Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Макроэкономическая политика в открытой экономике (Бюджетно-налоговая система, Денежно-кредитная система, Социальная политика государства)




1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.

2. Государственное регулирование экономики: цели и методы.

3. Финансовые отношения и финансовая система.

4. Государственный бюджет: его дефицит и профицит.

5. Государственный долг.

6.  Налоги и их функции, эффект Лаффера

7. Фискальная политика государства и ее инструменты.

8. Денежный рынок: спрос и предложение денег. Денежная масса.

9. Механизм установления равновесия на денежном рынке.

10. Банковская система. Структура и функции в национальной экономике.

11. Механизм создания банками кредитных денег. Денежный мультипликатор.

12. Денежно-кредитная политика ЦБ: цели, инструменты, механизм влияния на ВНП.

13. Сущность доходов, их источники и формы.

14. Неравенство доходов и его причины. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

15. Социальная политика и социальная защита.

В реальности чисто рыночной модели экономики не существует. Государство всегда в той или иной степени вмешивается в развитие экономки. В рыночной экономике государство должно выполнять как минимум три функции, которые связаны с «провалами» (недостатками) рынка.

1. Рынок не производит общественные блага (или производит их мало). Эту функцию на себя берет государство.

2. Деятельность рынка порождает внешние эффекты. Негативные внешние эффекты самостоятельно рынок, как правило, не устраняет, эту функцию берет на себя государство

3. Обеспечение экономики деньгами. Эту функцию государство выполняет в лице Центрального банка, который обладает монопольным правом эмиссии денег.

Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, административного и экономического характера, осуществляемых государством в лице его институтов в целях воздействия на социально-экономическую систему и обеспечения благоприятных условий воспроизводства.

Цели государственного регулирования экономики: обеспечение устойчивого экономического роста; обеспечение высокого уровня занятости населения; обеспечение устойчивых темпов инфляции, не превышающих 10% годовых; обеспечение сбалансированного внешнеэкономического платежного баланса.

 Методы государственного регулирования экономики могут быть прямыми (лицензирование, государственная регистрация предприятий, гражданское, налоговое законодательство и т.д.) и косвенными (денежно-кредитные, бюджетно-налоговые методы и т.д.).

Финансовые отношения – это система экономических отношений, которые возникают между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Совокупность всех финансовых отношений национальной экономики по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств образует финансовую систему страны. Основными элементами финансовой системы являются:

·  централизованные финансы (государственный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды);

·  децентрализованные финансы (фонды, которые формируются в фирмах: фонд заработной платы, резервный фонд, амортизационный фонд и др.)

·  финансы домашних хозяйств (личные финансы).

Основным централизованным фондом денежных средств выступает государственный бюджет. Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на текущий год.

Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) доходы бюджета превышают его расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, образуется профицит государственного бюджета;

2)  доходы бюджета равны его расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, государственный бюджет сбалансирован;

3)  доходы бюджета меньше, чем его расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, образуется дефицит государственного бюджета. Выделяют две группы методов покрытия бюджетного дефицита (см. табл. 12).

Таблица 12 – Методы покрытия бюджетного дефецита

Методы покрытия бюджетного дефицита

Инфляционные: · эмиссия денежных знаков Центральным банком Неинфляционные: · сокращение расходов государственного бюджета; · увеличение налогового бремени; · внутренние и внешние займы

 

В теории существуют три концепции балансирования государственного бюджета (см. табл. 13).

Таблица 13 – Концепции балансирования государственного бюджета

Концепции балансирования государственного бюджета Характеристика
Концепция ежегодного балансирования государственного бюджета Независимо от фазы экономического цикла (подъема или спада) каждый год расходы бюджета должны быть равны его доходам
Балансирование государственного бюджета в течение промышленного цикла Равенство доходов и расходов бюджета в течение экономического цикла, который включает как фазу спада, так и фазу подъема
Концепция функциональных финансов Балансирование структуры и повышение эффективности национальной экономики

 

От понятия бюджетного дефицита следует отличать понятие государственного долга. Бюджетный дефицит – это текущий показатель макроэкономической ситуации в стране, рассчитанный за один год, а государственный долг – это экономический показатель, рассчитанный за ряд лет.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенное время дефицитов бюджета за минусом положительных сальдо бюджета, если они имели место за тот же самый период. Виды государственного долга и их последствия для национальной экономики представлены в таблице 14.

