Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эластичность спроса и предложения и их факторы.




Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реак­ций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спро­са относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на товар(шоколад) поднялась на 10 рублей — это слиш­ком существенное для товара изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощу­тим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:

 

EPD = ½ DQ/Q : DP/P ½ = ½DQ в %/ DP в %½, (3.3)

                

где EPD - эластичность спроса по цене;

DQ/Q — относительное изменение спроса;

DP/P — относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и DQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

EPD = - DQ/Q : DP/P или модуль EPD = ½ DQ/Q : DP/P ½

 

Спрос называют эластичным, когда ЕPD>1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕPD<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменя­ются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спро­са, то = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то EPD = ¥ (см. рис.5.1).

 

 

Рис. 5.1. Крайние случаи эластичности

 

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность может быть опреде­лена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 5.2).

 

Рис. 5.2 Точечная эластичность

EPD = - DQ/DP x P/Q

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

 

 EPD = - DQ/DP x P/Q = -(Q2 – Q1)/(P2 – P1) x

x (P2 – P1)/2 : (Q2 – Q1)/2 =

= -(Q2 – Q1)/(P2 – P1) x (P2 + P1)/(Q2 + Q1)         (3.4)

 

Если кривая спроса задается линейной функцией         Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен DQ/DР = -b. Точечная эластичность линей­ной функции может выражаться тогда как

EPD = -bP/Q,

где b — наклон кривой спроса.

 

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение элас­тичности EPD будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменя­ется от 0 (в точке D1) до ¥ (в точке D2) (см. рис. 5.3).

 

 

Рис. 5.3 Свойства эластичности

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение.

Наоборот, процентное изменение цены пред­ставляет довольно скромную величину, так как база, с которой осущест­вляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально ЕPD> 1, а в правом нижнем углу ЕPD< 1.

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупная выручка.Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 5.4

 

 

Рис. 5.4 Эластичность и общая выручка

 

 Совокупная выручка равна произве­дению количества проданной продукции на ее цену:

TR = Р х Q,                                        (3.5)

где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход);

Р (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

 

Если спрос по цене эластичный (EPD > l), то снижение цены вы­зывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем ле­вом углу: процентное изменение количества продукции мало, а про­центное изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (EPD < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выруч­ки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 5.2

Табл. 5.2 - Эластичность спроса по цене и совокупная выручка

Величина эластичности спроса

Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR)

по цене Увеличение цены Уменьшение цены
EPD > 1 TR¯ TR­
EPD = 1

TR = const

EPD < 1 TR­ TR¯

 

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значе­ние для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая моно­полия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

Факторы, влияющие на эластичность. Факторами, влияющими на эластичность являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Одна­ко при этом следует учитывать, насколько узко определены грани­цы данного экономического блага.

Если мы возьмем в качестве при­мера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, кото­рая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов.

Таким об­разом, в первом случае практически отсутствуют товары-замени­тели, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, произ­водимые в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

Качество товара: является ли данный товар предметом рос­коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме­том необходимости (спрос на большинство из которых неэласти­чен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред­метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас­тичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холо­дильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Од­нако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоем­кость и постепенно замените энергоемкие приборы на более эко­номные.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...