Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХOРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Курсовая работа

 

 

Выполнил:

студент III курса ФКИ,

профиль «Музыкальное образование»

 

Научный руководитель:

к. п. н., доцент

Калинина Лариса Юрьевна

 

Самара 2018

Содержание

Введение............................................................................................................ 3

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА О РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ............................................................................................................................. 5

1.1. Особенности развития вокально-хоровых певческих навыков у младших школьников....................................................................................................... 5

1.2. Методы вокально-хоровой работы на начальном этапе развития вокально-хоровых навыков у младших школьников................................................................... 13

ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХOРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ................................................ 20

2.1. Обобщение педагогического опыта по развитию  

вокально-хоровых навыков младших школьников..................................... 20

2.2. Типичные педагогические ситуации на уроках музыки: практика использования методов вокально-хоровой работы............................................................... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 34

 

 



Введение

В наши дни успешная работа учителя музыки по реализации требований Федерального государственного стандарта требует особого внимания к вокально-хоровой работе на уроках. Хоровое пение – наиболее массовая и доступная форма детского музыкального исполнительства, которая обладает огромными возможностями в формировании вокально-хоровых навыков, в подготовке подлинных ценителей музыки, в воспитании лучших человеческих качеств. Пение в составе хорового коллектива благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как действенное средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи.

Как отмечал Д.Б.Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс - хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [1].

Решение задач музыкального образования возможно только при условии осмысленной, художественно-образной интерпретации школьниками музыкального материала. Выразительное исполнение произведений подразумевает эмоциональность, глубину понимания музыкальных образов. Такое исполнение, несомненно, требует овладения вокально-хоровыми навыками в качестве средств выразительности.

Функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого ребенка. Необходимо отметить, что в жизни детей хоровое пение на уроках музыки противостоит антиэстетическому явлению – популярной музыке низкого качества, постоянно звучащей с экранов телевизоров, по радио и т.д. Развивая собственную музыкальность, слух, переживая единство художественных чувств, испытывая интерес и радость звукоизвлечения, ребята в пении выражают лучшие стороны своего внутреннего мира.

И все же до сих пор существуют факты непрофессионального обучения пению на уроках. Неправильные певческие навыки, полученные в детском возрасте, отрицательно сказываются на дальнейшем музыкальном и общем развитии детей.

Вот те причины, по которым проблема обучения детей вокально-хоровым навыкам на уроке музыки актуальна для решения задач музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Это обусловило выбор темы нашего курсового исследования.

Объект: формирование певческих навыков учащихся.

Предмет: вокально-хоровая работа как средство формирования певческих навыков учащихся на уроках музыки в первом классе.

Цельработы: теоретически изучить проблему формирования певческих навыков учащихся в процессе вокально-хоровой работы на уроках музыки в первом классе.

Определение цели позволило выделить конкретные задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать особенности формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников.

2. Описать методы вокально-хоровой работы на начальном этапе формирования певческих навыков.

3. Проанализировать практический опыт работы с детьми и дать методические рекомендации учителям музыки.

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА О РАЗВИТИИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ
У МЛАДЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Особенности развития вокально-хоровых навыков
у младших школьников

Учащиеся младших классов общеобразовательной школы находятся в начале пути к приобретению устойчивых музыкальных интересов, развитию эмоционально-образной сферы, пониманию и правильной оценке музыкального искусства. Им предстоит научиться воспринимать музыку, испытывая радость от общения с ней. Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения пению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Этим проблемам посвящены работы известных методистов Ю.Б.Алиева, К.Б.Саркисян, О.А.Апраксиной и др.

Формирование сферы музыкального восприятия у младших школьников должно быть построено исходя прежде всего из присущих им психофизиологических особенностей. С учетом возрастной специфики учителю и следует осуществлять воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль в этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки[2].

Ю.Б.Алиев отмечает, что песенный репертуар должен давать детям ощущение радостного бытия. В связи с этим содержание песен - включать повествование о детских радостях, мажорных ощущениях себя в окружении природы, добрых, внимательных и веселых людей.[3]

К.Б.Саркисянрекомендует с первых уроков приобщения к музыкальному искусству учить детей вдумчивому, осмысленному отношению к песенному слову. Для этого детям придется поначалу преодолевать себя, трудиться, чтобы обнаружить истину там, где она скрыта от поверхностного слушания.[4] Четкость и осмысленность дикции отрабатывается в ходе певческих упражнений, в процессе работы над песней. Однако можно предварительно, еще до начала работы над пропеванием текста просить детей проговаривать слова в ритме будущей песни. Это помогает осознанию смысловых особенностей песни, выразительности певческого воплощения образа.

В полной мере находит свое отражение в становлении певческой культуры первоклассника дидактический принцип единства художественного и технического, эмоционального и рационального.[5]

В первом классе распевания – вокально-хоровые упражнения – обеспечивают планомерное и результативное развитие соответствующих умений и навыков, развитие музыкального слуха, способствует расширению певческого диапазона, укрепление дыхания.

Ведущие специалисты музыкальной педагогики (Ю.Б.Алиев, Л.В.Школяр, В.К.Белобородова, О.А.Апраксина, И.М.Черноиваненко, Г.П.Стулова и др.) заостряют особое внимание учителя на начальном этапе вокально-хоровой работы на уроках музыки, так как именно этот этап характеризуется значительной разницей в уровне подготовленности детей к певческой деятельности.

О.А.Апраксинаотмечает, что некоторые дети музыкально довольно развиты: умеют чисто петь, знают инструментальные произведения (главным образом, из программы детского сада или из эстрадного репертуара взрослых). Другие наоборот, поют неверно (чаще только на 2-3-х звуках), песен не знают и не могут вспомнить ни одногознакомого произведения. Часть ребят проявляет живой интерес к пению, слушанию музыки, а у других этот интерес совершенно не пробужден. Все это определяет специфику работы на начальном этапе, заключающуюся в приведении класса к общему, единому уровню музыкального и певческого развития.

В плане решения этой задачи интересен опыт работы киевского учителя С.Бранделя, позволяющий в кратчайший срок ликвидировать певческое отставание части класса и уменьшить разницу в уровне интонирования детей.

Важным в методике преподавания пения является умение педагога ориентировать детей на осмысление певческой деятельности: они должны учиться не только петь, но и анализировать свое пение. При этом активизируется не только процесс мышления, но и вырабатывается контроль над дыханием, дикцией, звучанием и эмоциональная выразительность, отзывчивость на музыку.

Наконец, мы считаем необходимым обратиться к работе О.А.Апраксиной «Хоровое пение как вид исполнительского искусства». Отмечая ряд типичных недостатков в постановке вокально-хоровой работы на уроках музыки, она замечает, что нередко хоровое пение сводится к выучиванию небольшого количества песен, и это становится самоцелью, а не путем совершенствования певческого воспитания учащихся. Между тем, весь смысл хорового пения не в механическом заучивании песен, а в их творческой интерпретации, в творческом подходе к передаче их содержания, понятого и эмоционально пережитого.[6]

Музыкальное воспитание первоклассников осуществляется с опорой на их возрастные физиологические и психологические особенности.

Голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника тоже имеют свои особенности, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе.Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы. Альт детского хора от ля малой до ре II октавы. У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности. Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы, в зависимости от возраста: младшая группа, средние школьники и старшее звено. Младшая детская группа - от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. На этом начальном этапе хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование[7].

У первоклассников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры должны постоянно находиться в центре внимания учителя. В связи с этим необходимо добиваться ровного звучания гласных на всех звуках диапазона. Существенное значение в процессе развития тембра голоса имеет атака звука. Так, в вокальной работе с детьми рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат, хотя без твердой атаки в пении обойтись бывает тоже трудно. И все же твердая атака, при которой смыкание связок происходит активно, что влечет за собой более устойчивую интонацию при пении, должна применяться крайне осторожно и по времени недолго. Умелое использование атаки звука в вокальной работе положительно влияет на тембр, помогает избавиться от таких явлений, как зажатость голоса, носовой призвук и т.д. У первоклассников часто встречается вялая артикуляция и отсутствие координации между слухом и голосом, влекущие за собой нечистое интонирование. Эти недостатки устраняются в процессе применения учителем соответствующих приемов вокальной работы [8].

Исследователи С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, разработавшие общую схему периодизации детства, отмечают большое значение игровой деятельности в жизни детей. В игре у первоклассников развивается воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действительности, способность выделения в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.

У детей в возрасте от 6 до 10 лет формируется учебная деятельность, на основе которой возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности, а также потребность и мотивы учения.

