся коллективом, единым певческим организмом, с которым можно работать далее, разучивая новые более сложные произведения.

В начале занятий педагоги-музыканты предлагают детям прослушать беседу о том, что из себя представляет хор, как нужно вести себя на хоровых занятиях. Затем - прослушивание детей и определение диапазона их голосов, наличие первоначальных навыков пения. Тембр голосов и уровень развития музыкального слуха у всех различны. Одни поют смело, громко, особенно те, кто не первый год занимается вокалом (она как бы стараются выделиться перед сверстниками); у некоторых при этом интонация сильно «хромает». Другие дети поют тихо и робко, некоторые из них- с верной интонацией.

Основные формы обучения: групповая (хоровое пение) и мелкогрупповая (пение в ансамбле). В хоровой кружок принимаются желающие обучаться дети после музыкального прослушивания и выявления уровня их музыкальной подготовки, обладающие музыкальными данными. При прослушивании проверяются музыкальный слух, голос, ритм, память.

На занятиях постоянноиспользуются следующие методы: наглядно-слуховой; словесный (в качестве настройки на восприятие нового произведения); также иногда детям предлагалось импровизировать голосом.

Одним из ведущих приемов обучения пению детей была демонстрация педагогом народной и академической манеры пения.

В процессебесед излагались теоретические сведения и иллюстрировались поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

На практических занятиях учащиесяосваивали музыкальную грамоту и разучивали песни - народные, детские, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция были предназначены дляпредконцертной подготовки произведений (номеров), развития актерских способностей детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт для самих детей, педагогов, гостей.

Каждое из занятий хорового кружка включало следующие этапы:

1.  Вокальная гимнастика

Ее задачи:

- разогреть вокальные мышцы и приготовить их к пению;

- освободить и укрепить артикуляционные мышцы (упражнения по В.В. Емельянову);

- формировать навык певческого дыхания.

2. Распевание (упражнения)

В распевании ребенок получает простую задачу, поэтому ему легче проследить, как исправить тот или иной недостаток исполнения, постепенно привыкнув к нужному положению певческого аппарата и посыла звука, перенести новую манеру пения в песню (упражнения по Д.Е. Огороднову, в том числе – для улучшения интонации у «гудошников»).

3. Работа над песней

Показ песни.

Работа над чистым и эмоциональным интонированием.

Работа над дикционными сложностями.

Сценическое оформление песни.

Репетиция с микрофоном на сцене.

Концертное исполнение перед зрителями

4. Рефлексия

Самоанализ результатов урока учащимся. Рефлексия – один из путей самопознания. Она помогает формированию адекватной самооценки, самосовершенствованию.

Чтобы реализовать педагогические условия обучения детей пению, мы обращали внимание на разнообразие применяемых упражнений, их взаимосвязанность в процессе формирования вокально-хоровых навыков детей. Также был составлен репертуар с преобладанием в нем народных и детских песен:

1) Русская народная песня «Сени».

2) Русская народная песня «Во кузнице».

3)  Белорусская народная песня «Перепелочка».

4) Русская народная песня «У медведя во бору».

5) Польская народная песня «Висла».

6)  «Раз, два, три». Слова Р.Паниной, музыка А.Варламова.

7) «Веснушки». Сл. Р.Паниной, муз. А.Варламова.

8) «Песенка шелковой кисточки». Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

9) «Фея моря». Сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова.

10) «Облака». Музыка Г. Минзулиной, обработка В.Давыдкина.

11) «Песенка про деда Мороза». Музыка Е.Бурцевой, обработка В. Давыдкина.

12) «В новогоднем лесу». Слова Е. Школовского, музыка А.Варламова.

На основе хорошо выученных песен создаются сценические номера, в которых дети не только поют, но и танцуют.

В процессе формирования вокально-хоровых навыков у детей педагоги обращаются к упражнениям, которые больше всего отвечают особенностям хора.

Так, для формирования навыка звукообразования разучиваются с детьми упражнения как по Д.Е. Огороднову («Сидит ворон на дубу, у-у-у, у-у-у»), так и на пропевание гласных «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными. Обращается внимание на то, что необходимо петь нефорсированным звуком, на удобных нотах, мягко начинать пение.

Чтобы дети усваивают правильную певческую установку, в начале занятий исполняют знакомую с детского сада песню Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

Работа над дикцией и основными правилами произношения в пении осуществлялась в ходе:

· произношения согласных,

· произношения гласных,

· произношения согласных конкретно в начале и конце слова,

· освоения правил культуры речи (ударений в словах).