Таблица 14 – Последствия государственного долга

Вид государственного долга Последствия для национальной экономики
Внутренний государственный долг – это задолженность государства перед своими собственными гражданами, организациями.   · денежные средства из реального сектора экономики переходят в фиктивный сектор государственных ценных бумаг, так как банки предпочитают вместо кредитования бизнеса вкладывать деньги в высокодоходные государственные ценные бумаги; · снижение частных инвестиций в экономику в результате роста ставок рефинансирования и процентных ставок; · увеличение расходной статьи госбюджета «выплата процентов по государственному долгу» · повышение налоговых ставок
Внешний государственный долг – это задолженность государства иностранным государствам, организациям · страна попадает в экономическую и политическую зависимость перед иностранными кредиторами; · снижается международный авторитет страны; · передача части созданного национального богатства иностранным государствам; · повышение курса иностранный валюты за счет ее скупки ЦБ для выполнения государственных обязательств перед иностранными кредиторами

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налоги – это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального налогового законодательства.

Сущность налогов проявляется в их функциях (см. табл. 15):

Таблица 15 – Функции налогов

Функция налогов Характеристика
Фискальная Формирование доходов государства, необходимых для выполнения им своих функций  
Регулирующая Воздействие (стимулирование или сдерживание) через налоги на национальную экономику.
Контрольная Установление соотношения между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах

Классификация налогов представлена в таблице 16.

Таблица 16 – Виды налогов

Критерий классификации Виды налогов Характеристика
По видам налоговых ставок · твердые (налог с владельца автотранспорта) · пропорциональные ( налог на прибыль) · прогрессивные (в развитых странах – подоходный налог) · регрессивные (акцизы, таможенные пошлины) Устанавливаются в абсолютной сумме и не зависят от доходов налогоплательщиков Налоговая ставка не меняется при изменении дохода Налоговая ставка растет с ростом дохода   Налоговая ставка снижается с ростом дохода
По способу платежа · прямые (подоходный налог, налог на землю) · косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины) Взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика Устанавливаются в виде надбавки к цене товаров и выплачиваются потребителями этих товаров

Кривая Лаффера
Tmaz
T
t
t опт
Большое внимание воздействию налогов на производство и налоговым поступлениям в государственный бюджет уделял американский экономист А.Лаффер, который построил гипотетическую кривую, показывающую  взаимосвязь между ростом налоговых ставок и налоговыми поступлениями в бюджет (см. рис. 9). Кривая Лаффера говорит о том, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления в государственный бюджет максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то налоговые поступления в бюджет сократятся, поскольку снизится уровень деловой активности.

Рисунок 9 - Кривая Лаффера

Фискальная (бюджетно-налоговая политика) - это политика государства по изменению государственных расходов и налогов, направленная на обеспечение стабильных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, равновесного внешнеторгового баланса.

Основными инструментами проведения фискальной политики являются государственные расходы и налоги. Классификация видов фискальной политики и их характеристика представлены в таблице 17.