Возрастные психологические особенности первоклассников зависят от предшествующего психического развития детей. Наиболее типичные показатели эти особенностей [9]:

· моторная активность;

· сенсорно-перцептивная активность;

· интеллектуально-волевая активность;

· мотивация и эмоционально-выразительная активность;

· способность включения всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность.

Рассматривая объективно существующие особенности психологического облика первоклассников, следует выделить также:

· потребности в смене эмоциональных состояний;

· склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (со взрослыми, детьми, персонажами музыкальных произведений);

· личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах, в том числе звуковых.

Согласно программе «Музыка» Д.Б.Кабалевского, вокально-хоровая работа в классе очень помогает воспитывать в детях музыкальную культуру как важную часть общей духовной культуры учащихся.

Для успешного достижения цели необходимо, чтобы первоклассники осознали основные закономерности музыки на основе знакомства с произведениями различных жанров.

Основой музыкального воспитания первоклассников в целом является восприятие музыки, то есть умение слушать и слышать музыку, понимать ее, размышлять о ней. Только на основе восприятия музыки осуществляется процесс ее познания, овладения детьми музыкальной культурой, в том числе и способность к ее коллективному исполнительству, прежде всего – хоровому пению.

Объединяясь с другими элементами урока в одно целое (достижение цельности урока является одной из принципиальных педагогических установок программы «Музыка»), хоровое пение принимает не только иные формы, но и выполняет ряд функций, ранее на него, как правило, не возлагавшихся.

Главным становится достижение активного восприятия, познания музыки средствами хорового исполнения.

Учителя, работающие по программе Д.Б.Кабалевского, отмечают то позитивное, что дает эта система – выразительность хорового исполнения в каждом классе.

Формированию этого важного навыка способствуют следующие причины:

1. увлеченность восприятием музыки;

2. неразрывность восприятия и исполнения.

Логика воспитания вокально-хоровых навыков находит выражение непосредственно в тематизме программы первого класса. Приобретение учащимися знаний о музыке, умений и навыков исполнения в хоре осуществляется последовательно и ненавязчиво в процессе усвоения темы, на основе закономерностей самой музыки.

Вокальное воспитание первоклассников должно строиться на основе фундаментальных достижений науки в области развития детского голоса и хорового воспитания. Большую ценность для учителя представляют работы известных деятелей хорового искусства и ученых: П.Г.Чеснокова, К.П.Виноградова, А.В.Свешникова, Г.П.Стуловой, В.В.Емельянова и др.

По мнению большинства из них, особо важное значение для правильного певческого развития детей имеют:

· естественность хорового пения, отвечающая особенностям певческого голоса ребенка 6-7 лет (напевность, светлое и легкое звучание небольшой силы);

· художественная выразительность пения – ведущий навык, объединяющий все навыки (дыхание, звукообразование, дикцию, ансамбль, строй) в комплексе;

· динамика естественного звучания детских голосов (нельзя петь громко, чрезмерно долго, исполнять трудные в смысле тесситуры, диапазона произведения).

Кратко перечислим те дидактические и специфические (исходящие из природы музыкального искусства) принципы, которые должны определять направления вокально-хоровой работы с учениками первого класса:

1. взаимосвязь художественного и технического;

2. целостность;

3. вариативность;

4. ассоциативность;

5. образность;

6. постоянная органическая связь каждого певческого навыка с вокальным словом – дыхание и слово, звукообразование и слово, дикция и слово;

7. личностная самореализация;

8. гармоничность и сбалансированность в развитии эмоционально-образной, интеллектуальной и телесно-двигательной сфер личности ребенка;

9. дифференцированный подход к обучению детей пению.


1.2. Методы вокально-хоровой работына начальном этапе
развитиявокально-хоровых навыков у младших школьников





Термин «метод» - греческого происхождения и означает путь, способ движения к ожидаемому результату. Метод обучения характеризуется тремя признаками: он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

При выборе методов мы ориентировались на возрастные особенности младших школьников, значимые в контексте темы нашего исследования, так как экспериментальную группу составили ребята в возрасте 7-9 лет. 

Данные особенности раскрыты в публикациях Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Г.С. Тарасова и др.

Вначале уточним, что младший школьный возраст ограничивается рамками от 6 до 10 лет[10]. Наиболее характерная черта этого возрастного периода состоит в соединении признаков дошкольного детства с особенностями школьника. Младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать.

У ребенка младшего школьного возраста изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников[11]. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников.

В младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, что важно для развития вокального аппарата.