Работа над дыханием направлена на освоение спокойного вдоха (без поднятия плеч) и экономичного выдоха без утечки воздуха. В звуковых упражнениях участвуют гортань и другие отделы голосового аппарата. Применяются такие методы работы, как показ, беседа, игровые ситуации.

В процессе формирования навыка пения без сопровождения детей учат моделировать высоту звука движениями рук, настраиваться на тональность перед началом пения. Жестом руки в стороны дети обозначают паузы.

Эффективен прием вокализации на стаккато звук «У». Дети интонируют намного точнее, когда осваивают его.

Выбираютсясамые несложные распевания, например: «Зайчик ты, зайчик, коротеньки ножки», «Выбрав светлый уголок, притаился паучок». Именно в это время понятно, что основная трудность на первом этапе - необходимость большой работы с «гудошниками». Это дети, не посещавшие до поступления в школу детский сад и какие-либо музыкальные занятия. Некоторые из них еле шевелят губами, особенно приемные в семьях дети (вероятно, сказывался психологический «зажим»).

На первом занятии участники хора лишь «распеваются». Первым произведением в нашем репертуаре может быть песенка кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем» (музыка Б. Савельева, слова А. Хайта). Она понравится ребятам, так как в ней поется об уходящем лете, а первые встречи у нас были в начале осени. К тому же многие ее уже знают из опыта домашнего пения под караоке.

Песню повторяется с текстом, в первую очередь - 1-й куплет, особенно с теми, кто эту песню слышал впервые. Затем: «пробежались» с мелодией, с аккомпанементом. «Камнем преткновения» бывает услышать, что дети с первых тактов не пели, а кричали. Приходится на «пол-пути» остановиться, объяснить, что песня хотя и задорная, но нужно пропевать каждое слово.

Но для этого и бывает организован детский хор, чтобы научить ребят видеть трудности и преодолевать их.

Несколько занятий подряд вновь и вновь возвращение к тому, чтобы хористы поняли разницу между пением и криком. Для этого - работа над русскими народными песнями «Во поле береза стояла», «Коровушка» и др.

Радостно, когда дети понимают, о чем говорит педагог, и выполняютего требования, хотя у них не всегда получается. Больше всего радует, что мимолетно проскальзывают удачные в вокальном отношении фрагменты песен.

Однажды на концерте, посвященном «Дню мамы», первыми выступали ребята из детского сада. У них было три номера - две песни и танец. Когда они начали петь, то их исполнение напомнило наше первое исполнение песенки кота Леопольда. Я поняла, что форсированное звучание связано с просьбой воспитателя подготовительной группы петь «громко» (дети понимали это как - «перекрикивая других»). Привычка к периоду поступления в школу становилась прочной, и переучиваться хористы не очень стремились.

И уже на следующем занятии я объяснила ребятам, что хоры бывают разные: народный, академический, самодеятельный. Поэтому, хотя в детском саду воспитатель просила петь «громко», мы будем учиться другой исполнительской манере (петь «немного по-другому»).

Так же я все-таки решила проверить, и ту же песню кота Леопольда прослушивала в групповом исполнении - дети пели квартетами. В каждую группу вошли по 2 выпускника детского сада и по 2 ребенка, не посещавших ДОУ. Оказалось, что у «детсадовских» на самом деле проявлялись «крикливые» интонации. Те дети, которые не ходили в детский сад, более пассивны, и, хотя не кричали при пении, но почти не открывали рты.

Также с первых дней стали заметными будущие трудности: нечеткая дикция, вялая артикуляция. Иногда было невозможно разобрать слов при пении, да и в разговоре, при ответах на мои вопросы. Поэтому с первых занятий мы стали осваивать скороговорки, сначала поговаривая их медленно и четко, затем пропевая - тоже медленно, меняя ритмический рисунок.

Например (на звук «Ч»):

Черной ночью черный кот

Прыгнул в черный дымоход.

Черной ночью чернота.

Не увидишь там кота.

Таким же образом прорабатывались звуки «Ш», «К» в других скороговорках:

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали и т.д.

Их мы пели по полутонам вверх и вниз.

