Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почерковедческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы. 1 страница




 

 

Предметом почерковедческой экспертизы служат факты, связанные с исполнением рукописных текстов, подписей, цифровых записей. До ее назначения следователь (суд) тщательно подготавливает подлежащие исследованию документы (установление явных следов подчисток, исправлений, дописок, изъятие свободных и отбор экспериментальных образцов и т. п.), определяет объем экспертизы, вопросы, необходимые для установления фактических данных по делу, выясняет обстоятельства, существенные для экспертизы.

Свободные образцы, почерка и подписи — наиболее ценный материал, поскольку в них — естественный, преднамеренно не измененный; это рукописи (тексты и подписи), выполненные до возбуждения уголовного дела. Основное требование, предъявляемое к свободным образцам, — несомненность их происхождения, что выявляется путем допроса предполагаемого исполнителя или свидетеля. Если допрашиваемый утверждает, что подпись в документе — его, ему предлагается выполнить образцы подписи без предъявления документа. Другие требования, предъявляемые к свободным образцам: минимальность временного разрыва между ним и исследуемой рукописью (подписью);

выполнение на одном языке с исследуемым документом (подписью);

одинаковость характера, целевого назначения; однотипность пишущего прибора и материала, на котором выполнен свободный образец и исследуемый документ; достаточность образцов (рукописи в количестве не менее 5 листов писчей бумаги, подписей — не менее 15—20; при подозрении в намеренном изменении почерка — не менее 30).

В том случае, когда нет или недостаточно свободных образцов для проведения экспертного исследования, отбираются экспериментальные образцы — рукописи (тексты и подписи), выполненные по предложению следователя (суда). К ним предъявляются те же требования, что и к свободным. Экспериментальные образцы отбираются либо под диктовку без выделения знаков препинания, либо (по тактическим соображениям) текст не диктуется, а составляется специальный текст с включением фрагментов исследуемого. Такие рукописи не гарантированы от умышленного искажения. Экспериментальные образцы почерка представляются на 5—10 листах, а подписи — в количестве 15—20, каждая — на отдельном листе бумаги.

Рукописи (жалобы, объяснения, заявления и т. п.), выполненные после возбуждения уголовного дела, но не для целей экспертного исследования, называются условно-свободными образцами. Они играют роль либо дополнительных, либо, при отсутствии свободных и экспериментальных, признаются достаточными для идентификации, и по ним проводится экспертиза.

Экспертиза назначается по постановлению (определению), где обязательно указывается конкретный текст (фраза документа), подлежащий исследованию, какие записи и в каких документах являются образцами для сравнительного исследования. При большом количестве исследуемых текстов и подписей целесообразно разбить их на отдельные группы и по каждой вынести постановление (определение).

 

 

Методика судебно-почерковедческой экспертизы предусматривает четыре стадии исследования:

· предварительную;

· раздельную;

· сравнительную;

· оценки результатов и формулирования выводов.

На первой стадии происходит знакомство эксперта с вещественными доказательствами и вопросами, которые перед ним поставлены, определяется достаточность представленных образцов, выявляется наличие изменений, внесенных в исследуемый документ (подчисток, дописок и т. п.) в целях дальнейшего использования данного документа для проведения технико-криминалистического исследования.

Вторая стадия предусматривает раздельное изучение документа — вещественного доказательства и образцов для сравнительного исследования, выявление общих и частных признаков как письменной речи, так и почерка. Встретившиеся в рукописи варианты письменных знаков и их сочетаний с разметкой установленных особенностей частных признаков почерка заносятся в специальные таблицы-разработки.

На стадии сравнительного исследования выявленные признаки сопоставляются; результаты сравнения (совпадения или различия) заносятся в таблицы и разработки.

Четвертая стадия сводится к оценке индивидуальной совокупности выявленных признаков, позволяющих прийти к выводу о наличии или отсутствии индивидуального тождества.

В том случае, если исследуемая рукопись выполнена с преднамеренным искажением почерка, работа эксперта усложняется.

В случае намеренного изменения почерка искажению подвергаются главным образом общие и тесно связанные с ними частные признаки. Тем не менее полностью изменить свой почерк пишущему не удается, в нем в достаточной для идентификации степени отображаются частные признаки почерка.

 

Криминалистическое исследование подписей. Способы технической подделки подписей и их признаки. Способы обнаружения признаков подделки подписей. Подготовка материалов для экспертиз.