Голосовой аппарат и характеристики голоса младшего школьника в целом отличаются рядом особенностей, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Детские голоса в основном отличаются «светлым», «серебристым», но не сильным звучанием. Диапазон сопрано расположен в пределах «до» 1 октавы - «ми» 2 октавы, альта - «ля» малой октавы - «ре» 2 октавы. Существенного различия между голосами мальчиков и девочек в этом возрасте нет.

Вся система жизненных отношений ребенка, начинающего заниматься в хоре, перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями. Так, встретившись в первые месяцы занятий с обоснованными или кажущимися трудностями организации певческого аппарата, исполнительских задач и др., многие ученики переживают настолько сильно, что могут утратить интерес к занятиям.

Бывают ситуации, когда младший школьник равнодушен к вокально-хоровой работе. Однако это не значит, что следует вынести пение за рамки его обучения. Наоборот, следует попытаться вызвать интерес к пению в хоре, первоначально - в форме любопытства. Ребенку понравятся хорошо исполненные педагогом или старшими учениками яркие, выразительные произведения. Важно, чтобы он задал себе вопрос: «Как мне научиться делать то же самое?», проявил желание снова услышать, как поет кто-то другой, пытаться самому осуществить нечто подобное.

Стараясь заслужить одобрение родителей, учителя и одноклассников, младший школьник, как правило, стремится не только выполнять конкретное задание педагога, но и получить информацию об авторе исполняемой им музыки, названии и подробностях содержания произведения, особенностях его интерпретации. При случае младший школьник обязательно «блеснет» своими знаниями, и его авторитет в глазах окружающих повысится. С течением времени интерес к видам пения в хоре становится дифференцированным: одним ученикам больше нравится петь по дирижерскому жесту учителя (в основном это дети с визуальным типом восприятия[12]), другим – петь по слуху (аудиальный тип восприятия), третьим удаются двигательные импровизации во время инструментальных проигрышей (кинестетики, или моторный тип).

Необходимо учитывать также, что у учащихся младших классов еще слабо развито произвольное внимание, оно не устойчивое, у них преобладает непроизвольное запоминание и эмоциональное восприятие, наглядное (конкретное) воображение, они быстро утомляются.

Несомненно, основную роль в формировании вокально-хоровых навыков младшего школьника, очень активную и многогранную, играет показ учителя. Дети, как правило, воспринимают своего педагога как идеал, стремятся во всем подражать ему. Если он прекрасно поет, исполняет ансамблевые партии, то своим примером добивается больше, чем тот, кто в основном лишь правильно рассуждает и много требует. Одаренный и творческий педагог помогает обеспечить успех, создающий дополнительные мотивы деятельности, и содействует возникновению новых задач, способствуя этим переходу эпизодического интереса во все более устойчивый.

Важно специально отметить психологическую роль успеха в формировании вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов. Вначале успех создает положительный эмоциональный фон, а затем возникший у ребенка интерес создает еще больший успех, который служит дальнейшему развитию и укреплению интереса к обучению искусству пения. Мы полагаем, что для правильной работы в этом направлении следует подбирать задания, доступные для детей, и постепенно усложнять их по мере продвижения каждого учащегося, но не раньше.

Известный отечественный психолог Л.Ф. Обухова подчеркивает, что в младшем школьном возрасте сохраняется значение игры, и при этом возрастает значение игр с достижением известного результата[13]. Поэтому в процессе формировании вокально-хоровых навыков младших школьников целесообразно применять задания именно в игровой форме.

Ю.Б. Алиев отмечает, что в возрасте примерно до 10 лет верхние звуки имеют фальцетное звучание, которое по мере развития переходит в смешанное[14].

Для успеха вокально-хоровой работы следует учитывать также уникальные условия конкретного хора. Так, нашу экспериментальную работу мы осуществляли во время внеурочных музыкальных занятий.  Дети, которые посещали хоровые занятия, также обучались в хореографическом кружке. Поэтому у них не было проблем со сценическим самочувствием, напротив, они привыкли выступать и стремились к «обогащению» своих танцевальных навыков вокальными. Удачными получались интерпретации песен в виде танцевально-хоровых номеров.

Однако в начале занятий организованного нами хорового кружка многие дети абсолютно не понимали дирижерских жестов. Увидев фильм с записью концерта детских и студенческих хоровых коллективов г. Лениногорска, они были удивлены, заинтересовались «как можно слушаться руки учителя», поняли, кто такой дирижер хора.

