Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Макроэкономическое равновесие




1. Понятие «макроэкономическое равновесие», его виды.

2. Базовая модель макроэкономического равновесия AD – AS.

3. Модель макроэкономического равновесия – Кейнсианский крест.

4. Располагаемый доход, потребление, сбережение, инвестиции.

5. Модель макроэкономического равновесия I-S.

6. Теория мультипликатора и акселератора.

Понятие «макроэкономическое равновесие» было введено в научный оборот в XIX веке швейцарским экономистом Леоном Вальрасом. Согласно его позиции, макроэкономическое равновесие – это выражение совокупности частных равновесий, устанавливаемых в процессе обмена продукцией между производителями и потребителями за счет нахождения взаимоприемлемых для обеих сторон цен.

Исходными элементами для данного анализа макроэкономического равновесия выступают совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос (AD)  – это агрегированный (объединенный) спрос всех экономических субъектов (домашних хозяйств, государства, бизнеса, иностранных резидентов) на конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике при любом уровне цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить четыре составляющие:

1. спрос на потребительские товары и услуги со стороны населения (C);

2. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

3. спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса (I);

4. чистый экспорт, который представляет собой разницу между спросом иностранцев на отечественную продукцию и отечественным спросом на импортную продукцию. (Xn).

AD=C+G+I+Xn, то есть совокупный спрос – это спрос, предъявленный на товары и услуги, произведенные внутри страны + импорт.

Графической формой совокупного спроса является кривая совокупного спроса, которая показывает обратную зависимость между совокупным спросом и уровнем цен в экономике (см. рис.1)

Рисунок 1- Кривая совокупного спроса

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется следующими макроэкономическими эффектами.

1. Эффект процентной ставки. Рост цен увеличивает спрос на деньги, так как чем выше уровень цен, тем больше требуется денег потребителям, чтобы покупать необходимые товары, и производителям, чтобы покупать сырье, материалы, выплачивать заработную плату. Рост спроса на деньги увеличивает процентную ставку, в результате кредиты становятся более дорогими. Это приводит к уменьшению инвестиционной активности и сокращению объема совокупного спроса.

2. Эффект реального богатства. С ростом цен реальное богатство экономических субъектов в виде наличных денег, средств на счетах в банках, ценных бумаг обесценивается. Население становится беднее, его доходы падают и оно сокращает свои расходы, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

3. Эффект импортных закупок. Рост цен внутри страны приводит к перераспределению спроса с более дорогой отечественной продукции на более дешевую импортную продукцию, что сокращает чистый экспорт, в результате объем совокупного спроса уменьшается.

На совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы (см. табл.1)

Таблица 1 – Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос

Субъекты и характер их спроса Воздействующие факторы
Домашние хозяйства (потребительские расходы) · доходы потребителей; · налоги с населения; · ожидания потребителей относительно получаемых доходов и уровня цен; · задолженность потребителей
Государство (государственные закупки товаров и услуг) · изменения в объемах государственных расходов
Бизнес (инвестиционные расходы) · уровень процентных ставок; · налоги на бизнес; · ожидания бизнеса в отношении получаемой прибыли; · развитие технологии
Внешняя экономика (чистый экспорт) · курс национальной валюты; · национальный доход зарубежного партнера

Совокупное предложение (AS) – это общее количество товаров и услуг, произведенных в национальной экономике при любом уровне цен в экономике.

Графической формой совокупного предложения является кривая совокупного предложения, которая состоит из трех отрезков: кейнсианского (горизонтального), классического (вертикального) и восходящего (промежуточного) (см. рис.2).

Рисунок 2 - Кривая совокупного предложения

Для каждого отрезка кривой совокупного предложения характерны особые состояния экономики (см. табл.2)

Таблица 2 – Характеристика отрезков кривой совокупного предложения

Состояние экономики, отражаемое отрезками кривой совокупного предложения

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения 1. Состояние спада в экономике: · неполная загрузка производственных мощностей; · массовая безработица; · малоподвижные цены на товары, услуги, экономические ресурсы. 2. Рост производства может произойти без изменения цен на товары и услуги за счет вовлечения незагруженных мощностей.
Восходящий отрезок кривой совокупного предложения 1. Состояние подъема в экономике: · происходит все более полное вовлечение ресурсов в производство; · рост цен, заработной платы. 2. Рост производства происходит за счет расширения совокупного спроса на товары и услуги и увеличения цен.
Вертикальный отрезок кривой совокупного предложения 1. Перегретое состояние экономики: · экономические ресурсы полностью использованы 2. Рост производства не происходит, а увеличение совокупного спроса вызывает только рост цен.