 

 

Подпись — особый вид рукописи, отражающий фамилию лица в виде букв или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.

Индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит образ выполнения подписей, реализуемая с помощью системы движений, является подписным почерком.

Подписи классифицируются в зависимости от:

а) принадлежности лицу — от имени существующего лица, от имени вымышленного лица;

б) удостоверительного значения — подлинные, неподлинные;

 в) условий выполнения — в естественных условиях, намеренно или ненамеренно измененных.

Подписи по своему составу бывают: буквенные — подпись состоит только из букв; штриховые — подпись состоит из штрихов, не образующих букв; смешанные — подпись состоит как из букв, так и безбуквенных элементов. Кроме того, подписи могут быть: полные — когда в подписи присутствуют все буквы фамилии; сокращенные; усложненные — при добавлении инициалов или условных сочетаний штрихов, а в заключительной части подписи — росчерк. Наибольшую сложность в исследовании представляют безбуквенные подписи. Однако при глубоком их исследовании можно выявить мелкие особенности (например, своеобразное свойство движений), являющиеся дополнительными идентификационными признаками.

К графическим признакам подписи относятся:

1) росчерк — направление заключительного штриха;

2) соотношение линий основания письма и верхних окончаний штрихов;

3) гладиолаж — уменьшение размера штрихов к концу подписи;

4) положение подписи относительно текста документа и линовки на бумаге.

Намеренное изменение собственной подписи в целях отказа от нее в дальнейшем называется автоподлогом.

 

Подпись является важнейшим реквизитом документа, придающим ему юридическую силу.

При подделке подписей подделыватель в первую очередь стремится придать максимальное внешнее сходство подделываемой подписи с подписью-образцом. Это достигается различными способами. В одних случаях – путем подражания почерку и подписи лица, от имени которого выполняется подпись, в других – с помощью определенных технических приемов, служащих для достижения точности воспроизведения подписи-оригинала. Подделки второго вида получили название технической подделки подписей.

 

Известны следующие виды технической подделки подписей:

 

1) предварительное срисовывание подписи карандашом с последующей обводкой;

2) копирование подписи через копировальную бумагу, путем передавливания или на просвет (через стекло);

3) перенесение красителя с подписи-оригинала на поддельный документ с помощью веществ, обладающих повышенной копировальной способностью;

4) фотомеханический, электрографический. В последнее время все чаще встречаются способы подделки подписей с использованием электронной техники, в частности, персонального компьютера (ПК) со сканером и принтером (чаще – лазерным).

 

Признаками технической подделки подписи путем копирования являются:

 

а) замедленность движений, проявляющаяся в извилистости прямых и угловатости овальных элементов букв, тупых началах и окончаниях штрихов, следах необоснованных остановок пишущего прибора;

б) наличие двух совмещенных (полностью или с определенной степенью точности) групп штрихов: первичных, являющихся предварительной карандашной подготовкой или штрихами копировальной бумаги, а также следов давления в виде неокрашенных бороздок, и вторичных, возникших в результате обводки. Кроме того, во всех случаях копирования в поддельной подписи некоторые признаки будут отличаться от признаков подлинной подписи, Так как при обводке трудно соблюдать точность движений.

 

Следы предварительной карандашной подготовки и остатки штрихов от копировальной бумаги обнаруживаются при микроскопическом исследовании, в условиях цветоделения (если они перекрыты штрихами вторичной обводки) или с помощью ЭОП поскольку они «непрозрачны» для ИК-лучей.

 

Следы давления, не совпадающие со штрихами обводки, обнаруживаются при косопадающем освещении.

 

При влажном копировании подписи путем перенесения красителя с подписи-оригинала с помощью веществ, обладающих хорошей копировальной способностью (эмульсионный слой фотобумаги, белок сваренного вкрутую яйца и т.п.), характерны следующие признаки: слабая и неравномерная окраска штрихов, расплывы красителя в штрихах, нечеткие «размытые» края штрихов, отсутствие следов пишущего прибора. В ряде случаев можно наблюдать и посторонние, не относящиеся к подписи штрихи, откопировавшиеся вместе с подписью: линии графления, штрихи оттиска печати, пересекающиеся с подписью, расположенный рядом с подписью текст. Могут быть обнаружены следы копирующего вещества (желатин, белок, крахмал и т.д.).

 

Фотомеханический способ подделки подписей состоит в изготовлении цинкографического клише, соответствующего подписи-оригиналу. С такого клише может быть воспроизведено каучуковое. Сами клише и полученные с их помощью изображения подписи называются факсимиле. В настоящее время для получения факсимильного изображения используют электронно-вычислительную и множительную технику.

 

Факсимильные подписи совпадают с подлинной подписью-оригиналом во всех мелких деталях, совмещаются на просвет, но имеют характерные для закрепления изображения особенности микроструктуры штрихов.

 

Подписи, выполненные с использованием принтеров персональных компьютеров в сочетании со сканером, являются высококачественными факсимильными копиями подписей-оригиналов. В случае использования лазерного принтера изображение формируется электрографическим способом. Штрихи такой подписи состоят из мелкодисперсных оплавленных частиц, обладающих магнитными свойствами, имеют дискретно-линейную структуру, неровные края, непостоянную ширину, на некоторых участках штрихи прерываются. Эта картина отчетливо наблюдается при микроскопическом исследовании.

 

Специфика исследования подписей на установление технической подделки и ее вида заключается в сочетании приемов почерковедческого и технического исследования.

 

 

48. Автороведческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы.

 

 

Автороведческое исследование, в отличие от других видов криминалистического

исследования документов, опирается на исследование содержательной стороны

рукописи. Автороведческая экспертиза может дополнять исследование подчерка, а

может иметь и самостоятельное значение в том случае, автор и исполнитель

рукописи являются разными лицами и требуется установить личность автора

текста, а также в случаях исполнения рукописи на печатающих устройствах.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система

знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека,

определяющих индивидуальность письменной речи, её динамическую

устойчивость и вариационность, и о методах исследования авторства. Как

самостоятельный вид криминалистического исследования документов,

криминалистическое автороведение объединяет в себе данные многих

специальных наук, изучающих закономерности письменной речи, таких как

лингвистика, психология, психолингвистика, социология, теория коммуникации,

логика и других.

Криминалистическое автороведение призвано решать несколько задач:

1) идентификационные;

2) диагностические.

Идентификационные задачи включают в себя решение следующих вопросов:

a) установление конкретного автора одного или нескольких документов;

b) исключение предполагаемого автора документов;

c) установление факта создания документа одним или несколькими

   авторами;

d) выяснение того, является ли исполнитель документа его автором.

Диагностические задачи направлены на разрешение следующих вопросов:

a) установление принадлежности автора к определенной группе лиц в

   зависимости от его

. образовательного уровня;

. профессии;

. социально-демографических особенностей;

. наличия навыков определенного стиля письменной речи и так далее;

b) установление факта намеренного искажения письменной речи и так

   далее.

Предметом автороведческой экспертизы является фактические данные о

личности автора, устанавливаемые экспертом при исследовании документов и

иных материалов дела на основе специальных познаний в области

автороведения. Письменная речь как объект изучения криминалистического

автороведения представляет собой сложную систему, основу которой

составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков.

К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-

фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и

орфографические навыки связаны непосредственно с письмом и сами по себе

существовать не могут. Они выполняют в письменной речи второстепенную роль.

Интеллектуальные навыки – это навыки мышления, памяти, которые определяют

способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его

индивидуальным опытом и особенностями психики. 

 

В связи с наличием своеобразных условий формирования личности, каждый

человек приобретает индивидуальные речемыслительные навыки, проявляющиеся в

том, что он владеет не всей совокупностью существующих норм, а только

определенным их набором, и использует в своей речевой практике не всю

совокупность свойств нормы, а лишь определенную их часть, которой он обычно

привыкает пользоваться. Поэтому совокупность индивидуальных языковых и

интеллектуальных навыков определенной личности уникальна и неповторима в

каждой конкретной речевой ситуации и позволяет идентифицировать автора того

или иного текста.

     

Как уже отмечалось, в зависимости от образования, условий обучения,

культурного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности,

окружающих лиц, воздействия телевидения, кино, театра, радио у человека

вырабатывается словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей,

специфичность использования языковых средств, то есть индивидуальность и

устойчивость признаков письменной речи.

Письменная речь, как и любое явление имеет содержание и форму.

    Содержание письменной речи – это её суть и смысл. При ознакомлении с

содержанием текста производится анализ:

. темы (то есть основного смысла высказывания) и идейной

   направленности документа;

. сведений фактического характера, ссылок на источники и

   использованные материалы;

. упоминаний автора о самом себе.

По содержанию текста можно определить:

 . какую цель преследовал автор при написании текста;

 . причину, послужившую основанием для написания текста;

 . наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях, которые имели

место, их детали, о конкретных лицах как участниках этих событий и других

обстоятельствах.

Форма письменной речи – это внешнее выражение её содержания. Форма

включает в себя два вида особенностей письменной речи: грамматические,

лексические и стилистические признаки.

Грамматические признаки представляют собой степень соблюдения автором

системы грамматических норм языка.

К орфографическим признакам письменной речи относятся правильность

написания тех или иных письменных знаков, а также постоянные ошибки: в

буквенном составе слова, родах, падежах, склонениях, спряжениях.

Синтаксические признаки письменной речи можно определить как привычный

характер построения предложений, а также наличие устойчивых ошибок,

допускаемых автором при письме.

 К таким ошибкам могут относиться

. ошибки в построении предложений;

. ошибки в согласовании слов и оборотов речи в конструкциях

   предложений;

. неоправданное соединение нескольких простых предложений в одно

   сложное;

. неоправданное употребление причастных и деепричастных оборотов и

   другие ошибки.

     

Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в

переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так

называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы,

и другие речевые приемы)

 

Объектами криминалистической автороведческой экспертизы являются

тексты различных документов. Текст как продукт деятельности определенного

лица представляет собой сложное структурное образование, элементы которого

находятся в определенных закономерных отношениях связи.

Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст,

минимальный объем которого составляет 500 слов. В структурных свойствах

исследуемого текста содержится информация, используемая для установления

автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте,

предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах,

предметах, явлениях, известных только определенному автору. Изучение и

использование такой информации не требует специальных познаний, но на

начальном этапе исследования она может быть использована для создания

условной модели автора текста.

Для проведения автороведческой экспертизы в целях идентификации автора

определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых

лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть

свободными, экспериментальными и условно свободными. Свободные образцы

письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с

расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать

исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю

письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию

автора.

Требование о соответствие образцов исследуемому тексту по языку

изложения означает, что образцы письменной речи должны быть выполнены на

том же языке, что и исследуемый документ. Важность этого требования

определяется тем,    что синтаксические, лексико-фразеологические,

стилистические элементы и структуры в разных языках существенно

различаются.

Свободные образцы должны быть как можно ближе ко времени появления

исследуемого документа. Необходимость соблюдения этого требования связана с

тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По

мере становления и развития личности, в результате воздействия множества

факторов субъективного и объективного характера письменная речь человека

претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности,

увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и

синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате

возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко

происходят изменения письменной речи в сторону упрощения и нарушения

смысловой и языковой структуры изложения. В среднем возрасте, как правило,

признаки письменной речи наиболее устойчивы и могут подвергаться изменения

лишь под воздействием случайных факторов.

Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в том же

функциональном стиле и в той же письменной форме, что и исследуемый текст

(бытовом, деловом, публицистическом, научном и др.).

     

Необходимость использования в процессе исследования одного и того же

состояния автора при составлении исследуемого текста и текстов свободных

образцов его письменной речи касается тех случаев, когда известно,  что

предполагаемый автор исследуемого текста в период его создания страдал

психическим или иным тяжким заболеванием, находился в состоянии сильного

возбуждения или депрессии, все это приводит к серьезным изменениям в психо-

речевой сфере.

Одним из необходимых требований, предъявляемых к свободным образцам,

является требование тематики. Целесообразен подбор образцов с разнообразной

тематикой. Это позволяет более полно проследить лексические особенности и

выявить некоторые элементы стиля изложения мыслей. 

Важным требованием является объем текста. В методических указаниях для

правоохранительных органов говориться, что образцы должны быть до пяти

страниц машинописного текста и до десяти страниц рукописного текста.

    

  Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких

стадий:

* подготовительной;

* аналитической (стадия раздельного исследования);

* сравнительной;

* синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о

назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки

зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования.

На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого

текста и образцов письменной речи проверяемого лица. 

На стадии сравнительного исследования Выявляются совпадающие и

различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в

исследуемом тексте и образцах.

