Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Слова, обозначающие действие предмета.
Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят,сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.). Л о г о п е д . Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ч т о д е л а е т ? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действие? (Что делает?) Можно предложить ученикам ряд вопросов: Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы. IV. Графическое изображение слов, обозначающих действие предмета. Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми чертами. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически. Вопросы учащимся: Как вы изображали слова-действия? Какие слова будем изображать двумя чертами? Работа с карточками. Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку. П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь слов, н а з ываемых л о г о п е д о м : летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист. V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти. Логопед предлагает детям назвать только те слова, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра. Затем спрашивает: Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? VI. Итог занятия. Л о г о п е д . Что узнали нового на занятии? Чему научились?
Занятие 4 Тема. Слово. Ц е л ь . Закрепление темы «Слова, обозначающие действия». Развитие слухового внимания и памяти. О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы в действии. Ход занятия . I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии. II. Работа со словами, обозначающими действие предмета. Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает: что обозначаютэти слова? Затем дети рассматривают поочередно картинки,выставленные на доске, и отвечают на вопрос ч т о д е л а е т ? одним словом. Например, бежит, сидит и т. д. Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается — ..., мчится — ..., беспокоится — . . . . Сказать, какие действия могут производить портниха ... (шить, метать, подшивать); повар ... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр ..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать, фуговать); уборщица ... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать). III. Итог занятия. Л о г о п е д . Чему научились на занятии?
Занятие 5 Тема. Слово. Ц е л ь . Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память. О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий. Х о д з а н я т и я . I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам вспомнить, что они делали на прошлом занятии. II. Работа со словами, обозначающими предмет и действие. Логопед выставляет на доске картинки, изображающие предметы в действии, просит детей поставить к картинкам вопросы к т о это? что д е л а е т ? Например: Мальчик сидит. Кто это? (Мальчик.) Ч т о д е л а е т ? (Сидит.) Затем логопед спрашивает, что обозначают первое и второе слова. (Предмет и действие.) Аналогично ведется работа с другими картинками. Логопед дает задания ученикам: 1) Назовите предмет по его действию, скажите, на какой вопрос отвечают эти слова, что они обозначают: мычит ..., хрюкает ..., мяукает ..., лает ..., ржет ..., кудахчет шипит ..., чирикает ..., кукует ..., квакает ..., рычит ..., курлыкает . . . . 2) Скажите, как кто передвигается: корова ..., белка ..., заяц ..., змея ..., человек ..., лягушка ... . | 3) Скажите, как кто подает голос: лягушка ..., воробей ..., свинья ..., коза ..., собака ..., кошка ..., лошадь ... . На какие вопросы отвечают названные вами слова? Что они обозначают? III. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти. 1) Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы: свистит, соловей, крутит, идет, ручка, сумка, несет, лодка. 2) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают действия. IV. Итог занятия. Л о г о п е д . Какие слова вы учились сегодня различать? На какие вопросы отвечают эти слова?
Занятие 6 Тема. Слово. Цель. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память. О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие предметы, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действиЙ. Х о д з а н я т и я . I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать два слова, из которых первое обозначает предмет, второе — действие предмета, и к каждому из них правильно поставить вопрос, после чего ученики занимают свои моста. II. Закрепление материала предыдущего занятия. Логопед дает задания: 1) Поднимите соответствующую карточку. (Даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемешку, ученики поднимают карточку с их графическим изображением.) дождь, говорит, льет, солнце, сияет, человек, ходит, облака, град, уходит, гремит, приближается, умывается 2) Запишите слова графически в две колонки: в первую — слова, обозначающие предметы, во вторую — слова, обозначающие действия. (Можно использовать слова предыдущего занятия.) III. Выделение слов из предложения. Логопед читает предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово. Рыба плавает. Солнце светит. Ветер свищет. Л о г о п е д . Вы научились правильно ставить вопросы к словам и предложении. В дальнейшем вопросы нам помогут правильно составлять предложение. IV. Итог занятия. Л о г о п е д . Чему вы научились на занятии?
Занятие 7 Тема. Слово. Цель. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память. О б о р у д о в а н и е . Картинки, изображающие огурец, репу, яблоко; карточки с графическим изображением слов-признаков. Ход з а н я т и я . I. Организационный момент. Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета, и к каждому слову поставить вопрос, после чего ученики занимают свои Места. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 400. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |