Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Трактовкипонятия «содержание образования»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Чайка Ириной Владимировной Проверила:кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Тишко Анна Борисовна
г. Ярославль 2018 год Оглавление Воспитание. 3 Сущность воспитания.. 3 Принципы воспитания.. 3 Формы воспитания.. 4 Методы воспитания.. 4 Обучение. 5 Сущность обучения.. 5 Принципы обучения.. 5 Формы обучения.. 7 Методы обучения.. 9 Развитие и социализация. 10 Сущность развития.. 10 Факторы развития личности.. 10 Сущность социализации.. 12 Образование. 12 Сущность образования.. 12 Трактовки понятия «содержание образования».. 13 Подходы к определению содержания образования.. 13 Система образования в России.. 14 Список использованных источников: 16
Воспитание Сущность воспитания Воспитание как общественное явление — это процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. Воспитание как педагогическое явление — целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования свободоспособной личности. Принципы воспитания 1. воспитание должно быть направлено на развитие личности, на формирование творческой индивидуальности; 2. воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых; 3. воспитание должно проходить в процессе освоения воспитанниками культуры и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения; 4. воспитание требует вовлечения детей в активную сознательную развивающую деятельность; 5. воспитание должно быть тесно связано с жизнью окружающего общества, с трудом, с опытом и жизнью воспитанника; 6. воспитание надо осуществлять в коллективе и с помощью коллектива; 7. в воспитании следует опираться на положительные стороны воспитанника; 8. в воспитании требуется сочетать педагогическое руководство с самодеятельностью, самостоятельностью воспитанников. Формы воспитания Форма воспитательной работы — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Они зависят от данной конкретной педагогической ситуации и поэтому разнообразны. · Словесно-логические. Беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции; · Образно-художественные. Концерт, спектакль, праздник; · Трудовые. Ежедневная уборка в классах, ремонт школы, разбивка и устройство сада, парка, организация фермы, привлечение воспитанников к участию в общественных движениях и организациях; · Игровые. Спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные игры; · Психологические. Лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Методы воспитания Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. а) методы формирования сознания – методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Рассказ, беседа, лекция, дискуссия,диспут, метод примера; б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения – пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций; в) методы стимулирования поведения – методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Соревнование, игра, поощрение,наказание; г) методы контроля, самоконтроля и самооценки – пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействия.Педагогическое наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатовдеятельности. д) методы самовоспитания – методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции.Рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение. Обучение Сущность обучения Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека. Принципы обучения Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: 1. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; 2. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал; 3. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. 4. Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности. 5. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. 6. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. 7. Принцип воспитывающего обучения предполагает воспитание через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. 8. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. 9. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Формы обучения Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса). Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Уроки могут быть: урок усвоения нового материала, урок закрепления, урок повторения, урок контроля (проверки знаний), комбинированный урок. Четкой классификации типов уроков нет. Лекция — преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные лекции. Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения. Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами. Лабораторно-практические занятия, практикумы — формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные, практические работы. Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых. Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Производственная практика - одна из форм организации учебного процесса в высшей школе. Дидактические цели производственной практики — формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности. Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения. Относится к внеаудиторным занятиям. Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Зачет — форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. Конкурсы и олимпиады. Курсовое проектирование— форма обучения, которая применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста. Методы обучения Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения различаются: 1. По источнику восприятия и передачи учебной информации: · словесные (рассказ,лекция, беседа, диспут, конференция, драматизация, объяснение); · наглядные (наблюдение, демонстрация) · практические (упражнения, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий) 2. По логике передачи и восприятия информации: · дедуктивные · индуктивные 3. По степени управления учебной работой: · управляемая работа с книгой · самостоятельная работа с книгой 4. По степения самостоятельности и активности мышления школьников: · репродуктивные o объяснительно-иллюстративные: беседа, работа с книгой, устное изложение, наблюдение; o репродуктивное: программированное обучение, линейное, разветвленное; · продуктивные o проблемное изложение, где вывод делает учитель: решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача; o частично-поисковый, где вывод делается совместно: эвристическая беседа, диспут; o исследовательский, где вывод делают сами учащиеся: опытническая работа, творческая работа. Развитие и социализация Сущность развития Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Факторы развития личности К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении. · собственная деятельность человекаобеспечивает создание материальных условий для жизни, способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей, содействует познанию и преобразованию окружающего мира, является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей, дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений. · коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии. · самовоспитание. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
К внешним факторам относятся социальный и биологический факторы. · Среда и воспитание — это социальные факторы; На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. Человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. · Наследственность — биологический фактор. Наследственно передаются анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей – задатки. Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные, математические и т.д). Такие задатки наследуются. Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. Сущность социализации Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации. Образование Сущность образования Образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (В. А. Сластенин). Трактовкипонятия «содержание образования» Знаниево-ориентированный подход. Под содержанием образования понимается педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся; Личностно-ориентированный подход. Учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием, но и у них должны быть сформированы ценностно значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению несправедливости и бездушия, толерантное отношение к инакомыслящим и т. д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 149. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |