Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Термины, обозначения и определения по ГОСТ 1643-81




Показатели кинематической точности зубчатых колес и передач.

1. Наибольшая кинематическая погрешность передачи Fi′or.Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл измерения относительного положения зубчатых колес. Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности ведомого зубчатого колеса. Допуск на кинематическую погрешность передачи Fi′o.

2.Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса Fi′r. Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса при его полном повороте на рабочей оси (под рабочей осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в передаче.), ведомого измерительным зубчатым колесом при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес в пределах его полного оборота. Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности. Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса Fi′.

3. Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса ir . i F′′. Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом при повороте последнего на полный оборот. Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса Fi′′.

4.Погрешность обката Fcr. Составляющая кинематической погрешности зубчатого колеса, определяемая при вращении его на технологической оси (под технологической осью зубчатого колеса понимается ось, вокруг которой оно вращается в процессе окончательной обработки зубьев по обеим их сторонам.) и при исключении циклических погрешностей зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот. Допуск на погрешность обката Fc.

 

5. Радиальное биение зубчатого венца Frr. Разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса (от его рабочей оси). Допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr.

6.Колебание длины общей нормали FvWr. Разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же зубчатом колесе. Под действительной длиной общей нормали понимается расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям зубьев зубчатого колеса. Допуск на колебание длины общей нормали FvW.

7.Накопленная погрешность k шагов FPkr. Наибольшая разность дискретных значений кинематической погрешности зубчатого колеса при номинальном его повороте на k целых угловых шагов

FPkr=r(φr -k2π/Z),

где: φr - действительный угол поворота зубчатого колеса;

z - число зубьев зубчатого колеса;

k - число целых угловых шагов, k ≥ 2

r - радиус делительной окружности зубчатого колеса.

Допуск на накопленную погрешность k шагов FPk.

8.Накопленная погрешность шага зубчатого колеса FPr. Наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей в пределах зубчатого колеса. Допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса FP.

Показатели плавности работы зубчатых колес и передач

9.Местная кинематическая погрешность передачи fio′r. Наибольшая разность между местными соседними экстремальными значениями кинематической погрешности передачи за полный цикл измерения относительного положения зубчатых колес передачи. Допуск на местную кинематическую погрешность передачи fi′o.

10.Циклическая погрешность передачи fzkor. Удвоенная амплитуда k-й гармонической составляющей кинематической погрешности передачи. Допуск на циклическую погрешность передачи fzko.

11. Циклическая погрешность зубцовой частоты в передаче fzzor. Циклическая погрешность передачи с частотой повторений, равной частоте входа зубьев в зацепление. Допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче fzzo.

12.Местная кинематическая погрешность зубчатого колеса fir′. Наибольшая разность между местными соседними экстремальными значениями кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах его оборота. Допуск на местную кинематическую погрешность зубчатого колеса fi′.

13.Колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir′′. Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом при повороте последнего на один угловой шаг. Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fi′′.

14.Циклическая погрешность зубчатого колеса fzkr. Удвоенная амплитуда k-й гармонической составляющей кинематической погрешности зубчатого колеса. Допуск на циклическую погрешность зубчатого колеса fzk.

15.Циклическая погрешность зубцовой частоты зубчатого колеса fzzr. Циклическая погрешность зубчатого колеса при зацеплении с измерительным зубчатым колесом с частотой повторений, равной частоте входа зубьев в зацепление. Допуск на циклическую погрешность зубцовой частоты зубчатого колеса fzz.

16.Отклонение шага fPtr. Дискретное значение кинематической погрешности зубчатого колеса при его повороте на один номинальный угловой шаг. Предельные отклонения шага: верхнее +fPt, нижнее −fPt.

17.Отклонение шага зацепления fPbr. Разность между действительным и номинальным шагами зацепления. Под действительным шагом зацепления понимается кратчайшее расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум одноименным активным боковым поверхностям соседних зубьев зубчатого колеса. Предельные отклонения шага: верхнее +fPb, нижнее −fPb.

18.Погрешность профиля зуба fr.if. Расстояние по нормали между двумя ближайшими друг к другу номинальными торцовыми профилями зуба, между которыми размещается действительный торцовый активный профиль зуба зубчатого колеса. Допуск на погрешность профиля зуба ff.

Показатели контакта зубьев

19.Мгновенное пятно контакта. Часть активной боковой поверхности зуба колеса передачи, на которой располагаются следы его прилегания к зубьям шестерни, покрытым красителем, после поворота колеса собранной передачи на полный оборот при легком торможении, обеспечивающем непрерывное контактирование зубьев обоих зубчатых колес.

20.Суммарное пятно контакта. Часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного зубчатого колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором.

Допускается оценивать точность зубчатого колеса по мгновенному или суммарному пятну контакта его зубьев с зубьями измерительного зубчатого колеса.

21.Отклонение от параллельности осей fxr. Отклонение от параллельности проекций рабочих осей зубчатых колес в передаче на плоскость, в которой лежит одна из осей и точка второй оси в средней плоскости передачи. Определяется в торцовой плоскости в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине зубчатого венца или ширине полушеврона. Под средней плоскостью передачи понимается плоскость, проходящая через середину рабочей ширины зубчатого венца или для шевронной передачи через середину расстояния между внешними торцами, ограничивающими рабочую ширину полушеврона. Допуск параллельности осей fx.

