Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Работа над интонационной законченностью предложения.




Л о г о п е д . Как вы узнаете, когда предложение закончилось? Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце

предложения?

Логопед дает задания ученикам:

1) Прослушайте предложение. Начертите его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)

Надвинулись тучи. Солнце скрылось. Подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.

2) Сосчитайте: сколько у вас получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (7, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов,

обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество

предложений? (Точка в конце предложения.)

III. Графический диктант.

Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста. Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.

Л о г о п е д . О каком времени года говорится? Как вы догадались,

что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих

предмет?

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему вы сегодня учились на занятии?

 

 

                                      Занятие 5

Тема. Предложение.

Цель. Учить детей составлять предложения из трех слов.

О б о р у д о в а н и е . Предметные и-сюжетные картинки.

                         Х о д з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать предложение из двух слов и к каждому слову поставить вопрос.

II. Повторение материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, и предлагает ученикам составить предложения из двух слов по картинкам. Начертить схему предложений в тетрадях. Подсчитать количество получившихся предложений.

III. Работа с предложениями, состоящими из трех слов.

Л о г о п е д . Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения

из трех слов.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинку, составить по ней предложение из двух слов. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, несущая розу.) (Девочка несет.)

 Затем задает вопросы: Кто это? (Девочка.)

Что делает девочка? (Несет.)

Что несет девочка? (Розу.)

Произносится предложение из трех слов: Девочка несет розу.

Л о г о п е д . Какое слово прибавилось в предложении? (Розу.) Сколько стало слов в предложении? (Три слова.) Можно сделать вывод, что чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем.

Логопед вновь выставляет на доске картинку, на которой изображена женщина, читающая книгу, предлагает рассмотреть картинкуи ответить на вопросы:

Кто читает? (Мама.)

Что делает мама? (Читает.)

Что читает мама? (Книгу.)

Предложение произносится полностью: Мама читает книгу.

Логопед предлагает ученикам назвать слова по порядку. Затем — только первое и последнее слово. Рассматриваются еще две-три картинки. Работа строится аналогично.

Логопед дает задания ученикам:

1) Рассмотрите картинки. (На доску выставляются две предметные картинки, например: девочка и стрекоза или мальчик и жук.)

 Составьте предложение по картинкам, подобрав самостоятельно слово, обозначающее действие. Сосчитайте количество слов в предложении. Назовите первое и последнее слово.

О б р а з е ц : Девочка поймала стрекозу. Девочка нарисовала стрекозу. Девочка видела стрекозу. И т. д.

2) На доску выставляется картинка, изображающая предмет в действии, например: собака грызет кость. Логопед предлагает ученикам рассмотреть картинку и составить по ней предложение из трех слов. Затем назвать первое и последнее слово.

3) Рассмотрите картинки и составьте по ним предложения, состоящие из трех слов. (Каждый ученик получает по одной сюжетной картинке.)

Затем ученики поочередно произносят свои предложения. Логопед следит за тем, чтобы дети не включали в предложение предлоги, так как предлог рассматривается как самостоятельное слово.

П р и б л и з и т е л ь н ы й  п е р е ч е н ь с ю ж е т н ы х к а р т инок: бабушка вяжет носки; мужчина несет сумку; женщина моет ребенка; садовник подстригает кусты; дети собирают листья.

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Какие предложения вы учились сегодня составлять?

 

                                                 Занятие 6

Тема. Предложение.

Ц е л ь . Закрепить у детей умение работать с предложением, состоящим из трех слов.

О б о р у д о в а н и е . Предметные картинки, карточки с изображением точки.                                              

                                     Х о д          з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по три слова, одно из

которых обозначает предмет, второе — действие, третье — признак,

и поставить вопрос к каждому слову.

II. Работа с предложением, состоящим из трех слов.

Логопед дает ученикам задания:

1) Составьте предложения из трех слов по картинкам и вопросу:

Что дают домашние животные человеку?

Логопед выставляет картинки, изображающие домашних животных, например корову, козу и т. д. Учащиеся отвечают на возрос предложением из трех слов, например: Корова дает молоко.

2) Вставьте в предложение пропущенное слово.

Логопед называет часть предложения и ставит в известность учеников, что пропущено первое, второе или третье слово. Ученики вставляют подходящее по смыслу слово. Затем предложение произносится

полностью. ... вьют гнезда. Птицы ... гнезда. Птицы вьют ... . Рыбаки ... рыбу. ... ловят рыбу. Рыбаки ловят ... . Кролик ... морковку. ... грызет морковку. Кролик грызет ... . Кошка ... молоко. Кошка лакает молоко. Лесорубы рубят лес. Лесорубы ... лес. Гусеницы поедают ... . Гусеницы ... капусту. ... поедают капусту. Птицы ... гусениц. ... поедают гусениц. Птицы поедают . . . .

3) Поднимите точку, если предложение закончено.

Логопед читает предложения, учащиеся поднимают карточку с изображением точки, обозначая конец каждого предложения. Привезли кирпич. Рабочие разгрузили машины. Приготовили раствор. Каменщики кладут кирпичи. Разнорабочие подносят раствор. Началось строительство. Что вам помогло определить конец предложения? (Ваша интонация.) Где производятся такие работы? (На стройке.? Как можно озаглавить рассказ? (Началось строительство. На стройке.)

III. Итог занятия.

Л о г о п е д . Что вам больше всего понравилось в занятии?

 

                                          Занятие 7

Тема. Предложение.

Ц е л ь . Познакомить учащихся с главными членами предложения,

тренировать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е . Сюжетные картинки.

                                            Ход з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложение из трех слов.

II. Работа с простым двусоставным предложением.

Л о г о п е д . Составьте предложение из двух слов по картинке, например: Художник рисует. Ответьте на вопросы:

Что вы составили? (Предложение.)

Про кого вы узнали? (Про художника.)

Что вы узнали про художника? (Художник рисует.)

Что рисует художник? (Картину.)

Сколько слов стало в предложении? (Три.)

Произнесите предложение полностью. (Художник рисует картину.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...