Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие творческого мышления




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

Главная цель лекционных занятий –создание условий для проблематизации, осмысления и освоения теоретического материала. Весьма важен порядок этих процессов: теоретическое знание может быть освоено только тогда, когда оно уже осмыслено, т.е. обрело свое место в системе образовательного и жизненного опыта студента, а это возможно лишь в том случае, если выявлена проблема, в связи с которой это знание возникло и может быть полезным. Именно поэтому, одним из важнейших принципов лекционного преподавания дисциплины является актуализация семейного и школьного опыта обучающихся, выявление и осмысление существующих в нем противоречий и демонстрация функциональных, проектных возможностей обсуждаемых теоретических представлений. Все это требует от преподавателя концентрации не на произнесении некоторого «нормативного текста» с его последующей записью студентами, но на постановке вопросов, организации обсуждения, выявлении и сопоставлении различных мнений, точек зрения и подходов.

В этой связи, можно сформулировать общий принцип лекционного преподавания: процесс информирования должен быть максимально облегчен и отделен от процесса понимания, при этом основное внимание лектора сосредотачивается как раз на понимании изучаемого материала. Оптимально, если студенты заранее получают тексты лекций, имея возможность не только познакомиться с ними, но и прокомментировать, отметив непонятные или удивившие их фрагменты. Соответственно, процесс чтения лекции, может быть обогащен следующими приемами:

1) Проблемная лекция. Преподаватель вместе со студентами читает заранее размноженные тексты лекций, при этом акцентируя внимание на значимых вопросах, проблемах и противоречиях. При этом успевающие студенты извлекают полезную для себя информацию и из чтения, и из комментариев преподавателя, а слабые студенты могут быть уверены хотя бы в том, что полный текст лекции находится перед ними. Если аудитория достаточна сильная, этот прием может быть усложнен: при подготовке к лекции студенты сами должны отметить вопросы, проблемы и противоречия в тексте, в связи с чем, лекция превращается, скорее, в «пресс-конференцию» преподавателя.

2) Студенты (в зависимости от уровня учебных навыков – с предварительной подготовкой или же без нее) зачитывают фрагменты лекции перед аудиторией. Одновременно, решается целый спектр проблем, связанных с недостатком времени для развития речевых компетенций студентов, преодолением страха перед аудиторией и пр. По завершению каждого такого фрагмента, аудитория вправе задать вопросы по прочитанному, либо же эти вопросы задает сам преподаватель, последовательно вовлекая в обсуждение как самого «лектора», так и всех присутствующих.

3) Заранее назначенные студенты готовят «фрагменты» лекций, представляющие собой краткое изложение теоретического материала, дополненное цитатами классиков педагогики, а также – примерами из области педагогической практики в сопровождении компьютерных презентаций.

4) «Рецензирование лекции». Один студент (лектор) читает фрагменты лекций, после чего другой студент (рецензент) оценивает услышанное. Критериями оценки могут быть: научность, информативность, логичность, актуальность, коммуникативная направленность. Можно усложнить этот прием, пригласив для рецензирования двух студентов: один из них будет подчеркивать достоинства, а другой – недостатки. В случае недостаточной подготовленности аудитории, и лектор, и рецензенты назначаются заранее; в прочих случаях, преподаватель может пригласить любого слушателя на каждую из ролей.

5) По заранее объявленной теме лекции несколько студентов готовят компьютерные презентации, которые обсуждаются в аудитории с участием преподавателя и с опорой на соответствующий текст лекции.

Таким образом, у студентов формируется опыт «стереоскопического» мышления в педагогике, приобретаются навыки публичного выступления и общения.

Содержательный модуль 1.Подходы к развитию творческого мышления

Креативное мышление

Творческое мышление

Одной из областей человеческого ума, в которую пока еще не вторглись компьютеры, является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностьюспособность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, по данным Бэррона и Харрингтона, она весьма слаба.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих людей, занимающихся творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений.

Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку-«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать их от одежды, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась «липучка».

У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал их заново.

Развитие творческого мышления

Как научиться мыслить более творчески? В ответ на этот вопрос можно предложить целый ряд рекомендаций. Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к «ухудшению» потенциально плодотворных мыслей, а с другой – к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство. Несколько советов по развитию креативности:

  • Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.
  • Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.
  • Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.
  • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.
  • Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.
  • Ищите объяснения странных и непонятных вещей.
  • Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.
  • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.
  • Чтобы выдать «на-гора» как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.
  • При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

Креативное мышление – это...

Собственно, никто не знает, что такое креативное мышление. Психологи путаются и ругаются, пытаясь выработать определение, которое всех устроит. Но пока так ни до чего не договорились. Поэтому мы для себя решим, что креативное мышлениеэто способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Такое определение не хуже любого другого.

Ведь суть креативности – в нахождении новых, необычных, нетрадиционных путей. Для этого нужна некоторая смелость мышления и отсутствие стереотипов. Так вот, чтобы не иметь стереотипов и прочей гадости, мешающей мыслить креативно, нужно, прежде всего, мыслить НЕЗАВИСИМО.

1. Ничего не принимать на веру.

2. Не иметь авторитетов и кумиров (любой человек, как бы умен и замечателен не был, может ошибаться. А «авторитеты» зачастую еще и расслабляются и начинают нести чушь. Ну, а поклонники продолжают внимать речам авторитета как божественному откровению).

3. Не бояться быть «не как все» (хотя тут неправильна уже постановка вопроса. В идеале не должно возникать даже мысли в духе «похож я на других или нет?». Никакого смысла в таких рассуждениях отродясь не было. Быть надо собой, и мерить себя лучше всего своей линейкой).

4. Все это помогает главному – видеть вещи более близкими к реальности (я не говорю «такими, какие они есть» – не факт, что это вообще доступно человеку). А значит – и находить новые идеи, там, где другие – скованные стереотипами и «истинами» их не заметят и за миллион лет.

Вообще, на мой взгляд, креативное мышление развивается так (это можно проследить в процессе развития человека – первые ступени осваиваются детьми и подростками, а дальше – как повезет.Развитие одной ступени подготавливает базу для другой):

1. Сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ – умение делать выводы, сопоставляя одно с другим.

2. У подростков развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ – умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом.

3. Потом (если повезет) появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ – умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

4. Ну и наконец, благодаря свободе, которую дает предыдущая ступень, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Кто-то может заметить, что креативность обычно противопоставляют разуму и логике, и, тем более, критичному взгляду на мир. Дескать, критики получаются из неудавшихся писателей, холодный прищуренный взгляд не видит красоту мира, а логика и творчество – смертельные враги.

Доля истины тут есть.

Но противоречия в вышеописанном не наблюдается. Вообще не слишком разумно противопоставлять друг другу что-то внутри самого человека. Все взаимосвязано, все.

Критичное мышление не заменяет креатив, оно служит основой для креативности. Креативность связана с подсознанием, так? Ну а критичное мышление помогает «натренировать» подсознание, очистить его от мешающих нам установок и чужих мнений. Можно сказать, что впечатления, которые мы получаем от мира – это топливо, на котором работает креативное мышление, подсознание – его мотор, ну а логичное и критичное мышление – установка по очистке топлива.

Разумеется, излишне критичный настрой может губить новые идеи в зародыше, не давая им расправить крылья. Поэтому надо научиться переключаться с одного стиля мышления на другой – и это не так уж сложно – достаточно провести пару мозговых штурмов в качестве организатора, чтобы увидеть процесс со стороны (во время первой части мозгового штурма нельзя критиковать идеи, потом же они, напротив, вычеркиваются).

В целом – нехитрое искусство.

Подводя итоги:

1. Одна из основ креативного мышления – умение видеть мир неискаженным чужими мнениями, стереотипами, установками, изречениями авторитетов.