Оценка установленных совпадений и различий производится на

синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Методикой

автороведческой экспертизы предусмотрено использование количественных

критериев при выделении общих признаков (степеней развития) языковых

навыков, что безусловно способствует объективизации исследования.

 

 

49. Криминалистическая фоноскопия.

 

 

 Самым распространенных средством общения людей является устная речь, которая оставляет изменения в материальной среде, которые принято называть звуковыми следами. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнее время. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что традиционные средства фиксации информации — письменные документы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой, в повседневной жизни резко расширилось использование звуковой и видеотехники, среди материалов, приобщенных к уголовным делам, все чаще присутствуют фонограммы и видеозаписи. К таким материалам относятся:

 • фонограммы, на которых случайно или умышленно зафиксированы высказывания, содержащие информацию о подготовке, совершении и сокрытии преступления, например, запись разговоров преступников, очевидцев, потерпевших;

 • фонограммы, явившиеся объектами преступных действий (если они похищены или подделаны);

 • фонограммы, служившие орудиями преступления, например, при вымогательстве или шантаже;

 • фонограммы допросов и иных следственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.

 Хотя с помощью аудио- и видеозаписей фиксируется не только человеческий голос, но и множество других звуковых следов, основными задачами, решаемыми при исследовании фонограмм, являются идентификация человека по голосу и диагностика особенностей его личности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень и пр.).

 Криминалистическая фоноскопия является основой идентификации человека по голосу, в процессе которой изучается звуковая, особенно речевая, информация, в основном в виде магнитных и видеомагнитных записей, звуко-и видеозаписывающая аппаратура.

 Теоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устной речи:

 1. Голос человека индивидуален, что обусловлено строго индивидуальными формой и размерами ротовой и носовой полостей, горла, органов дыхания. Поэтому для каждого человека характерна строго индивидуальная концентрация голосовой энергии в определенном частотном диапазоне.

 2. Акустическая характеристика голоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже при морфологических и патологических изменениях органов речи.

 3. Речь человека индивидуальна, характеризуется чертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическими факторами. Сформировавшиеся в юности особенности речи, интонации и вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются в течение всей жизни.

 

 Методы использующиеся при фоноскопическнх исследованиях.

 

 В основу методики фоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализы устной речи. Лингвистический анализ в целом более направлен на исследование устной речи, отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другие личностные характеристики человека; акустический — на изучение характеристик, определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическими особенностями индивидуума.

 Акустический анализ базируется на многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевого сигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуального комплекса акустических признаков.

 

 Комплексный лингва-акустический анализ фонограмм речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммам низкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятся с помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественную звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером, оснащенным специальным устройством ввода — вывода акустической информации и пакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего их исследования

 Помимо идентификационных возможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследования преступлений диагностических задач, позволяющих сделать обоснованные суждения о многих физических, психических и социальных признаках личности.

 

 Какие задачи разрешаются фоноскопической экспертизой?

 

 К числу основных задач фоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а также отождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

 На разрешение диагностической фоноскопической экспертизы ставятся вопросы:

 1. Сколько лиц участвовало В разговоре, записанном на представленной фонограмме?

 2. Каково дословное содержание текста? Каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме?

 3. Каковы источники и характер звуков, сопутствующих основной записи? Какова была окружающая обстановка в момент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходила запись, запись на открытой местности и т. д.)?

 4. Является ли представленная фонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой, второй и др.? Содержит ли фонограмма (видеофонограмма) непрерывную запись или она осуществлялась с остановками (магнитофона, видеомагнитофона, видеокамеры)?

 5. Подвергалась ли представленная фонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр.), а если подвергать, то какая ее часть смонтирована? Имеются ли признаки иных изменений, привнесенных в процесс записи после ее окончания? Одновременно ли производилась запись звука и изображения на представленной видеофонограмме? Каков технический уровень навыков изготовителя фонограммы?

 6. Какое оборудование (магнитофон, видеомагнитофон, диктофон; его тип, марка, класс, страна-производитель) использовалось для осуществления данной магнитной записи? Имело ли оно, судя по записи, какие-либо неисправности, какие именно? Не использовались ли технические средства для преднамеренного искажения голоса говорившего?

 7. В какой местности формировалась устная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которого записана?

 8. Каковы пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме?

 9. Каковы некоторые социальные характеристики лица?

 10. Каково эмоциональное состояние лица в период записи его устной речи? Является ли речь, представленная на фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...