22.Перекос осей fyr. Отклонение от параллельности проекции рабочих осей зубчатых колес в передаче на плоскость, параллельную одной из осей и перпендикулярную плоскости, в которой лежит эта ось, и точка пересечения второй оси со средней плоскостью передачи. Определяется в торцовой плоскости в линейных единицах на длине, равной рабочей ширине зубчатого венца или ширине полушеврона. Допуск на перекос осей fy.

23. Погрешность направления зуба F. Расстояние между двумя ближайшими друг к другу номинальными делительными линиями зуба в торцовом сечении, между которыми размещается действительная делительная линия зуба, соответствующая рабочей ширине зубчатого венца или полушеврона. Под действительной делительной линией зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба зубчатого колеса делительным цилиндром, ось которого совпадает с рабочей осью. Допуск на направление зуба .

24.Отклонение осевых шагов по нормали FPxnr. Разность между действительным осевым расстоянием зубьев и суммой соответствующего числа номинальных осевых шагов, умноженная на синус угла наклона делительной линии зуба. Под действительным осевым расстоянием зубьев понимается расстояние между одноименными линиями зубьев косозубого зубчатого колеса по прямой, параллельной рабочей оси. Предельные отклонения осевых шагов по нормали: верхнее +FPxn, нижнее −FPxn.

Показатели бокового зазора

25. Отклонение межосевого расстояния far. Разность между действительным и номинальным межосевыми расстояниями в средней торцовой плоскости передачи. Предельные отклонения межосевого расстояния: верхнее +fa, нижнее −fa.

26. Гарантированный боковой зазор jn min. Наименьший предписанный боковой зазор. Допуск на боковой зазор Tjn.

27. Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния. Разность между допускаемым наибольшим или соответственно наименьшим измерительным и номинальным межосевыми расстояниями. Под номинальным измерительным межосевым расстоянием понимается расчетное межосевое расстояние при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом, имеющим наименьшее дополнительное смещение исходного контура. Предельные отклонения измерительного межосевого расстояния для колес с внешним зацеплением: верхнее +Ea′′s, нижнее−Ea′′i. Для зубчатых колес с внутренним зацеплением: верхнее −Ea′′s, нижнее +Ea′′i.

28. Отклонение средней длины общей нормали EWmr. Разность значений средней длины общей нормали по зубчатому колесу и номинальной длины общей нормали. Средняя длина общей нормали - это средняя арифметическая из всех действительных длин общей нормали по зубчатому колесу.

Номинальная длина общей нормали - это расчетная длина общей нормали, соответствующая номинальному положению исходного контура. Под номинальным положением исходного контура понимается положение исходного контура на зубчатом колесе, лишенном погрешностей, при котором расстояние от рабочей оси вращения до делительной прямой равно:

H = mn Z / 2 cos β + xmn

где: xmn - номинальное смещение исходного контура, не предусматривающее бокового зазора.

Наименьшее отклонение средней длины общей нормали:

• для зубчатых колес с внешними зубьями –Ewms

• для зубчатых колес с внутренними зубьями +EWmi

Наименьшее предписанное отклонение средней длины общей нормали необходимо для обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. Допуск на среднюю длину общей нормали TWm.

29.Дополнительное смещение исходного контура EHr. Дополнительное смещение исходного контура от его номинального положения в тело зубчатого колеса, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. Наименьшее дополнительное смещение исходного контура: для зубчатого колеса с внешними зубьями –Ehs;для зубчатого колеса с внутренними зубьями +EHi. Допуск на дополнительное смещение исходного контура TH.

30. Отклонение толщины зуба Ecr. Разность между действительной и номинальной толщинами зуба по постоянной хорде. Под номинальной толщиной зуба (по постоянной хорде) Sc понимается толщина зуба по постоянной хорде, отнесенная к нормальному сечению, соответствующая номинальному положению исходного контура. Наименьшее отклонение толщины зуба − Ecs. Наименьшее предписанное уменьшение постоянной хорды, осуществляемое с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. Допуск на толщину зуба Tc.

 

Обозначение точности зубчатой передачи или колеса включает обозначения всех назначенных норм точности, то есть степеней точности по показателям кинематической точности, плавности работы, контакта зубьев и норм бокового зазора в передаче. При установлении неодинаковых степеней точности по разным нормам, а также при несоответствии между видом сопряжения, допуска бокового зазора и классом точности межосевого расстояния, в обозначении пишутся три цифры (степени точности) и две буквы (вид сопряжения и допуск бокового зазора), а через косую черту указывается класс отклонения межосевого расстояния. Например, обозначение 7-8-7-Вс/IV ГОСТ 1643-81 расшифровывается следующим образом: степень точности по нормам кинематической точности 7, по нормам плавности работы 8, по нормам контакта зубьев 7, вид сопряжения В, вид допуска бокового зазора с, класс точности межосевого расстояния IV. При одинаковых степенях точности и соблюдении соответствия вида сопряжения, допуска бокового зазора и класса межосевого расстояния обозначение существенно сокращается, например 9-В ГОСТ 1643-81 (степени точности по нормам кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев 9, вид сопряжения В, вид допуска бокового зазора b, класс точности межосевого расстояния V).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...