2. Чтобы видеть мир близким к действительности нужно уметь относиться ко всему критично и обладать независимым мышлением.

3. Впечатления и опыт – топливо для креативности, независимое мышление – очистная установка, подсознание – двигатель.

Креативное мышление предполагает прокладку новых путей к цели, которые доселе были неизвестны субъекту деятельности. Эти пути могут быть сотканы из совершенно новых элементов мысли, а также собраны в обновленных цепочках из уже встречавшихся структур. Креативное мышление предполагает умственную концентрацию на проблеме и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий. Оно также предполагает наличие у субъекта деятельности определенных профессиональных знаний и опыта. В современном менеджменте сложилась определенная система креативного поведения.

1. Подготовка. Сбор информации. Анализ фактуры, обобщение данных, сравнение показателей и т. д. Эта стадия обычно принимает вид аналитической процедуры. 

2. Концентрация. Сосредоточение умственных усилий на проблеме, отдельных фактах, системе фактов. Возникновение явления фрустрации, т е. умственного затруднения. Стремление преодолеть барьер затруднений. Спады и подъемы активности, расслабление и напряжение мышц. В результате – наплыв идей. 

3. Инкубация идей. Все идеи, которые возникают в процессе мыслительной концентрации, передаются в подсознание. Там происходит их группировка по методологическим основаниям. Личностная цензура сначала подвергает эти идеи моральному и ценностному тестированию, а затем передает в высшие этажи психики. 

4. Вспышки «ага-переживаний». Процесс переработки идей, совершенствующийся по волновому циклу (с подъемами и спадами), результируется как вспышка мысли: «Ага – вот где собака зарыта!» «А, – так это вот как!» «Ну – теперь все ясно!» и т. д. Человек ощущает этот процесс как умственное озарение, как вспышку «диких идей».

5. Анализ и синтез.Исследование результатов креативного мышления на уровне логического анализа. Оценка «диких идей».

Источник: http://www.samorazwitie.ru/2010/04/kreativnoe-myshlenie.html#ixzz4bPZtQVs0

Творчество и интуиция

На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность, раскрывается ее творческая сущность.

Вопрос о сущности творчества по-разному рассматривался в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связано с временным, переменным бытием, а вечное, бесконечное считалось выше любой деятельности. Платон же развивает учение о своеобразной направленности человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Средневековые философы воспринимают творчество как Бога, который свободно творит мир. Творчество, таким образом, представляет собой волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В эпоху Возрождения возникает культ гения, интерес к самому акту творчества. В XVIII веке Кант анализирует творческую действительность в учении о производительной способности представления. Он считает, что гении творят, будто в состоянии вдохновения, бессознательно. Шеллинг подчеркивает, что в творчестве человек прикасается к абсолюту.

Развернутую концепцию творчества разработал Бергсон: это – процессы рождения, рост, вызревание в природе, а также возникновение новых образов и переживаний в сфере сознания. В экзистенциализме носителем творческого первоначала считается лицо как прорыв природной необходимости и умственного целеполагания. В XX веке неопозитивизм, прагматизм и инструментализм рассматривают творчество как изобретательство, цель которого решить задачу, поставленную определенной ситуацией (Дьюи). Для Уайтхеда, Гуссерля, Гартмана творчество – это не деятельность, а интеллектуальное созерцание.

Понятно, что понятие творчества соотносится с понятием «деятельность», а предпосылкой человеческого творчества является активность материи на всех уровнях и такое атрибутивное свойство материи, как отражение «я». Только сознание человека приобретает способность, отражая предмет, создавать новое. В идеальном концентрируется и отражение, и будущая конструкция предмета, отношений, ситуаций и действий. Лишь на основе идеального возможно создание нового, того, что не в состоянии создать сама природа, хотя, конечно, это новое невозможно без опоры на объективные закономерности.