Время занятий в нашем хоровом кружке было ограниченным (в связи с занятостью детей танцами) - 40 минут, 2 раза в неделю. Это потребовало от педагога мобилизации собственных волевых ресурсов, воспитания у детей дисциплинированности, иначе сформировать вокально-хоровые навыки было бы невозможным.

Хор посещали дети в основном из 1 и 2 классов, две девочки - 3 класса, всего 14 человек. Состав хора был разнородным: с кем-то из детей родители занимались музыкой чуть ли не с рождения, семьи других были далеки от музыки. В связи с этим, остро стояла задача музыкально-педагогического выравнивания будущих хористов на первоначальном этапе работы.

Следовательно, понятие метода обучения отражает:

· способы обучающей работы учителя и способы учебной работы школьников в их взаимосвязи;

· специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных формах и т.п. Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В связи с этим выделяют:

словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;

наглядные методы – источником являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают навыки и умения, выполняя практические действия (упражнения).[15]

В последнее время музыкальное воспитание на уроке невозможно представить без применения метода дидактической игры.

Все названные методы далее рассматриваются нами применительно к специфике певческой деятельности учащихся.

Д.Б.Кабалевский называл три ведущих метода музыкального обучения: метод музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы, метод эмоциональной драматургии. Эти методы универсальны, то есть имеют отношение ко всем видам музыкальной деятельности, их действия обращены к разным возрастным группам.

В процессе исполнения песни, песни-танца, песни-марша дети сами приходят к выводу, что общим для всех песен-танцев, всех песен-маршей является напевность. Наряду с общим удается выделить и различное. Так, для песни (имеется в виду лирическая, протяжная песня) обязательно плавное звучание мелодии, соединение послогового пения в единую звуковую линию, «как поет скрипка» (легато одновременно с навыком спокойного вдоха). Песне-танцу, например, польке, присущи легкость, подвижность, более отрывистое звучание в сравнении с лирической песней (легкое стаккато одновременно с навыком короткого произношения согласных). Для песни-танца, звучащей вальсообразно, необходима большая плавность, слитность звучания по сравнению с песней-полькой. А по сравнению с протяжной песней – большая подвижность мелодической линии (легато, легкость звучания, соединенная с навыком спокойного быстрого вдоха). Песни-марши исполняются бодро, энергично, подчеркивая каждый звук – «шаг», но при сохранении непрерывности мелодической линии (будто нон легато одновременно с навыком четкой дикции).

На основе тематизма четвертей ребята сами делают обобщения. При разучивании произведений для достижения большей осознанности характера пения учащиеся выделяют для себя характерные особенности каждого вида музыки.

Особо хочется выделить метод эмоциональной драматургии урока, так как он в большей степени направлен на активизацию эмоционального отношения к музыке, к пению. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к процессу хорового исполнительства.

Наглядный метод (слуховой и зрительный) наиболее удачно применяется педагогами-музыкантами на показе нового материала, устном слуховом диктанте, пении по графической (позже нотной) записи на доске, по «живому» нотоносцу (нотным станом служит левая рука поющего), пении с показом ручных знаков.

Как показывает практика, сочетание наглядного метода со словесным (беседа, обсуждение характера музыки и способов ее исполнения, введение нотных понятий; образное сравнение, вызывающее ассоциации в процессе поиска нужных мышечных ощущений при пении; оценка исполнения и пр.) является наиболее эффективным условием формирования вокально-хоровых навыков.

Наряду со специфическими методами обучения в процессе формирования вокально-хоровых навыков широко практикуются общедидактические.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ:

1. В процессе формирования певческих навыков учащихся 1-го класса необходимо учитывать такие особенности детей, как неустойчивость и дифференцированность музыкальных интересов, различный уровень развитости умения воспринимать музыку и голосовых данных (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, С.Брандель, К.Б.Саркисян и др.).

2. Среди методов вокально-хоровой работы с первоклассниками наиболее распространенными и действенными являются наглядный (слуховой и зрительный), сочетание наглядного метода со словесным (беседа, обсуждение характера музыки и способов ее исполнения, введение нотных понятий; образное сравнение, вызывающее ассоциации в процессе поиска нужных мышечных ощущений при пении; оценка исполнения и пр.); также на уроках необходимо использовать методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии (Д.Б.Кабалевский).


 

 


ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХOРОВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...