Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Слова, обозначающие действие предмета.




Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят,сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем

задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).

Л о г о п е д . Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ч т о д е л а е т ? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действие?

(Что делает?) Можно предложить ученикам ряд вопросов: Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.

IV. Графическое изображение слов, обозначающих действие предмета. Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми чертами. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически. Вопросы учащимся: Как вы изображали слова-действия? Какие слова будем изображать двумя чертами?

Работа с карточками.

Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.

П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь слов, н а з ываемых л о г о п е д о м : летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.

V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти.

Логопед предлагает детям назвать только те слова, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра. Затем спрашивает: Что обозначают эти

слова? На какой вопрос они отвечают?

VI. Итог занятия.

Л о г о п е д . Что узнали нового на занятии? Чему научились?

 

 

                                      Занятие 4

Тема. Слово.

Ц е л ь . Закрепление темы «Слова, обозначающие действия». Развитие слухового внимания и памяти.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы в действии.

           Ход занятия .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.

II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

 Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает: что обозначаютэти слова? Затем дети рассматривают поочередно картинки,выставленные на доске, и отвечают на вопрос ч т о д е л а е т ? одним словом. Например, бежит, сидит и т. д.

Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается — ..., мчится

— ..., беспокоится — . . . .

Сказать, какие действия могут производить портниха ... (шить, метать, подшивать); повар ... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр ..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать,

фуговать); уборщица ... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

III. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему научились на занятии?

 

                                               Занятие 5

Тема. Слово.

Ц е л ь . Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

                                     Х о д  з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они делали на прошлом занятии.

II. Работа со словами, обозначающими предмет и действие.

Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы к т о это? что д е л а е т ? Например: Мальчик сидит. Кто это?

(Мальчик.) Ч т о д е л а е т ? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.)

Аналогично ведется работа с другими картинками.

Логопед дает задания ученикам:

1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают:

мычит ..., хрюкает ..., мяукает ..., лает ..., ржет ..., кудахчет шипит ..., чирикает ..., кукует ..., квакает ..., рычит ..., курлыкает . . . .

2) Скажите, как кто передвигается:

корова ..., белка ..., заяц ..., змея ..., человек ..., лягушка ... . |

3) Скажите, как кто подает голос:

лягушка ..., воробей ..., свинья ..., коза ..., собака ..., кошка ..., лошадь ... .

На какие вопросы отвечают названные вами слова? Что они обозначают?

III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы:

свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка.

2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия.

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Какие слова вы учились сегодня различать? На

какие вопросы отвечают эти слова?

 

 

                                                       Занятие 6

Тема. Слово.

Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих

предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действиЙ.

                                         Х о д  з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к каждому из них правильно поставить вопрос, после чего ученики занимают

свои моста.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед дает задания:

1) Поднимите соответствующую карточку. (Даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемешку, ученики поднимают карточку с их графическим изображением.) дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, гремит, приближается, умывается

2) Запишите слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обозначающие действия. (Можно использовать слова предыдущего занятия.)

III. Выделение слов из предложения.

Логопед читает предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово. Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет.

Л о г о п е д . Вы научились правильно ставить вопросы к словам и предложении. В дальнейшем вопросы нам помогут правильно составлять предложение.

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д . Чему вы научились на занятии?

                                                       

 

 

                                             Занятие 7

Тема. Слово.

Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-признаков.

                                 Ход з а н я т и я .

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои Места.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...