Еще одна проблема возникла из-за того, что бывали перерывы в занятиях, например, если были заняты помещения, где мы работали с хором. К тому же, дети посещали занятия не всегда регулярно, особенно те, кто был из «неблагополучных» семей. Но уходить из хора совсем они не хотели, видимо, заинтересовались - ведь кроме песен, скороговорок мы читали сказки, чтобы лучше развивать дикцию и артикуляцию.

Я старалась проводить все занятия в игровой форме, чтобы детям некогда было скучать, и создавала теплую атмосферу. Из хора ушли только два человека, одна девочка - по причине переезда в другой город. Зато трое пришли в хор уже после начала занятий, включились в работу охотно, без особенных трудностей.

Наблюдение показало, что участники нашего хора часто подражают той девочке, которая занимается вокалом, и я предложила ей «обучать других детей».

Навыки строя, пения в ансамбле и пения под дирижерский жест формировались одновременно с другими навыками. Однако работе над формированием навыков пения под дирижерский жест мы уделяли особое внимание, ведь без них вся остальная деятельность хора была невозможной.

Особенно полезным для решения поставленных задач было обращение к приему рефлексии. Мы вместе с детьми просматривали видеозаписи их выступлений на сцене, обращая внимание на качество пения, звук, выражение лиц, напряженное или свободное исполнение. Недостатки становились очевидными. После этого многое в пении наших хористов улучшалось.

Кроме того, дети должны были овладеть навыком ансамблевого пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка), умением подстраивать свой голос к другим голосам, выравнивание их по силе и высоте, петь округлым нефорсированным звуком.

Для этого мы предлагали им петь каноны, русские народные песни с простыми подголосками.

Очень важно чтобы ребенок имел возможность репетиций с микрофоном, т.к. микрофон может, как украсить голос, так и испортить звучание. Микрофон мы рекомендовали держать около рта на одном расстоянии, иначе звук будет пропадать. Особенно сложной оказалась работа над произнесением в микрофон шипящих и глухих звуков. Также мы старались, чтобы фонограмма звучала одинаково по силе звука с микрофоном, и чтобы ребенок ее хорошо слышал. Для этого в нашей экспериментальной работе было предусмотрено проведение занятий в актовом зале.

В процессе подготовки эстрадного номера с детьми проводились беседы о характере произведений, смысле текста, в соответствии с которыми продумывались сценические костюмы. Очень важно, чтобы хористы умели двигаться на сцене, чтобы не были зажатыми, поэтому мы рекомендовали им использовать элементы танцев, выученных на занятиях хореографического кружка.

Очень важно чтобы в вокальном номере все было гармоничным: и вокал, и костюм, и движения.

Для того чтобы номера были более интересными, педагог консультировался как с преподавателем хореографами, так и с родителями, художественным руководителем Дом культуры.

Для создания положительного эмоционального настроя, возможности общения, и сопереживания успехам других, мы использовали такие формы работы, как проведение «отчетных» концертов для родителей; новогоднего вечера, музыкальной гостиной, в организации которых участвовали все хористы. Это дало им возможность услышать друг друга, сравнить свои успехи с успехами других, а педагогу, анализирующему работу детей, увидеть положительные моменты в продвижении каждого из них и определить перспективы дальнейшей работы.

Мы заметили, что концерты сплачивают коллектив, воспитывают у детей исполнительскую волю и уверенность в себе. Очень важным было и то, что удалось организовать сотрудничество родителей с педагогом в начале обучения.

Репертуар был успешно освоен участниками детского хора, и мы предложили им для ознакомления и дальнейшего разучивания несколько новых песен, в соответствии с пожеланиями хористов - в основном современные:

- «Золушка». Слова Ю. Гуреева, музыка А. Варламова.

- «Лето». Слова Л. Орловой, музыка А. Варламова.

- «Матрешка». Слова и музыка Ю. Верижникова.

- «Танцуй». Слова и музыка К. Ситник.

- «Я тут своя». Слова и музыка К. Ситник.


 

2.2. Типичные педагогические ситуации на уроках музыки:
практика использования методов вокально-хоровой работы

Мы практиковали широкое применение практических методов при повторении вокальных упражнений-попевок, песенного материала. Причем практические методы приобретают черты проблемности, если мы показываем детям не один вариант пропевания, а два или несколько, когда ученику надо самому найти вариант выполнения, нужные решения.

Обычно в вокальной работе наряду с общедидактическими применяется фонетический метод, но в данном случае в связи с возрастными особенностями первоклассников пение отдельных гласных или слогов не очень приветствуется, так как лишает восприятие детей образности.

