Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий.




Осмотр места происшествия.По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, опред. методы проведения о.м. происшествия и места вероятного нахождения разл. следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра. Перед началом осмотра следует провести ряд организационных и подготовит. мероприятий: 1) обеспечить безопасность лиц, участв.в осмотре; 2) принять необх. меры по сохранению имеющихся следов преступления, в 1-ю очередь — при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер); 3) удалить с места происш.посторонних лиц, предварит. установив среди них тех, кот.могут своими свидетел. показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП; 4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, кот. прибыли на место происшествия раньше следственно-опер. группы; 5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра; 6) на основании результатов, полученных при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе визуального о.м. происшествия следователь при необх.должен дать задания членам СОГ о проведении ими опред. действий или розыскных мероприятий.При осмотре места ДТП в состав СОГ, кроме следователя, должны входить: специалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть инспектор ГИБДД), участковый инспектор, судебно-мед. эксперт (при наличии трупа).Необх.тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов, предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся детали машин, осколки стекол, осыпавшиеся частицы грунта, следы ног человека, повреждения и разл. следы на трансп.средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства ДТП.

В процессе осмотра места происшествия необходимо осматривать и транспортные средства(если они остались на месте ДТП).Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов).Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: по­ложение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза.Допрос водителянеобходимо провести сразу после о.м. происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения.Откладывать допрос нецелесообразно, так как у водителя появляется возможность проанализировать свои действия, вспомнить высказывания граждан, находящихся на месте происшествия, оценить результаты о.м. происшествия.

 

 

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

При расследовании ДТП наиб. часто назначают автотехническую (дорожно-транспортную), трасологическую, судебно-медицинскую, судебно-биологическую, судебно-химическую экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая. СМЭ проводят во всех случаях, ко­гда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения. При этом устанавливают характер, степень тяжести телесных повреждений, определяют причину наступления смерти пострадавшего. Иногда при расследовании ДТП назначают судебно-биологич. экспертизу, на кот. направляют обнаруженные при ос­мотре на поверхности трансп.средства капли крови, части­цы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект — человеку или животному. Если кровь, обнаруженная на трансп. средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится. Когда в распоряжении эксперта имеются образцы крови потерпевшего, то он дает заключение о совпадении или несовпадении по группе и типу крови, обнаруж. на трансп.средстве, и крови потерпевшего. Если на трансп.средстве обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли они с волосами потерпевшего.Из криминалистических экспертиз чаще всего назначают трасологическую экспертизу следов трансп. средств, кот. позволяет выяснить: к как«му типу относится трансп. средство, следы которого обнаружены на месте происшествия; в каком направлении двигалось трансп. средство; оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного трансп. средства.Если водитель скрылся, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук, то в случае заявления задержанного водителя о том, что трансп. средство у него угнали, проводят дактилоскопическую экспертизу. Ее назначают и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности трансп. средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и др. помарки, кот.могли появиться в рез.ДТП, то назначают судебно-химическую экспертизу. В этом случае перед экспертом ставят вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде.

Задачами автотехнической (дорожно-транспортной) экспер­тизы являются: исследование технич.состояния трансп.средств; определение скорости движения, длины остановоч­ных и тормозных путей по следам транспортного средства; восстановление обстоятельств ДТП путем технических расчетов и анализа следов; определение соответ­ствия действий водителя требованиям правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке; определение технических причин потери управляемости и устойчивости трансп.средств; проверка с технической точки зрения правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.В большинстве случаев объектами автотехнической экспертизы являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных — важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...