Таблица 17 – Виды фискальной политики

Виды фискальной политики Характеристика
Дискреционная Сознательное воздействие государства на экономику посредством изменения государственных расходов и налогов. Реализуется через механизм нормативно-правовых актов
Недискреционная Автоматическое (без вмешательства государства) воздействие на экономику. Реализуется через встроенные стабилизаторы
Стимулирующая Проводится в период спада производства и массовой безработицы. Реализуется через увеличение государственных расходов и снижения налогового бремени
Сдерживающая Проводится во время перегрева экономики, сопровождающееся инфляцией. Реализуется через уменьшение государственных расходов и увеличение налогового бремени

 

Деньги, по определению К.Маркса, это товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Пол Хейне определяет деньги как ликвидное (легко реализуемое) имущество. Вся денежная масса, находящаяся в обращении, в соответствии с критерием убывания ликвидности делится на денежные агрегаты: М1, который называется «деньги», М2, который называется «почти деньги», и М3.

Денежный агрегат М1 включает в себя наличные деньги и средства на текущих счетах в банке.Денежный агрегат М1 называется «деньги», потому что он обладает абсолютной ликвидностью, поскольку наличные деньги и деньги с текущих счетов можно в любой момент обменять на другой товар или услугу.

Денежный агрегат М2 включает в себя денежный агрегат М1, вклады до востребования и срочные вклады небольших размеров. Денежный агрегат М2 называется «почти деньги», потому что эти денежные средства можно достаточно легко перевести в наличные деньги, сняв средства со срочного вклада по истечении определенного периода времени.

Денежный агрегат М3 включает в себя денежный агрегат М2 и срочные вклады крупных размеров (свыше 100 тыс. долл.)

Денежный рынок, как и любой другой рынок, состоит из трех основных элементов: спроса на деньги, предложения денег и цены денег (банковский процент).

Под предложением денег (Sм) понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Предложение денег в экономике графически представлено в виде вертикальной прямой (см. рис. 10). Так как эмиссия денежных средств в экономике осуществляется государством в лице Центрального Банка, и количество денег в обращении определяется не уровнем процентной ставки, а направлением экономической политики государства. Если перед государством стоит проблема инфляции, то ЦБ будет сокращать денежную массу. Если же перед государством стоит задача стимулирования экономического роста, то ЦБ будет расширять денежную эмиссию.

  r             Sм                                  

                                             

                                                 

                                       М

Рисунок 10 - Кривая предложения денег

Под спросом на деньги (DМ) понимается общее количество денег, которое население и фирмы желают держать у себя на руках в настоящий момент.

Дж. М. Кейнс, в зависимости от мотивов спроса на наличные деньги, выделяет два вида спроса на деньги:  трансакционный спрос (спрос на деньги для совершения сделок купли-продажи товаров и услуг) и спекулятивный спрос (спрос на деньги со стороны финансовых активов).

Трансакционный спрос на наличные деньги не зависит от уровня процентной ставки, которая устанавливается на денежном рынке, поэтому графически трансакционный спрос на деньги будет представлен в виде вертикальной кривой (см. рис. 11).

 

r       

                     Dt

 

                                      М

Рисунок 11 - Кривая трансакционного спроса на деньги

Наличные деньги по сравнению с деньгами, помещенными в финансовые активы (акции, облигации), обладают одним неоспоримым преимуществом – ликвидностью, но в тоже время они не приносят своему владельцу дохода в виде процента, поэтому, чем выше процент доходности по финансовым активам, тем меньше спекулитивный спрос на наличные деньги.Поэтому графически спекулятивный спрос на деньги будет представлен в виде кривой с отрицательным наклоном (см. рис. 12).

Рисунок 12 - Спекулятивный спрос на деньги

Общий спрос на деньги складывается из трансакционного и спекулятивного спросов (см. рис. 13).

Рисунок 13 - Кривая общего спроса на деньги

График общего спроса на деньги никогда не пересечет ось or, так как всегда существует спрос на деньги для совершения сделок купли-продажи товаров и услуг, независящий от процента. И этот график никогда не пересечет ось ом, так как r (ставка банковского процента) не может быть равна нулю.

Денежный рынок в целом представляет собой взаимодействие спроса на деньги и предложения денег (см. рис. 14). Равновесие на денежном рынке устанавливается в точке пересечения кривых спроса на деньги и предложения денег. В этой точке (точке Е) спрос на деньги равен предложению денег (Dm= Sm).

Равновесие на денежном рынке является подвижным. Так с ростом доходов экономических субъектов спрос на деньги увеличивается и кривая спроса на деньги Dм смещается в положение Dм1. Равновесие на денежном рынке нарушается, и спрос на деньги становится больше предложения денег (Dм1>Sм). В этом случае на денежном рынке испытывается дефицит денежных средств, поэтому цена денег (процентная ставка) начинает расти от r до r1.

М

Рисунок 14 - Изменение спроса на деньги и механизм восстановления равновесия на денежном рынке

Если меняется предложение денег, то равновесие на денежном рынке тоже нарушается (см. рис. 15). Так при уменьшении предложения денег кривая Sм смещается в положение Sм1, возникает избыток денег. В этом случае экономические субъекты увеличивают спрос на заемные средства и продают ценные бумаги. В результате курс акций снижается, а процентная ставка растет до r1 Тогда спрос на деньги уменьшается и равновесие восстанавливается в точке Е1 при более высокой процентной ставки r1.

И, наоборот, при увеличении предложения денег с Sм до Sм2  экономические субъекты, уменьшают спрос на заемные средства и покупают ценные бумаги, в результате процентная ставка снижается до r2 и спрос на деньги постепенно увеличивается до величины предложения. Равновесие восстанавливается в точке Е2 при более низкой процентной ставки r2.

М

Рисунок 15 -  Изменение предложения денег и механизм восстановления равновесия на денежном рынке

Современная банковская система состоит из двух уровней (см. табл. 16)

Таблица 16 – Функции банковской системы

Уровни банковской системы Функции в национальной экономике
1. Центральный банк · денежная эмиссия; · кредитно-денежное регулирование экономики; · контроль за деятельностью коммерческих банков
2. Коммерческие банки · привлечение вкладов; · предоставление кредитов

 

 Коммерческие банки могут расширять денежное предложение. Процесс создания банками кредитных денег описывается с помощью денежного мультипликатора.

ΔМ = ΔD*(1 / r); величина 1/r носит название денежного мультипликатора. Он показывает, во сколько раз изменится предложение денег (ΔМ) в результате изменения вкладов в банковскую систему (ΔD).

Денежно-кредитная политика – это совокупность экономических мер, применяемых государством, для обеспечения стабильных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, равновесного внешнеторгового баланса.

Классификация видов денежно-кредитной политики и их характеристика представлены в таблице 18.

Таблица 17 – Виды денежно-кредитной политики

Виды денежно-кредитной политики Характеристика
Стимулирующая Проводится в период спада производства и массовой безработицы. Реализуется через покупку государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, снижение нормы обязательных резервов
Сдерживающая Проводится во время перегрева экономики, сопровождающееся инфляцией. Реализуется через продажу государственных ценных бумаг,  увеличение учетной ставки, повышение нормы обязательных резервов

Доходы представляют поступления из всех источников в течение определенного периода времени. Источниками доходов являются факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательская способность. Каждый фактор производства приносит своему владельцу доход в определенной форме: труд приносит доход в форме заработной платы, земля - ренту, капитал - процент и предпринимательская способность- прибыль.

Получаемый доход является основой благосостояния индивида, он определяет уровень его жизни. Однако разные экономические субъекты получают различный доход. Причин неравенства доходов может быть много: различия в интеллектуальных и физических способностях, различия по уровню полученного образования, различия во владении собственностью, везение и др.

Для измерения степени неравенства доходов используются кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Лоренц проанализировал статистические данные о распределении дохода между семьями в экономке США за 1984 г. и на основе этих данных построил кривую, которая показывает неравномерное распределение доходов в обществе (см. рис. 16).

Все население он обозначил за 100% и разделил их на 5 частей. Каждая часть охватывает 20 % семей. Распределение дохода в 1984 г. между 5-тью частями населения представлено в таблице 18.