Существуют специальные песни и попевки, в которых слоги ярко характеризуют музыкальный образ. В то же время данный метод помогает бороться со значительной вялостью артикуляционного аппарата у младших школьников, так как основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Метод показа и подражания занимает в нашей практике значительное место. При этом мы использовали не только позитивный, но и негативный показ, а дети сами выбирали нужный вариант и пытались объяснить свой выбор.

В работе над выразительностью певческого исполнения мы опробовали прием развития у поющих детей соощущения звука и образа, звука и света, применяя определения типа солнечный, теплый, холодный, пасмурный, звука и пластики – порывистый, спокойный.

Довольно часто практиковался нами метод мысленного пения. Мы считаем, что использование его даже на самом начальном этапе обучения пению имеет смысл, так как выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона. Этот метод помогает сосредоточиться, предохраняет голос от переутомления, делает слуховое внимание направленным.

Учитель музыки Скворцова Е.Н.применяет метод пения без сопровождения для развития певческого слуха, развития умения петь в унисон. В такой педагогической ситуации дети привыкают контролировать свой голос в сочетании с другими.

В практике работы с первоклассниками мы применяем метод сравнительного анализа, чтобы учить детей не только слушать и слышать, но и размышлять о музыке. Поскольку первоклассники еще не умеют самостоятельно разбираться в средствах музыкальной выразительности и плохо формулируют свои впечатления в речи, мы вначале сами характеризуем музыкальное произведения, подсказываем нужные слова. Постепенно школьники приучаются отвечать на поставленные вопросы.

Дети, сравнивая различные образцы звучания голоса, учатся отличать правильное звукообразование от неправильного. Им очень нравится выступать в роли «музыкальных критиков». Значительное место в нашей работе с детьми занимали игровые методы обучения пению. Интересна музыкальная игра в дирижера и «живые ноты», в процессе которой каждый ребенок может осваивать различные варианты пропеваниятрихорда.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательные и организационные возможности хoровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

В применении к детской психологии к младшим школьникам значение хoрового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опытадeти, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дeти, поющие в хoрошемхoре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.

Хoровое пение - искусство массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хoрошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хoром, звучит выразительней и ярче, чем ecли бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Через хoровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хoрахдeти приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хoрового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев А.Б. Настольная книга учителя-музыканта.- М., 2000.

2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе / - М., 1983.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.

4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., «Лань», 2004.

5. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ Возрастная и педагогическая психология. - М., 1979.

6. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск: Наука. Сиб.отделение, 1991.

9. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Развивающие голосовые игры. Методическая разработка для самостоятельной работы студентов по I уровню обучения программы «Фонопедический метод развития голоса». Тюмень, Изд-во Тюм ГУ, 2005.

10. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978.

11. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. - М., ВЛАДОС, 2000.

12. Левандовская Л. Музыка для 1-го класса. М.: Музыка, 1975.

13. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. – 1995.

14. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2003.

15. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., 1972.

16. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003.

17. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. Москва, ACADEMIA, 1999.

18. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. Москва, ACADEMIA, 2000.

19. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

20. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.

21. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва, «Прометей» МГПУ им. Ленина, 1992.

22. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва, ГИЦ «Владос», 2002

23. Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М.: МГУК, 1997.

24. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982.

25. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982.

26. Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Авт-сост. О.А. Апраксина. - Вып.14. – М.,1978.


[1]Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Под рук. Д.Б. Кабалевского.- М., 1977.

[2]Кирнарская Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. - М.: Академия,2003.

[3] Алиев Ю.Б. Программа «Музыка». 1-8 классы. М., 1993. С.15-20.

[4] Саркисян К.Б. Работа над выразительностью звука при распевании хора. Куйбышев, 1984.

[5] Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в общеобразовательной школе. М., 1989.

[6] Апраксина О.А. Хоровое пение как вид исполнительского искусства // Методика музыкального воспитания в общеобразовательной школе. М., 1983.

[7]Детский голос / Под ред. В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика», 1970. - С. 23.

[8]Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2000. – 304 с.

[9]Лаптев Н.Г. Основные аспекты музыкально воспитания младших школьников. Астрахань: Астраханский пед ун-т, 2001. – 166 с.

 

[10] Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. С. 145.

[11] Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М., 1979.

[12] Преображенская Н.А. Ваши творческие способности. – Екатеринбург, 2004. С.244-248.

[13] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. С.330-331.

[14] Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С. 8.

[15] Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...