 

На совокупное предложение влияют следующие неценовые факторы (см. табл.3)

Таблица 3 – Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение

Неценовые факторы, влияющие на совокупное предложение

Субъекты и характер их предложения Воздействующие факторы
Бизнес (производство благ) · цены на ресурсы; · производительность труда; · уровень налогов на бизнес;

 

В теории на макроэкономическое равновесие есть два основных подхода. В рамках первого классического подхода макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения, что графически отражается точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Данная теория рассматривала рынок как саморегулирующуюся систему, где автоматическими регуляторами спроса и предложения на товарных рынках выступали гибкие цены, на рынке труда – гибкая заработная плата, на денежном рынке - гибкая процентная ставка.

Вторая точка зрения на макроэкономическое равновесие была предложена в 30-е гг. XX в. Дж.М.Кейнсом в его основной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Эта теория описывала реальные процессы XXв., когда наряду с рыночными механизмами на экономику решающее воздействие начинают оказывать институциональные структуры (государство, монополии, профсоюзы). Действия этих структур отключают автоматические регуляторы рыночной экономик в форме гибких цен, гибкой заработной платы, гибкой процентной ставки. Цены фиксируются в договорах о поставках продукции, заработная плата устанавливается в коллективных договорах профсоюзов с администрацией, процентная ставка регулируется ЦБ. В этих условиях вместо цены Дж.М.Кейнс выдвинул показатель «объема продаж». Переход к новому показателю позволил по-новому рассмотреть механизм формирования макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Построим график зависимости совокупного спроса от ВНД (см. рис.3). Чем выше доходы в экономике, тем больше совокупный спрос. Следовательно, между объемом совокупного спроса и ВНД существует прямая зависимость. Поэтому графически это должно быть представлено в виде биссектрисы. Это означало бы, что всякий прирост ВНД полностью потребляется, увеличивая объем совокупного спроса. Но в действительности складывается иная картина в силу двух причин. Во-первых, график совокупного спроса будет расположен выше нуля. Так как существует автономное потребление, которое не зависит от доходов. Во-вторых, график совокупного спроса пройдет положе линии 45 градусов, так как не весь ВНД нация потребляет, часть его она сберегает.

График совокупного предложения в отличие от графика совокупного спроса будет представлен в виде биссектрисы (см. рис. 3). Так как всякий прирост ВНД есть результат увеличения объема производства, то есть совокупного предложения.

Совместив два графика, мы получим «крест Кейнса» или кейнсианскую модель макроэкономического равновесия.

Рисунок 3 - Кейнсианский крест

Следующей моделью макроэкономического равновесия является модель I-S. Исходными элементами для данной модели выступают располагаемый доход (Y), потребление (C), сбережение (S) и инвестиции (I).

Потребление и сбережения домашних хозяйств, являясь микроэкономическими факторами, оказывают решающее воздействие на основные макроэкономические показатели. Так как потребление составляет значительную часть ВНД, поэтому даже незначительные изменения в потреблении оказывают влияние на подъемы и спады в экономике. Сбережения являются важнейшим источником инвестиций, так как согласно 2-ому макроэкономическому тождеству S=I.

Потребление – это часть располагаемого дохода, которая расходуется на покупку товаров и услуг. Потребление является функцией от дохода C=f(Y). График функции потребления представлен на рис. 4

Y

Рисунок 4 -  Кривая потребления

Кривая отражающая зависимость потребления от величины располагаемого дохода расположена выше нуля, так как существует автономное потребление, которое не зависит от дохода, положе линии 45 градусов, так как часть дохода сберегается.

Функция реального потребления имеет вид: Cр=C¯+МРС*Y, где

Cр – реальное потребелние; C¯ - автономное потребление; Y – доход;

МРС – коэффициент (предельная склонность к потреблению – это доля дополнительного потребления в каждой дополнительной единице дохода). МРС=ΔС/ΔY. Геометрически МРС представляет собой тангенс угла наклона кривой реального потребления к горизонтальной оси.

Сбережение – это часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление. Сбережение является функцией от дохода S=f(Y). Для построения графика функции сбережения достаточно спроектировать на ось абсцисс точку равновесия А и через эту точку провести кривую, параллельную кривой потребления. Это и будет кривая сбережений (см. рис. 5).

                                 S                                                                       
                                                                                             Y

Рисунок 5 - Кривая сбережений

Функция сбережения имеет вид S=-C¯+MPS*Y, где

MPS - это коэффициент (предельная склонность к сбережению - это доля дополнительного сбережения в каждой дополнительной единице дохода). МРS=ΔS/ΔY. Геометрически МРS показывает тангенс угла наклона кривой сбережения к горизонтальной оси.

На потребление и сбережения влияют различные факторы (см. табл. 4).

Таблица 4 – Факторы, влияющие на потребление и сбережения

Воздействующие факторы

На процесс потребления: · уровень получаемых доходов; · богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; · уровень цен; · потребительские ожидания; · величина потребительской задолженности; · уровень налогообложения На процесс сбережения: · уровень получаемых доходов; · богатство, накопленное в домашнем хозяйстве; · уровень процентной ставки; · потребительские ожидания; · величина потребительской задолженности; · уровень налогообложения; · намерения домашних хозяйств к осуществлению крупных покупок; · удовлетворение будущих потребностей (расходы на обучение, уход на пенсию)

 

Сбережения – это потенциальные инвестиции, которые только при определенных условиях могут перетекать в реальный сектор экономики и превращаться в инвестиции.

В экономической теории существует две основные точки зрения на макроэкономическое равновесие сбережений и инвестиций в экономике: классическая и кейнсианская.

1. Классики считали, что инвестиции и сбережения автоматически выравниваются при помощи гибких процентных ставок.

2. Дж.М.Кейнс считал, что в рыночной экономике отсутствует автоматический регулятор в форме гибкой процентной ставки, выравнивающий S и I. Инвестиции не равны сбережениям, потому что не совпадают мотивы сбережений и инвестиций, которые осуществляются разными экономическими субъектами и определяются различными факторами. Инвестиции осуществляются бизнесом и основным фактором, влияющим на них, является процентная ставка (I=f(r)). Сбережения осуществляются домашними хозяйствами и основным фактором, влияющим на них, является доход (S=f(Y)).

Важнейшим понятием в теории Дж.М. Кейнса является понятие мультипликатора. Дж. М. Кейнс определил, что рост инвестиций в экономику приводит к увеличению объемов ВНП и ВНД, поскольку инвестиции являются составной частью ВНП. Но Дж. М. Кейнс заметил, что вложение инвестиций в определенном объеме приводит к гораздо большему росту объемов ВНП и ВНД. Данный эффект он назвал мультипликатором инвестиций, который показывает зависимость изменения объемов ВНП в ответ на изменение инвестиций.

МРI=ΔВНП (ВНД)/ΔI

Вся схема мультипликатора инвестиций Кейнса строится на основе схемы кругооборота доходов и расходов в экономике, когда первоначальное увеличение расходов в экономике ΔI превращается в доходы домашних хозяйств ΔI, которые выплачивает им бизнес за предоставленные факторы производства. Но по теории Кейнса снова участвовать в экономике, увеличивая ВНП, будет лишь часть пришедших в домашние хозяйства доходов ΔI*MPC, остальная часть будет сберегаться и т.д.

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселератора. Акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения объема инвестиций в ответ на изменение объемов потребительских расходов.

Схема акселератора инвестиций строится на том, что динамика потребительских расходов в экономике воздействует на динамику объемов инвестиций: значительный рост потребительских расходов стимулирует инвестиционную активность.

Мультипликатор и акселератор взаимосвязаны друг с другом. Рост инвестиций вызывает действие эффекта мультипликатора, который способствует росту объемов ВНП и ВНД. Рост ВНД ведет к росту потребительских расходов и росту объема продаж. Рост объема продаж вызывает действие эффекта акселератора, который способствует появлению стимулированных инвестиций, то есть росту спроса на инвестиционные товары, производящие готовую продукцию.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 503.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...