 

 

Таблица 18 – Распределение доходов между семьями

Нижняя пятая часть Вторая пятая часть Третья пятая часть Четвертая пятая часть Верхняя пятая часть Верхние 5%
4,7% 11,0% 17,0% 24,4% 42,9% 16,0%

 

Из таблицы видно, что самые бедные 20% семей получили 4,7% дохода, на графике это точка А. Затем сложим числа из первой и второй колонок: 4,7 + 11,0 = 15,7. В результате получим, что 40% наиболее бедных семей обладают 15,7% дохода, на графике это точка В. Затем сложим числа из первой, второй и третьей колонок: 4,7 + 11,0 + 17,0 = 32,7%. Получаем, что 60% наиболее бедных семей имеют 32,7% дохода, на графике это точка С. Затем сложим числа из первой, второй, третьей и четвертой колонок: 4,7 + 11,0 + 17,0 + 24,4 = 57,1% Получаем, что 80% наиболее бедных семей имеют 57,1% совокупного дохода, на графике это точка D.

Далее самые богатые 5% семей имеют 16 % совокупного дохода, на графике это точка F. Тогда оставшиеся 95% семей имеют 84% дохода, на графике это точка Е. Теперь соединим все точки, в результате получим кривую Лоренца ОАВСDЕF.

Рис. 16 Кривая Лоренца

Линия ОF отражает абсолютно равномерное распределение доходов в обществе. Чем больше разрыв между кривой Лоренца и линией абсолютно равномерного распределения доходов, тем больше степень неравенства доходов в обществе.

Если площадь между кривой Лоренца и линией абсолютно равномерного распределения доходов обозначит за Т и соотнести ее с площадью треугольника OFK, то получим коэффициент Джини (показатель степени неравенства в распределении доходов): G = T / OFK.  Чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от линии абсолютно равномерного распределения доходов, тем больше будет коэффициент Джини и тем больше степень дифференциации доходов в обществе.

Для сокращения степени неравенства в обществе и повышения социальной справедливости государство проводит социальную политику.

Социальная политика - это составная часть государственной экономической политики, направленная на решение социальных проблем в целях повышения благосостояния общества.

Основными направлениями социальной политики государства являются:

· создание условий для трудовой деятельности, регулирование занятости, минимальной заработной платы;

· прямая поддержка доходов нуждающихся членов общества через систему социального обеспечения;

· развитие человеческой личности, удовлетворение общественных потребностей в образовании, медицинском обслуживании и т.д.

Одним из способов реализации социальной политики является система социальной защиты. Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид – государство, возникающая по поводу:

·         обеспечение государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства человека и содержания иждивенцев;

·        сохранение прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие социальных рисков (производственных травм, безработицы, болезни, смерти кормильца, наступления старости и др.);

·        обеспечение минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).

Система социальной защиты строится на основе следующих принципов:

1. Принцип субсидарности (дополнительности) состоит в том, что в рыночной экономике государство обеспечивает минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем членам общества. Этот принцип реализуется в системе государственных гарантий (гарантирование минимальной заработной платы, минимальной пенсии, права на труд, на отдых, на образование и медицинское обслуживание).

2. Принцип солидарности говорит о том, что общество готово оказывать социальную помощь определенным категориям людей независимо от их участия в производстве и уплаты ими налогов и страховых взносов. Этот принцип реализуется в системе мер по содержанию нетрудоспособных граждан.

3. Принцип эффективности означает, что социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Для сравнения социальных выгод и социальных издержек может быть использован инструмент «затраты – выпуски». Затраты представляют собой вложения государственных органов в какую-либо социальную программу, а выпуски – результат этой программы в виде роста благосостояния, показателями которого выступают уровень потребления, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численности бедных.

4. Принцип непрерывности означает, что независимо от финансового положения государства процесс социальной защиты не может быть остановлен.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 491.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...