Идеальное как новое – это не просто отражение, тот объект, который будет образован на базе идеального, сам будет отражением идеального. Для творчества характерно движение не от объекта к субъекту, а от субъекта к объекту. В этом плане отображение и творчество – разные явления. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и создает его. Именно в творчестве человек выходит за пределы того, что дает природа, и на основе этого создает новое, что соответствует потребностям, целям. И хотя отражение и творчество разные по характеру, они тесно взаимосвязаны, и не только в том смысле, что творчество без отображения невозможно. Творческие компоненты, имеющиеся у человека и в составе чувственных представлений, и в системе понятийных образов, как в живом созерцании, так и в эмпирическом и теоретическом.

В сознании человека функционируют понятия, устремленные в будущее. Чувственные отображения, в значительной мере, обусловлены практикой, теми новыми творческими представлениями, в которых воплощается будущее.

Конечно, в познании нет двух параллельных, независимых механизмов, один из которых обслуживает отображения, а второй – творчество. Выделить такие «механизмы» невозможно, поскольку творчество пронизывает весь познавательный процесс. Отображение включает в себя творчество как внутренний момент, как свою противоположность, диалектического отрицания отрицания. Творчество и отображение взаимно дополняют и взаимопронизывают друг друга.

Таким образом, творчество и отражение – разные, но взаимосвязанные феномены. Распространенным является понимание творчества как деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии со своими потребностями и целями человечества на основе объективных законов действительности. Но при таком толковании за пределами творчества остается то, что имеет место в религиозных, мифологических конструкциях, в искусстве, на обыденном уровне сознания.

Иногда считают, что творчество – это появление такого нового, что имеет положительную общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. Но тогда в творчество не включаются и творчество детей, и решение человеком головоломки, и некоторые достижения творческой мысли людей, что сразу не были признаны. При таком подходе игнорируются индивидуальные интересы и индивидуальное творчество, личное растворяется в сплошном. Кроме того, привязка творчества только к прогрессу дает повод определить узкий круг явлений, за пределами которого обнаруживаются обычно творческие идеи и поступки, но реакционных классов и лиц, которые действовали и в интересах реакционных сил, но нетворческими вряд ли могут считаться. Точнее будет выбрать такой угол зрения на творчество, который мог бы охватить различные его проявления – и прогрессивное, и реакционное, и консервативное, и нейтральное отношение к прогрессу. Хотя, конечно, социально значимое творчество, служит прогрессу, следует квалифицировать его как высшую форму творческой деятельности.

Несомненно, творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.Существуют различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и др. Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

В получении нового знания большую роль играет логическое мышление, способы и меры образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что для решения научных проблем недостаточно индуктивно или дедуктивно развернутого мышления. Важное место в этом процессе занимает интуиция (лат.пристально смотрю), которая предоставляет познанию новый импульс и направление движения.

Каждому человеку присущи такие личные способности как воображение и интуиция. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных, повседневных условиях. В нестандартных ситуациях в условиях ограниченности в информации субъект действует якобы «предчувствуя», что нужно действовать так, а не иначе.

Примеры интуиции – очевидное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или о строении атома у Резерфорда, появление понятия о кватернионы у Гамильтона или о нейтрино у Паули.

В истории философии понятие интуиции вмещало разное содержание. Под интуициейпонимали форму непосредственного интеллектуального знания или созерцание (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (образов вещей чувственного мира) является видом непосредственного знания, которое приходит как внезапное надчувственное объяснение, к которому ведет длительная подготовка ума. Начиная с античности, интуиция противопоставлялась не только чувственным формам познания, но и логическому мышлению.

Декарт, например, понимал под истиной «не шаткие свидетельства чувств и лицемерные суждения беспорядочного воображения, а понятие ясного и внимательного ума».

Гегель в своей системе совмещал непосредственное и опосредованное знание.

Фейербах трактовал интуицию как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция). Под истиной понимали и инстинкт, который косвенно, без предварительного обучения определяет формы поведения организма (Бергсон), и скрытый, бессознательный первопринцип творчества (Фрейд).

Интуицию Бергсон связывал с инстинктом, познанием живого меняющегося, с синтезом, а логическое – с интеллектом, анализом.

Материалистическая диалектика видит положительное качество интуиции в характеристике момента непосредственности в познании (не опирается на логическое доказательство), который представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развернутом, логично и фактически доказательном виде. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те средства, с помощью которых он делается.

Итак, интуиция – это своеобразный тип мышления, когда отдельные цепи процесса мышления проносятся в сознании более или менее подсознательно, а четко осознается только результат мысли – истина, интуиции бывает достаточно для того, чтобы усмотреть истину, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя.

Таким образом, интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее видения без доказательного обоснования. Интуиции присущи внезапность и неосознанность. Нередко решения проблем (поиск нового понятия, темы, идеи и др.) приходило внезапно, случайно в непригодных для творчества условиях, которые контрастируют с условиями целенаправленного научного поиска. Интуитивное "видение" осуществляется не только случайно и вдруг, но и без четкой осознанности средств и путей, которые приводят к результату.

Интуиция содержит следующие этапы:

- накопление и неосознанное распределение образов и абстракций в системе памяти;

- их неосознанное комбинирование и переработка для решения определенной задачи;

- четкое осознание задачи;

- неожиданное для данного человека нахождение решений в зависимости от специфики деятельности субъекта определяются особенностями интуиции историка, врача, биолога-экспериментатора, сталевара и др. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т.д.

По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая

Первую из них нередко называют интуицией-редукцией. Пример – лекарственная интуиция С. П. Боткина. Известно, что пока пациент проходил 7 метров от двери к столу, Боткин ставил предварительный диагноз, мысленно примеряя определенную «матрицу»-схему.

Эвристическая же интуиция связана с формированием принципиально нового знания. Тот же С. Боткин как ученый-клиницист, который разрабатывал теорию медицины, неоднократно использовал такую интуицию в своей научной деятельности. Она помогла ему, например, выдвинуть гипотезу об инфекционной природе катаральной желтухи («болезни Боткина»).

К общим условиям формирования и выявления интуиции относятся:

- фундаментальная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

- состояние проблемности, поисковая ситуация;

- напряженные усилия решить проблему;

- наличие «подсказки», что является «пусковым механизмом» для интуиции.

В качестве такой причины для Ньютона, как известно, было яблоко, упавшее ему на голову, что и вызвало идею всемирного тяготения, для инженера С. Броуна – висящая между ветвями паутина, которая натолкнула его на идею висячего моста, для Ф А Кекуле – змея, которая схватила свой собственный хвост.

Важность для интуицииимеют подсказки, за которыми стоят аналогии, общие схемы, принципы, что ведет к определенным практическим рекомендациям: субъекту, который находится в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и из смежных дисциплин, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, художественную, научно-фантастическую и детективную литературу, научно-популярные статьи, общественно-политические журналы; чем шире мировоззрение человека, тем больше факторов для действия интуиции.

Латеральное мышление

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее. Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Главное различие между логическим и творческим мышлением состоит в том, что при шаблонном логическом мышлении логика управляет разумом, тогда как в процессе креативного мышления она лишь играет обслуживающую роль. И действительно, логика не является главной в творческом процессе, но, тем не менее, она необходима для правильного поиска, отбора, адаптации и анализа новых идей.

Существует множество попыток описать творческое мышление человека. Однако построить единый тренинг, помогающий научиться креативу, на основе всех известных концепций просто невозможно. В данном тренинге будет использована наиболее популярная и удобная в практическом применении схема латерального мышления, адаптированная Филипом Котлером и Фернандо Триас Де Бесом. Эта схема во многом пересекается с другими концепциями, и, если вы захотите освоить ТРИЗ, синектику или теорию 6 шляп, полученные в этом курсе лекций знания вам обязательно пригодятся.

Латеральное мышление

Латеральный (лат. lateralis - боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...