Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Осмотр места происшествия.По прибытии на место происшествия следователю нужно визуально ознакомиться с обстановкой места происшествия, составить общее представление о случившемся, опред. методы проведения о.м. происшествия и места вероятного нахождения разл. следов преступного деяния, наметить примерные границы осмотра. Перед началом осмотра следует провести ряд организационных и подготовит. мероприятий: 1) обеспечить безопасность лиц, участв.в осмотре; 2) принять необх. меры по сохранению имеющихся следов преступления, в 1-ю очередь — при плохих погодных условиях (осадки, туман, ветер); 3) удалить с места происш.посторонних лиц, предварит. установив среди них тех, кот.могут своими свидетел. показаниями оказать помощь в раскрытии и расследовании ДТП; 4) провести краткий опрос потерпевшего, свидетелей, а также тех работников милиции, кот. прибыли на место происшествия раньше следственно-опер. группы; 5) обеспечить сохранность расположения предметов до начала осмотра; 6) на основании результатов, полученных при опросе потерпевших, свидетелей, в ходе визуального о.м. происшествия следователь при необх.должен дать задания членам СОГ о проведении ими опред. действий или розыскных мероприятий.При осмотре места ДТП в состав СОГ, кроме следователя, должны входить: специалист-криминалист, специалист-автотехник (им может быть инспектор ГИБДД), участковый инспектор, судебно-мед. эксперт (при наличии трупа).Необх.тщательно зафиксировать расположение машин, следы их движения и торможения, а также волочения, траекторию и характер этих следов, предметы, находящиеся на участке местности, где произошло ДТП (отделившиеся детали машин, осколки стекол, осыпавшиеся частицы грунта, следы ног человека, повреждения и разл. следы на трансп.средствах), так как по этим данным можно восстановить многие обстоятельства ДТП. В процессе осмотра места происшествия необходимо осматривать и транспортные средства(если они остались на месте ДТП).Осмотр автомашины начинают с передней части, где могут быть обнаружены следы наезда (например, вмятины, царапины, следы крови, волосы, следы рук потерпевшего, микроследы с его одежды, разбитые и поврежденные стекла фар и других сигнальных приборов).Кроме этого, проверяют техническое состояние автомобиля: положение рычагов управления, состояние счетчика пройденного пути, количество топлива в баке, наличие и способ закрепления груза.Допрос водителянеобходимо провести сразу после о.м. происшествия, проверив предварительно, не находится ли он в состоянии опьянения.Откладывать допрос нецелесообразно, так как у водителя появляется возможность проанализировать свои действия, вспомнить высказывания граждан, находящихся на месте происшествия, оценить результаты о.м. происшествия.
Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях. При расследовании ДТП наиб. часто назначают автотехническую (дорожно-транспортную), трасологическую, судебно-медицинскую, судебно-биологическую, судебно-химическую экспертизы. Кроме того, могут быть назначены товароведческая, металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая, судебно-психиатрическая. СМЭ проводят во всех случаях, когда имеются человеческие жертвы или пострадавшим причинены телесные повреждения. При этом устанавливают характер, степень тяжести телесных повреждений, определяют причину наступления смерти пострадавшего. Иногда при расследовании ДТП назначают судебно-биологич. экспертизу, на кот. направляют обнаруженные при осмотре на поверхности трансп.средства капли крови, частицы мозгового вещества, волосы. Эксперты определяют, кому принадлежит направленный на исследование объект — человеку или животному. Если кровь, обнаруженная на трансп. средстве, принадлежит человеку, то устанавливают, к какой группе или типу она относится. Когда в распоряжении эксперта имеются образцы крови потерпевшего, то он дает заключение о совпадении или несовпадении по группе и типу крови, обнаруж. на трансп.средстве, и крови потерпевшего. Если на трансп.средстве обнаружены волосы человека, то определяют, сходны ли они с волосами потерпевшего.Из криминалистических экспертиз чаще всего назначают трасологическую экспертизу следов трансп. средств, кот. позволяет выяснить: к как«му типу относится трансп. средство, следы которого обнаружены на месте происшествия; в каком направлении двигалось трансп. средство; оставлены ли следы колес, обнаруженные на месте происшествия, колесами конкретного трансп. средства.Если водитель скрылся, оставив транспортное средство на месте происшествия, а при осмотре на рулевом колесе и рычагах управления были обнаружены следы пальцев рук, то в случае заявления задержанного водителя о том, что трансп. средство у него угнали, проводят дактилоскопическую экспертизу. Ее назначают и тогда, когда водитель заявляет, что человека он не сбивал, но на внешней поверхности трансп. средства обнаружены следы рук и есть основания предполагать, что они оставлены потерпевшим в момент наезда на него.Когда на одежде потерпевшего обнаружены частицы краски, пятна смазки и др. помарки, кот.могли появиться в рез.ДТП, то назначают судебно-химическую экспертизу. В этом случае перед экспертом ставят вопрос, каким веществом оставлена помарка на одежде. Задачами автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы являются: исследование технич.состояния трансп.средств; определение скорости движения, длины остановочных и тормозных путей по следам транспортного средства; восстановление обстоятельств ДТП путем технических расчетов и анализа следов; определение соответствия действий водителя требованиям правил дорожного движения в конкретной дорожной обстановке; определение технических причин потери управляемости и устойчивости трансп.средств; проверка с технической точки зрения правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.В большинстве случаев объектами автотехнической экспертизы являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных — важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |